СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекции по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для изучения теоретического материала по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для студентов 2, 3 курсов специальности "Экономика и бухгалтерский учет"

Просмотр содержимого документа
«Лекции по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"»

Тема 1. Компьютер как техническое устройство обработки экономической информации. 1. Понятие информационных технологий

Современное развитие общества приводит к возрастанию объема и усложнению задач, решаемых в области организации производства, процессов планирования и анализа, финансовой работы, связей с поставщиками и потребителями продукции, оперативное управление которыми невозможно без организации современной автоматизированной информационной технологии.

Информационная система (ИС) – коммуникационная система по сбору, хранению, передаче, переработке информации об объекте, снабжающую работника любой профессии информацией для реализации функции управления.

Информационная система - это упорядоченная совокупность документированной информации и информационных технологий.

В широком смысле ИС можно назвать любую организационную структуру, работающую с информацией. Примерами таких структур являются все подразделения управленческой структуры организации: бухгалтерия, отдел кадров, отдел продаж и др. эти службы существовали и до появления компьютеров, используя бумажные технологии. С появлением компьютеров мы уже говорим о компьютерных информационных системах.

Информационная технология – это совокупность методов и программно-технических средств, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.

Сферы применения современных информационных технологий:

  • Управление технологическими процессами, а также организационное управление на основе использования компьютерных сетей;

  • Экономические и статистические расчеты;

  • Проектно-конструкторские работы;

  • Цифровая связь и т.д.

Существующие сегодня многочисленные и разнообразные ИС можно классифицировать по разным признакам.

  1. По назначению:

  • Информационно-управляющие системы – это системы для сбора и обработки информации, необходимой для управления организацией, предприятием, отраслью.

  • Информационно-поисковые системы – это системы, основное назначение которых поиск информации, содержащейся в различных базах данных, различных вычислительных системах;

  • Системы поддержки принятия решений предназначены для накопления и анализа данных, необходимых для принятия решений в различных сферах деятельности людей;

  • Системы обработки данных – это класс информационных систем, основной функцией которых являются обработка и архивация больших объемов данных;

  • Информационно-справочные системы – это системы, работающие в интерактивном режиме и обеспечивающие пользователей справочной информацией.



  1. По способу организации сетевого взаимодействия:

  • ИС на базе одного компьютера;

  • ИС на базе локальной сети;

  • ИС на базе глобальной сети.

2. Состав, характеристики компьютера
  1. Классификация компьютеров.

Причин использования ПК в профессиональной деятельности может быть множество, и в зависимости от целей и решаемых задач для автоматизации рабочего места специалиста выбирается определенный тип компьютера.

Все компьютеры можно разделить на несколько категорий:

  • Суперкомпьютерные системы.

Среди областей применения суперкомпьютеров можно отметить атомную и ядерную физику, математическое моделирование метеорологию, сейсмологию и т.д.

  • Специализированные ПК – сетевые компьютеры, рабочие станции и серверы высокого уровня.

Архитектура этих компьютеров может сильно отличаться от персональных компьютеров, так как они предназначены для выполнения меньшего числа функций, однако должны выполнять их быстрее и в большем объеме.

Например, сервер часто не имеет монитора и клавиатуры, но имеет очень большой объем памяти.

Сетевые компьютеры часто не располагают дисковой памятью, поэтому зависят от сети и серверов.

- Многопроцессорные рабочие станции и серверы высокого уровня имеют обычно от двух до восьми наиболее производительных процессоров, не менее двух источников питания, содержат большие объемы оперативной и дисковой памяти.

  • Мобильные компьютеры – карманные и планшетные (ноутбук), а также носимые (надеваемые) компьютеры и телефоны-компьютеры.

Ноутбук – это переносной компьютер небольших габаритов и маленького веса.

КПК имеет габариты электронной записной книжки, операционную систему, подходящую для работы полноценного программного обеспечения.

Компьютеры-телефоны (смартфоны) совмещают в себе функции телефона и КПК.

  • Базовые настольные ПК – универсальные персональные ПК.



  1. Состав ПК.


Обычный настольный компьютер состоит из системного блока, монитора, клавиатуры и мыши. Однако для расширения их функциональных возможностей можно подключить различные дополнительные периферийные устройства (принтеры, различные манипуляторы (мышь, джойстик, трекбол и т.д.), сканеры, графопостроители и т.д). Такие устройства присоединяются к системному блоку с помощью кабелей через специальные гнезда (разъемы), которые размещены обычно на его задней стенке. Некоторые дополнительные устройства вставляются непосредственно внутрь системного блока (модем).

Системный блок:

    • микропроцессор;

    • модули оперативной и постоянной памяти;

    • Жесткий диск, или винчестер (HDD – hard disc drive);

    • Дисководы (FDD – floppy disk drive, CD-ROM, DVD-ROM);

    • Контроллеры;

    • Блок питания и т.д.

Самой большой электронной платой в компьютере, является системная или материнская плата. На ней обычно располагается микропроцессор, оперативная память, кэш-память, BIOS, контроллеры.

Контроллеры – электронные схемы, управляющие различными устройствами компьютера. Во всех ПК имеются контроллеры для управления клавиатурой, монитором, дисководами и т.д.

Микропроцессор – это небольшое устройство (интегральная микросхема), которое выполняет функции обработки информации и управляет работой всех блоков ПК.

Микропроцессоры различаются между собой разрядностью и тактовой частотой.

Разрядность это количество битов, которое воспринимается компьютером как единое целое. От разрядности зависит производительность и максимальный объем внутренней памяти, с которым может работать машина.

Тактовая частота – это количество элементарных операций в секунду. Измеряется в МГц. Чем выше частота, тем выше производительность и цена микропроцессора.

Монитор.

Всю визуальную информацию мы воспринимаем через монитор.

  1. ЭЛТ-мониторы – мониторы на базе электронно-лучевой трубки.

  2. ЖК-мониторы – мониторы на основе жидкокристаллической панели.

В отличие от ЭЛТ-мониторов жидкокристаллические дисплеи обеспечивают изображение высокого качества без мерцания и со значительно меньшими уровнями излучения, которые наиболее опасны для здоровья человека. Они также имеют абсолютно плоский экран и поэтому лишены большей части геометрических искажений, присущих обычным мониторам. ЖК-мониторы отличаются небольшими габаритами, малым весом и пониженным энергопотреблением.

