СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекарственный отдел на учебно-опытном участке МБОУ «Новозаганская СОШ».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа. 1.Изучить биологические  особенности лекарственных растений 2. Создать отдел лекарственных растений на учебно-опытном участке. 3.  Ознакомиться  с фармакологическими свойствами лекарственных растений.

4.Узнать правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений

Просмотр содержимого документа
«Лекарственный отдел на учебно-опытном участке МБОУ «Новозаганская СОШ».»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Новозаганская средняя образовательная школа»

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Ресурсный эколого-биологический центр Республики Бурятия»

Научно- практическая конференция

«Аграрная наука – взгляд в будущее»

Лекарственный отдел на учебно-опытном участке МБОУ «Новозаганская СОШ».



Выполнила: Леонова Кристина, ученица 7 класса

МБОУ «Новозагансая СОШ»

Руководитель: Снегирёва Юлия Николаевна –

МБОУ «Новозаганская СОШ», учитель биологии и химии
















Содержание
1. Введение.......................................................................................................2
1.1. Актуальность исследования....................................................................2
1.2. Цели и задачи исследования................................................................... 3
1.3. Гипотеза исследования.............................................................................3
2. Обзор литературы........................................................................................2
3. Результаты практических исследований...................................................4
3.1. Материалы и методика.............................................................................4
3.2. Изучение видового разнообразия лекарственных растений на пришкольном участке и пришкольной территории.....................................4
3.3. Изучение экологических особенностей лекарственных растений...........................................................................................................6
3.4. Изучение экологических условий на пришкольном участке с целью выявления их соответствия экологическим особенностям выращиваемых лекарственных растений..............................................................................13
3.5. Фармакологические свойства изучаемых растений...........................15
4. Выводы по результатам исследования…...............................................22
5. Список литературы...................................................................................23


















Введение

С исторических времен человека окружал богатый и разнообразный мир растений. В большинстве народных рецептов для оздоровления организма включают именно лекарственные растения, как основной компонент, кроме фруктов и овощей.

Сведения об использовании целебных свойств растений можно найти в памятниках древнейшей культуры - европейской, китайской, греческой, латинской.

Лекарственные растения- обширная группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями.

О лекарственных растениях можно читать часами. Они применимы для лечения абсолютно всех болезней, известных человечеству, только нужно знать какое растение и в какой лечебной форме нужно применять.

В настоящее время лекарственные растения пользуются все большим спросом. Лечебные препараты, приготовленные из растительного сырья, составляют около трети от общего объёма выпускаемых препаратов. Эффективность лечения растениями проверена народным опытом, врачебной практикой.

Лекарственные растения обладают одним неоценимым преимуществом перед искусственно созданными препаратами. Они являются живыми организмами и синтезируют вещества, физиологически более близкие по сравнению с полученными на химических предприятиях. 1.

Фитопрепараты обладают рядом преимуществ по сравнению с
лекарственными cредcтвами синтетического происхождения: относительно
низкий риск развития аллергии, более мягкий терапевтический эффект,
достаточно широкий спектр терапевтического действия и безопасность (КиселеваТ.Л. и др., 2008; Куркин В.А., 2007; Самылина И.А. и др., 2003; 2010).

Цель: Ознакомиться с лекарственными растениями их биологическими особенностями, правилами сбора и лечебными свойствами.

Задачи:
1. Изучить биологические особенности лекарственных растений
2. Создать отдел лекарственных растений на учебно-опытном участке.
3. Ознакомиться с фармакологическими свойствами лекарственных растений.

4.Узнать правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений

Объект исследования: календула лекарственная (сорта Райский сад и Золотое море), Эхиноцея сорт Танюша, Змееголовник молдавский, Ромашка аптечная и Расторопша пятнистая.

Предмет исследования: биологические особенности, сбор, сушка и лечебные свойства лекарственных растений.

Место и сроки проведения: исследование проводилось на учебно-опытном участке МБОУ «Новозаганская СОШ», май- сентябрь 2024 года.

Методы исследования:

1.Описательный метод- наблюдение

2.Работа с научно-популярной литературой

3.Статистическая обработка данных

4.Сравнительный метод

5.Эсперимент

6.Акетирование
Практическая значимость работы в том, что изучение лекарственных растений поможет обеспечить профилактику различных заболеваний, обогатить домашнюю аптеку каждого человека.

Гипотеза: если знать о фармакологические свойства и народные рецепты лекарственных растений, то можно помочь себе и окружающим в лечении и профилактике той или иной болезни, укрепить иммунитет.

В 2024 г. рамках реализации программы «Приоритет-2030» и сетевого сотрудничества агрономического факультета Бурятской БГСХА им. В.Р. Филиппова и «Агрокласса Мухоршибирского района» МБОУ «Новозаганской школы». Агрономический факультет, кафедра растениеводства, луговодства и плодоовощеводства, Цыбикова Оюна Матвеевна, преподаватель агрономичекого факультета к.с-х.н., доцент, предложили семена лекарственных растений (календулу лекарственную (сорта Райский сад и Золотое море), Эхиноцею сорт Танюша, Змееголовник молдавский, Ромашку аптечную и Расторопшу пятнистую) для создания лекарственного отдела на учебно-опытном участке школы.

За время летней трудовой практике учащиеся на учебно-опытном участке приобретут новые знания по выращиванию, сбору, сушке и использованию лекарственных растений.

