СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по русскому языку для 4 класса поможет углубить и обобщить с детьми понятия "однозначные и многозначные слова", показать различие мажду данными понятиями.

Просмотр содержимого документа
«Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.»

Шевченко Ольга Юрьевна,

учитель начальных классов


Тема. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Задачи:

- углубить и обобщить понятия «однозначные и многозначные слова», показать различие между однозначными и многозначными словами, обогащать словарный запас детей;

- развивать внимание, образное мышление, память, умение сравнивать и анализировать, умение критически мыслить;

- воспитывать любознательность, любовь к русскому языку.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями для групп, названия «однозначные и многозначные слова», ассоциативный куст «Слово», 2 домика, макет карандаша и ручки, макет веточки дерева, листики из цветного картона.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают и различают понятия «однозначные и многозначные слова», используют слова в зависимости от ситуации общения.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: урок – путешествие.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок!

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель. - Дети, как вы думаете, каким должен быть наш урок? (Познавательный, интересный, результативный, полезный).

У каждого ребёнка на парте находится листок самоконтроля. В этот листок дети будут записывать свои заработанные баллы по пройденным этапам урока.

III. Мотивация учебной деятельности. Тема урока.

  1. Рассказ учителя. Постановка проблемного вопроса.

- Ручка и карандаш пошли искать себе друзей. Вышли они к озеру. А на его берегу стоят два домика, из которых доносились разные голоса.

1 домик 2 домик

Пирог

портфель

терем

Кисть

ключ

корень


- Задумались ручка и карандаш, в какой домик им постучать?

А вы, ребята, можете ответить на этот вопрос? (Ответы детей). В какой домик пойдут жить наши друзья? (Ручка во второй домик (многозначные слова), а карандаш в первый домик (однозначные слова)

2. «Мозговой штурм».

- Сколько лексических значений имеет слово «карандаш»? (Одно лексическое значение)

- Как вы думаете, как называются такие слова? (Однозначные слова)

- Сколько лексических значений имеет слово «ручка»? (Несколько)

- Как вы думаете, как называются эти слова? (Многозначные слова)

Составим рисунок.

СЛОВА

Многозначные

Однозначные




I\/. Повторение материала.

  1. Работа в тетради. (Запись числа, классной работы)

  2. Минутка каллиграфии. (Обратить внимание на правильность посадки за партой)

  3. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте)

Все умеем мы считать! (Хлопаем в ладоши)

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте)

Руки за спину положим, (Спрятали руки за спину)

Голову поднимем выше

(Руки на поясе, голову подняли выше)

И легко - легко подышим... (Громкий вдох - выдох)

  1. Составление ассоциативного куста «СЛОВО».

Слова для составления куста: корень, приставка, окончание, суффикс, основа слова, однозначные и многозначные слова, предложение, словосочетания, буквы, звуки.

  1. Работа с учебником. Записать слова из учебника.

  2. Работа в группах. Дети делятся на четыре группы.

Задание. На листочках для каждой группы записаны слова. Выбрать и записать в таблицу однозначные и многозначные слова. Объяснить значения этих слов.

1 группа – лист, пенал. (Лист дерева, альбомный, лист тетради, книги)

2 группа – корень, стол. (Корень зуба, дерева, цветка, корень слова)

3 группа - ключ,телевизор. (Ключ от двери, ключ птиц, гаечный ключ, родник, музыкальный ключ)

  1. группа – лисички, стена. (Лисички – животные, съедобные грибы)

  1. Физкультминутка «Солнце глянуло в окно».

Солнце глянуло в окно,

Время отдохнуть пришло.

Надо всем нам дружно встать.

Раз присесть, достать до пятки.

И плечами покачать.

А затем, как на зарядке,

Прямо и красиво встать.

Руки вытянуть пошире,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Физкультминутка, как зарядка.

(Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста)

\/. Закрепление материала.

Работа в парах. Расположить в два столбика слова.

(Лето, картофель, класс, картина, месяц, парта)

\/I. Итоги урока.

- Что понравилось на уроке?

- Что вызвало затруднение?

- Что нового узнали на уроке?

\/II. Рефлексия.

На доске висит макет веточки дерева. Дежурные раздают детям листики из цветного картона. Дети должны на листиках написать своё мнение о проведённом уроке и прикрепить эти цветные листочки на веточку дерева.


\/III. Оценивание детей. Домашнее задание.

Вывод: чем больше ваш словарный запас, тем более интересным собеседником вы будете.