Учебная игра – это особо организованное задание, которое требует от участников сильного напряжения умственных сил. И такой способ восприятия информации хорош не только для маленьких деток, но и для дошкольников, школьников, студентов и даже взрослых. А грамотный педагог, зная это, эффективно внедряет такие занятия в обучающий процесс.
Бенджамин Спок
Важность лексических игр
Изучение слов на любом иностранном языке – процесс сложный и зачастую скучный. На помощь учителю приходят лексические игры как важный инструмент отработки пройденных слов.
Цель таких занятий – помочь обучающимся усвоить иностранную лексику без «зазубривания», а также научиться применять её правильно без нудного повторения. Полноценное обучение таким методом преподавания можно составить лишь для дошкольников, но внедрять в педагогический процесс учеников в школе и студентов также необходимо.
Лексические игры нужны для:
усвоения материала и расширения словарного запаса;
повторения и закрепления лексики на английском языке;
активизации учебного процесса и стимуляции познавательной деятельности (для стимулирования и мотивации детей, особенно дошкольного и младшего школьного возрастов);
снятия языкового, психологического барьера и страха говорить на английском языке;
тренировки нахождения обучающихся в так называемой естественной среде носителя языка;
снятия усталости и напряжения у учеников в классе.
Грамотный педагог знает, что правильно подобранные и хорошо продуманные задания являются необычайно эффективным методом отработки и расширения словарного запаса иностранного языка. Поэтому игры для усвоения лексики английского языка должны соответствовать целому ряду требований для того, чтобы справляться с поставленными задачами:
задания должны быть простыми, лаконичными и иметь чёткие инструкции, которые способны выполнить все участники (они не должна вызывать дискомфорт и негатив);
такие занятия не должна занимать основную часть урока, и уж тем более учебного плана (важно помнить, что это вспомогательный инструмент в обучающем процессе, но никак не основной);
в развлекательный обучающий процесс должен быть вовлечён каждый ученик; это важно для повышения мотивации, стимуляции активности на уроке.
Классификация игр на уроках
Развлекательно-познавательные задания на уроке английского условно могут отличаться по:
уровню владения языком (от начального Beginner, до продвинутого Advanced);
целям и задачам (запоминание новых слов или повторение изученных, отработка навыков письма или произношения и т. д.);
формату выполнения заданий (творческие или коммуникативно направленные);
уровню восприятия (зрительные, слуховые и моторные);
уровню активности (подвижные или статичные);
по количеству участников (индивидуальные, в парах или в группах).
В зависимости от целей, которые ставит перед собой преподаватель, выделяют 2 основные группы игр:
Языковые – предназначены для того, чтобы сделать процесс изучения английского языка интересным и творческим; эти задания помогают формировать лексические, грамматические и фонетические навыки.
Речевые – используются как настоящая практика реальных коммуникативных ситуаций, с которыми могут столкнуться учащиеся; используются также в рамках отработки и повторения изученной лексики.
Ниже вы найдете примеры лексических игр, адаптированные на разный возраст и уровень владения языком.
Лексические игры для первых уроков английского в начальной школе
Эти задания подобраны с учётом того, что детки ещё не умеют читать и писать (это касается не только английского языка), а значит - могут запоминать новые слова только в игровой форме и на слух.
«I can’t see»
Целью этой игры является развитие памяти и внимания. Подходит для начального этапа говорения на иностранном языке. Преподаватель выставляет предметы, например, фигурки зверей, перед учениками на стол. Далее детки закрывают глаза, а одна из игрушек «убегает». Ученики должны ответить, какая из зверюшек спрятана: I can’t see a ….
«Do you have a…?»
Цель – повторение слов по пройденной теме. Ребёнок берёт у учителя некий предмет, в зависимости от изучаемого материла, и прячет его за спиной. Например, какой-нибудь канцелярский предмет, также это может быть картинка. Дети спрашивают: Do you have a …? (и называют предмет, mouse, red pencil (этот же способ помогает в изучении и цветов), scarf, chair, etc). Таким же образом можно отрабатывать и вопрос Is it a …?.