Ассортимент лекарственных культур выбран в связи с их биологическими особенностями, требованиями к рискованным климатическим условиям региона.

1. Подготовительный этап. Обзор литературы

Лекарственные растения использовались в лечебных целях с глубокой древности. Не одно тысячелетие травы служат человеку.

На заре Средневековья появляются первые «Аптекарские огороды», это некие ботанические сады, которые являлись своеобразными исследовательскими центрами, где изучали целебные свойства растений. Предположительно первые огороды аптекарских трав появились в Италии.

На Руси «Аптекарские огороды» устраивали при монастырях, первые упоминания появляются в 11-13 вв. На устройство монастырских садов так или иначе влиял европейский опыт так как русским монахам были доступны издания на латыни и греческом языках. В 16-17 вв. появляются отдельно аптекарские сады, называемые огородами, их предшественниками были разводимые при монастырях гряды с лекарственными и пряными травами.

В 1706 году Высочайшим указом Государя Петра 1, в Москве в районе осушенных болот за Сухаревой башней был заложен первый в России «Аптекарский огород» - учебно-воспомогательное учреждение для московской медицинской школы, а также в целях «разведения лекарств для казенных аптек».

В дальнейшем возделывание лекарственных и пряноароматических растений на Руси стало распространяться, а петровские «Аптекарские огороды» послужили основой для создания аптекарского дела по всей Руси.
В современной медицине лекарственные растения не только не утратили своих позиций, но привлекают к себе все более пристальное внимание ученых

Опыт применения лекарственных растений передавался из поколения в поколение, накапливался людьми и стал основой особого направления в медицине – фитотерапии. По данным сайта Wikipedia, фитотерапи́я , уст.траволечение — метод лечения различных заболеваний человека, основанный на использовании лекарственных растений  и комплексных препаратов из них. С каждым годом увеличивается спрос на растительное лекарственное сырьё. По прогнозу ВОЗ (2016) доля фитопрепаратов на мировом фармацевтическом рынке за несколько лет увеличится с 40 до 60 %.

Лекарственным растениям нередко отдают предпочтение в связи с их небольшой токсичностью и возможностью длительного применения без проявлений побочного действия2

3. Результаты практических исследований.
3.1. Материалы и методика.



В начале исследовательской работы решила выяснить: какие культурные растения жители нашего села используют и для лечения каких заболеваний. С этой целью мы провели анкетирование среди учащихся школы и взрослых жителей села.

В анкетировании приняли участие 60 человек возраст 12-16 лет

Основные вопросы анкеты

1, Используете ли вы лекарственные растения при лечении различных заболеваний?

Да- 48. Нет-12.

2. Что используете чаще – лекарственные растения или лекарственные препараты в виде таблеток?

Таблетки- 33

сборы-15

настойки-2

мази-10

3.Как часто используете лекарственные растения при лечении заболеваний?

Часто -27

Редко-33

4. Как узнали о действии лекарственного растения?

от врача -27

от друзей - 19

из литературы- 14

5. Для лечения какой системы органов чаще всего используете лекарственные растения?

- дыхательной - 25

- пищеварительной -7

- нервной -4

- сердечно – сосудистой-24

6.Хорошо ли вы знаете лекарственные растения и умеете их заготавливать?

Хорошо – 37

Не знаем -23

7.Какие культурные растения вы используете в лечебных целях?

Большое количество – 28

По 2-3 вида- 15

Вместо культурных назвали дикорастущие- 17

8. Знаете ли вы календулу, змееголовник, ромашку, эхиноцею и расторопшу пятнистую и все ли они лекарственные?

Название

Знают-19

Не знают -41

Все ли они лекарственные –

Все- 38

Не все сорта-22

9. При каких заболеваниях можно их применить?


В основном респонденты выбирали заболевания, при которых использовали лекарственный травы при гриппе и ОРВИ.

Проведенное анкетирование показало, что многие ребята не знают лекарственные растения, произрастающие на участке, не умеют их заготавливать, не знают ценности лекарственных растений. В тоже время, многие хотели бы или используют лекарственные растения, для повышения иммунитета, В основном используют для лечения кашля, сердечнососудистых заболеваний, болезней почек и суставов, простудных заболеваний. Недостаточно знают целебные свойства культурных растений.


3.2 Этимология названия растения, систематическое и ботаническое описание лекарственных растений.

За период исследования были рассмотрены следующие виды лекарственных трав:

Календула лекарственная (ноготки лекарственные, CАLENDULА ОFFICINАLIS L.)Анненков Н.И. в своем Ботаническом словаре, первое издание которого вышло в 1859 году приводит названия календулы на многих европейских и античных языках, местное название – «ноготки» и его видоизменения, употреблявшиеся в то время в Малороссии: «нагодки, нагидки, нокотки, наугодки, нагодка», семена этого растения похожи на кошачий ноготок. Были распространены также такие названия, как крокис, бычий глаз, цвет огня[1]. 

Ботаническое описание.

У календулы светло-зеленые листья, поочередные. Нижние листья удлиненные, черешковые с цельными краями. Верхние листья - мелкие, сидячие, продолговатые.

Цветки собраны в соцветия корзинки диаметром 4-5 см. Краевые цветки расположены в несколько рядов, они длинные, имеют развитый пестик и изогнутую завязь. Серединные цветки – короткие, трубчатые с недоразвитым пестиком и пятью тычинками.

