СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Лексический строй речи"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лексический строй речи – это компонент языка, включающий в себя активный и пассивный словарный запас, умение пользоваться им в конкретной ситуации.

Просмотр содержимого документа
«"Лексический строй речи"»

Лексическая сторона речи

Лексическая сторона

речи

Лексика  – это совокупность слов, словарный запас языка. Словарь состоит из слов обозначающих предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Активный словарь – слова, которые ребёнок понимает и использует в своей речевой практике, устной или письменной. Пассивный словарь – слова, которые ребёнок понимает, но не использует в речи.

Лексика – это совокупность слов, словарный запас языка. Словарь состоит из слов обозначающих предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

Активный словарь – слова, которые ребёнок понимает и использует в своей речевой практике, устной или письменной.

Пассивный словарь – слова, которые ребёнок понимает, но не использует в речи.

2-3 мес.- Гуление (произносит глас. звуки близкие к - а, ы, у)  7-8 мес. - Понимает слова и жесты  8-10мес.- Лепет (произносит серии одинаковых слогов: дя-дя-дя)  10-11 мес.- Начинает подрожать взрослым (к 1году до 10-12сл.) 1год 2 мес.- Повторяет за взрослыми слоги и односложные слова: ба, на и др. (в словаре приблизительно 15-20 слов) 1год 6 мес.- Произносит односложные и двусложные слова: мама, на, да, дай. Показывает части тела (словарь около 40-50 сл.) 1год 8 мес.- Активно произносит двусложные слова. Стремительно растет словарь, около 100 слов.  2года-2года 2 мес.- Говорит словосочетания, строит предложения из двух слов. Пытается произносить трехсложные и четырехсложные слова овладевает ед. и мн. числом. В речи не использует предлоги. (300 – 400 слов)

2-3 мес.- Гуление (произносит глас. звуки близкие к - а, ы, у)

7-8 мес. - Понимает слова и жесты

8-10мес.- Лепет (произносит серии одинаковых слогов: дя-дя-дя)

10-11 мес.- Начинает подрожать взрослым (к 1году до 10-12сл.) 1год 2 мес.- Повторяет за взрослыми слоги и односложные слова: ба, на и др. (в словаре приблизительно 15-20 слов)

1год 6 мес.- Произносит односложные и двусложные слова: мама, на, да, дай. Показывает части тела (словарь около 40-50 сл.)

1год 8 мес.- Активно произносит двусложные слова. Стремительно растет словарь, около 100 слов.

2года-2года 2 мес.- Говорит словосочетания, строит предложения из двух слов. Пытается произносить трехсложные и четырехсложные слова овладевает ед. и мн. числом. В речи не использует предлоги. (300 – 400 слов)

2года 2мес. – 2года 6мес. - Произносит простые предложения из трех-четырех слов. Начинает употреблять в речи предлоги. 3года- Повторяет наизусть четверостишия, строит сложноподчиненные предложения. Формируется грамматический строй речи, владеет примерно 1000-1200 словами.  4года- Ребенок должен уметь правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с прилагательными и числительными. Образовывать существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения. (около 1900 слов) 5 лет- Использует в речи сложные предлоги и предложения, овладевает всеми типами склонений. Употребляет в речи все предлоги. Образует прилагательные от существительных. Заканчивается формирование правильного произношения согласных звуков. Словарь составляет до 2000-2500 тыс. слов.

2года 2мес. – 2года 6мес. - Произносит простые предложения из трех-четырех слов. Начинает употреблять в речи предлоги.

3года- Повторяет наизусть четверостишия, строит сложноподчиненные предложения. Формируется грамматический строй речи, владеет примерно 1000-1200 словами.

4года- Ребенок должен уметь правильно пользоваться предлогами,

согласовывать существительные с прилагательными и числительными. Образовывать существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения. (около 1900 слов)

5 лет- Использует в речи сложные предлоги и предложения, овладевает всеми типами склонений. Употребляет в речи все предлоги. Образует прилагательные от существительных. Заканчивается формирование правильного произношения согласных звуков. Словарь составляет до 2000-2500 тыс. слов.

6 лет – Дети этого возраста должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Владеть звуковым анализом и синтезом. Идёт пополнение активного и пассивного словаря. К 6 – 7 годам владеют 3000-4000 тыс. словами. 7 – 10 лет словарный запас ребенка около 5000- 7000 сл. 10 – 12 лет от 7000 до 12000 тыс. слов. Ученик сред. школьного возраста 12000 – 15000 тыс. сл. В старшем школьном возрасте словарный запас составляет 25000 – 45000 тыс. слов. Словарь взрослого человека составляет в среднем 60000 – 100 000 тыс. слов.

6 лет – Дети этого возраста должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Владеть звуковым анализом и синтезом. Идёт пополнение активного и пассивного словаря.

К 6 – 7 годам владеют 3000-4000 тыс. словами.