«Lexical Chair»
Это подвижное занятие направлено на закрепление словарного запаса. Также помогает развитию памяти, внимания и слухового восприятия английских слов. По кругу ставятся стулья; по количеству на один меньше, чем будет участников. Учитель называет слова по теме, например, Fruits. Как только дети слышат слово из другой темы (также ранее изученной), они садятся на стулья. Тот, кто не успел сесть, выбывает из игры и забирает с собой один стул.
«Telephone»
Педагог шепчет первому участнику какое-то слово. Далее дети передают то, что услышали друг другу на ушко, будто «по телефону». А последний участник озвучивает то, что в итоге получилось. Дети очень любят эту игру, так как часто загаданное слово может превратиться по итогу в какое-нибудь другое. Получается очень весело.
«What do you see?»
Это задание помогает развитию памяти, внимания и логики у детей. Учитель берёт картинку и чистый лист бумаги. Бумагой закрывает часть картинки либо вырезает окошко в листочке, и через него показывает фрагмент картинки. А ученики должны ответить на вопрос What do you see? на английском. Например, I see a lemon/shoes/a tree, etc. в зависимости от темы.
«Bingo»
Эта игра позволяет отрабатывать числительные различных разрядов. Учащиеся получают по одной карточке (учащиеся могут заготовить карточки самостоятельно и вписать любые числительные в рамках определенного разряда, например, только от 11 до 20). Учитель диктует числа в любой последовательности, учащиеся зачеркивают их на своих карточках. Побеждает тот, кто первым зачеркнет все числа.
Игры для учеников младших классов
Эти игры используются не только отработки лексики и повторения слов на английском языке, но и в качестве проверки их написания и тренировки произношения.
«Relay Race»
Цель - закрепление лексики и орфографии по любой пройденной теме. Класс делится на две команды, учитель в разной последовательности пишет слова в два столбика на доске. Участники по очереди подходят к доске и пишут перевод слова, который может быть как на русском, так и на английском. В конце делается проверка. Выигрывает та, команда, в которой игроки сделали наименьшее количество ошибок.
«Snowball»
Это игра направлена развитие памяти и активизацию языковых навыков. Задаётся тема, например, «Sport». Ученики по очереди, друг за другом называют слова. Однако каждый следующий участник должен ещё и повторить то, что назвал предыдущий игрок. И так по цепочке как «снежный ком». Например, первый игрок называет a ball, следующий повторяет слово предыдущего игрока и добавляет свое a ball, a team и так далее. Такие занятия помогают развивать внимание и память, а также отрабатывать произношение.
«The Chain of Words»
Учитель сначала называет слово по-русски и бросает мяч первому участнику. Ученик переводит слово и называет следующее. Например, тема Week days. Понедельник - Monday, далее Tuesday, и так по цепочке.
Задание можно изменить или дополнить. Преподаватель задает вопрос What day is before (after) Sunday/tomorrow? или What day is between … and …? И другие вариации.
«Circus»
Эта игра нацелена не только на запоминание лексики, но и на развитие творческого потенциала учеников. Дети делятся на пары и готовят мини цирковое выступление. На подготовку даётся 2-3 минуты, после чего «артисты» выходят на «арену» и начинают «представление». Первый участник выступает в роли дрессировщика, второй – животного. Один говорит I have a monkey. It can jump, etc, второй выполняет. Затем они меняются.
Лексические игры для старшеклассников
Эти лексические задания уже проводятся полностью на иностранном языке. Предполагается, что ученики уже могут достаточно свободно разговаривать по-английски в рамках заданной тематики.
«Puzzle»
Участники делятся на группы или команды. Каждой команде дают конверт, в котором находятся несколько частей картинки. Задача:
быстрее всех собрать картинку,
назвать поочередно всё, что на ней изображено. Например: It’s a tree. I see a cat on it. It has grey paws, etc.
«Topic»
Играть можно как каждый сам за себя, так и разбившись на группы или команды. Преподаватель задает тему, например, Public transport. Первый игрок вытягивает карточку со словом. Второе слово по теме называет другой игрок или другая команда. В это время можно передавать друг другу какой-нибудь предмет: мяч/ручку и т. д. Выбывает тот или не зарабатывает очко та команда, кто не сможет назвать слово, когда на нём остановится ход. Задание можно усложнить: каждое последующее слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего. Например, airport – trolleybus – station, etc..