Соплодие Плоды у календулы очень крупные, выпуклые, с шипами. Плоды острые, буроватые, серповидно- изогнутые. Семянки разной формы и величины, напоминающие когти птиц, отсюда, видимо, русское название «ноготки». Снаружи они выглядят как серпы и достигают длины 3 см, а сами семена похожи на большие крючки около 1 см. Плоды у календулы очень крупные, выпуклые, с шипами.

Сорт календулы:

Золотое море– куст высотой до 55—60 см, цветки яркие желтые диаметром 8см, полумахровые. Цветение обильное июль-август. Обладает лекарственными свойствами.

Райский сад- высота растений- 60-85 см, соцветия ярко-оранжевые с темным центром[3].

Календулы используются в качестве пищевых растений личинками некоторых видов чешуекрылых, включая капустную моль, готическую моль, большой желтый подкрыльник и сетчатый ивритский символ

Расторопша пятнистая (Silybum mariamum (L.) Gaertn)

Этимология названия растения.

Расторопша пятнистая (Silybum mariamum (L.) Gaertn) – семейства Сложноцветные (Compositae), которое широко применяется в медицинской и фармацевтической практике.

Известно, что родовое название «Silybum» происходит от греч. «silybon» и переводится как «кисточка», а видовое название «marianum» присвоено растению в честь Святой девы Марии.

В России, в народе, расторопша известна как «Марьин татарник», а также «молочной чертополох». Истории известно также и другое интересное русское название расторопши пятнистой – «лягушечник», потому как в начале вегетации первые листья очень напоминают ярко-зеленую лягушку.

Биологическое описание

Стебель расторопши пятнистой (1,8м): прямой, ветвистый, цилиндрический, бороздчатый, голый, полый внутри.

Листья расторопши пятнистой больших размеров, достигая длину до

30 см и 12 см в ширину. У расторопши пятнистой листья кожистые,

морщинистые, на крылатом черешке, перистолопастные, темно-зеленые; листья стеблевые несколько мельче, с очередным расположением, верхние листья сидячие, стеблеобъемлющие с широким, коротко низбегающим основанием. Листья, которые расположены на самом верху стебля данного растения имеют еще более меньшие размеры, но с вытянутой верхушкой.

Листовая пластинка имеет опушение редкое. Край листа неровный. По краю листа и по жилкам снизу по нему расположены зубцы, с острыми, как правило, пожелтевшими колючками. Пластинка листа зелёная с белыми пятнами, блестящая.

Расторопша пятнистая имеет крупные корзинки, которые заканчиваются листочками-обертками с пожелтевшими остриями, шиловидной формы. Соцветия расторопши пятнистой имеют корзинки до 6 см в длину, шаровидные с черепитчатой обёрткой. Корзинки одиночно расположены на верхушке стебля растения. Обертка расторопши опушенная, наружные листочки прижаты при основании средними листочками, с торчащим наверху жестким придатком, который имеет около 4-6 шипиков по краям. Все цветки обоеполые, трубчатые. Цветёт в июле — августе.

Плод — семянка с хохолком. Плод расторопши представлен семянкой эллиптической или эллиптической до 8 мм в длину около 2-4 мм в ширину. При этом следует отметить, что семянка имеет, как правило, хохолок, который отваливается в процессе заготовки. У семянки – блестящая поверхность.

Эхинацея Танюша(Echinácea purpúrea) 

Этимология названия растения

Эхинацея Танюша  (Echinácea purpúrea) — многолетнее растение из семейства Астровые, или сложноцветные (Asteraceae).

Родиной эхинацеи считается Северная Америка. Открытая индейским племенем, эхинацея пурпурная когда-то использовалась как универсальное средство от множества симптомов и заболеваний.

В конце XVII в. эхинацея была завезена в Европу в качестве декоративного растения, где приобрел популярность в 1920-1930-х годах в таких странах, как Германия, Франция и Англия. Это многолетник, название которого в переводе с латинского означает «еж», обязан своим выпуклым цветочным корзинкам, напоминающим шипы животного.

Ранее это растение относили к роду Рудбекия (Rudbeckia) Рудбекия с тем же видовым эпитетом. Популярное садовое декоративное растение. Классическое североамериканское прерийное растение с эффектными крупными цветками, похожими на ромашки, с характерным высоким конусовидным центром. Однако у них репутация недолговечных малолетников, но в теплом летнем климате они легко самосеваются, что обеспечивает их воспроизведение.

Биологическое описание.

Эхинацея представляет собой многолетнее травянистое растение с прямым стеблем высотой 0,6–1,5 м, темно-зелеными листьями и эффектными соцветиями до 13 см в диаметре.

Корни эхинацеи пурпурной короче, располагаются поверхностно, ее отличительной особенностью являются крупные, овальные, мясистые листья

Цветок эхинацеи состоит из шишковидного центра темно- или красно-коричневого цвета, окруженного венчиком из тонких лепестков, окраска которых варьирует от белого до темно-красного и лилового.

Цветет эхинацея летом, начиная со 2—3-го года жизни, размножается семенами, которые высевают ранней весной или осенью. Эхинацея неприхотлива, однако предпочитает открытые или полузатененные места, суглинистые, хорошо увлажненные почвы. Отдельные виды растения имеют фенотипические особенности.

Змееголовник Молдавский (Dracocephalum moldavica )

Этимология названия растения.