3. Мониторы на базе органических светоизлучающих диодов (OLED-технология).

Позволяет уменьшить толщину экрана при улучшении качества изображения (в сравнении с ЖК-мониторами), уменьшить потребление электроэнергии и качество изображения при большом угле обзора, что позволяет увидеть четкую картинку, не находясь напротив монитора.

  1. Плазменные мониторы.

Плюсами плазменных мониторов являются широкий угол обзора, длительное время работы, хорошая защищенность от внешних воздействий, минусом – высокая цена.

Периферийные устройства ввода информации в компьютер.

  1. Базовыми устройствами ввода информации в компьютер являются клавиатура и мышь.

  2. Сканеры.

  3. Дигитайзеры – планшеты для оцифровки изображения.

  4. Цифровые камеры.



Периферийные устройства вывода информации в компьютер.

  1. Базовым устройством вывода информации из компьютера является монитор.

  2. Принтеры.

  3. Плоттеры – устройство для вывода из ПК графической информации (чертежей, графиков, схем) на бумагу различного формата.

  4. Средства мультимедиа (звуковая карта, колонки, наушники).

  5. Технические средства презентаций (графопроекторы, слайд-проекторы, видеопроекторы).

В настоящее время наиболее распространены IBM-совместимые компьютеры, для которых используется операционная система Windows фирмы Microsoft.

Однако существует и другой стандарт – Apple, на базе которого выпускаются компьютеры серии Macintosh. Для компьютеров этой группы существует свое программное обеспечение (Mac OS X).

В чем принципиальная разница между IBM и Apple? Первая из них выбрала тактику открытой архитектуры (с продажей патентов). Любая фирма, приобретая патент, может наладить производство компьютеров по технологии IBM. Именно это и обеспечило широкое распространение компьютеров IBM.

Фирма Apple не продает свои патенты, может наладить производство компьютеров, поэтому компьютеры этой фирмы дороже и менее распространены.













































3. Методы и средства обработки, хранения и передачи информации.

Внутренняя память

  1. Оперативная память

Очень важным элементом компьютера является оперативная память. Именно из неё процессор берет программы и данные для обработки, в неё записывает полученные результаты. (Название «оперативная» память получила потому, что работает очень быстро). Однако содержащиеся в ней данные сохраняются только пока компьютер включен. При выключении компьютера содержимое оперативной памяти стирается.

От количества, установленной в компьютере оперативной памяти напрямую зависит, с какими программами вы сможете работать. При недостаточном количестве оперативной памяти многие программы либо вовсе не будут работать, либо будут работать крайне медленно.

  1. Кэш-память.

Для ускорения доступа к оперативной памяти на быстродействующих компьютерах используется специальная сверхбыстродействующая кэш-память, которая располагается как-бы между микропроцессором и оперативной памятью и хранит копии наиболее часто используемых участков оперативной памяти. При обращении микропроцессора к памяти сначала производится поиск нужных данных в кэш-памяти. Поскольку время доступа к кэш-памяти в несколько раз меньше, чем к обычной памяти, то время доступа к памяти уменьшается.

Постоянная память

В ПК также имеется и постоянная память, в которую данные занесены при изготовлении компьютера. Как правило, эти данные не могут быть изменены, выполняемые на компьютере программы могут их только считывать. В постоянной памяти хранятся программы для проверки оборудования компьютера и выполнения базовых функций по обслуживанию устройств компьютера. Поскольку большая часть этих программ связана с обслуживанием ввода-вывода, часто содержимое постоянной памяти называется BIOS (Basic Input-Output System, или базовая система ввода-вывода).

Внешняя память.

Основной функцией внешней памяти компьютера является способность долговременно хранить информацию. Устройство, которое обеспечивает запись и считывание информации, называется накопителем, или дисководом, а хранится информация на носителях.

Виды носителей информации:

1. Гибкие магнитные диски (дискеты).

Дискеты используются для обмена информацией между компьютерами, для хранения архивной информации, не используемой в работе, для хранения запасных копий программ и данных (на случай разрушения на винчестере).

Информационная емкость дискеты составляет всего 1,44 Мбайт.

В целях сохранения информации гибкие диски необходимо предохранять от воздействия сильных магнитных полей и нагревания, так как физические воздействия могут привести к размагничиванию носителя и потере информации.

2. Жесткий магнитный диск (винчестер).

Жесткий диск предназначен для постоянного хранения той информации, которая наиболее часто используется в работе. Винчестер значительно превосходит гибкие диски по скорости доступа, емкости и надежности.

  1. Лазерные дисководы и диски (CD-ROM и DVD-ROM).

  2. Flash-память.Flash-память представляет собой микросхему, помещенную в миниатюрный плоский корпус.

Файл

Все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов.

Файл – это определенное количество информации, имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти.

Имя файла. Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: имя файла и расширение, определяющее его тип. Имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании.

В различных операционных системах существуют различные форматы имен файлов. В операционной системе MS-DOS имя файла должно содержать не более 8 букв латинского алфавита, цифр и некоторых специальных знаков, а расширение состоит из трех латинских букв, например: proba.txt.

В операционной системе Windows имя файла может иметь длину до 256 символов, причем можно использовать русский алфавит, например: Единицы измерения информации.doc.

Типы файлов и расширений

Тип файла

Расширения

Программы

exe, com

Текстовые файлы

txt, doc

Графические файлы

bmp, gif, jpg

Звуковые файлы

wav, mid

Видеофайлы

avi

Программы на языках программирования

bas, pas и др.



Каталог

Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска используются каталоги.

Каталог (термин, используемый в MS-DOS) или папка (термин Windows) – это объединение файлов на диске, имеющее свое имя. Для их имен действуют те же правила, что и для имен файлов, но расширение, как правило, не используется.

В один каталог обычно объединяют группу файлов (каталогов), связанных между собой по какому-либо признаку.

Каталоги и файлы на диске образуют иерархическую структуру.

