III.Усвоение новых знаний и способов действий. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов , которые привели к определенному выводу. | 1.Рассказ учителя 2.Знакомство с растениями: а) мать-и-мачеха б) подорожник г) крапива | -Болеть могут все: и люди, и животные. Но где взять бедному зверю рецепт? Вот и приходится животным лечить себя самостоятельно. В лесной аптеке всегда можно отыскать то, что их исцелит. -Люди ещё в древние времена, наблюдая за животными, тоже стали лечиться травами, ягодами, листьями многих растений. Человек использует растение как лекарство. Люди всего мира всё чаще прибегают к растениям, используя их для исцеления недугов, идя тем самым на примирение с природой. Возрождается интерес к лекарственным растениям. Лекарственные растения были известны человеку с давних времён. Растения были не только источником питания человека. Занимаясь сбором плодов, кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни. Из поколения в поколение передавались сведения о растениях-целителях, легенды и мифы об излечении болезней волшебными травами. Растения-целители исстари почитались и получили название «зелёной аптеки». На Руси лекарственные растения применяли также давно, как и в других странах. Сбор дикорастущего сырья и выращивание лекарственных растений получили широкое развитие в период правления Петра1, издавшего несколько указов, в том числе и об организации «аптекарских огородов» во всех крупных городах России при военных госпиталях. В последствии из этих « огородов» были организованы прекрасные ботанические сады. Свойства целебных растений описывались в «травниках», «цветниках», «зельниках», некоторые из которых дошли до наших времён. В настоящее время отечественная научная медицина имеет в своём арсенале приблизительно 300 видов лекарственных растений. А в народе используют более 500 видов. И большинство из этих растений растут у нас в Ростовской области. Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, коренья) применяются для лечения заболеваний людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов. -Ребята, отгадайте загадку, что это за растение? С желтыми цветками я, Есть две мамы у меня. (мать-и-мачеха, слайд №3) -Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мать. Мать–и–мачеха – многолетнее травянистое растение похожее на одуванчик, но меньшего размера. В начале апреля на проталинах, там, где припекает солнце, появляются жёлтые цветочные корзиночки мать–и–мачехи. Цветки–корзиночки находятся на стеблях, покрытом буроватыми чешуйками. Это видоизменённые листья. -Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Значительно позже, когда растение отцветает, вырастают сердцевидные зубчатые листья. Сверху они ярко-зелёные, блестящие, жестковатые, холодные. Снизу лист покрыт белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Научное же название мать-и-мачехи происходит от латинского слова «туссус», что значит кашель. -Ребята, а как вы думаете, от чего помогает это растение? -Действительно, это растение – прекрасное средство от кашля. Кашицу из свежих листьев прикладывают к опухолям, нарывам, фурункулам. -В народе есть легенда… -У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на нее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев. -Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь, если надо, путешественнику, натершему ногу, поранившему руку. Тонкий стебелек у дорожки На конце его сережки, На земле лежат листки – Маленькие лопушки. (Подорожник, слайд 4) -В народе его называют «порезник», «ранник». -Догадались, зачем его используют? -Отвар листьев подорожника — старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша. Полезен настой подорожника и при туберкулезе легких. Теплый чай из листьев этого растения используют для полоскания горла при ангине. -Послушайте легенду о том, как были открыты лечебные свойства подорожника. -Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна успела уползти с дороги, а другая замешкалась, и колесо переехало её. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать подорожник для лечения ран. -Чтобы узнать следующее лекарственное растение, нужно отгадать загадку. Ты растения не тронь. Жжется больно, как огонь. Хоть и жжётся, Но красива, Всем известная ….. (крапива, слайд 5) -Ещё в древности знахари писали: (знахари это люди, которые лечили) «Берём сырую крапиву, толчём и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит». В крапиве есть вещества, убивающие микробы, а ещё она хорошо останавливает кровь. Отваром моют голову. Используют её и для изготовления красок. А как вкусен суп из крапивы, так как в крапиве много витаминов. -Крапива полезна не только людям, но и бабочкам - адмиралу, павлиньему глазу, гусеницам, которые едят её листья. Одна из таких бабочек даже названа в честь своей травы – кормилицы. Узнай её название …(крапивница). Рассмотрите её на рисунке и подпишите название. | |
IV. Закрепление знаний и способов действий. Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. | 1.Игра «Узнай растение по внешнему виду» 2.Работа в рабочих тетрадях с.17 Работа в парах 3.Самостоятельная работа. Взаимопроверка 4. Памятка | -Лечебными бывают не только травы, но и плоды деревьев и кустарников. -В вазе у меня на столе стоят веточки кустарников. Что это за растения? Что вы о них знаете? -Шиповник богат витаминами: С,Р,К,В. Он входит в состав витаминных чаёв, из него делают сироп, применяемый при болезни печени. В домашних условиях из сухих плодов шиповника приготовляют отвар. -Калина. Кору применяют в виде отвара при золотухе, простуде, удушье, свежие ягоды при судорогах, в качестве слабительного, гипертонической болезни, а цветы – при кашле и бронхите. Ягоды широко употребляют в пищу, а пережаренные семена используют в качестве заменителя кофе. -Откройте рабочие тетради на с.17. -Работать будете в парах. Вспомните правила работы в парах. -Отгадайте загадки и заполните кроссворд. -Ребята, какое слово у вас получилось? (Растения) -Следующее задание выполните самостоятельно. Разделите описанные вами растения на группы: травы, деревья, кустарники. -Ребята, прослушайте памятку: Увидел молодой росток – не трогай и не рви. Пройди-ка мимо, улыбнись. Пройдут года – На этом месте вырастет целебная трава. Лес зеленый охраняй, никого не обижай! Не губи деревья ты, сохрани в лесу цветы! Ты пришел за помощью к природе? Добрым будь и береги ее, ветки не ломай, не трогай. Помни: нужно много лет, чтобы кустик вырос и помог тебе. Ты, дружок, смотри не подкачай! Правдивым быть и добрым обещай! Не обижай ни птахи, ни сверчка! Люби цветы, леса, простор полей – Все, что зовется Родиной твоей! | Учитель оказывает помощь в разгадывании кроссворда. Учитель оказывает помощь в распределении растений на группы. При каждом ответе учащегося, учитель задаёт вопрос: По каким признакам ты определил, что это трава, дерево, кустарник? Докажи. |