Змееголовник Молдавский – (Dracocephalum moldavica ) Мелисса турецкая (Змееголовник молдавский) - Dracocephalum дословно переводится как голова дракона и очень точно отражает форму венчика цветка.
Однолетнее травянистое растение семейства Яснотковые (Lamiaceae).

Биологическое описание

Посев в середине мая – начале июня. Семена прорастают при температуре +5-+7°С. Всходы и взрослые растения выносят длительное похолодание. В начальный период роста змееголовник предъявляет повышенные требования к влаге. Высадка рассады спустя 30-35 дней по схеме 30х50 см. Цветёт в июле.
Змееголовник светолюбив, нетребователен к почвам и теплу. Стебель прямостоячий, четырёхгранный, ветвистый, высотой 50-70 см. Листья короткочерешковые, супротивные, продолговато-яйцевидные или продолговато-ланцетовидные, по краю зубчатые, тёмно-зелёные; верхушечные листья ланцетовидные. Цветки фиолетовые.

Внутри находятся дробные плоды, состоящие из четырёх односемянных долей этого рода, отдалённо напоминает голову змеи (дракона). Односемянные плоды змееголовника молдавского. Цветки фиолетовые, на коротких цветоножках в шестицветковых ложных мутовках. Чашечка коротковолосистая, двугубая; венчик длиной 20—25 мм, белый или голубовато-фиолетовый, снаружи опушенный. Плод — трёхгранный, продолговатый орешек тёмно-бурого цвета, длиной 2,8—3,1 мм, толщиной 1,5—1,8 мм. Масса 1000 семян 2 г. Цветёт в июле — августе. Плодоносит в августе — сентябре. Зацветает на 60—70 день после посева и цветет на протяжении 45—50 дней.

Ромашка Аптечная  (Matricaria chamomilla)

Этимология названия растения

Название “ромашка” происходит от древнего греческого слова, что означает “земная яблоня”. Ромашка была известна еще в Древнем Риме и Греции, где ее использовали в качестве лекарственного растения. Уже тогда знали, что это – ромашки. На Руси эти растения именовались «роман», «романова трава», «романов цвет», «романник». Что касается слова «ромашка», то оно является уменьшительной формой от «роман» и впервые в литературе это слово было зафиксировано в 1778 году у А. Т. Болотова в его книге «Сельский житель».

Биологическое описание.

Ромашка Аптечная -  (Matricaria chamomilla) — однолетнее голое травянистое растение, высота которого составляет 15—55 см. Имеет сильный ароматический запах. Корень стержневой, тонкий, ветвистый, светло-бурого цвета. Стебли одиночные и сильноветвистые. Стебель внутри полый, прямостоячий. Листья длиной 2—5 см, дважды перисто-рассечённые, очерёдные, состоят из многочисленных тонких долей. На конце стеблей и ветвей на длинных цветоносах расположены одиночные цветочные корзинки — соцветия.

В корзинках находятся цветки двух типов: на диске имеются жёлтые трубчатые обоеполые цветки, с краю — белые ложноязычковые пестичные. Обёртки корзинок диаметром 5—8 мм состоят из мелких продолговатых, желтовато-зелёных листочков. Листочки по краю плёнчатые. Цветоложе полое, имеет форму конуса.

Плод — семянка буро-зелёного цвета продолговатой формы. Семянка на верхушке косоусечённая. С тремя или четырьмя рёбрами, имеется едва заметный хохолок.

Таблица 1. Этимология названия растения, систематическое и биологическое описание лекарственных растений.



Название лекарственного растения

Календула лекарственная ноготки лекарственные, cаlendulа оfficinаlis l.

Змееголовник Молдавский – (Dracocephalum moldavica )

Ромашка аптечная (Matricaria chamomilla)

Расторопша пятнистая Silybum mariamum (L.) Gaertn

Эхинацея сорт Танюша(Echinácea purpúrea)


Семейство

Астровые (Asteraceae)или Сложноцветные (Compositae)

Яснотковые (Lamiaceae

Астровые (Asteraceae)или Сложноцветные (Compositae)

Астровые (Asteraceae)или Сложноцветные (Compositae)

Астровые (Asteraceae)или Сложноцветные (Compositae)

Жизненная форма

Однолетнее травянистое

Однолетнее травянистое

Однолетнее травянистое

Однолетнее травянистое

двулетнее травянистое

Размеры

80 см

70 см

40см

1,8 м

1,5 м

Корень

волосистых прицветников;

Корень тонкий, стержневой.

Корень стержневой, тонкий, ветвистый, светло-бурого цвета.

Корень стержневой.

Корень стержневой развивается в короткое корневище с многочисленными  тонкими корнями.

Стебель

стебель с прямостоячими , ветвистыми стеблями, опущенными липкими железистыми волоскам







Стебель прямостоячий, четырёхгранный, коротко опушенный, от основания ветвистый, с длинными косо вверх направленными ветвями

Стебли одиночные и сильноветвистые. Стебель внутри полый, прямостоячий.

Стебель прямой, ветвистый, цилиндрический,

бороздчатый, голый, полый внутри.


Стебель прямой, цилиндрические ребристые

Листья

Листья очередные, простые, нижние - черешковые, обратнояйцевидные, верхние - сидячие, продолговатые или ланцетные, опушенные редкими волосками

Листья на коротких черешках, супротивные,

продолговато-ланцетовидные, по краям тупозубчатые, тёмно-зелёные; верхушечные листья ланцетовидные

Листья длиной 2—5 см, дважды перисто-рассечённые, очерёдные, состоят из многочисленных тонких долей.

