СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекарственные растения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока кубановедения "Лекарственные растения" 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Лекарственные растения.»

Урок кубановедения во 2 классе

Дата проведения урока

Учитель-Трунилина А.С.

Тема

Лекарственные растения.

Педагогическая цель

продолжить знакомство детей с растительностью родного края; познакомить с лекарственными растениями; расширять представление о многообразии природы родного края, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней

Коррекционно-развивающая цель

развивать познавательную активность, расширять кругозор.

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые результаты (предметные)

научатся различать растения своей местности, выделять лекарственные, узнают их название, область применения; научатся использовать дополнительные средства информации (справочники, словари, энциклопедии, сеть Интернет).

Личностные результаты

различать и узнавать изученные объекты живой природы; устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется; ученик должен задавать себе вопрос «какое значение и какой смысл имеет для меня учение?» и уметь на него отвечать.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные: осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной речи; использовать (строить) таблицы, проверять по таблице; проводить сравнение, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ); строить объяснение в устной форме по предложенному плану; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; применять на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).

Коммуникативные: учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Методы: словесный, наглядный

Основное содержание темы, понятия и термины

Лекарственные растения

Образовательные ресурсы

Рабочая тетрадь по кубановедению Ерёменко Е.Н., ветки шиповника и калины, мультимедийная презентация.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Работа с учащимися с ЗПР

I. Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству.

1.Приветствие учащихся, эмоциональный настрой учащихся, проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, ребята.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Чтобы край родной свой знать.

- Проверим, все ли необходимое есть у вас для урока! Положите руки на парту, сядьте ровно.

- Мы начинаем наш урок.



II.Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

1.Определение темы и цели урока.

- На прошлом уроке мы с вами говорили о растениях, которые растут в нашем крае. Сегодня мы продолжим эту работу.

-Посмотрите на картинку (слайд 2). Как называется это растение? (Ромашка)

- Что вы знаете об этом растении? (Поласкают горло при ангине, ополаскивают волосы для укрепления).

-Ромашка - лекарственное растение.

-Ребята, как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего урока? (Ответы детей)

-Тема нашего урока: «Лекарственные растения».




III.Усвоение новых знаний
и способов действий.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Содействовать усвоению учащимися способов , которые привели к определенному выводу.

1.Рассказ учителя














































2.Знакомство с растениями:

а) мать-и-мачеха









































б) подорожник
































г) крапива








-Болеть могут все: и люди, и животные. Но где взять бедному зверю рецепт? Вот и приходится животным лечить себя самостоятельно. В лесной аптеке всегда можно отыскать то, что их исцелит.

-Люди ещё в древние времена, наблюдая за животными, тоже стали лечиться травами, ягодами, листьями многих растений. Человек использует растение как лекарство.

Люди всего мира всё чаще прибегают к растениям, используя их для исцеления недугов, идя тем самым на примирение с природой. Возрождается интерес к лекарственным растениям. Лекарственные растения были известны человеку с давних времён. Растения были не только источником питания человека. Занимаясь сбором плодов, кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни.

Из поколения в поколение передавались сведения о растениях-целителях, легенды и мифы об излечении болезней волшебными травами. Растения-целители исстари почитались и получили название «зелёной аптеки».

На Руси лекарственные растения применяли также давно, как и в других странах. Сбор дикорастущего сырья и выращивание лекарственных растений получили широкое развитие в период правления Петра1, издавшего несколько указов, в том числе и об организации «аптекарских огородов» во всех крупных городах России при военных госпиталях. В последствии из этих « огородов» были организованы прекрасные ботанические сады.

Свойства целебных растений описывались в «травниках», «цветниках», «зельниках», некоторые из которых дошли до наших времён. В настоящее время отечественная научная медицина имеет в своём арсенале приблизительно 300 видов лекарственных растений. А в народе используют более 500 видов. И большинство из этих растений растут у нас в Ростовской области.

Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, коренья) применяются для лечения заболеваний людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов.


-Ребята, отгадайте загадку, что это за растение?


С желтыми цветками я,

Есть две мамы у меня.

(мать-и-мачеха, слайд №3)


-Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мать.

Мать–и–мачеха – многолетнее травянистое растение похожее на одуванчик, но меньшего размера. В начале апреля на проталинах, там, где припекает солнце, появляются жёлтые цветочные корзиночки мать–и–мачехи. Цветки–корзиночки находятся на стеблях, покрытом буроватыми чешуйками. Это видоизменённые листья.

-Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Значительно позже, когда растение отцветает, вырастают сердцевидные зубчатые листья. Сверху они ярко-зелёные, блестящие, жестковатые, холодные. Снизу лист покрыт белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Научное же название мать-и-мачехи происходит от латинского слова «туссус», что значит кашель.

