Шевченко Ольга Юрьевна,
учитель начальных классов
Тема. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Задачи:
- углубить и обобщить понятия «однозначные и многозначные слова», показать различие между однозначными и многозначными словами, обогащать словарный запас детей;
- развивать внимание, образное мышление, память, умение сравнивать и анализировать, умение критически мыслить;
- воспитывать любознательность, любовь к русскому языку.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями для групп, названия «однозначные и многозначные слова», ассоциативный куст «Слово», 2 домика, макет карандаша и ручки, макет веточки дерева, листики из цветного картона.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают и различают понятия «однозначные и многозначные слова», используют слова в зависимости от ситуации общения.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: урок – путешествие.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок!
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель. - Дети, как вы думаете, каким должен быть наш урок? (Познавательный, интересный, результативный, полезный).
У каждого ребёнка на парте находится листок самоконтроля. В этот листок дети будут записывать свои заработанные баллы по пройденным этапам урока.
III. Мотивация учебной деятельности. Тема урока.
Рассказ учителя. Постановка проблемного вопроса.

- Ручка и карандаш пошли искать себе друзей. Вышли они к озеру. А на его берегу стоят два домика, из которых доносились разные голоса.
1 домик 2 домик
Пирог
портфель
терем
Кисть
ключ
корень
- Задумались ручка и карандаш, в какой домик им постучать?
А вы, ребята, можете ответить на этот вопрос? (Ответы детей). В какой домик пойдут жить наши друзья? (Ручка во второй домик (многозначные слова), а карандаш в первый домик (однозначные слова)
2. «Мозговой штурм».
- Сколько лексических значений имеет слово «карандаш»? (Одно лексическое значение)
- Как вы думаете, как называются такие слова? (Однозначные слова)
- Сколько лексических значений имеет слово «ручка»? (Несколько)
- Как вы думаете, как называются эти слова? (Многозначные слова)
Составим рисунок.

СЛОВА
Многозначные
Однозначные
I\/. Повторение материала.
Работа в тетради. (Запись числа, классной работы)
Минутка каллиграфии. (Обратить внимание на правильность посадки за партой)
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте)
Все умеем мы считать! (Хлопаем в ладоши)
Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте)
Руки за спину положим, (Спрятали руки за спину)
Голову поднимем выше
(Руки на поясе, голову подняли выше)
И легко - легко подышим... (Громкий вдох - выдох)
Составление ассоциативного куста «СЛОВО».
Слова для составления куста: корень, приставка, окончание, суффикс, основа слова, однозначные и многозначные слова, предложение, словосочетания, буквы, звуки.
Работа с учебником. Записать слова из учебника.
Работа в группах. Дети делятся на четыре группы.
Задание. На листочках для каждой группы записаны слова. Выбрать и записать в таблицу однозначные и многозначные слова. Объяснить значения этих слов.
1 группа – лист, пенал. (Лист дерева, альбомный, лист тетради, книги)
2 группа – корень, стол. (Корень зуба, дерева, цветка, корень слова)
3 группа - ключ,телевизор. (Ключ от двери, ключ птиц, гаечный ключ, родник, музыкальный ключ)
группа – лисички, стена. (Лисички – животные, съедобные грибы)
Физкультминутка «Солнце глянуло в окно».
Солнце глянуло в окно,
Время отдохнуть пришло.
Надо всем нам дружно встать.
Раз присесть, достать до пятки.
И плечами покачать.
А затем, как на зарядке,
Прямо и красиво встать.
Руки вытянуть пошире,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Физкультминутка, как зарядка.
(Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста)
\/. Закрепление материала.
Работа в парах. Расположить в два столбика слова.
(Лето, картофель, класс, картина, месяц, парта)
\/I. Итоги урока.
- Что понравилось на уроке?
- Что вызвало затруднение?
- Что нового узнали на уроке?
\/II. Рефлексия.
На доске висит макет веточки дерева. Дежурные раздают детям листики из цветного картона. Дети должны на листиках написать своё мнение о проведённом уроке и прикрепить эти цветные листочки на веточку дерева.

\/III. Оценивание детей. Домашнее задание.
Вывод: чем больше ваш словарный запас, тем более интересным собеседником вы будете.