Листья кожистые, пластинка листа тёмно-зелёная с белыми пятнами, блестящая, на крылатом черешке, перистолопастные. с очередным расположением, верхние листья сидячие, стеблеобъемлющие с широким, коротко низбегающим основанием.

Край листа неровный. По краю листа и по жилкам снизу по нему расположены зубцы, с острыми, пожелтевшими колючками.

Листья крупные, овальные, мясистые,

темно-зелеными

Соцветия

соцветия - корзинки, махровые или немахровые, с блестящими язычковыми цветками желтого или оранжевого цвета

Цветки фиолетовые, на коротких цветоножках в шестицветковых ложных мутовках.

На конце стеблей и ветвей на длинных цветоносах расположены одиночные цветочные корзинки — соцветия

крупные, одиночные шаровидные корзинки с черепитчатой обёрткой, состоящей из колючих зелёных листочков. Ложе соцветия мясистое, покрыто волосками.

Цветок состоит из шишковидного центра темно- или красно-коричневого цвета, окруженного венчиком из тонких лепестков, окраска которых варьирует от белого до темно-красного и лилового. Цветет на второй год

Цветок

окруженные двумя рядами или одним язычковых цветов. Серединные цветки –короткие, трубчатые

форму венчика цветка похожа на голову дракона.

цветки двух типов: на диске имеются жёлтые трубчатые обоеполые цветки, с краю — белые ложноязычковые пестичные.

Цветки пурпурные, трубчатые,

обоеполые

Краевые язычковые цветки в соцветии 15-20. Лепестки узкие, длиной 2,5-5,5 см,  отогнуты вниз и имеют в массе розовую окраску с варьированием от малиновой до тускло-розовой. Многочисленные срединные трубчатые желтовато-пурпуровые цветки размером до 5 мм расположены на цветоложе, которое из ровного становится сильно выпуклым.

Плоды

Плоды коричневые или серые изогнутые семянки с многочисленными крючковатыми шипами

Односемянные плоды

семянка буро-зелёного цвета продолговатой формы.

Плод — семянка с хохолком.

Плоды – буровато-серые семянки

Семена

семянка

колючая изогнутая

Семянки разной формы и величины, напоминающие когти птиц, отсюда, видимо, русское название «ноготки».

семянка трёхгранный,продолговатый,  тёмно-бурого цвета, продолговатой формы. Семянка на верхушке косоусечённая. С тремя или четырьмя рёбрами, имеется едва заметный хохолок.

Семянка на верхушке косоусечённая. С тремя или четырьмя рёбрами, имеется едва заметный хохолок

Семянка блестящая поверхность, эллиптической до 8 мм в длину около 2-4 мм в ширину.

четырехгранной обратнопирамидальной формы, зауженной у основания.

Запах

сильный специфический освежающий аромат

лимонный аромат. Цветки активно посещаются пчелами, бабочками и другими насекомыми

сильный ароматический запах

отсутствует

отличный медонос, имеющий высокую сахаропродуктивность. По этому показателю она приравнивается к гречихе посевной



3.3. Изучение экологических особенностей лекарственных растений.

Для успешного выращивания в культуре лекарственных растений необходимо изучить их экологические особенности: отношение к свету, к влаге, предпочитаемые типы почв, способы размножения. Итоги изучения экологических особенностей лекарственных растений представлены в таблице 2.

Таблица2 .Экологические особенности лекарственных растений

Лекарственные растения

Предпочитаемые типы почв

Отношение к свету

Отношение к влаге

Способы размножения

Календула лекарственная
(Caléndula officinálisL.)

предпочитает легкосуглинистые и супесчаные почвы

Светолюбивое

Предпочитает умеренное увлажнение

Семенами

Змееголовник

Нетребовательна к составу почвы

светолюбивое

умеренно влажные почвы

Семенами

Ромашка аптечная

Почвы легкие, хорошо дренированной, с нейтральной или слегка кислой реакцией

Светолюбивое

регулярный, но умеренный полив

Семенами. Способность ромашки к самосеву

Расторопша пятнистая


сухая, среднеплодородная.

растет на рыхлых, легких, супесчаных или суглинистых землях

Светолюбивое

Нетребователен к влаге

семенами

Эхинацея

предпочитает питательные почвы.

светолюбивое

Увлажненные почвы

Размножается семенами и вегетативно.


3.4 Изучение экологических условий на пришкольном участке с целью выявления их соответствия экологическим особенностям выращиваемых лекарственных растений.

Пришкольный учебно-опытный участок МБОУ «Новозаганская СОШ» был основан в 1987 году. Участок разработан на месте обширного пахатного поля, расположенного за школой. Размер УОУ составляет 0,8 га., располагается на юго-восточной стороне от школы. Школа находится на равноудалённом расстоянии от двух сёл Новый и Старый Заган, в 200 метрах от республиканской трассы – Улан-Удэ – Бичура – Кяхта.

Участок открытый, равнинный, солнечный, преобладают северо-западные ветра.

Климат на территории участка резкоконтинентальный с частыми интенсивными засухами и сильными ветрами в весенний и осенний периоды. Вегетационный период продолжается 148 дней. Территория относится к зоне недостаточного и неустойчивого увлажнения. Более 50% осадков от годовой нормы выпадает за июль-август. Выпадение атмосферных осадков носит порой ливневый характер, что прямо влияет на процесс водной эрозии.

