Стенограмма
Тема урока: Определение значения слова в контексте
Как правило, одним из тестовых заданий является задание по определению значения слова в контексте.
Я предлагаю попробовать решить тестовые задания по определению значения слова. Попробуйте выполнить данное тестовое задание самостоятельно, поставьте паузу. А в конце мы сравним результаты.
Итак, для того чтобы качественно определять значение слова, необходимо познакомиться с понятием «лексическое значение слова». Это то, что слово обозначает. Лексическое значение слова дано в толковых словарях. Пример лексического значения слова Земля – это третья по удаленности от солнца планета.
В русском языке, как и во многих других языках, слова могут быть однозначными и многозначными. Однозначные слова – это те, которые имеют одно значение. Многозначные слова – те, которые имеют два и более значений. Здесь даны примеры однозначных и многозначных слов. Так, многозначное слово «доска» обозначает доску как строительные материал и учебную доску. А вот слово коса имеет три значения: коса, которую плетут, коса, которой косят, и коса на воде.
По словарю можно определить: одно имеет значение слово или несколько. Однако, например, в словаре Ефремовой насчитывается более 140000 слов. Поэтому изучить их полностью невозможно. Одно из таких слов: слово – ножка, оно имеет три значения.
Основным принципом определения лексического значения слова является вписывание его в контекст, так как в контексте проявляется одно из многих значений слов. Например, в предложении: Лена заплела косу – реализуется значение коса из волос, а в предложении: у Пети острая коса реализуется значение: инструмент для скашивания травы. Таким образом, в предложении реализуется одно из значений слова.
Для успешного определения лексического значения слова нужно воспользоваться принципом рисунка или замены определением. Принцип рисунков заключается в том, чтобы мысленно нарисовать тот предмет, какой имеется в виду.
Так, например, встретившись с многозначным словом ручка, мы можем нарисовать предмет, который имеется в виду в предложении.
Вот те предметы, которые вы можете нарисовать в своем воображении. Это детские руки, ручка у сумки, дверная ручка, шариковая ручка.
Принцип замены заключается в том, чтобы заменить то слово, значение которого необходимо определить, на определения, данные в словарных статьях. Так, слово ручка можно заменить на слова: предмет, за которые держат, часть мебели, письменная принадлежность. Верная замена легко впишется в контекст предложения.
Итак, алгоритм определения лексического значения. Попробуйте нарисовать воображаемую картинку предмета, значение которого нужно определить. Попробуйте заменить слово, значение которого необходимо определить, на определение из словарной статьи. Посмотрите: подходят ли они? Подходящее определение и является значением искомого слова.
Попробуем потренироваться с алгоритмом определения значения слова. Принцип замены. Дано предложение: кнопка больно уколола меня. Попробуем заменить слово кнопка на определение из словарной статьи. Посмотрите, какое из них будет наиболее подходящим. Попробуйте нарисовать воображаемую кнопку, это будет тот предмет, который изображен на рисунке. Мы определили значение слова.
Потренируемся на примере, приближенном к тестовому. Попробуйте выполнить это упражнение самостоятельно. А далее мы сравним результаты.
Попробуй мысленно нарисовать те явления, которые имеются в виду под словом приводит. Это: приводить за руку, приводить к последствиям, приводить как результат решения.
Заменим слово приводит на определение из словарных статей: помогает добраться, провоцируют, выполняет преобразование.
Итак, заменим слово приводят на данные определения. Получится следующие предложения.
Теперь потренируемся в определении значения слова древность. Попробуйте выполнить это задание самостоятельно. При замене слова древность на определение из словарных статей наиболее подходящим является второй вариант: то, что было очень давно. Правильный ответ – 2.
Попробуем еще раз решить тестовое задание, которое было дано в начале этого урока. Заменив слово язык на определения, данные в словарных статьях (тема звуковых средств, средство выражения в творчестве, орган вкуса, объясняющая собой), мы видим, что лексическое значение слова язык в данном контексте заключается в первой статье.