Полный список каталогов и файлов на логическом диске называется корневым каталогом данного диска, причем в этом каталоге регистрируются каталоги первого уровня и отдельные файлы. В каталогах первого уровня находятся каталоги второго уровня и отдельные файлы. Допустимы каталоги третьего, четвертого и других уровней вложенности.

Каталог, с которым мы работаем в данный момент, называется текущим.

В одном каталоге не могут быть зарегистрированы файлы с одинаковыми именами.

Рис.1. Иерархическая файловая система

Логический диск

С понятием файла и каталога в ОС связано понятие логического диска.

Логический диск создается и управляется специальной программой, имеет уникальное имя в виде одной латинской буквы (например, С, D, E, F) может быть реализован на жестком и гибком дисках, на СD-ROM и DVD-ROM, в оперативной памяти (электронный диск). На одном физическом диске может быть создано несколько логических дисков.

Гибкий диск имеет имя А:. Первый жесткий диск всегда имеет имя С:. Жесткий диск можно отобразить одним именем, а можно разбить на логические разделы, каждый из которых получит свое имя: С:, D:,…

Файловая система

Файловая система – это часть операционной системы, обеспечивающая хранение данных на дисках и доступ к ним.

Данные о том, в каком месте диска записан тот или иной файл, хранятся в системной области диска в специальных таблицах размещения файлов (FAT-таблицах).

Файловая система определяет способы организации и средства обслуживания файловой структуры, преобразуя FAT-таблицы в иерархическую структуру для обеспечения быстрого доступа к данным, простого и понятного пользователю способа задания адреса данных.

Операции, выполняемые файловой системой по обслуживанию файловой структуры:

  • создание файлов и присвоение им имен;

  • создание каталогов (папок) и присвоение им имен;

  • переименование файлов и каталогов;

  • копирование и перемещение файлов и каталогов;

  • удаление файлов и каталогов;

  • навигация по файловой структуре с целью доступа к заданному файлу, каталогу (папке);

  • управление атрибутами файлов.



4. Системное и прикладное программное обеспечение.

Компьютеры, периферийные устройства и сетевое оборудование образуют аппаратное обеспечение, являющееся лишь одной из составляющих компьютерных технологий обработки информации. Другой составляющей является программное обеспечение. Программное обеспечение информационных систем – это совокупность программных и документальных средств для создания и эксплуатации систем обработки данных средствами вычислительной техники.

Обычно различают системное программное обеспечение и прикладное ПО.

Системное ПО организует процесс обработки информации в компьютере и обеспечивает нормальную рабочую среду для прикладных программ. Системное ПО настолько тесно связано с аппаратными средствами, что его иногда считают частью компьютера.

В состав системного ПО входят:

  • операционные системы;

  • сервисные программы (оболочки, утилиты, антивирусные средства);

  • программы технического обслуживания (тестовые программы, программы контроля);

  • инструментальное ПО (трансляторы языков программирования, компиляторы, интерпретаторы, ассемблеры).



Операционная система (ОС) – это комплекс специальных программных средств, предназначенных для управления загрузкой компьютера, запуском и выполнением других программ, а также для планирования и управления вычислительными ресурсами ПК. Она обеспечивает управление процессом обработки информации и взаимодействие между аппаратными, программными средствами и пользователем.

Операционные системы делятся на однозадачные и многозадачные.

В однозадачных ОС пользователь в один момент времени работает с одной конкретной программой (MS-DOS, MSX).

Многозадачные ОС позволяют параллельно работать с несколькими программами, и количество программ зависит от мощности системы (MS Windows, UNIX, JS/2, Linux, Mac OS).

Сетевые ОС предназначены для обеспечения доступа ко всем ресурсам локальных и глобальных сетей (Novell Net Ware, MS Windows NT, UNIX, IBM LAN).

Сервисное ПО – это совокупность программных продуктов, предоставляющих пользователю дополнительные услуги в работе с компьютером и расширяющих возможности операционных систем.

Операционная оболочки – это программа, облегчающая общение пользователя с командами операционной системы;

Антивирусные программы – предназначены для предотвращения заражения компьютерным вирусом и ликвидации последствий заражения;

Программы архивирования данных – позволяют за счет применения специальных методов «упаковки» информации сжимать информацию на дисках;

Программы технического обслуживания – совокупность программно-аппаратных средств для диагностики и обнаружения ошибок в процессе работы компьютера (Doctor Hardware, CheckIt).

Они включают в себя средства диагностики и тестового контроля правильности работы ПК и отдельных его частей, а также специальные программы диагностики и контроля вычислительной среды в целом.

Инструментальное программное обеспечение предназначено для создания программного обеспечения.

Транслятором языков программирования называется программа, осуществляющая перевод текста программы с языка программирования в машинный код.

Трансляторы подразделяются на компиляторы и интерпретаторы.

В компиляции процессы трансляции и выполнения программы разделены во времени. Сначала компилируемая программа преобразуется в набор объектных модулей на машинном языке, которые затем собираются в единую машинную программу, готовую к выполнению и сохраняемую в виде файла.

Интерпретатор осуществляет пошаговую трансляцию и немедленное выполнение операторов исходной программы, при этом каждый оператор входного языка программирования транслируется в одну или несколько команд машинного языка.

Ассемблер представляет собой комплекс, состоящий из входного языка программирования ассемблера и ассемблер-компилятора.

Прикладное ПО непосредственно направлено на решение профессиональных задач пользователя.

  • ПО общего назначения;

  • Методо-ориентированное ПО;

  • Проблемно-ориентированное ПО;

  • ПО для глобальных сетей;

  • ПО для организации (администрирования) вычислительного процесса.



Прикладное ПО общего назначения – это универсальные программные средства, предназначенные для автоматизации разработки и эксплуатации функциональных задач пользователя и информационных систем в целом.

  • Текстовые редакторы.

Используются для обработки текстовой информации (MS Word, COREL Word Perfect, Lotus WordPro, Multi-Edit).

  • Графические редакторы.

Предназначены для обработки графических документов, включая диаграммы, иллюстрации, чертежи, таблицы (Paint Brash, CorelDraw, Adobe Photoshop).

  • Издательские системы.