Почва на учебно-опытном участке – темно –каштаноые, супесчаная.

Супесчаные почвы сложены из крупных частиц, они сухие, т.е. плохо задерживают влагу.

Водопрочность на производственном отделе – 13,3% почва способна к размыванию водой.

Исследование аэрации почвы показали, что максимально – у супесчаных почв.

Форма агрегатов почвы образца комковатая - грани ребра обтекаемые. На участке почва структурная. Такая почва состоит из более крупных частиц, связанных в отдельные комочки разнообразной формы и величины. В зависимости от величины комочков промежутки между ними больше или меньше. Через эти промежутки проходят вода и воздух, крайне необходимые для нормального бактериального процесса в почве и развития в ней хорошей корневой системы растений. После дождя на участке, где почва комковатая, рыхлая, вода быстро впитывается.

За годы деятельности пришкольного участка на нём были созданы отделы: цветочно-декоративный, овощной, плодово-ягодный, отдел систематики растений, полевой отдел, отдел начальных классов. Имея опыт выращивания растений, мы поставили цель – создать отдел лекарственных растений. Выбрали открытый, солнечный участок площадью 28 м2. 30 мая на опытных 6 делянках размеры (1х2,3м) посеяли семена культурных лекарственных растений. Семена хорошо взошли (кроме ромашки) и растения благоприятно развивались в течение всего вегетационного периода до заморозков.

Это говорит о том ,что выращиваемым растениям, экологические условия нашего участка соответствуют это умеренное увлажнение, среднее плодородие почвы и хорошее солнечное освещение.

3.5. Фенологические наблюдения за лекарственными растениями.

Таблица 3. Фенологические наблюдения за лекарственными растениями.

Лекарственно растени

посев

всходы

цветение

уборка

Каледула лекарственная

Золотое море

30 мая

15 июня

С 12 июля

23 июля – 17 сентября

Каледула лекарственная

Райский сад

30 мая

15 июня

С 12 июля

23 июля – 17 сентября

Расторопша

30 мая

13 июня

1 августа

3-25 сентября

Эхинацея

30 мая

2 июля

-

-

Змееголовник

30 мая

16 июня

С 25 июля

23 июля – 17 сентября

Ромашка аптечная

30 мая

15 июня

С 14 июля

23 июля – 17 сентября


3.6. Агротехнологические приемы при выращивании лекарственных растений.

Таблица 4. Агротехнологические приемы при выращивании лекарственных растений.

Название лекарственного растения

Календула лекарственная ноготки лекарственные, cаlendulа оfficinаlis l.

Змееголовник Молдавский – (Dracocephalum moldavica )

Ромашка аптечная (Matricaria chamomilla)

Расторопша пятнистая Silybum mariamum (L.) Gaertn

Эхинацея сорт Танюша(Echinácea purpúrea)


Подготовка почвы


3–4 кг компоста на 1м2

½ ведра перегноя или вызревшего компоста и 2 стакана растительной золы на квадратный метр.

15 - 20 г суперфосфата, 12-15 г калийной соли 10-15 г азотных удобрений

на квадратный метр.

1-2 ведра на 1 кв.м компоста или, если его нет, то ограничиваются минеральными удобрениями. В зависимости от плодородия почвы на участке, можно внести по 20-30 г/м2 азотных, фосфорных и калийных удобрений.

комплексные минеральные удобрения (30-40 г/м2)


Вносят по 1-2 ведра на 1 кв.м компоста


Глубина посева

2–3 см

2-3 см

0,5 см ребром ладони уплотнить почву в бороздках для предотвращения пересыхания верхнего слоя почвы. бороздках

2-2,5 см


1-2 см.

Расстояние

междурядьями

30 см

30 см

45 см.

50 см

30см

Расстояние между растениям

10 см

15 см.

15 см

40 см


15см

На квадратный метр площади необходимо

0,5 г семян

2,5г

Уход

Полив, удалении сорных растений и рыхлении грунта.

Полив, удалении сорных растений и рыхлении грунта.


Прополки и рыхления. 2-3 полива в период роста-начала бутонизации

рыхление почвы вокруг куста, удаление сорняков, полив в сухую погоду, подкормки при слабом росте.

Летом в сухую погоду полив должен быть обильным

Подкормки

течение лета почву удобряют органическими удобрениями, настой золы.

На цветении ноготков сказывается обогащение грунта суперфосфатом и калийной солью/сульфатом калия (по 20 гр/кв. метр каждого состава).


проводят 1-2 подкормки раствором птичьего помета (1:15) или коровяка (1:6) и перед цветением калийно — фосфорными.

течение лета почву удобряют органическими удобрениями и перед цветением калийно — фосфорными


течение лета почву удобряют органическими удобрениями и перед цветением калийно — фосфорными


Со второго года роста эхинацеи начинают подкармливать смесью древесной золы (2 большие горсти) с компостом (1 ведро)

3.7 Фармакологические свойства лекарственных растений.

