СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лексико-грамматические игры и упражнения с детьми дошкольного возраста, как пропедевтика дисграфии и дислексии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лексико-грамматические игры и упражнения с детьми дошкольного возраста, как пропедевтика дисграфии и дислексии»

Слайд 1

Лексико-грамматические нарушения: ограниченный словарный запас, несформированность словообразовательных операций, недостатки синтаксической системы языка (ошибки в построении предложений) и морфологической системы (недостатки словоизменения и словообразования) отмечаются у детей с различными нарушениями развития.

Если перечисленные недостатки не выявлены и не преодолены в дошкольный период, то в условиях школьного обучения они становятся причиной трудностей, а порой и стойкой неуспеваемости ребенка по русскому языку. Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии



Слайд 2

Формирование лексики у ребенка также тесно связано с процессами словообразования, т.к. при этом словарь быстро обогащается за счет производных слов. Словообразовательный уровень языка характеризуется обобщенным отражением способов образования новых слов на основе определенных правил комбинации морфем в структуре производного слова. В процессе овладения словообразованием ребенок осуществляет следующие операции: вычленение морфемы из слов; обобщение значения и связи этого значения с определенной формой; синтез морфем при образовании новых слов.

По данным А.Н. Гвоздева (1961), в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается

50,2 % существительных, 27,4 % глаголов, 11,8 % прилагательных, 5,8 % наречий, 1,9 %

числительных, 1,2 % союзов, 0,9 % предлогов, 0,9 % междометий и частиц.


Словарь старшего дошкольника может рассматриваться в качестве национальной модели языка, т.к. к этому моменту ребенок успевает усвоить все основные модели родного языка. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками и действиями предметов, обогащается и его словарь.




Слайд 3

Игра является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Использование игровых приемов и ситуаций, разнообразного дидактического материала вызывает у детей интерес, побуждает их к речевой деятельности, порождает мотивацию.

Коррекция речевых нарушений осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития познавательной активности, сенсомоторной сферы, способствует совершенствованию личностных качеств детей. В связи с тем, что в игре сосредотачиваются не на обучающей стороне, а ее развлекательной, то освоение и закрепление приобретенных сведений проходит для ребенка незаметно, естественным путем.


Слайд 4-5

Формирование грамматического строя речи (словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на основе определенного уровня познавательного развития ребенка. Так, при словоизменении ребенок должен уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др.), т.к. прежде чем начать использовать языковую форму, нужно понимать, что она означает. При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.



Слайд 6

Оптимально соотнести лексический материал с грамматическим. Например, при изучении темы «Посуда» целесообразно учить детей образовывать

относительные прилагательные (стеклянный, пластмассовый, фарфоровый),

существительные с суффиксом -иц- (сахарница, сухарница, супница),

уменьшительно-ласкательную форму существительных (ложечка, тарелочка),

отрабатывать согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (в глубокую тарелку, из горячего чайника),

учить составлять описательные рассказы о предметах посуды,

сравнивать их по внешнему виду,

подбирать к прилагательным антонимы (глубокая тарелка—мелкая тарелка) и т. д.


Слайд 7

Эффективность коррекционного воздействия; зависит от соблюдения следующих условий

1. Педагог знакомит детей с новой грамматической категорией и целенаправленно отрабатывает ее на каждой лексической теме, используя большое количество упражнений.

2. Специально подобранные грамматические упражнения и дидактические игры позволяют детям устанавливать некоторые общие закономерности в структуре фраз и переносить их на самостоятельно составляемые предложения; таким образом формируется чувство языка.

3. На каждом занятии акцент делается на усвоении семантики новых для детей слов, на тренинге по их использованию в словосочетаниях и во фразах.

4. Постоянно поддерживаемый у детей интерес к лексико-грамматическому материалу позволяет добиться значительного обучающего эффекта.

5. На занятиях рекомендуется использовать метод наглядного моделирования (условные обозначения, схемы, чертежи, символы, схематические рисунки, пиктограммы, мнемодорожки и мнемотаблипы, коллажи).

Упражнения по грамматике одновременно являются упражнениями на закрепление материала по лексике и фонетике, уже усвоенного детьми. Лексико-грамматический подход к языку позволяет определённым образом подобрать речевой материал.

Чтобы каждое занятие способствовало в продвижении коррекции грамматики, необходимо создавать высокую умственную и речевую нагрузку. Речевая нагрузка обеспечивается путём подбора разнообразного наглядного материала.