Соединяют в себе возможности текстовых и графических редакторов. Эти системы ориентированы на использование в издательском деле и называются также системами верстки (Adobe PageMaker, Ventura Publisher).

  • Электронные таблицы.

Используются для обработки числовых данных в таблицах (MS Excel).

  • Системы управления базами данных (СУБД).

База данных – это совокупность специальным образом организованных наборов данных, хранящихся на диске (MS Access, MS FoxPro,…).

  • Интегрированные пакеты.

По, объединяющие в себе различные программные компоненты прикладных программ общего назначения (MS Office).

  • Экспертные системы.

Это системы обработки знаний в узкоспециализированной области подготовки решений пользователей на уровне профессиональных экспертов. Экспертные системы используются для прогноза ситуаций, целевого планирования, и т.д. (Expert-Ease).

Методо-ориентированное прикладное ПО отличается тем, что в его алгоритмической основе реализован какой-либо экономико-математический метод решения. К ним относятся ППП:

  • Математического программирования;

  • Сетевого планирования и управления;

  • Теории массового обслуживания;

  • Математической статистики.

(Time Line, MS Project, Open Plan Professional)

Проблемно-ориентированное прикладное ПО – это программные продукты, предназначенные для решения какой-либо задачи в конкретной функциональной области.

  • Проблемно-ориентированное прикладное ПО для промышленной сферы

  • Проблемно-ориентированное прикладное ПО для непромышленной сферы;

  • ПО бухгалтерского учета «1С:Бухгалтерия, «Парус», «Инфобухгалтер»,…).

  • ПО финансового менеджмента («Альтфинансы», «Альт-Инвест», «Финансовый анализ»,...).

  • ПО справочных систем («КонсультантПлюс», «Гарант»,…).



Прикладное программное обеспечение глобальных сетей предназначено для обеспечения удобного, надежного доступа пользователя к территориально распределенным общесетевым ресурсам, базам данных, передаче сообщений.

  • Средства доступа и навигации (Netscape Navigator, MS Internet Explorer).

  • Почтовые программы для электронной почты (MS Outlook Express, Netscape Messenger).



Прикладное программное обеспечение для организации (администрирования) вычислительного процесса – используется для управления администрированием данных, коммутаторами, концентраторами, маршрутизаторами, трафиками сообщений.

















Тема 2. Компьютерные сети.



1. Основные компоненты компьютерных сетей.



Компьютерная сеть – это система распределенных на территории аппаратных, программных и информационных ресурсов, связанных между собой каналами передачи информации.

Назначение компьютерных сетей:

  • обеспечить надежный и быстрый доступ пользователей к ресурсам сети и организовать коллективную эксплуатацию этих ресурсов;

  • обеспечить возможность оперативного перемещения информации на любые расстояния.

Компоненты вычислительной сети:

  1. Рабочие станции - это ПК, подключенные к локальной сети.

  2. Сервер – это компьютер, выполняющий функции управления сетевыми ресурсами общего доступа: осуществляет хранение данных, выполняет удаленную обработку заданий и др.

  3. Сетевой адаптер (сетевая карта). Основная функция сетевого адаптера – прием и передача информации.

  4. Повторители и концентраторы. Основная функция повторителя – повторение сигналов, поступающих на его порт. Это дает возможность увеличивать общую длину кабеля между узлами сети.

Концентратор (хаб) реализует не только функцию повторения сигналов, но и концентрирует в одном центральном устройстве функции объединения компьютеров в сеть.

  1. Мосты и коммутаторы делят общую среду передачи данных на логические сегменты (логический сегмент – несколько отрезков кабеля). Каждый логический сегмент подключается к отдельному порту моста или коммутатора.

  2. Маршрутизаторы – это устройства, соединяющие сети разного типа, но использующие одну операционную систему. Выбирают оптимальный маршрут передачи данных.

  3. Шлюз используется для объединения двух систем, имеющих различную архитектуру. В качестве шлюза обычно используется выделенный компьютер, на котором запущено программное обеспечение шлюза и производятся преобразования, позволяющие взаимодействовать нескольким системам в сети.

  4. Каналы связи позволяют быстро и надежно передавать информацию между различными устройствами ЛВС.

  5. Сетевая операционная система необходима для управления потоками связи между рабочими станциями и сервером.


По территориальной рассредоточенности компьютерные сети подразделяются на:

  1. Глобальные – объединяют пользователей, расположенных на значительном расстоянии друг от друга. В общем случае компьютер может находиться в любой точке земного шара.

  2. Региональные – объединяют различные города, области и небольшие страны. Абоненты могут находиться на расстоянии 10 – 100 км друг от друга.

  3. Локальные – объединяют, как правило, компьютеры одной организации, которые располагаются в одном или нескольких зданиях. Размер локальной сети не превышает нескольких километров (до 10 км).

Потребности формирования единого мирового информационного пространства привели к созданию глобальной компьютерной сети Интернет.

Интернет – это глобальная компьютерная сеть, объединяющая многие локальные, региональные и корпоративные сети и включающая сотни миллионов компьютеров.


Структура Интернет включает следующие компоненты:

  1. Хост-компьютеры;

  2. Локальные сети и персональные компьютеры;

  3. Каналы связи.













Хост-компьютер – компьютер, обслуживающий сеть, управляющий передачей сообщений и предоставляющий удаленный доступ к своим ресурсам.

Локальные сети и персональные компьютеры подключаются к хост-компьютеру и таким образом получают доступ в Интернет.

Каналы связи обеспечивают взаимодействие между хост-компьютерами. В качестве каналов связи используются высокоскоростные телефонные линии или спутниковые каналы.

Провайдер – организация, предоставляющая услуги Интернета.
























2. Организация межсетевого взаимодействия.



Коммуникационные сети могут быть разделены на два основных типа: сети с коммутацией каналов и с коммутацией пакетов.

Сети с коммутацией каналов работают, образуя выделенное соединение (канал) между двумя точками. Телефонная сеть большинства стран использует технологию с коммутацией каналов – телефонный вызов устанавливает канал от вызывающего телефона через локальную АТС, по линиям связи, к удаленной АТС и наконец к отвечающему телефону. Пока существует канал, телефонное оборудование постоянно опрашивает микрофон, кодирует полученное значение в цифровой форме и передает его по этому каналу получателю.