Во время работы мною изучались фармакологические свойства лекарственных растений, их практическое значение в лечении заболеваний. Оказалось, накапливают активные лекарственные вещества не все органы растения, действующие лекарственные вещества распределены в растении неравномерно. (Алексеев Г.А., с.221). Кроме этого, очень важным является время сбора лекарственных растений, когда они накапливают наибольшее количество целебных веществ. Неправильно собранное лекарственное сырьё может почти полностью утрачивать свою лечебную силу. Поэтому я составила календарь сбора лекарственных растений. Эта справочная информация будет полезна многим людям, интересующимся лекарственными растениями и их применением для лечения заболевания, а также их противопоказания.

Название растений

Собираемые органы растения

Время сбора

Лекарственные свойства

Противопоказания

Календула лекарственная

Соцветия

Июль-сентябрь

Настой соцветий имеет  успокаивающее, желчегонное, вяжущее, противовоспалительное, антимикробное, ранозаживляющее, противовирусное, спазмолитическое, противоопухолевое, гипотензивное, иммуномодулирующее, антимутагенное, противоотечное, седативное, нематоцидное, кардиопротективное, гипохолестеринемическое

Повышенная чувствительность к растительному средству, а также к растениям семейства астровых (сложноцветных), детский возраст до 12 лет.

Расторопша пятнистая

семена

Август-сентябрь

Семена, мука, масло и паста (урбеч): Порошок расторопши из семян (шрот, мука) снижает уровень сахара в крови, очищает кровь, лечит варикоз.

Сок из листьев пьют при запорах, колитах, как легкое слабительное, потогонное, мочегонное и желчегонное средство.

Отвар корней используют при катарах желудка, поносе, радикулите, судорогах, задержке мочи.

Расторопша является хорошим антиоксидантом, препятствующим преждевременному старению.

в экологически неблагополучных регионах, при работе на вредных производствах, при контакте с ядовитыми и агрессивными веществами

Мед, содержащих нектар расторопши, способствует заметному улучшению самочувствия. Медонос.

ранний (до трех лет) детский возраст, психические заболевания, эпилепсия в активной форме, обострения хронических заболеваний, патологически повышенное содержание в тканях фосфора и кальция, а также беременность и лактация.


Листья, корни и соцветия

душистые цветы и молодая поросль

июль

Съедобные, основа для экспериментов на домашней кухне.



Ромашка Аптечная -  (Matricaria chamomilla)

Сбор цветков – это период бутонизации, когда цветы только начинают расцветать. Трава.

Июнь-сентябрь

Чаи, экстракты противовоспалительными, антисептическими, успокаивающими и расслабляющими свойствами. Она используется для лечения заболеваний кожи, расстройства желудка, бессонницы и стресса, косметологии.

Повышенная чувствительность к ромашке

Нефрит в стадии обострения, индивидуальная непереносимость


Эхинацея пурпурная  Echinacea purpurea (L.) Moench

любого возраста начиная с двух лет.

Траву (верхнюю часть стеблей с соцветиями) заготавливают в начале цветения, корни и корневища выкапывают осенью.

Июль-сентябрь

Чаи, настойки, настои и отвары- излечивает анемию, авитаминоз, снимает головные боли, повышает тонус, ожирение, дисбактериоз, алкоголизм, заболеваниях суставов, сердца, выпадении волос, для выведения шлаков.
Косметологии. Высокая декоративность


Повышенная чувствительность к эхинацее и растениям семейства сложноцветных; прогрессирующие системные и аутоиммунные заболевания (в т.ч. туберкулез, детский возраст до 12 лет; беременность, период грудного вскармливания.

Змееголовник молдавский

 Dracocephalum moldavicum.

стебли, листья, цветки

Август

Водный настой отвар, масло и чай – успокаивающее, адаптогенное, мочегонное, стимулирующее пищеварение, слабительное, антимикробное, болеутоляющее, антиоксидантное, иммуномодулирующее, противосудорожное, седативное, эстрогеноподобное, кардиопротективное

Отвар семян употребляется как вяжущее, седативное, при метеоризме. Свежие измельчённые листья ускоряют заживление гнойных ран. При ревматизме, ушибах к больному месту прикладывают компрессы из травяной массы. Настой и отвар травы используют в качестве укрепляющего и вяжущего средства, при гепатите, гастрите, нефрите, а при стоматите - в виде полосканий. Эфирное масло в парфюмерно-косметической промышленности. Арома- и фитотерапии.Медонос.

Индивидуальная непереносимость.

3.8 Сбор и хранение урожая

В период цветения календулы лекарственной, ромашки лекарственной уборку соцветий проводили через 7 дней. Делали сбор в сухую погоду и после высыхания утренней росы, в противном случае сырьё может почернеть и заплесневеть. За вегетационный период провели 6 сборов цветочных корзинок. Собранное сырье сушили в кабинетах, сразу разлаживали соцветия в один ряд на газетах. В связи с содержанием каротиноидов не допускается сушка на прямом солнечном свету.

Заготовка змееголовника молдавского происходила в самом начале цветения, когда цветки находились в фазе нераскрытого бутона. Наземную часть куста срезали и распределяли побеги на бумаге в один слой на сушку.

Урожайность лекарственных растений


Лекарственные растения

Площадь делянки

Количество сбора за период цветения

Масса сухого сырья

Урожайность с 1 г/м2

Календула лекарственная

4,6 м2

6

4кг

145

Ромашка лекарственная

2,3 м2

6

500г

36

Змееголовник молдавский

2,3 м2

4

6кг

652

Расторопша пятнистая

2,3 м2

2

200г

43


При благоприятных погодных условиях и хорошем уходе урожайность календулы лекарственной составила 145 г/м2 сухих соцветий. Ромашка лекарственная весной плохо взошла, недостаточная урожайность. У змееголовника молдавского высокая урожайность. Расторопша пятнистая поздно зацвела, семена не успели вызреть.

