Урок русского языка: "Лексика ограниченного употребления: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы"
Цель урока:
1) повторить и закрепить знания об основных лексических понятиях (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы)
2) развить умение давать лексическое толкование слову
3) воспитание культуры речи средствами художественной литературы.
На интерактивной доске выводится слайд
«Язык неистощим в соединении слов.
Все слова находятся в лексиконе; но
книги, поминутно появляющиеся, не
суть повторения лексикона».
А. С. Пушкин
Диалектизмы (Приложение 3)
Ход урока
I. Слово учителя
- Сегодня мы вместе с Чичиковым в его птице - тройке продолжим своё путешествие по стране лексикологии и художественным произведениям. Мы повторим, что такое диалектизмы, профессионализмы, узнаем, что такое жаргонизмы.
- А что такое лексикология? (наука, изучающая лексику)
- Лексика? (словарный состав языка)
- В конце урока Вы должны ответить на вопрос: «Согласны ли Вы с высказыванием А.С.Пушкина, который утверждал (читаю эпиграф). Своё мнение должны обосновать.
- Но прежде, чем мы перейдём к новой теме, мы проверим ваши знания по предыдущей.
Вариант 1
1.Отставной козы барабанщик( мн. ч. не употребл.)Чаще в значении сказуемого. Шутл.-ирон.) Человек, занимающий невысокое положение в обществе; Вышедший в отставку; такой с которым не считаются. «Я ведь не какой-нибудь отставной козы барабанщик»!- шутил Иван Петрович
2. ЭКСПОРТ- ИМПОРТ Вывоз товаров из страны. - Ввоз товаров в страну. Экспорт служит источником валютных поступлений, идущих на оплату импорта.
3. Величественный, величавый, грандиозный ; о внешнем облике, походке, жестах: царственный (высок.); державный;(уст. высок.); о произведении искусства, сооружении: монументальный.
4. Имитация,-и , ж.1. Воспроизведение, подражание кому-чему- либо.; Подделка чего-нибудь. Имитация красного дерева.
5. Дьяк, м. Стар.: письмоводитель, секретарь, правитель канцелярии. Быть делу так, как пометит дьяк// Ряз.:земский, волостной писарь.//Твр. Учитель грамоты.
6. БОЯРИН. Вероятно, общесл.суф. Производное от утраченного боярь(скорее всего, образов.суф.-арь от бои-битва, сражение. Боярин исходно-« боец, воин, дружинник»
7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ и разг. обеспечение
| 1. Толковый современный |
| 2. Толковый В. Даля |
| 3. Фразеологический |
| 4. Этимологический |
| 5.Синонимов |
| 6 Антонимов |
| 7 Орфоэпический |
+ 2 варианта
II. Задание №2 Следующее задание: запишите слова, объединив их в синонимические пары. Трудные для Вас слова постарайтесь заполнить. Задание выполняем в тетради.
рассчитаться - расплатиться
эффективный - действенный
аллегорический - иносказательный
классифицировать - систематизировать
иллюзорный - призрачный
- Объясните, пожалуйста, различаются ли слова эффектный и эффективный?
Эффектный - производящий сильное впечатление
Эффективный - действенный, быстро развивающийся
- Как называются такие слова? (паронимы)
(разные по значению, сходные по звучанию и написанию, часто однокоренные, например: дипломат - дипломант)
- А теперь составьте и запишите с одним из слов с удвоенной согласной спп предложение
(Н: Я рассчитаюсь с Вами, когда получу зарплату.)
III. Задание №3. Из предложений в задании №3 выпишите синонимы, составьте синонимический ряд и запишите их в предложенное Вам предложение. Подчеркните доминанту, охарактеризуйте каждое слово с точки зрения стилистической принадлежности. Предложение запишите в тетрадь.
Вариант №1
1. На другой день Чичиков отправился на обед и вечер к полицмейстеру.
2. Гости должны были пробираться между взборонёнными нивами.