Преимущество коммутации каналов заключается в гарантированной пропускной способности: как только канал создан, ни один сетевой процесс не может уменьшить пропускную способность этого канала. Недостаток – высокая стоимость, ведь платы за каналы являются фиксированными и независимыми от трафика.

Трафик – объем передаваемой по сети информации.

Сети с коммутацией пакетов используют другой подход. В такой сети трафик сети делится на небольшие части, называемые пакетами. Пакет, который обычно содержит только несколько сотен байт данных, имеет идентификатор, который позволяет компьютерам в сети узнавать, предназначен ли он им, и если нет, то помогает им определить, как послать его в указанное место назначения.

Например, файл, передаваемый между двумя компьютерами, может быть разбит на большое число пакетов, которые посылаются по сети по одному. Оборудование сети доставляет пакеты к указанному месту назначения, а сетевое программное обеспечение собирает пакеты опять в один файл.

Главным преимуществом коммутации пакетов можно считать одновременную работу большого числа соединений между компьютерами. Недостаток – при возрастании активности передачи данных уменьшается пропускная способность сети.

Причинами широкого использования сетей с коммутацией пакетов являются стоимость и производительность. Поскольку к сети может быть подключено большое число машин, требуется меньше соединений и стоимость работы остается низкой. С пропускной способностью обычно проблем не возникает, так как создано высокоскоростное сетевое оборудование.

Сеть Интернет функционирует и развивается благодаря использованию единого протокола передачи данных TCP/IP.

Протокол – это набор правил, по которым передается информация в Интернете. Термин TCP/IP включает название двух протоколов:

  • Transmission Control Protocol (TCP) – транспортный протокол;

  • Internet Protocol (IP) – межсетевой протокол.


Межсетевой протокол (протокол маршрутизации). Протокол IP обеспечивает передачу информации между компьютерами сети. Работу данного протокола можно сравнить с передачей информации с помощью обычной почты. Для того чтобы письмо дошло по назначению, на конверте указывается адрес получателя и адрес отправителя.

Аналогично передаваемая по сети информация «упаковывается в конверт», на котором «пишутся» IP-адреса компьютеров получателя и отправителя.

В процессе пересылки обычных писем они сначала доставляются на ближайшее к отправителю почтовое отделение. На промежуточных почтовых отделениях письма сортируются, т.е. определяется, на какое следующее почтовое отделение необходимо отправить то или иное письмо.

IP-пакеты на пути к компьютеру-получателю также проходят через многочисленные промежуточные серверы Интернета, на которых производится операция маршрутизации. В результате маршрутизации IP-пакеты направляются от одного сервера Интернета к другому, постепенно приближаясь к компьютеру-получателю.

Скорость получения информации зависит не от удаленности сервера, а от количества промежуточных серверов и качества линий связи.

Транспортный протокол. Теперь представим себе, что нам необходимо переслать по почте многостраничную рукопись, а почта бандероли и посылки не принимает. Идея проста: если рукопись не помещается в обычный почтовый конверт, ее надо разобрать на листы и переслать их в нескольких конвертах. При этом листы рукописи необходимо пронумеровать, чтобы получатель знал, в какой последовательности потом эти листы соединить.

В Интернете часто случается аналогичная ситуация, когда компьютеры обмениваются большими по объему файлами. Если послать такой файл целиком, то он может надолго «закупорить» канал связи, сделать его недоступным для пересылки других сообщений.

Для того чтобы это не происходило, на компьютере-отправителе необходимо разбить большой файл на мелкие части, пронумеровать их и транспортировать их в отдельных IP-пакетах до компьютера-получателя. На компьютере-получателе необходимо собрать исходный файл из отдельных частей в правильной последовательности.

Интересно, что для IP-протокола, ответственного за маршрутизацию, эти пакеты совершенно никак не связаны между собой. Поэтому последний IP-пакет может по пути обогнать первый IP-пакет. Может быть и так, что маршруты доставки этих пакетов окажутся разными. Однако протокол TCP дождется первого IP-пакета и соберет исходный файл в правильной последовательности.
























Для того чтобы в процессе обмена информацией компьютеры могли найти друг друга, в Интернете существует единая система адресации, основанная на использовании IP-адреса.

В десятичной записи IP-адрес состоит из 4 чисел, разделенных точками, каждое из которых лежит в диапазоне от 0 до 255. например: 195.34.32.11.

Компьютеры легко могут найти друг друга по числовому адресу, однако человеку запомнить такой адрес нелегко. Поэтому для удобства была введена Доменная Система Имен.

Доменная система имен ставит в соответствие числовому IP-адресу компьютера уникальное доменное имя.

Доменная система имен имеет иерархическую структуру: домены верхнего уровня – домены второго уровня и т.д. домены верхнего уровня бывают двух типов: географические и административные.


Таблица 1 . Некоторые имена доменов верхнего уровня.

Административные

Тип организации

Географические

Страна

Com

Коммерческая

Ca

Канада

Edu

Образовательная

De

Германия

Gov

Правительственная США

Jp

Япония

Int

Международная

Ru

Россия

mil

Военная США

Uk

Англия/Ирландия

org

Некоммерческая

Us

США


Вслед за доменами верхнего уровня следуют домены, определяющие либо регионы, либо организации, следующие домены могут быть закреплены за небольшими организациями, либо за подразделениями больших организаций.


































3. Сервисы локальных и глобальных сетей.



Сеть Интернет предоставляет пользователю различные виды услуг, которые условно можно разделить на две категории:

  • Обмен информацией между абонентами сети;

  • Использование баз данных сети.


  1. Интерактивное общение – возможность обмена информацией в режиме реального времени, т.е. текст, набираемый пользователем, немедленно воспроизводится на экране одного или нескольких абонентов.


  1. Удаленный доступ – возможность устанавливать связь с удаленным компьютером и использовать его ресурсы, если к ним разрешен доступ. Чаще всего доступны для такой работы хост-компьютеры, содержащие электронные каталоги и электронные доски объявлений.


