Лексическая сторона
речи
Лексика – это совокупность слов, словарный запас языка. Словарь состоит из слов обозначающих предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.
Активный словарь – слова, которые ребёнок понимает и использует в своей речевой практике, устной или письменной.
Пассивный словарь – слова, которые ребёнок понимает, но не использует в речи.
2-3 мес.- Гуление (произносит глас. звуки близкие к - а, ы, у)
7-8 мес. - Понимает слова и жесты
8-10мес.- Лепет (произносит серии одинаковых слогов: дя-дя-дя)
10-11 мес.- Начинает подрожать взрослым (к 1году до 10-12сл.) 1год 2 мес.- Повторяет за взрослыми слоги и односложные слова: ба, на и др. (в словаре приблизительно 15-20 слов)
1год 6 мес.- Произносит односложные и двусложные слова: мама, на, да, дай. Показывает части тела (словарь около 40-50 сл.)
1год 8 мес.- Активно произносит двусложные слова. Стремительно растет словарь, около 100 слов.
2года-2года 2 мес.- Говорит словосочетания, строит предложения из двух слов. Пытается произносить трехсложные и четырехсложные слова овладевает ед. и мн. числом. В речи не использует предлоги. (300 – 400 слов)
2года 2мес. – 2года 6мес. - Произносит простые предложения из трех-четырех слов. Начинает употреблять в речи предлоги.
3года- Повторяет наизусть четверостишия, строит сложноподчиненные предложения. Формируется грамматический строй речи, владеет примерно 1000-1200 словами.
4года- Ребенок должен уметь правильно пользоваться предлогами,
согласовывать существительные с прилагательными и числительными. Образовывать существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения. (около 1900 слов)
5 лет- Использует в речи сложные предлоги и предложения, овладевает всеми типами склонений. Употребляет в речи все предлоги. Образует прилагательные от существительных. Заканчивается формирование правильного произношения согласных звуков. Словарь составляет до 2000-2500 тыс. слов.
6 лет – Дети этого возраста должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Владеть звуковым анализом и синтезом. Идёт пополнение активного и пассивного словаря.
К 6 – 7 годам владеют 3000-4000 тыс. словами.
7 – 10 лет словарный запас ребенка около 5000- 7000 сл.
10 – 12 лет от 7000 до 12000 тыс. слов.
Ученик сред. школьного возраста 12000 – 15000 тыс. сл.
В старшем школьном возрасте словарный запас составляет 25000 – 45000 тыс. слов.
Словарь взрослого человека составляет в среднем 60000 – 100 000 тыс. слов.
Словарный запас зависит от ряда причин: возраста, образования, социальной среды и др., он связан с уровнем общего развития человека.
В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким количеством слов, которое позволило бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевидение и радиопередачи, поэтому развитие словаря – одна
из важных задач развития речи.
Словарь ребёнка дошкольника включает:
- Бытовой словарь: название частей тела; название игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;
- Природоведческий словарь: название явлений неживой природы, растений, животных;
- Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.)
- Эмоционально – оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой), слова эмоциональная значимость которых создаётся при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образование синонимов (засмеялись – захихикали); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий – очень старый);;
- Лексику, обозначающую время, пространство, количество.
В активном словаре детей должны быть не только названия предметов (от 1 года до 2 лет), но и названия действий ( появляются к 2 годам), состояний, признаков ( цвет, форма, величина, вкус, начиная с 3х лет), свойств и качеств; слова, выражающие видовые (названия отдельных предметов, 2,5-3 лет), родовые (фрукты, посуда, игрушки и др. с 3 лет), с усвоением высокого уровня обобщения родовых понятий: деревья, травы, цветы к 5 – 6 годам) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.)
Формирование словаря проводится по следующим направлениям:
1.Расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности.(наблюдение, экскурсии, рассматривание предметов, чтение худ. лит-ры и др.)
2.Формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, памяти, представлений и др.)
3. Уточнение значений слов.
4. Активизация словаря, совершенствование процесса поиска слова, перевода слова из пассивного словаря в активный словарь.(рассматривание игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием, д/и, упражнения и др.)
Дети дошкольного возраста должны уметь:
- Точно подбирать слова;
- Ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
- Дифференцировать обозначение предметов;
- Употреблять, в речи, сложные слова (например: длинноногий)
Словарный запас школьника – это тот объём слов, которым учащийся владеет на определённой ступени обучения.
Дети школьного возраста должны уметь:
- Самостоятельно формулировать и задавать вопросы в разных видах учебной деятельности: в коллективных формах учебной работы и в работе парами.
- Сравнивать, обобщать и делать выводы, доказывать и рассуждать.
- Вскрывать причинно – следственные отношения между явлениями и фактами действительности.
Спасибо за внимание!
Материал подготовила:
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №14 «Золотая рыбка»
Будникова Т.В.