3. Сначала они береглись и переступали осторожно, но потом, увидя, что это ни к чему не служит, брели прямо, не разбирая, где большая, а где меньшая грязь.
4. Но только нагрянут в хату парубки с скрипачом- подымется крик.
5. Андрей едва двигался в тёмном и узком земляном коридоре.
6. Они вступили в первую комнату, служившую приёмною или просто переднею.
7. После обеда Афанасий Иванович шёл отдохнуть один часок, после чего Пульхерия Ивановна приносила разрезанный арбуз.
+ 2 варианта
К. №1 Н.В.Гоголь умело использовал синонимы: отправился, пробрался, переступали, брели, нагрянут, едва двигался, вступили, шёл, - не механически замещая повторяющееся слово, а учитывая смысловые и экспрессивные оттенки используемых слов.
К. №2 В синонимическом ряду говорил, проговорила, промолвил, отвечал, прервал, сказала, прибавил отмечается смысловое и стилистическое различие между отдельными глаголами речи и то, что употребление того или иного глагола определяется содержанием речи, характером её, состоянием говорящего, желанием его по-разному воздействовать на слушателя и стремлением Н.В.Гоголя разнообразить повествование.
К. №3 Чтобы избежать унылого повторения одних и тех же слов Н.В.Гоголь использовал синонимы: покушать, закушивал, заедал, съедал, объедался, накушаться, закусить, подкрепиться, которые делают речь красочнее, разнообразнее, позволяют образно выразить мысль.
- Прочитайте те предложения, которые у Вас получились (3 ученика по разным карточкам)
- Так зачем Н.В.Гоголь использовал синонимы для обозначения какого-то одного действия?
(Для того чтобы разнообразить повествование, избежать тавтологии)
V. Новый материал
- Сегодня мы с Вами продолжим разговор о лексике ограниченного употребления. Объяснение нового материала сегодня готовили Вы сами. Расскажет нам о профессионализмах:
Сообщение
- К лексике ограниченного употребления относятся профессионализмы, т.е. слова и выражения, которые не являются строго узаконенными, научными определениями тех или иных профессиональных понятий, но широко используются специалистами в той или иной области.
Например, у компьютерщиков:
Форточка - это презрительное название операционной системы Windows
фать, материнка - материнская плата
чайник - начинающий пользователь
глюк - некорректная работа оборудования
комбинация из трёх пальцев - Ctrl - alt - delete - экстренное снятие любой запущенной программы
пентюх - Pentium
квак - игра Quake(Куэйк)
лазарь - лазерный принтер
Также к лексике ограниченного употребления относятся
Диалектизмы - слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Они больше присущи крестьянским жителям и до сих пор являются средством общения среди значительной части нашей страны. Диалекты северных областей отличаются от диалектов юга страны.
Среди диалектов можно выделить три группы:
Лексические диалектизмы - местные названия общепринятых предметов, явлений, понятий. Они имеют синонимы в русском литературном языке: баз - двор, бирюк - волк.
Лексико-семантические диалектизмы - это слова литературного языка, употребляющиеся в диалекте в местном значении. Н: благая - дикая; веснушка - лихорадка, тёмно - очень сильно.
Этнографические диалектизмы - это местные названия местных предметов и явлений, поэтому не имеют синонимов в литературном языке: чекмень - верхняя мужская одежда
Фонетические диалектизмы - отражают особенности звуковой системы говора.
Например:
1) в южных говорах наблюдается произношение [х] вместо [к] на конце слов: вра[х], сне[х], лу[х]
2) для некоторых говоров характерно произношение [и] вместо [е]. п[и]сня, м[и]сто.
3) яканье: мяханик, кляновый
4) цоканье: цай, луцсе
5) оканье: хорошо
Ещё к лексике ограниченного употребления относится жаргонная лексика - это искусственные, иногда условные слова, используемые членами какой-то социальной или иной группы, объединённой общими интересами.