  1. Передача файлов – возможность обмена отдельными файлами и целыми программами посредством протокола FTP (File Transfer Protocol – протокол передачи файлов). Протокол обеспечивает способ перемещения файлов между двумя компьютерами, и пользователь получает доступ к различным файлам, хранящимся на FTP-серверах.


  1. Поисковые системы. Поисковые системы общего назначения являются базами данных, содержащими тематически сгруппированную информацию. Такие поисковые системы позволяют находить информацию по ключевым словам в базе данных или путем поиска в иерархической системе каталогов. Интерфейс таких поисковых систем содержит список разделов каталога и поле поиска. В поле поиска пользователь может ввести ключевые слова для поиска документа, а в каталоге выбрать определенный раздел, что сужает поле поиска и таким образом ускоряет его.

Наиболее мощными поисковыми системами общего назначения в русскоязычной части Интернета являются серверы Rambler (http://www/rambler/ru), Апорт (http://www.aport.ru), Яндекс (http://www.yandex.ru), а по всему Интернету – сервер Yahoo (http://www.yahoo.com).


  1. Электронная почта. Электронная почта (e-mail) – наиболее распространенный сервис Интернета, так как она является исторически первой информационной услугой компьютерных сетей и не требует обязательного наличия высокоскоростных и качественных линий связи. Одно из преимуществ электронной почты – это скорость передачи сообщений. Письмо, посланное по электронной почте, идет до адресата несколько секунд. Другое преимущество заключается в том, что электронное письмо может содержать не только текстовое сообщение, но и вложенные файлы (программы, графику, звук, и т.д.)

Для того чтобы электронное письмо дошло до адресата, оно должно содержать адрес электронной почты получателя письма. Первая часть почтового адрес (user_name – имя пользователя) имеет произвольный характер и задается самим пользователем при регистрации почтового ящика. Вторая часть (server_name – имя сервера) является доменным именем почтового сервера, на котором пользователь зарегистрировал свой почтовый ящик.


Например: user_name@server_name

Адрес электронной почты записывается только латинскими буквами и не должен содержать пробелов.



  1. Телеконференции. Телеконференция – это сетевая технология, обеспечивающая групповое общение пользователей сети по избранной теме.

Каждой конференции выделяется свой почтовый ящик на серверах Интернета, которые поддерживают работу этой телеконференции.

Пользователи могут посылать свои сообщения на любой из этих серверов. Сервера периодически синхронизируются, то есть обмениваются содержимым почтовых ящиков конференций, поэтому материалы конференций в полном объеме доступны пользователю на любом таком сервере.

Принцип работы в телеконференциях мало чем отличается от работы с электронной почтой. Пользователь может посылать свои сообщения в любую конференцию и читать сообщения, посланные другими участниками.


  1. Технология World Wide Web.

Гипертекст – это текст, представленный в виде ассоциативно связанных автономных блоков. Гипертекст – это технология работы с текстовыми данными, позволяющая устанавливать ассоциативные связи между фрагментами, статьями и графикой в текстовых массивах. В тексте информационной статьи выделяют ключи или гиперссылки. Гиперссылка – средство указания смысловой связи фрагмента одного документа с другим документом или его фрагментом.

Все гиперссылки можно разделить на две категории:

  • Локальные гиперссылки – это ссылки на другие части того самого документа, откуда они осуществляются.

  • Глобальные гиперссылки – это ссылки на другие документы или какие-либо ресурсы, расположенные вне данного документа.

Изучая информацию, представленную в виде гипертекста, пользователь может знакомиться с информационными фрагментами гипертекста в произвольном порядке. Процесс перемещения пользователя по информационным фрагментам называется навигацией.

Областью самого массового применения гипертекстовых технологий является служба World Wide Web (WWW – всемирная паутина) глобальной сети Интернет.

Найти Web-страницу или файл в Интернете можно с помощью универсального указателя ресурсов (адреса Web-страницы).

Протокол доступа к документу определяет способ передачи информации. Для доступа к Web-страницам используется протокол передачи гипертекста HTTP (Hyper Text Transfer Protocol). При записи протокола после его имени следует двоеточие и два прямых слэша: http://.

Например: http://schools.keldysh.ru/info2000/index.htm.

Он состоит из трех частей:

http:// - протокол доступа;

schools.keldysh.ru - доменное имя сервера;

info2000/index.htm - путь к файлу и имя файла Web-страницы.

Неформально этот адрес можно интерпретировать следующим образом: «Используя HTTP – протокол, соединиться с компьютером schools.keldysh.ru и получить файл index.htm, который находится в каталоге info2000.


  1. Технологии мультимедиа.

Мультимедиа (от англ. Multi – много, media – среда) – комбинированное представление информации в разных формах (текст, звук, видео и т.д.)

Технология мультимедиа – интерактивная технология, обеспечивающая работу с неподвижными изображениями, видеоизображением, анимацией, текстом и звуковым рядом.

Технологию мультимедиа составляют две основные компоненты – аппаратная и программная.























































Тема 3. Автоматизация систем делопроизводства


Делопроизводство – это специфическое направление деятельности, которое занимается составлением, оформлением документов, их обработкой и хранением.


Движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления называется документооборотом.


Автоматизированные системы делопроизводства делятся на два класса:


1. Системы управления электронными архивами. Их основные функции: регистрация новых документов, хранение, поиск и их извлечение с целью передачи в приложения, умеющие с ними работать.

2. Системы управления электронным документооборотом (СУЭД). На них возложены функции управления документами на пути прохождения от одного пользователя - должностного лица к другому, с возможностью контроля за их перемещением с фиксацией всех изменений и сопровождающих резолюций.


В настоящее время основная концепция автоматизации документооборота базируется на принципах управления бизнес-процессами, в ходе выполнения которых создаются и движутся документы. Иными словами, это организация и управление процессами создания документов на основе последовательной обработки различными пользователями других ранее существовавших документов.


Из важнейших характеристик СУЭД специалисты обычно выделяют следующие:

  • программная платформа (система, обеспечивающая хранение и поиск документов, а также система обмена сообщениями.

