Лексическая тема: «Игрушки».
Цель: развитие экспрессивной речи.
Задачи:
- понимания речи,
- слухового внимания,
- подражательной способности ребенка к действию и звуку,
- подвижности артикуляционного аппарата,
- общей и мелкой моторики;
формирование плавного длительного выдоха;
выполнение действий «дай», «на» со словесным сопровождением;
воспитание у ребенка потребности в речевом общении;
формирование интереса к логопедическим занятиям.
Ход занятия
1. Организационный момент. Приветствие. Знакомство с визуальным расписанием на занятие.
- Здравствуй , Тагар. Сегодня у нас с тобой занятие. Посмотри на расписание.
2. Артикуляционная гимнастика.
Выполняются артикуляционные упражнения: вкусное варенье, заборчик, иголочка, дудочка, лошадка, часы, хлопушка.
За каждое задание логопед дает жетон. Ребенок выполняет все упражнения, собирает все жетоны и получает поощрение.
3. Игра «Ежик». Развитие мелкой моторики.
Массаж кистей рук с помощью массажного мяча «Ежик»:
«Ежик» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)
Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошек)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)
4. Игра «Угадай, что звучит?» Воспитание слухового внимания.(На интерактивном комплексе. Логомер 2 «Неречевой звук»)
5. Игра «Строим дом». Двигательное упражнение с речевым сопровождением.
Тук-тук-тук! Строим дом (кулачком стучим по кулачку).
Дом высокий (руки вверх вытянуть),
Дом с окном (руки вместе и развести в стороны),
С острой крышей и трубой (руки в виде крыши)
В доме я живу с тобой (рукой касаемся ребенка, затем логопеда). .
6. Игра «Найди слово». Развитие воспринимаемой и самостоятельной речи, с использованием глобального чтения.
Перед ребенком альбом с подписанными картинками по теме «Игрушки» (мяч, кукла, шар, кубик, мишка, юла).
Логопед дает ребенку карточку с названием игрушки: «Найди такое слово».
Ребенок сопоставляет одинаковые слова путем наложения карточек друг на друга, при этом самостоятельно или сопряженно с логопедом проговаривает это слово.
Когда все карточки со словами разложены, логопед закрывает изображения игрушек, остаются одни названия.
Логопед обращается к ребенку с просьбой: «Дай слово - кукла».
Ребенок подает: «На» и т.д.
Также выполняется работа со словами-действиями по картинкам: «Что делает мишка?» Используется глагольный словарь: стоит, идет, сидит, ест, спит, бежит.
После выполнения упражнения ребенок получает поощрение (мыльные пузыри).
7. Фонетическая ритмика.
Ребенок сопоставляет карточки с гласными буквами на плакате, затем сопряженно с логопедом поет гласные звуки А, О, У, Э, И, Ы перед зеркалом.
8. Итог занятия.
Логопед: «Сегодня мы с тобой называли игрушки: мяч, кукла, шар, кубик, мишка, юла.
Ты молодец, работал хорошо, старался, все задания выполнил (логопед указывает на визуальное расписание), занятие окончено».
2