-Ребята, а как вы думаете, от чего помогает это растение?

-Действительно, это растение – прекрасное средство от кашля. Кашицу из свежих листьев прикладывают к опухолям, нарывам, фурункулам.

-В народе есть легенда…

-У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на нее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.


-Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь, если надо, путешественнику, натершему ногу, поранившему руку.


Тонкий стебелек у дорожки

На конце его сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

(Подорожник, слайд 4)

-В народе его называют «порезник», «ранник».

-Догадались, зачем его используют?

-Отвар листьев подорожника — старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша. Полезен настой подорожника и при туберкулезе легких. Теплый чай из листьев этого растения используют для полоскания горла при ангине.

-Послушайте легенду о том, как были открыты лечебные свойства подорожника.

-Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна успела уползти с дороги, а другая замешкалась, и колесо переехало её. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать подорожник для лечения ран.


-Чтобы узнать следующее лекарственное растение, нужно отгадать загадку.

Ты растения не тронь.

Жжется больно, как огонь.

Хоть и жжётся,

Но красива,

Всем известная ….. (крапива, слайд 5)

-Ещё в древности знахари писали: (знахари это люди, которые лечили) «Берём сырую крапиву, толчём и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит». В крапиве есть вещества, убивающие микробы, а ещё она хорошо останавливает кровь. Отваром моют голову. Используют её и для изготовления красок. А как вкусен суп из крапивы, так как в крапиве много витаминов.

-Крапива полезна не только людям, но и бабочкам - адмиралу, павлиньему глазу, гусеницам, которые едят её листья. Одна из таких бабочек даже названа в честь своей травы – кормилицы. Узнай её название …(крапивница). Рассмотрите её на рисунке и подпишите название.

















Физкультминутка

Цель: предупреждение утомления и активизация для дальнейшей работы учащихся.


Упражнение для профилактики утомления.

«А в лесу растёт черника»

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика (Наклоны)

Чтобы ягоды сорвать,

Надо глубже приседать. ( Приседание)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте)

В класс пора мне возвращаться,

Чтобы снова заниматься. (Дети садятся на места)


IV. Закрепление знаний и способов действий.

Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

1.Игра «Узнай растение по внешнему виду»















2.Работа в рабочих тетрадях с.17

Работа в парах



3.Самостоятельная работа.

Взаимопроверка



4. Памятка

-Лечебными бывают не только травы, но и плоды деревьев и кустарников.

-В вазе у меня на столе стоят веточки кустарников. Что это за растения? Что вы о них знаете?

-Шиповник богат витаминами: С,Р,К,В. Он входит в состав витаминных чаёв, из него делают сироп, применяемый при болезни печени. В домашних условиях из сухих плодов шиповника приготовляют отвар.

-Калина. Кору применяют в виде отвара при золотухе, простуде, удушье, свежие ягоды при судорогах, в качестве слабительного, гипертонической болезни, а цветы – при кашле и бронхите. Ягоды широко употребляют в пищу, а пережаренные семена используют в качестве заменителя кофе.

-Откройте рабочие тетради на с.17.

-Работать будете в парах. Вспомните правила работы в парах.

-Отгадайте загадки и заполните кроссворд.

-Ребята, какое слово у вас получилось? (Растения)

-Следующее задание выполните самостоятельно. Разделите описанные вами растения на группы: травы, деревья, кустарники.



-Ребята, прослушайте памятку:

Увидел молодой росток – не трогай и не рви.

Пройди-ка мимо, улыбнись. Пройдут года –

На этом месте вырастет целебная трава.

Лес зеленый охраняй, никого не обижай!

Не губи деревья ты, сохрани в лесу цветы!

Ты пришел за помощью к природе?

Добрым будь и береги ее, ветки не ломай, не трогай.

Помни: нужно много лет, чтобы кустик вырос и помог тебе.

Ты, дружок, смотри не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка!

Люби цветы, леса, простор полей –

Все, что зовется Родиной твоей!


















Учитель оказывает помощь в разгадывании кроссворда.



Учитель оказывает помощь в распределении растений на группы. При каждом ответе учащегося, учитель задаёт вопрос: По каким признакам ты определил, что это трава, дерево, кустарник? Докажи.

V. Рефлексивно-оценочный.

Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества..

1.Обобщающая беседа.









2.Рефлексия.


3.Домашнее задание.

- О каких растениях мы говорили на уроке?

– Назовите их.

- Листья, какого растения нужно приложить к ране, если вы натёрли ногу? (подорожника)

-Какие растения используют при лечении простудных заболеваний?

-Почему растения надо охранять?


-Ребята оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора».


-Подготовить сообщение об одном из лекарственных растение.