СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление.»

"Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление".

Учитель: Кучерявая Т.В.

  Цели урока:    1)Образовательные: - повторить и обобщить знания по теме «Лексикология»; - дать обучающимся общие представления о понятии «Лексическая норма русского литературного языка».             2) Развивающие:             - развивать способности к самостоятельному размышлению над поставленными вопросами, поиску ответов на них и аргументации своего мнения.              3) Воспитательные:              - воспитывать познавательную активность, культуру общения, ответственность, интерес и любовь к родному языку. 

  Цели урока:

  • 1)Образовательные:
  • - повторить и обобщить знания по теме «Лексикология»;
  • - дать обучающимся общие представления о понятии «Лексическая норма русского литературного языка».
  •             2) Развивающие:
  •             - развивать способности к самостоятельному размышлению над поставленными вопросами, поиску ответов на них и аргументации своего мнения. 
  •             3) Воспитательные:
  •              - воспитывать познавательную активность, культуру общения, ответственность, интерес и любовь к родному языку. 
Лексическая разминка :   По вертикали: 1.      Раздел языкознания, где изучается лексика. По горизонтали: 2.      Слова, употребляемые только в данной местности. 3.      Слова, связанные с особенностями работы представителей той или иной профессии. 4.      Слова, близкие по значению. 5.      Новые слова, появляющиеся в языке. 6.      Слова, близкие по звучанию и значению (чаще всего однокоренные). 7.      Слова, противоположные по значению. 8.      Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

Лексическая разминка :

  • По вертикали:
  • 1.      Раздел языкознания, где изучается лексика.
  • По горизонтали:
  • 2.      Слова, употребляемые только в данной местности.
  • 3.      Слова, связанные с особенностями работы представителей той или иной профессии.
  • 4.      Слова, близкие по значению.
  • 5.      Новые слова, появляющиеся в языке.
  • 6.      Слова, близкие по звучанию и значению (чаще всего однокоренные).
  • 7.      Слова, противоположные по значению.
  • 8.      Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
  ВИД ОШИБКИ ПРИМЕРЫ 1. Употребление слова в несвойственном ему значении/ непонимание значения слова 2.Нарушение лексической сочетаемости слова. Солдат упал навзничь и разбил лицо.   (слово «навзничь» означает «наспину, вверх лицом»)  У Ирины карие волосы. 3.Смешение паронимов. Ужасно красивый костюм. Если руки замёрзли, нужно одеть перчатки. 4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания. Сено в стогу – сытый корм скоту. На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности. 5.Неудачный выбор одного из синонимов. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ.

ВИД ОШИБКИ

ПРИМЕРЫ

1. Употребление слова в несвойственном ему значении/ непонимание значения слова

2.Нарушение лексической сочетаемости слова.

Солдат упал навзничь и разбил лицо.

 

(слово «навзничь» означает «наспину, вверх лицом») 

У Ирины карие волосы.

3.Смешение паронимов.

Ужасно красивый костюм.

Если руки замёрзли, нужно одеть перчатки.

4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания.

Сено в стогу – сытый корм скоту.

На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности.

5.Неудачный выбор одного из синонимов.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ.

 6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность- плеоназм). Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор. 7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли. В читальный зал в одежде не входить! 8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология). В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ. 9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики. Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю. 10.Смешение лексики разных исторических эпох. Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу. 11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений. Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.

6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность- плеоназм).

Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор.

7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли.

В читальный зал в одежде не входить!

8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология).

В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ.

9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики.

Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю.

10.Смешение лексики разных исторических эпох.

Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу.

11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений.

Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.

Самостоятельная работа  Исправьте предложения, определите тип речевой ошибки. 1 вариант 1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло 2. Школьный стадион прислонился к старому парку 3. В зале ожидания находилось много командировочных 4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным   2 вариант 1. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес 2. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи 3. Наши воины свершили много геройских подвигов 4. Эта выставка обогатит ваш кругозор

Самостоятельная работа

  • Исправьте предложения, определите тип речевой ошибки.
  • 1 вариант
  • 1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло
  • 2. Школьный стадион прислонился к старому парку
  • 3. В зале ожидания находилось много командировочных
  • 4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным
  •  
  • 2 вариант
  • 1. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес
  • 2. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи
  • 3. Наши воины свершили много геройских подвигов
  • 4. Эта выставка обогатит ваш кругозор


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!