  • поддержка распределенной обработки информации;

  • возможность масштабирования (набор поддерживаемых платформ; максимальное число пользователей; число уровней вложенности структур);

  • открытость архитектуры и возможность интеграции с другими приложениями;

  • типы документов, с которыми работает система (форматы документов; поддержка работы с составными документами и несколькими версиями документа; связи документов (один документ может быть ответом на другой или может быть порожден при исполнении предыдущего документа); совместное использование электронных и обычных (бумажных) документов);

  • коллективная работа группы исполнителей над одним (или несколькими) документами;

  • возможность работы по "свободной" схеме (без жесткой фиксации маршрутов);

  • средства для определения маршрутных схем прохождения документов;

  • возможности контроля за прохождением документов;

  • способ оповещения должностных лиц;

  • особенности настройки продукта для нужд конкретного заказчика (например, регистрационная карточка должна содержать все необ­ходимые реквизиты); наличие локализованного (русифицированного) интерфейса;

  • средства регламентации доступа и криптозащиты;

  • средства оповещения о нарушениях в регламенте прохождения документов;



Система должна обеспечивать ввод, обработку, хранение, регистрацию документов, поступающих из множественных источников: по сети, с дисков, модемов и сканеров.


2. Хранение.

Централизованное хранилище данных позволяет решить целый ряд проблем:

  • возможность оперативного получения целостной и непротиворечивой информации;

    • организация сбора, хранения и актуализации разрозненной информации;

    • высокая надежность и управляемость системы, быстрый и подконтрольный доступ пользователей к информации;

    • экономию средств за счет сосредоточения обслуживающего персонала в одном месте;

    • возможность централизованного развития вычислительных средств.












































Тема 4. Методы и средства защиты экономической информации



1. Основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности.



Наряду с интенсивным развитием вычислительной техники все более актуальной становится проблема обеспечения безопасности и защиты данных в информационных технологиях. Информация, циркулирующая в ИТ, может быть незаконно изменена, похищена или уничтожена.

Технология защиты информации в ИТ включает в себя решение следующих проблем:

  • Обеспечение физической целостности информации, т.е. предотвращение искажения или уничтожения элементов информации;

  • Предотвращение подмены элементов информации при сохранении ее целостности;

  • Предотвращение несанкционированного получения информации;

  • Использование передаваемых данных только в соответствии с обговоренными сторонами условиями.


Угроза безопасности – это действие или событие, которое может привести к разрушению, искажению или несанкционированному использованию информационных ресурсов, включая хранимую и обрабатываемую информацию, а также программные и аппаратные средства.

Угрозы безопасности делятся на случайные и умышленные.

Источниками случайных угроз могут быть:

  • Отказы и сбои аппаратных средств;

  • Помехи в каналах и на линиях связи;

  • Форс-мажорные ситуации (пожар, выход из строя электропитания, и т.д.);

  • Ошибки пользователей;

  • Нелегальное внедрение и использование неучтенных программ;

  • Заражение компьютерными вирусами и т.д.


Умышленные угрозы безопасности:

  • Раскрытие конфиденциальной информации;

  • Несанкционированный доступ и использование информации;

  • «Взлом системы» и т.д.



2. Классификация мер защиты информации.



Классификацию мер защиты можно представить в виде трех уровней.

1. Законодательный уровень. В уголовном кодексе РФ имеется гл.28 «Преступления в сфере компьютерной информации», содержащая три статьи:

    • статья 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации»;

    • статья 273 «Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ»;

    • статья 274 «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети».


2. Административный и процедурный уровни. На административном и процедурном уровнях формируются политика безопасности и комплекс процедур, определяющих действие персонала в штатных и критических условиях.

3. Программно-технический уровень. К этому уровню относятся программные и аппаратные средства, которые составляют технику информационной безопасности. К ним относятся идентификация пользователей, управление доступом, криптография и т.д.

Если законодательный и административный уровни защиты не зависят от конкретного пользователя, то программно-технический уровень защиты информации каждый пользователь должен организовать на своем компьютере.


1.Защита на уровне BIOS. Существует возможность поставить два пароля: один пароль – в настройках BIOS и другой – на заставку экрана. Защита на уровне BIOS будет требовать ввода пароля при загрузке компьютера, а защита на заставку экрана перекроет доступ к информации при прошествии определенного времени бездействия компьютера. (Пуск – Панель управления – Экран – Заставка – Защита паролем).


2. Защита жесткого диска. Для того, чтобы защитить данные жесткого диска от потери, необходимо создавать аварийно-загрузочный диск, на котором будет храниться резервная копия данных.


3. Восстановление информации из корзины. При удалении информация не исчезает бесследно, а попадает сначала в корзину. Это дает возможность и другим пользователям получать доступ к вашей информации, поэтому необходимо ежедневно очищать Корзину.


4. Дефрагментация жесткого диска. Чтобы быть точно уверенным, что ваши данные уничтожены навсегда, систематически необходимо проводить дефрагментацию жесткого диска (Пуск – Все программы – Стандартные – Служебные – Дефрагментация диска).


5. Установка паролей документов (Сервис – Параметры – Безопасность).



3. Защита от компьютерных вирусов


Компьютерный вирус – это специально написанная, небольшая по размерам программа, которая может приписывать себя к другим программам (заражать их), создавать свои копии и внедрять их в файлы, системные области компьютера и т.д., а также выполнять различные нежелательные действия на компьютере.


Признаки появления вируса

  • Прекращение работы или неправильная работа ранее успешно функционировавших программ;

  • Медленная работа компьютера;

  • Невозможность загрузки операционной системы;

  • Исчезновение файлов и каталогов или искажение их содержимого;

  • Изменение даты и времени модификации файлов;

  • Изменение размеров файлов;

  • Неожиданное значительное увеличение количества файлов на диске;

  • Существенное уменьшение размера свободной оперативной памяти;

  • Вывод на экран непредусмотренных сообщений или изображений;

  • Подача непредусмотренных звуковых сигналов;

  • Частые зависания и сбои в работе компьютера.


В настоящее время на рынке программных продуктов имеется довольно большое число специальных программ. В основе большинства из них лежит принцип поиска сигнатуры вируса.

Сигнатура вируса – это некоторая уникальная характеристика вирусной программы, которая выдает присутствие вируса в вычислительной системе.

