Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 88 «Новинская»
Нижний Новгород
Исследовательская работа по русскому языку
«Лексические и грамматические архаизмы
в поэзии Владимира Николаевича Исайчева
(на материале поэтического сборника «Возвращение к истокам»)»
Данилова Элена Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Школа № 88 № «Новинская»
Нижний Новгород
2023 г.
Исследовательская работа по русскому языку
«Лексические и грамматические архаизмы
в поэзии Владимира Николаевича Исайчева
(на материале поэтического сборника «Возвращение к истокам»)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………….…4
Основная часть:
2.2. Архаизмы и их стилистические функции……………………5-6
2.3. Виды и функции архаизмов в поэзии В.Н. Исайчева…… 7-11
2.4. Стилистические функции архаизмов в поэзии 12-13
3. Заключение………………………………………………………. 13-14
4. Список используемой литературы………………………………15
ВВЕДЕНИЕ Произведения В.Н. Исайчева составляют существенный вклад в развитие современного художественного мышления. В. Н. Исайчев – уникальное явление в русской поэзии ХХI века. Уникальность его состоит, прежде всего, в самобытности. Актуальность работы заключается в том, что она выполнена в русле принципов лингвистического исследования текста, а также в общекультурной значимости изучения языка и стиля В.Н. Исайчева. Не последнее место в художественной речи поэта занимают архаизмы. Объектом исследования является использование архаизмов в поэтическом сборнике «Возвращение к истокам». Непосредственным предметом исследования являются виды и функции архаизмов в творчестве В.Н. Исайчева. Цель исследования –– анализ архаизмов в лирических произведениях Владимира Исайчева, исследование стилистических функций лексических и грамматических архаизмов, анализ их роли в создании особого поэтического стиля поэта. Данная цель обусловливает решение следующих задач: 1. Дать определение теоретических понятий «поэтический язык», «поэзия», «лирика», «архаизм», определить особенности стилистического использования архаизмов в поэтической речи. 2. Осмыслить теоретическую базу исследования и обосновать принятую в работе классификацию архаизмов и их функций. 4. Описать виды архаизмов (лексические и грамматические) и основные принципы их использования. 5. Проанализировать функции архаизмов. Материалом исследования являются тексты стихотворений В.Н. Исайчева «Возвращение к истокам», 2003 г.
Архаизмы и их стилистические функции
Архаизмы занимают особое место в составе русской лексики. Сложным представляется вопрос о том, что считать в системе языка архаической лексикой, как она соотносится, к примеру, с понятиями «славянизм».
И архаизмы, и славянизмы, и традиционно-поэтически слова относятся к пассивному словарному запасу: «Всё, что тем или иным способом выпадает из активного языкового употребления, архаизируется, причём степень архаизации определяется временем и живым языковым сознанием говорящих» [Григорьева 1953: 12].
О.С. Ахманова дает такое определение архаизма:
1. Слово или выражение, вышедшее из повседневного употребления и потому воспринимающееся как устарелое.
Русск. Ваятель, вдовствовать, вдовица, врачевание, втуне, даяние, издревле, лихоимство, навет, наущать.
Троп, состоящий в употреблении старого (старинного) слова или выражения в целях исторической стилизации, придания речи возвышенной стилистической окраски, достижения комического эффекта и т.п. русск. Перст судьбы [Ахманова 1966: 56].
Исследователи языка поэтических произведений неоднократно подчёркивали важную, особую роль традиционного в стихотворной речи.
Многие слова, которые сейчас мы воспринимаем как устаревшие, употреблялись в своём прямом значении в литературе XVIII –XIX веков. Сфера их употребления была ограниченной, и это отразилось на их дальнейшей судьбе: они стали восприниматься как «специфические сигналы условий их употребления». Таким образом, сформировался ряд поэтизмов, многие из которых отличаются тем, что имеют ограниченные возможности сочетаться с другими словами.
Степень архаизации этой лексики различна. Она зависит от стилистической окраски слов, характера их связи, содержания текста, в котором она реализуется. На сегодняшний день такая лексика воспринимается нами как архаическая высокая, высокая книжная или поэтическая.