«Tower»
Для этой игры вам понадобятся карточки со словами и пустые одноразовые стаканчики. Участники по очереди вытягивают карточки и читают слова на ней. Если игрок произносит написанное верно, то он ставит стаканчик и накрывает его сверху карточкой. Таким образом строится башня. Цель игры: не развалить башню и отработать фонетику.
«Time»
Эти задания направлены на отработку и усвоение лексики по заданной теме. Существует несколько её вариаций:
Учитель двигает стрелки на часах (это может быть просто макет часов), а ученики отвечают, что они делают в данное время. Например, стрелка стоит на «8». Варианты ответов: I get up at 8 o’clock in the morning every day. Или At 8p.m. I always walk with my dog, etc..
Игру можно продолжить. Тогда каждый следующий участник повторяет последнее предложение говорящего и добавляет своё. В такой вариации задания хорошо тренируются внимание и память.
Также с помощью часов можно отрабатывать грамматику. Например, употребление глаголов в прошедшем и будущем времени. Для этого ведущий задаёт вопрос: «What did you doon Friday at half past seven?" или «What will you do tomorrow at a quarter to three?»
«Bingo»
Это лексическая игра по английскому языку, которая направлена на изучение транскрипции и правильное произношение иностранных слов. Учащимся выдаются карточки с транскрипцией, а педагог называет слова. Выигрывает тот, кто быстрее всех найдёт все слова на своей карточке. Далее, как и в «лото», важно провести проверку.
Игры для любого возраста и уровня подготовки
Каждое задание этого блока может быть адаптировано преподавателем под разный уровень владения языком, за исключением уровня дошкольников, которые не умеют писать.
«Crossword»
Эта игра рассчитана на учеников, владеющих письмом. Её целью является расширение словарного запаса и развитие грамотного письма. Задания могут быть подготовлены учителем заранее либо заданием для учеников и будет составление кроссворда на определённую тему.
«Fill in the Missing letters»
Это задание часто используется как упражнение для отработки грамотного письма. Педагог пишет на доске слова, специально пропуская в них буквы. Слова должны быть похожими как по звучанию, например, ball и doll, mystery и misery, be и bee, air и ear, так и по написанию, например, coarse и course, complement и compliment, creak и creek.
«Explain the word»
Первый участник вытягивает карточку с картинкой (или, например, достаёт предмет из мешочка), но не показывает её. Его задача описать, кто или что изображены на карточке. Другие участники должны отгадать, что это. Например: It’s a food. Sweet and cold. Children like to eat it in summer. Made of milk. Кто угадывает, тот идет описывать следующую карточку.
«Rhythm»
Задание несёт не только развлекательный, так и познавательный характер. Учитель называет слово, ученики подбирают рифму. Важно назвать рифму быстро, не задумываясь. Играть нужно по кругу, участвуют все ученики. Выбывает тот, кто назвал неправильно рифму или несуществующее слово. Например: slight – right, go – slow, look – book, и т. д.
Усложнение: ответить рифмой можно только, если слово соответствует тематике. Ещё можно усложнить задание, добавив творческую задачу, а именно, из заданных слов придумать стихотворение по теме, и т. д. Всё зависит от подготовки учителя и уровня владения языком у учеников.
«Crossing the river»
Эта подвижная игра понравится и взрослым, и детям. Она нацелена на повторение лексики по теме и на отработку правильного произношения слов.
Участники делятся на 2 команды. Каждой команде выдается одинаковое количество карточек. Участники по очереди открывают карточки, называя предмет по-английски или читают его название, а затем дают перевод. Если игрок произносит и переводит верно, он бросает карточку на пол и делает шаг вперёд, ступая на так называемый «островок». Побеждает та команда, которая первая доберётся до «берега».
В заключение
Лексические игры – это эффективный метод преподавания, дающий действительно хорошие результаты в освоении нового материалы и закреплении пройденного. Это тот инструмент, который создает атмосферу творчества и погруженности в языковую среду, способствует снятию психологических и разговорных барьеров. А также это отличный способ провести время в дружной компании и с пользой!