Обычно в антивирусные программы входит периодически обновляемая база данных сигнатур вируса. Антивирусная программа просматривает компьютерную систему, проводя сравнение и отыскивая соответствие с сигнатурами в базе данных. Когда программа находит соответствие, она пытается убрать обнаруженный вирус.



Возможности антивирусных программ:

    • Проверять системные области на загрузочном диске при включении компьютера;

    • Проверять файлы на установленных в дисковод сменных носителях;

    • Автоматически проверять загружаемые файлы;

    • Проверять исполняемые файлы перед их запуском;

    • Обеспечивать возможность обновления версии.

Однако, несмотря на все меры антивирусной защиты, стопроцентной гарантии от вирусов в настоящее время не существует. Поэтому в целях защиты информационных технологий от компьютерных вирусов необходимо соблюдать следующие правила:


Правило первое. Следует осторожно относиться к программам и документам, полученным из глобальных сетей. Перед тем, как запустить файл на выполнение или открыть документ, необходимо проверить их на наличие вирусов.


Правило второе. В локальной вычислительной сети следует активно использовать стандартные возможности защиты сетей:

  • Ограничение прав пользователей;

  • Установку атрибутов «только для чтения» или «только на запуск»;

  • Скрытие важных разделов диска.


Правило третье. Следует приобретать дистрибутивные копии программных продуктов у официальных поставщиков.


Правило четвертое. Следует периодически сохранять на внешнем носителе файлы, с которыми ведется работа.


Тема 5. Специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации



  1. Классификация бухгалтерского программного обеспечения

Для классификации современного программного обеспечения по бухгалтерскому учету выделяют следующие классы программ:

  • Мини-бухгалтерия. Позволяют оформлять небольшой набор первичных документов и форм отчетности.

  • Интегрированные бухгалтерские системы. Их отличительной особенностью является возможность организации учета на нескольких компьютерах с объединением данных в одной базе.

  • Бухгалтерский конструктор. Отличаются наличием языка макропрограммирования и средств настройки, что позволяет адаптировать их к особенностям учета на любом предприятии.

  • Бухгалтерский комплекс. Представляет собой систему из отдельных взаимосвязанных автоматизированных рабочих мест (например, «Финансы», «Заработная плата», «Склад» и т.д.), каждое из которых предназначено для автоматизации отдельного участка бухгалтерского учета.

  • Бухгалтерия-офис. Помимо учетных функций решают аналитические задачи, оптимизируют сбыт продукции, управляют закупками сырья, обеспечивают организацию делопроизводства на предприятии, а в некоторых системах и правовую поддержку бизнеса.

  • Системы учета международного уровня. Позволяют организовывать учет и проводить анализ в соответствии с некоторыми международными стандартами учета.

  • Международные системы. Поставляются на отечественный рынок программных продуктов иностранными фирмами. Отличительными особенностями этих программ является многоязычность, а также модульность программ, что позволяет наращивание возможностей программы посредством новых модулей.



2. Российские программы бухгалтерского учета

В настоящее время на российском рынке программного обеспечения бухгалтерского учета предлагается множество программ разных производителей. Это компании:

«1С» (серия программ «1С:Бухгалтерия»);

«ДИЦ» («Турбо-Бухгалтер»);

«Информатик» («Инфо-Бухгалтер»);

«Инфософт» (система «Флагман»);

«Галактика-Парус» (серии программ «Галактика» и «Парус») и т.д.

Одной из наиболее популярных и распространенных программ автоматизации учета является программа «1С:Бухгалтерия», которая представляет собой программный продукт, относящийся к системе программ «1С:Предприятие». Программа отличается следующими качествами: широкие возможности ведения планов счетов, ведение многомерной аналитики, регистрация информации о движении денежных средств, реализация единого механизма построения отчетов. «1С:Бухгалтерия» позволяет поддерживать разные системы учета и вести учет по нескольким предприятиям в одной информационной базе. Программа может использоваться для ведения практически любых разделов бухгалтерского учета.

3. Базовые элементы программы «1С:Бухгалтерия»

Хозяйственная деятельность предприятия может быть описана данными следующих видов.

Константы. Как правило, константы используются для работы с постоянной информацией, но могут представлять собой и периодически изменяемые данные. В основном это наиболее общая информация об организации, в которой ведется учет: «Наименование предприятия», «Размер НДС», «ФИО главного бухгалтера» и т.д.

Справочники. Предназначены для хранения сведений о множестве однотипных объектов, которые используются при ведении аналитического учета и для заполнения документов.

Обычно справочниками являются списки основных средств, материалов, организаций, валют, товаров, сотрудников и другие.

Перечисления. Перечисления используются в системе для описания наборов постоянных (не изменяемых пользователем) значений.

Типичными примерами перечислений являются виды оплаты (наличная, безналичная, бартер), тип учредителя (юридическое лицо, физическое лицо), типы сотрудников предприятия (штатный, совместитель) и т.д.

Документы. Для отражения любых событий, происходящих на предприятии, а также для управления расчетами и данными в 1С: Предприятии могут использоваться документы. Как правило, набор документов в программе совпадает с набором реальных первичных документов, используемых в организации, которые требуется вводить в информационную базу: платежное поручение, счет, приходная и расходная накладная, кассовые ордера и т.д.

Каждый документ имеет визуальное представление (экранная форма) и печатную форму, которая представляет его печатный эквивалент.

Важным свойством документа является его способность автоматически формировать бухгалтерскую операцию.

Журналы. Для просмотра документов в программе предусмотрены журналы.

Журнал документов позволяет просмотреть список документов, разделенных по видам документов, или всех документов сразу.

Отчеты и обработки. Отчеты применяются для получения различной информации, содержащей итоги или детальную информацию, подобранную по определенным критериям. Отчеты используются как для анализа бухгалтерских итогов и движения средств (оборотно-сальдовая ведомость, журнал-ордер и т.д.), так и для формирования данных для налоговых инспекций и других инстанций (баланс, налоговая отчетность, отчеты во внебюджетные фонды).

Обработки используются для выполнения различных сервисных или регламентных действий, например, индексации цен в справочниках товаров

26