Сам факт обращения к архаической, высокой лексике многих современных авторов говорит о том, что эта лексика осознается ими как одно из средств стилистической выразительности.
В употреблении данного языкового пласта лексики современные поэты не ограничиваются обращением к конкретным словам. Они прибегают и к архаическим грамматическим формам отдельных слов, к архаическим словообразовательным моделям, что позволяет им воссоздавать утраченное или создавать новые слова по старым образцам.
Рассмотрим функциональную направленность изучаемых слов:
1. Наиболее часто лексика рассматриваемого ряда употребляется как средство, сообщающее тексту или его части высокую, торжественную окраску или ироническую эмоциональную окрашенность.
2. Характерологическая функция, связанная со свойством рассматриваемой лексики сообщать тексту колорит какой-либо эпохи.
3. В языке современной поэзии архаизмы являются также средством поэтизации речи. С их помощью создается экспрессия лиричности, утонченности, задушевности, музыкальности.
4.В современной поэтической речи встречается также традиционные рифмы-штампы (очи-ночи).
2.3. Виды архаизмов
Лексические и грамматические архаизмы в поэзии В.Н. Исайчева.
Лексические архаизмы
Без сомнения, архаическая лексика осознается В.Н. Исайчевым как одно из средств стилистической выразительности. Это положение подтверждается весьма частым употреблением рассматриваемых лексем.
1) Архаизмы лексико-фонетические. К этой подгруппе лексических архаизмов мы относим слова, у которых устарело и претерпело изменения фонетическое оформление.
С функциональной точки зрения, самым ярким и показательным является, на наш взгляд, употребление слов с устаревшим фонетическим оформлением для поэтизации речи и придания ей высокой экспрессии. Обратимся к конкретным примерам:
I. Предлоги меж, средь. В лирике Исайчева мы находим архаическую форму, являясь атрибутом высокого слога, служит также для придания речи большей выразительности.
А эта жизнь настолько скоротечна,
Что каждый светлый миг средь суеты
Должны уметь беречь и я, и ты:
Увы, и мы, и счастие не вечно…
Тут же мне вспомнилось время
Юных свиданий и грёз,
Утренний запах сирени
Меж белоствольных берёз.
II. Слово с корнем -злат-
Как будто ветром занесённый,
Вальс закружился надо мной,
Прогнал он дождик полусонный
Улыбкой осени златой.
В контексте стихотворения имя прилагательное златой участвует в создании выразительности.
Архаизмы собственно-лексические
а) Группа слов, обозначающих части человеческого лица и тела.
Наиболее употребительными являются слова, называющие части человеческого лица и тела. Итак, наиболее частотными оказываются слова уста, очи, лик, чело, персты.
В этом Исайчев в большей степени отдает дань традиции.
«А на портрете грусть и нега,
И взгляд взволнованной души…
Ланиты, что белее снега,
Глаза – светлы и хороши…»
Употребление устаревших слов в таких стихотворениях служит созданию выразительности и поэтизации речи. Это стремление и способность и о простом, и о сложном говорить всегда сложно, то есть высоко.
б) Группа традиционных поэтизмов. Эту группу представляет ряд очень употребительных, традиционных и характерных для поэтического лексикона слов, таких, как нега . Традиционна и функция этой лексемы: она призвана придавать речи большую выразительность и поэтизировать её.
«А на портрете грусть и нега,
И взгляд взволнованной души…
Ланиты, что белее снега,
Глаза – светлы и хороши…»
в) Группа слов, связанных с восприятием явлений окружающего мира. В группу объединяются следующие слова: взором, взор и внимать,
«Твой образ юность сохраняет,
Меня чаруя до сих пор.
И я по-прежнему надеюсь,
Что оживет твой нежный взор»
«Мне не тридцать и даже не сорок.
Убелила вески седина.