7 – 10 лет словарный запас ребенка около 5000- 7000 сл.

10 – 12 лет от 7000 до 12000 тыс. слов.

Ученик сред. школьного возраста 12000 – 15000 тыс. сл.

В старшем школьном возрасте словарный запас составляет 25000 – 45000 тыс. слов.

Словарь взрослого человека составляет в среднем 60000 – 100 000 тыс. слов.

Словарный запас зависит от ряда причин: возраста, образования, социальной среды и др., он связан с уровнем общего развития человека.

Словарный запас зависит от ряда причин: возраста, образования, социальной среды и др., он связан с уровнем общего развития человека.

В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким количеством слов, которое позволило бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевидение и радиопередачи, поэтому развитие словаря – одна из важных задач развития речи.

В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким количеством слов, которое позволило бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевидение и радиопередачи, поэтому развитие словаря – одна

из важных задач развития речи.

Словарь ребёнка дошкольника включает: Бытовой словарь: название частей тела; название игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений; Природоведческий словарь: название явлений неживой природы, растений, животных; Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.) Эмоционально – оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой), слова эмоциональная значимость которых создаётся при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образование синонимов (засмеялись – захихикали); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий – очень старый);; Лексику, обозначающую время, пространство, количество.

Словарь ребёнка дошкольника включает:

  • Бытовой словарь: название частей тела; название игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;
  • Природоведческий словарь: название явлений неживой природы, растений, животных;
  • Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.)
  • Эмоционально – оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой), слова эмоциональная значимость которых создаётся при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образование синонимов (засмеялись – захихикали); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий – очень старый);;
  • Лексику, обозначающую время, пространство, количество.

В активном словаре детей должны быть не только названия предметов (от 1 года до 2 лет), но и названия действий ( появляются к 2 годам), состояний, признаков ( цвет, форма, величина, вкус, начиная с 3х лет), свойств и качеств; слова, выражающие видовые (названия отдельных предметов, 2,5-3 лет), родовые (фрукты, посуда, игрушки и др. с 3 лет), с усвоением высокого уровня обобщения родовых понятий: деревья, травы, цветы к 5 – 6 годам) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.)

В активном словаре детей должны быть не только названия предметов (от 1 года до 2 лет), но и названия действий ( появляются к 2 годам), состояний, признаков ( цвет, форма, величина, вкус, начиная с 3х лет), свойств и качеств; слова, выражающие видовые (названия отдельных предметов, 2,5-3 лет), родовые (фрукты, посуда, игрушки и др. с 3 лет), с усвоением высокого уровня обобщения родовых понятий: деревья, травы, цветы к 5 – 6 годам) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.)

Формирование словаря проводится по следующим направлениям: 1.Расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности.(наблюдение, экскурсии, рассматривание предметов, чтение худ. лит-ры и др.) 2.Формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, памяти, представлений и др.) 3. Уточнение значений слов. 4. Активизация словаря, совершенствование процесса поиска слова, перевода слова из пассивного словаря в активный словарь.(рассматривание игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием, д/и, упражнения и др.)

Формирование словаря проводится по следующим направлениям:

1.Расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности.(наблюдение, экскурсии, рассматривание предметов, чтение худ. лит-ры и др.)

2.Формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, памяти, представлений и др.)

3. Уточнение значений слов.

4. Активизация словаря, совершенствование процесса поиска слова, перевода слова из пассивного словаря в активный словарь.(рассматривание игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием, д/и, упражнения и др.)

Дети дошкольного возраста должны уметь: Точно подбирать слова; Ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое; Дифференцировать обозначение предметов; Употреблять, в речи, сложные слова (например: длинноногий)

Дети дошкольного возраста должны уметь:

  • Точно подбирать слова;
  • Ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
  • Дифференцировать обозначение предметов;
  • Употреблять, в речи, сложные слова (например: длинноногий)

Словарный запас школьника – это тот объём слов, которым учащийся владеет на определённой ступени обучения.

Словарный запас школьника – это тот объём слов, которым учащийся владеет на определённой ступени обучения.

Дети школьного возраста должны уметь: Самостоятельно формулировать и задавать вопросы в разных видах учебной деятельности: в коллективных формах учебной работы и в работе парами. Сравнивать, обобщать и делать выводы, доказывать и рассуждать. Вскрывать причинно – следственные отношения между явлениями и фактами действительности.

Дети школьного возраста должны уметь:

  • Самостоятельно формулировать и задавать вопросы в разных видах учебной деятельности: в коллективных формах учебной работы и в работе парами.
  • Сравнивать, обобщать и делать выводы, доказывать и рассуждать.
  • Вскрывать причинно – следственные отношения между явлениями и фактами действительности.

 Спасибо за внимание! Материал подготовила:  учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №14 «Золотая рыбка» Будникова Т.В.

Спасибо за внимание!

Материал подготовила:

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №14 «Золотая рыбка»

Будникова Т.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!