Внеурочная деятельность
«Лекарственные растения» (3 класс)
Здравствуйте ребята. Давайте немного разомнёмся перед началом занятия.
Ладошки «вверх» (ладони поворачиваем «вверх»)
Ладошки «вниз» (ладошки поворачиваем «вниз»)
Ладошки «набок» (ладошки ставим «стеночками»)
И сжали в кулачок (сжимаем пальчики)
Ладошки вверх подняли (сжимая и разжимая пальчики, поднимаем руки вверх)
И «здравствуйте!» - сказали (дети здороваются)
Чтобы определить тему нашего занятия, послушайте стихотворение.
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит в путь – на огород.
С грядки мы возьмём микстуру,
За таблеткой сходим в сад.
Быстро вылечим простуду,
Снова будешь жизни рад.
Ребята, а вы видели на грядках микстуры и таблетки? А какая тогда может быть связь с огородом, садом и лекарством? Как называются растения, которыми люди лечатся? Предположите, какой будет тема нашего занятия.
А какую цель мы поставим перед собой? (Познакомиться с лекарственными растениями).
Чтобы достичь цели занятия, нам нужно выполнить определённые действия – задачи. Посмотрите, на экране представлены задачи, но их порядок нарушен. Расположите задачи в правильной последовательности.
Задачи:
1. Определить, какие бывают лекарственные растения.
2. Выявить лекарственные растения нашего края.
3. Создать книгу о лекарственных растениях Самарской области.
Ребята, скажите, а какие лекарственные растения вы уже знаете? Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми лекарственными растениями. Для этого вам нужно отгадать загадки.
1. Валериана
Белые цветочки,
Мелкие листочки,
Исцелят сердечко,
Нервы успокоят.
В настоящее время препараты из корней валерианы применяются как успокаивающее средство, а также для регулирования работы сердца.
2. Малина
Шишки красные висят
На кусте колючем,
Висят в беспорядке –
Нежные да сладкие,
Тяжело к ним лезть –
Да вкусно есть.
Плоды малины применяют при лечении простудных заболеваний.
3. Подорожник
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
Свежие листья подорожника хорошо помогают при заживлении ран.
4. Одуванчик
Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять.
Настои из корней одуванчика применяют для улучшения аппетита.
5. Крапива
Не змея, а кусает.
Не огонь, а жжёт.
Голыми руками её не возьмёшь,
А борщи с ней – хороши!
Крапиву используют как кровоостанавливающее средство, а ещё из неё получается вкусный и полезный суп.
6. Брусника
Вкусных ягодок с горчинкой
Наберу в свою корзинку.
Словно алая гвоздика
Лес украсила…
Брусника хорошо помогает бороться с микробами.
7. Черника
Много тёмно-синих бус
Кто-то уронил на куст
Ты в лукошко собери-ка
Эти бусины - …
Ягоды черники улучшают зрение.
8. Ромашка
Стоят в поле сестрички:
Жёлтый глазок,
Белые реснички.
Отвары из ромашки используют для полосканий, например, при боли в горле.
Мы определили, какие бывают лекарственные растения, а это значит, мы выполнили первый пункт плана. Отметим его выполненным.
Чтобы узнать, какие лекарственные растения растут в Самарской области, вам нужно выполнить задание. Работать вы будете в группах. Вспомни правила работы в группе. Так как вы будете работать с ИО, повторим правила работы с ним. Вам нужно соотнести изображение лекарственного растения с его названием.
Поменяйтесь местами и осуществите проверку. Правильно ли выполнили задание девочки из 1/2 группы?
Около 60 видов растений, растущих в Самарской области относятся к лекарственным. Сегодня мы с вами познакомились с такими растениями, как валериана, малина, одуванчик, подорожник и крапива.
Чтобы закрепить наши знания, мы поиграем с вами в игру. Давайте встанем в круг. У меня в руках карточки с изображением лекарственных растений Самарской области. Эти карточки я раздам сейчас вам. Нам нужно вспомнить, как называется растение, изображённое на карточке. Ведущий показывает свою карточку и называет имя того, кто должен сказать название растения. Если этот ученик верно называет растение, он становится ведущим. Если же он ошибается, отвечает тот, кто знает название.
Мы выявили лекарственные растения нашего края, а значит, выполнили ещё один пункт плана. Отметим его выполненным.
А теперь мы можем приступить к созданию книги о лекарственных растениях Самарской области. Работать вы будете в группах. Перед началом работы напоминаю вам о правилах работы с клеем. Посмотрите, у вас на партах лежат будущие страницы книги. На них есть описание лекарственного растения. Вам нужно написать его название и приклеить изображение.
Я вижу, что вы закончили выполнять задание. Я объединила эти листы в книгу. Давайте теперь посмотрим, как вы справились с заданием. ДОКУМЕНТ-КАМЕРА
Мы выполнили последний пункт плана. Посмотрите, мы выполнили все задачи. Сделайте вывод.
Сейчас мне бы хотелось, чтобы вы поделились впечатлением о прошедшем занятии. На экране вы видите слова. Вам нужно выбрать 3 слова, которые наиболее точно описывают ваше впечатление о занятии.
Спасибо за работу, на этом наше занятие окончено.
Лекарственные растения
Самарской области
______________________________
Успокаивает нервы
Регулирует работу сердца
______________________________
Применяют при лечении простуды
______________________________
Заживляет раны
Помогает при мозолях
______________________________
Улучшает аппетит
______________________________
Останавливает кровь
Из неё варят суп
______________________________
Используют для полосканий (например, при боли в горле)