Своим взором, что соком березовым,
Напоила меня допьяна»
«Жизнь не спеши! Я не успею,
Внимаю чуду красоты,
Романса звучные напевы
Допеть… Я умоляю, ты»
Перечисленные слова, являясь гораздо более выразительными, чем их же общеупотребительные варианты, усиливают сопричастность человека миру.
г) Группа слов, обозначающих какое-либо действие. Здесь выделим слова даровано.
«Арина – имя православное,
Оно даровано судьбой.
Сам ангел выбрав имя плавное,
Был, видно, потрясен красой»
Употребление данных архаизмов обусловлено, прежде всего, особым мировидением В.Н. Исайчева. Кроме того, они служат созданию высокой экспрессии.
д) Имеется ряд слов, которые трудно включить в какую-либо из перечисленных групп: союз- коль ,существительное - круговерть и наречие- встарь.
« И я хочу сказать одно вам:
Пишите письма иногда.
Кто все расскажет юным, новым,
Коль не оставите следа?
«Свое бесценное богатство,
Забыв земную круговерть,
Чтоб, замирая, любоваться,
Чтоб, восхитясь, благоговеть»
«Ты распахнешь как встарь, смущаясь,
Тетрадь хмельной моей души…
Ведь помнишь? Ты всегда, прощаясь,
Мне говорила: «Напиши!..»»
Столь частотное обращение к собственно-лексическим архаизмам позволяет утверждать, что они осознаются Исайчевым как одно из главных средств создания более выразительных индивидуальных поэтических образов. Кроме того, как мы уже отмечали, употребляя слова подобного рода, Владимир Исайчев отдаёт дань и поэтической традиции.
Грамматические архаизмы
Данный раздел посвящен архаизмам грамматическим, их функциональному употреблению. Подобные элементы языка, так как они выпадают из современной языковой системы, обычно маркированы либо как высокие, книжные, поэтические, либо как просторечные, поэтому основная их функция в художественной литературе – стилистическая.
1) Устаревшие грамматические формы именных частей речи.
а) Грамматические архаизмы-существительные.
Форма множественного числа крыла в поэзии XIX века является традиционным поэтизмом. В XIX веке эта форма как поэтическая употреблялась и в прямом значении (крылья птицы) и в переносном (символ поэтического дара и вдохновения). Выполняя функцию поэтизации и стилеобразующую, форма крыла задействована поэтом в прямом значении (крылья птицы).
Когда б ты раньше в жизнь мою вошла –
То небосвод разверзся бы от молний,
И счастьем целый мир стал преисполнен,
И за спиною выросли б крыла!..
Особенно в поэзии было очень употребительным слово пламень. Таким образом, будучи «архаичным» в современном языке, вариант пламень исторически является новообразованием по сравнению с пламя» .
В тебе я вижу пламень страсти
И отсвет дальних миражей,
Полёт танцующей цыганки
И взмахи крыльев журавлей…
2) Грамматические глагольные архаизмы.
а) Грамматические архаизмы –– причастия и деепричастия. Естественно будет перейти от глаголов к их особым формам – причастию и деепричастию.
Русские деепричастия развились и оформились из двух категорий причастий – кратких действительного залога настоящего и прошедшего времени.
В тестах В. Н. Исайчева встречаются деепричастия совершенного вида дважды.
Вы, из того пришедши века,
Нужны, как хлеб или вода,
Неопытному человеку…
Пишите письма иногда!
Когда б ты раньше в жизнь мою вошла –
То небосвод разверзся бы от молний,
И счастьем целый мир стал преисполнен,
И за спиною выросли б крыла!..
Активное употребление этих форм позволяет думать, что они являются одним из важных выразительных средств поэтического языка вообще и элементов поэтического стиля Исайчева, обладая большей экспрессивностью, чем общеупотребительные варианты.
4. Стилистические функции архаизмов
Говоря о тех функциях, которые выполняют архаизмы в поэтических текстах Владимира Исайчева, следует отметить, что они в поэзии этого автора играют одну из ролей в формировании его особого поэтического стиля.
Тем не менее, они заслуживают специального рассмотрения.