1) воровской жаргон:
липа (фальшивка)
крыша (защита)
шмон (проверка)
2) молодёжный сленг:
а) студенческий:
общага (общежитие)
стипуха (стипендия)
хвост (несданный зачёт, экзамен)
шамовка (еда)
б) школьный сленг:
- Один из учеников класса провёл небольшую исследовательскую работу. Давайте его послушаем.
- Расспросив своих одноклассников и друзей, я пришёл к выводу, что мои сверстники используют такие жаргонные слова, которые обозначают:
1. оскорбительные - названия человека:
овца, кошёлка, козёл
2. слова, называющие людей:
кореш - друг
чувак - парень
стрелочник - тот, на которого сваливают свою вину другие.
стукач - доносчик
трепло - болтун
3. слова, называющие части тела.
хавка - рот
ласты - ноги
локаторы - уши
4. другие существительные:
прикол - шутка
стрела - драка
базар - разговор
фигня - ерунда
облом - неожиданно плохой результат
капуста - деньги
отпад - нечто выдающееся
5. слова, обозначающие действия:
балдеть – веселиться
офигеть - удивиться
вали – уходи
офонареть - обнаглеть
прикинь - представь себе
зашибись - лучше некуда
запарить - сильно надоесть
приколоться - подшутить
кинуть – обмануть
смойся - уйди
не катит - не подойдёт
торчать - быть в полном восторге
отвянь – отстану
уткнись - замолчи
отрываться – развлекаться
стрём - плохо (наречие)
6. слова - прилагательные
крутой, клёвый - высокая степень качества чего-либо
стрёмный - некрасивый
беспонтовый - нехороший
7. Фразеологизмы
фильтруй базар - следи за речью
шевели костылями - иди быстрее
в натуре - по правде
я чё, лысый - я не хуже других
флаг в руки, барабан на шею - одобрение действия
без базара - не подлежит сомнению
туши свет - полный кошмар
лыбу давить - ухмыляться
1. …… % опрошенных мною думают, что жаргоны нужны, они делают речь более эмоциональной
2. …… % опрошенных мною думают, что жаргоны не нужны, они засоряют речь
3. …… % воздержались от ответа
VI. Закрепление материала
Задание : Следующее задание также связано с неуместным употреблением жаргонизмов. Перед Вами письменная характеристика, данная неграмотным школьником Ваша задача: Переделать тексты, заменив жаргонизмы литературными словами. Отгадайте имя персонажа.
Лицо его не представляло ничего особенного, оно было почти такое же, как у многих худощавых шнурков, один только подбородок выступал очень далеко вперёд, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие лупы ещё не потухли и шныряли из-под высоко выросших бровей, как мыши.
Слова для справок: стариков, бегали, глазки.
- Уместно ли употребление жаргонизмов (1мин)
Задание: Найдите в тексте диалектизмы, подчеркните их, определите к какой группе относятся.
Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было ещё никогда и не будет никогда на селе. Оксана была капризна, как красавица. Если бы она ходила не в плахте и запаске, а в каком-нибудь капоте, то разогнала бы всех девок.
- А чей это портрет?
Словарь для справок:
парубок - парень (лексич.)
гуртом - группой (лексич.)
плахта - нижняя одежда женщин из шерстяной клетчатой ткани (этнограф.)
запаска - род шерстяного передника у женщин (этнограф.)
- Как Вы думаете, уместно ли употребил Гоголь в данном отрывке диалектизмы. (Да)
(2мин) Известный языковед академик Щерба считал, что: «Если бы литературный язык оторвался от диалектов, от «почвы», то он, подобно Антею, потерял бы всю свою силу и уподобился бы мёртвому языку, каким теперь является латинский».
- А теперь попробуйте ответить на вопрос, поставленный в начале урока;
- Согласны ли Вы с высказыванием А.С.Пушкина?
- Можем ли мы свободно использовать лексику, ограниченную в употреблении в своём лексиконе и в сочинениях?
Д/З : попробовать переделать известное стихотворение, заменив литературные слова профессионализмами или жаргонизмами.