ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
Технологическая карта урока
Предмет Основы безопасности жизнедеятельности
Урок № 28
Тема урока: «Использование природных лекарственных растений»
Тип урока: Урок общеметодологической направленности
(урок обобщения и систематизации знаний и умений)
Деятельностная цель урока:
-создание условий для обобщения и систематизации знаний и умений по теме «Использование природных лекарственных средств», навыков самостоятельной работы, развитие познавательного интереса, развитие умения обобщения, систематизации знаний.
Образовательная цель: -расширить знания детей о лекарственных растениях , способах их применения человеком, правилах сбора лекарственных растений; развивать экологическую культуру школьников;
Формирование УУД:
Личностные действия: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в условиях автономного существования, угрожающего жизни и здоровью людей, а также использования природных лекарственных средств с учётом сложившейся обстановки;
Регулятивные действия: умение оценить правильность выполнения учебного задания, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение монологической контекстной речью; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
Познавательные результаты: формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера; умение оказать первую помощь пострадавшим.
Коммуникативные результаты: организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная;
- индивидуальная;
Оборудование: компьютер, проектор, экран, технологическая карта урока, иллюстрации
Структура и содержание урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный | Приветствует обучающихся, создаёт доброжелательную атмосферу в классе. | Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места. |
II. Актуализация знаний | Создаёт условия для включения обучающихся в активную познавательную деятельность. Фронтальные вопросы по предыдущим темам. | Включаются в работу, отвечают на вопросы |
III. Целеполагание | Предлагает сформулировать тему и цель урока | Формулируют цель урока. |
IV. Обобщение и систематизация | 1.Предлагает поработать над проблемной ситуацией 2. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации путём исследовательской деятельности обучающихся | 1. Включаются в работу над проблемной ситуацией 2. Докладчики знакомят со своими работами по выходу из ситуации, заполняя таблицу на доске Класс заполняет таблицу в тетради. |
V. Формулирование вывода | Предлагает сформулировать вывод, задав наводящий вопрос. | Формулируют вывод, ответив на вопрос учителя. |
VI. Рефлексия | Предлагает детям проанализировать работу и дополнить фразы. | Дополняют фразы. |
VII. Итог урока | Учитель подводит итог урока, выставляет оценки | |
VIII.Информация о домашнем задании | Домашнее задание: Дополнить таблицу, добавив ещё по одному растению в каждую строку. | Записывают в дневник и тетрадь |
Ход урока
Организация начала урок
Здравствуйте, ребята! У нас сегодня первый урок в последней четверти. Мы с вами практически завершаем курс ОБЖ за 6 класс. Наш сегодняшний урок является логическим продолжением предыдущих уроков
Актуализация
Фронтальные вопросы: Мы с вами освежим в памяти изученные темы:
- Назовите, пожалуйста, общую тему курса ОБЖ в 6 классе?
/Безопасное поведение на природе, в различных видах туристских походов, при автономном существовании в природных условиях./
- Что узнали и чему мы научились в течение учебного года?
/(Как ориентироваться на местности, как построить жилище в летнее и зимнее время, как добыть огонь и разжечь костёр, как добыть воду и пищу, как подавать сигналы бедствия, как вести себя при встрече с дикими животными, змеями как правильно подготовиться к походу, как оказать помощь/.
-А какие опасные ситуации могут подстерегать в походе?
/ Можно заблудиться и отстать от группы, оказаться в вынужденной автономии, встретить опасных животных, попасть в непогоду. Простудиться,получить,травму/
-Так что же именно нужно взять с собой в поход, что бы оказать помощь при травме? / аптечку/
-А что такое аптечка и из чего она состоит?
Проблемная ситуация - Итак мы с вами оказались в состоянии автономного существования, у нас нет связи и мы не можем двигаться дальше, т.к, некоторые члены нашей группы получили травмы, отравление, простудились. И у нас нет с собой аптечки, мы потеряли. Что же нам делать?
- А что делать в случае отсутствия, потери аптечки, чем можно воспользоваться? / Лекарственные растения/
Здесь в зарослях лесных, Где всё для сердца мило, Где чистым воздухом так сладостно дышать, Есть в травах и цветах целительная сила Для всех умеющих их тайну разгадать. М. Рязанов |
Целеполагание.
Итак, давайте сформулируем тему нашего урока
«Использование природных лекарственных растений»
На предыдущем уроке мы с вами говорили о растениях, которые используют в лечебных целях. Сегодня наша задача расширить знания о лекарственных растениях и способах их применения человеком.
- Сформулируйте цель урока. Научиться использовать лекарственные растения для помощи людям.
.
Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации
На прошлом уроке каждый ученик получил задание. Нужно было, используя дополнительную литературу и ресурсы интернета, подготовить короткие сообщения о растениях, которые часто встречаются в районах нашего региона и как их можно будет использовать при определённых видах заболеваний.
По итогам исследовательской работы мы с вами заполним данную таблицу:
------ Но сначала Даша кратко ознакомит нас с историей применения лекарственных растений для лечения человека
( презентация)
V.Обобщение и систематизация
Растения, способствующие остановке кровотечения | | | | |
Растения, эффективные при простуде | | | | |
Растения, способствующие нормализации работы ЖКТ | | | | |
Растения, обладающие противовоспалительными, обеззараживающими свойствами | | | | |
Растения, как перевязочный материал | | | | |
Так вот, остановить кровотечение при помощи лек.растений нам поможет Таня.
Лиана у нас специализируется на лечении простудных заболеваний
Дима Р. знаток лекарственных растений, нормализующих ЖКТ
Поможет нам снять воспаление Дима Г.
Максим нам расскажет о чудесных растениях, которые могут заменить перевязочный материал в автономных условиях.
Презентация итогов работы
VI. Формулирования вывода
- Какие знания и умения нам необходимы, чтобы руководствоваться при сборе и применении лекарственных растений?
1. Помните: «лесные лекарства» требуют точных знаний! Надо быть уверенными, что вы сорвали именно то растение, которое помогает, иначе больному может стать ещё хуже.
2. Нужно знать, где и когда собирать лекарственные растения.
3. Нужно бережно относиться к растениям
4. Нельзя собирать растения вдоль дорог
. Рефлексия.
Скажите, ребята, вам понравился сегодняшний урок? Вы узнали что-то новое, полезное для себя? Или вы уже всё знали и полученная на уроке информация никак в вашей жизни не пригодится?
Спасибо вам за урок, мне было приятно работать с такими умными, талантливыми, активными, инициативными ребятами. Каждый раз я убеждаюсь в этом всё больше.
Ну, а я вас попрошу поставить оценку нашей совместной работе, поставив свою палочку под соответствующим смайликом. Если урок понравился – смайлик улыбается, если ничего нового и полезного вы не узнали – смайлик без эмоций, а если тема урока вызвала у вас затруднения и урок не понравился, то смайлик выбирайте грустный.
И на этом урок окончен! Спасибо вам, ребята!
Ход занятия
Что делают Этап урока | Учитель | Ученики |
I этап: организационный (1I) | Здравствуйте, ребята! У нас сегодня первый урок в последней четверти. Мы с вами практически завершаем курс ОБЖ за 6 класс. Наш сегодняшний урок является логическим продолжением предыдущих уроков | Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места. |
II этап: Актуализация (71) III этап: (2I) Целеполагание IV. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации(25I) V. Формулирования вывода(2I) | Фронтальные вопросы: Мы с вами освежим в памяти изученные темы: - Назовите, пожалуйста, общую тему курса ОБЖ в 6 классе? - Что узнали и чему мы научились в течение учебного года? -А какие опасные ситуации могут подстерегать в походе? -Так что же именно нужно взять с собой в поход, что бы оказать помощь при травме? -А что такое аптечка и из чего она состоит? Проблемная ситуация - Итак мы с вами оказались в состоянии автономного существования, у нас нет связи и мы не можем двигаться дальше, т.к, некоторые члены нашей группы получили травмы, отравление, простудились. И у нас нет с собой аптечки, мы потеряли. Что же нам делать? Чем можно воспользоваться? / Учитель: (приложение 1, слайд 1). Эпиграф нашего урока: Здесь в зарослях лесных, Где всё для сердца мило, Где чистым воздухом так сладостно дышать, Есть в травах и цветах целительная сила Для всех умеющих их тайну разгадать. М. Рязанов Итак, давайте сформулируем тему нашего урока «Использование природных лекарственных растений» (приложение 1, слайд 1). Если тема урока использование…То на уроке мы должны научиться( что?) использовать - Сформулируйте цель урока. Научиться использовать природные лекарственные растения для помощи людям. На предыдущем уроке мы с вами говорили о растениях, которые используют в лечебных целях. Сегодня наша задача расширить эти знания о лекарственных растениях и способах их применения человеком. - Мы узнаем какие растения используются в конкретной ситуации? - Какие знания и умения нам необходимы, чтобы руководствоваться при сборе и применении лекарственных растений? На прошлом уроке каждый ученик получил задание. Нужно было, используя дополнительную литературу и ресурсы интернета, подготовить короткие сообщения о растениях, которые часто встречаются в районах нашего региона и как их можно будет использовать при