Просмотр содержимого документа
«Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление.»
"Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление".
Учитель: Кучерявая Т.В.
Цели урока:
- 1)Образовательные:
- - повторить и обобщить знания по теме «Лексикология»;
- - дать обучающимся общие представления о понятии «Лексическая норма русского литературного языка».
- 2) Развивающие:
- - развивать способности к самостоятельному размышлению над поставленными вопросами, поиску ответов на них и аргументации своего мнения.
- 3) Воспитательные:
- - воспитывать познавательную активность, культуру общения, ответственность, интерес и любовь к родному языку.
Лексическая разминка :
- По вертикали:
- 1. Раздел языкознания, где изучается лексика.
- По горизонтали:
- 2. Слова, употребляемые только в данной местности.
- 3. Слова, связанные с особенностями работы представителей той или иной профессии.
- 4. Слова, близкие по значению.
- 5. Новые слова, появляющиеся в языке.
- 6. Слова, близкие по звучанию и значению (чаще всего однокоренные).
- 7. Слова, противоположные по значению.
- 8. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
ВИД ОШИБКИ
ПРИМЕРЫ
1. Употребление слова в несвойственном ему значении/ непонимание значения слова
2.Нарушение лексической сочетаемости слова.
Солдат упал навзничь и разбил лицо.
(слово «навзничь» означает «наспину, вверх лицом»)
У Ирины карие волосы.
3.Смешение паронимов.
Ужасно красивый костюм.
Если руки замёрзли, нужно одеть перчатки.
4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания.
Сено в стогу – сытый корм скоту.
На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности.
5.Неудачный выбор одного из синонимов.
Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ.
6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность- плеоназм).
Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор.
7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли.
В читальный зал в одежде не входить!
8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология).
В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ.
9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики.
Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю.
10.Смешение лексики разных исторических эпох.
Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу.
11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений.
Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.
Самостоятельная работа
- Исправьте предложения, определите тип речевой ошибки.
- 1 вариант
- 1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло
- 2. Школьный стадион прислонился к старому парку
- 3. В зале ожидания находилось много командировочных
- 4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным
-
- 2 вариант
- 1. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес
- 2. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи
- 3. Наши воины свершили много геройских подвигов
- 4. Эта выставка обогатит ваш кругозор
-