Функция поэтизации речи:
«А на портрете грусть и нега,
И взгляд взволнованной души…
Ланиты, что белее снега,
Глаза – светлы и хороши…»
Функция создания высокой экспрессии:
«Ты распахнешь как встарь, смущаясь,
Тетрадь хмельной моей души…
Ведь помнишь? Ты всегда, прощаясь,
Мне говорила: «Напиши!..»»
Функция исторической стилизации:
«Для всех он был заветным другом,
К нему стекался стар и млад.
Он всех людей со всей округи
Объединял. Все шло на лад»
Функция фольклорной стилизации:
«Мы ждали писем днем и ночью.
Сквозь дни, недели, месяца
Мы ждали – это знали точно –
С хорошей весточкой гонца»
В творчестве Исайчева мы можем наблюдать и рифмы-штампы, повторяющиеся во многих стихотворениях (кружится-серебрится, весной-резной и т.д.):
«А за окном пурга кружится:
Зима сражается с весной.
В овраге речка серебрится,
И заледь кажется резной»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В процессе выполнения работы были достигнуты поставленные в исследовании цели и задачи: были даны определения теоретических понятий «идиостиль», «поэтический язык», «поэзия», «лирика», «архаизм», определены особенности стилистического использования архаизмов в поэтической речи, были проанализированы функции архаизмов разного типа в стиле В.Н. Исайчева, были охарактеризованы роль и место архаизмов в создании «поэтического языка» В. Исайчева, были описаны виды архаизмов (лексические и грамматические) и основные принципы использования лексических архаизмов в стиле В. Исайчева.
Проанализировав теоретическую, учебно-методическую и справочную литературу по избранной теме, а также рассмотрев непосредственно тексты произведений В. Исайчева, мы пришли к следующим результатам.
Художественная речь характеризуется такими качествами, как «изобразительность», «выразительность», «экспрессия» в создании которых участвуют в большей или меньшей степени все средства языка. В этой связи можно поставить вопрос об изобразительности, выразительности, образности как категориях художественной речи.
В системе средств выразительности особую роль играет такие средства, как архаизмы. Архаизм - троп, состоящий в употреблении старого (старинного) слова или выражения в целях исторической стилизации, придания речи возвышенной стилистической окраски, достижения комического эффекта и т.п.
Лексические и грамматические архаизмы можно рассматривать в качестве ведущих средств выразительности в художественной речи
Наиболее значимыми функциями лексических и грамматических архаизмов являются функции поэтизации речи, создания высокой экспрессии, иронии, исторической и фольклорной стилизации.
В ходе анализа архаизмов в художественной речи В. Исайчева был осуществлен структурно-языковой анализ, продемонстрировавший основные виды архаизмов с точки зрения их стилистической организации. Так, были выявлены лексические и грамматические архаизмы. В ряду лексических мы выделили три подгруппы: лексико - фонетические, собственно - лексические, а в ряду грамматических были выделены устаревшие грамматические формы именных частей речи, грамматические глагольные архаизмы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Источники:
Исайчев В. «Возвращение к истокам»
Научная, учебно-методическая и справочная литература:
Артёменко Е.П., Соколова Н.К. О некоторых приемах изучения языка художественных произведений. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1969. 106 с.
Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1966. 608 с.
Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М.: Высшая школа, 1991 Винокур Г.О. Об изучении языка литературных произведений // Винокур Г.О. . О языке художественной литературы. М.: Высшая школа, 1991. с. 32-63.
Винокур Г.О. Понятие поэтического языка // Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М.: Высшая школа, 1991. с. 24-31.
Замкова В.В. Славянизм как стилистическая категория в русском литературном языке XVIII века. Л.: Наука, 1975. 221с.
Иванова Н.Н. Высокая и поэтическая лексика // Языковые процессы современной русской художественной литературы. Поэзия. М.: Наука, 1977. с.7-77.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1982. 816с.
Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М.: Просвещение, 1972. 327с.
Шанский Н.М. О лингвистическом анализе и комментировании художественного текста // Анализ художественного текста. Сб. статей. М.: Педагогика, 1975. Вып.1. с.21-38.
15