определённых видах заболеваний. По итогам исследовательской работы мы с вами заполним данную таблицу: Растения, способствующие остановке кровотечения | | | | | | Растения, эффективные при простуде | | | | | | Растения, способствующие нормализации работы ЖКТ | | | | | | Растения, обладающие противовоспалительными, обеззараживающими свойствами | | | | | | Растения, как перевязочный материал | | | | | | ------ Но сначала Даша кратко ознакомит нас с историей применения лекарственных растений для лечения человека ( презентация) - Как же ты понимаешь « Точные знания о лесных лекарствах»? Итак, как остановить кровотечение при помощи лекарственных растений нам расскажет Таня. - А как приготовить отвар? Заполняем таблицу Лиана у нас специализируется на лечении простудных заболеваний -Чем отвар отличается от настоя? Дима Реутов знаток лекарственных растений, нормализующих деятельность ЖКТ - Приведи пример бережного отношения к природе при использовании лекарственных растений. Снять воспалительные процессы поможет нам Дима Григорьев. -Какое из представленных тобою лекарственных растений тебе понравилось из-за необыкновенных свойств? Максим нам расскажет о чудесных растениях, которые могут заменить перевязочный материал в автономных условиях. - Какое из перечисленных тобою растений ты встречал? Презентация итогов работы Наша таблица заполнена, мы внимательно прослушали все сообщения . Мы с вами обобщили и систематизировали знания , мы узнали как использовать лекарственные растения для помощи людям -Какие растения используются в конкретной ситуации? - Какие знания и умения нам необходимы, чтобы руководствоваться при сборе и применении лекарственных растений? | отвечают /Безопасное поведение на природе, в различных видах туристских походов, при автономном существовании в природных условиях./ /(Как ориентироваться на местности, как построить жилище в летнее и зимнее время, как добыть огонь и разжечь костёр, как добыть воду и пищу, как подавать сигналы бедствия, как вести себя при встрече с дикими животными, змеями как правильно подготовиться к походу, как оказать помощь/. Можно заблудиться и отстать от группы, оказаться в вынужденной автономии, встретить опасных животных, попасть в непогоду. Простудиться,получить,травму/ / аптечку/ Лекарственные растения/ отвечают Формулируют Записывают в тетрадь даты и темы урока Формулируют Чертят таблицу в тетради 1 – е сообщение Учащийся рассказывает об истории применения лекарственных растений для лечения человека. 2 – е сообщение. Учащиеся рассказывают о лекарственных растениях, способствующих остановке кровотечения Заполняют таблицу 3 – е сообщение. Учащиеся рассказывают о лекарственных растениях, эффективных при простуде Заполняют таблицу 4 – е сообщение. Учащиеся рассказывают о лекарственных растениях, способствующих нормализации ЖКТ Заполняют таблицу 5 – е сообщение. Учащиеся рассказывают о лекарственных растениях, способствующих снятию воспаления Заполняют таблицу 6 – е сообщение. Учащиеся рассказывают о лекарственных ,заменяющих перевязочный материал Заполняют таблицу Какие растения используются для остановки кровотечения, против простуды, расстройсва ж 1. Помните: «лесные лекарства» требуют точных знаний! Надо быть уверенными, что вы сорвали именно то растение, которое помогает, иначе больному может стать ещё хуже. 2. Нужно знать, где и когда собирать лекарственные растения. 3. Нужно бережно относиться к растениям 4. Нельзя собирать растения вдоль дорог |
VI. (1I) | Учитель подводит итог урока, выставляет оценки | |
VII.Информация о домашнем задании(1I) | Домашнее задание: Дополнить таблицу, добавив ещё по одному растению в каждую строку. | Записывают в дневник и тетрадь |
(5I) | Решение кроссворда | |
VIII. Рефлексия(2I) | Скажите, ребята, вам понравился сегодняшний урок? Вы узнали что-то новое, полезное для себя? Или вы уже всё знали и полученная на уроке информация никак в вашей жизни не пригодится? Спасибо вам за урок, мне было приятно работать с такими умными, талантливыми, активными, инициативными ребятами. Каждый раз я убеждаюсь в этом всё больше. Ну, а я вас попрошу поставить оценку нашей совместной работе, нарисуйте пожалуйста соответствующим смайлик в свою тетрадь. Если урок понравился – смайлик улыбается, если ничего нового и полезного вы не узнали – смайлик без эмоций, а если тема урока вызвала у вас затруднения и урок не понравился, то смайлик выбирайте грустный. И на этом урок окончен! Спасибо вам, ребята! | Рисуют смайлик в тетрадь |
Список используемой литературы
Зорина Т.Г., «Школьникам о лесе», 2 издание, доп., Лесная промышленность, 1991г.
Зотов В. «Лесная аптека» - «Вороний глаз» - аудиозапись, интернет-ресурс
., учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»,