Сбор урожая лекарственных растений проводят в период максимального содержания активных веществ. Для каждого вида растения существуют свои оптимальные сроки и методы сбора:

1. Лекарственные растения собирают в сухую и солнечную погоду: листья и стебли – во время цветения, цветы – в начале цветения, плоды - в период полного созревания, корни – осенью.

2.Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.

3.Нельзя собирать растения около дорог.

4.Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие ядовиты.

5.Нельзя выдергивать растения, нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.

После сбора урожай необходимо правильно обработать и сохранить, чтобы сохранить все полезные свойства растений:

  • Сушите урожай в тени, на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении, избегая прямого солнечного света.

  • Храните сушеные растения в плотно закрытых контейнерах в прохладном, сухом и темном месте.

  • Регулярно проверяйте состояние хранящихся растений и удаляйте испорченные части.

Заключение

Природа является источником здоровья и опасности для человека. Богат и опасен выбор лекарств  «в зелёной аптеке», но нужно быть осторожными: отравление лекарственными растениями возможно, если заниматься самолечением. Пользоваться лекарственными растениями следует по назначению врача.

Роль лекарственных растений с каждым годом возрастает, все шире применяют их при разнообразных заболеваниях. Есть необходимость изучать применение лекарственных растений, использовать их в повседневной жизни. Надо расширять знания о лекарственных растениях, выращивать и собирать те растения, которые произрастают рядом с населенным пунктом, рядом с домом, кажутся обычными, но имеют важное лекарственное значение.

Проделав такую работу, я, прежде всего, узнавала лекарственные растения и сделала следующие выводы:

  1. На учебно-опытном участке создали лекарственный отдел, на котором выращивали календулу лекарственную, змееголовник Молдавский, эхинацею, ромашку лекарственную, расторопшу пятнистую и изучила их биологические особенности.

  2. Экологические условия на пришкольном участке соответствуют экологическим особенностям выращиваемых лекарственных растений: почва супесчаная, умеренное увлажнение, среднее плодородие почвы и хорошее освещение.

  3. Для успешного выращивания лекарственных растений нами соблюдены необходимые — агротехнические приемы с учётом особенностей растений и удовлетворения требований соответствующего вида растения к климатическим факторам и почве. Выбранные растения неприхотливы к почве, поливу, морозостойкие. Простой уход прополка, рыхление и внесение удобрений один раз за вегетационный период . Весной под перекопку вносить органические удобрения 1-2 ведра на 1м2 и во время цветения растений готовить зольный раствор 1 стакан золы на 10 л воды.

  4. Ознакомилась с фармакологическими свойствами лекарственных растений. Применение лекарственных растений при заболеваниях и укрепления иммунитета.

  5. Познакомились с рецептами приготовления: отваров, настоек, фиточаев. Провела подбор растений для создания фиточаев с разным действием: адаптогенные, отхаркивающие, иммуностимулирующие, витаминные, успокаивающие, полезные при желудочно-кишечных и сердечно-сосудистых болезнях, нарушениях обмена веществ.

  6. Опираясь на данные полученные в результате анкетирования можно сказать, что лекарственные растения занимают не последнее место в сохранении и восстановлении здоровья человека, хотя и не так широко как в прошлом в связи с развитием химии и фармакологии. Также нужно заметить, что население мало проинформированы лекарственных растений, которые можно благоприятно вырастить на своем участке. На школьной ярмарке «Дары осени» агрокласс организовал фитобар «На здоровье», где учащиеся и взрослые дегустировали приготовленные фиточаи из трав собранных на лекарственном отделе учебно-опытого участка.

  7. Изучила правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений.

Урожай лекарственных растений показал, что условия на пришкольном участке благоприятны для выращивания этих растений.


































Литература

https://semku.ru/article/agrotehnika-lekarstvennyh-i-medonosnyh-kultur

https://www.garshinka.ru/blog/romashka-cennoe-rastenie-v-kulture-agronomii-i-medicine

https://flowry.ru/blog/romashki-opisanie-primenenie-i-poleznye-svoystva/

https://ostrovit.com/ru/blog/

http://www.mednovosti.by/journal.aspx?article=519

http://luchshee-v-sadu.blogspot.com/2016/07/blog-post.html

https://apteka.ru/blog/articles/lekarstva_i_dobavki/ekhinatseya-vs-o-polze-purpurnogo-solntsa/

https://seemnemaailm.com/ru/moldavian-balm.html

https://frutoss.ru/chto-takoe-rastoropsha-blog

https://www.samsmu.ru/files/referats/2018/rosihin/dissertation.pdf

https://www.greeninfo.ru/grassy/calendula_officinalis.html

https://www.livemaster.ru/topic/1330231-tarhun-v-domashnej-kosmetike-i-ne-tolko-neskolko-retseptov-primeneniya?&inside=0&wf


1. Пастушенков Л.В. Растения – друзья здоровья. – Л.: Лениздат, 1989. – 191 с.,ил.

2. Фрезентов Н.К. Лекарстенные растения Дальнего Востока. Издание 3-е, расширенное и дополненное. – Хабаровск: кн. Изд-во, 1987.-352 с., 0,5л.ил