План теоретического занятия №1
ПМ.02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»
МДК. 02.01.Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Раздел Сестринская помощь в терапии
Тема занятия: СП при остром бронхите (простой и обструктивный) у детей, взрослых и лиц пожилого и старческого возраста
Тип занятия: Усвоение новых знаний
Форма проведения: Теоретическое занятие
Время проведения: 90 минут
Цели занятия: ознакомиться с понятием острого бронхита, изучить этиологию и патогенез заболевания, проследить развитие клинической картины, узнать о методах диагностики и принципах лечения заболевания, рассмотреть основные проблемы пациентов с бронхитом и обсудить особенности сестринского ухода за пациентами разных возрастных категорий с бронхитом.
Задачи:
Образовательные: знать: определение, этиологию, патогенез, диагностику, принципы лечения бронхита.
Развивающие: развитие клинического, творческого мышления; познавательной активности; умений формулировать собственную точку зрения, аргументировать; способности самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитательные: формировать у студентов профессиональные качества, соблюдать правила этики и деонтологии по отношению к пациентам и коллегам, умение работать в команде.
Наименование общих и профессиональных компетенций при изучении МДК
№ п/п | Код компетенции по ФГОС | Содержание компетенции |
1 | ПК 2.1 | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств |
2 | ПК 2.2 | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. |
3 | ПК 2.3 | Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. |
4 | ПК 2.4 | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования |
5 | ПК 2.5 | Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. |
6 | ПК 2.6 | Вести утвержденную медицинскую документацию |
7 | ПК 2.7 | Осуществлять реабилитационные мероприятия |
8 | ПК 2.8 | Оказывать паллиативную помощь. |
9 | ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
10 | ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество |
11 | ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
12 | ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
13 | ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
14 | ОК 6 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
15 | ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
16 | ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации |
17 | ОК 9 | Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности |
18 | ОК 10 | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия |
19 | ОК 11 | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку |
20 | ОК 12 | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности |
21 | ОК 13 | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей |
Оборудование к занятию:
Оборудование и приборы для демонстраций: презентация «СП при остром бронхите (простой и обструктивный) у детей, взрослых и лиц пожилого и старческого возраста»; мультимедийная установка;
Дидактические материалы и наглядные пособия: нормативно – правовые документы, плакаты.
Программное обеспечение: РП ПМ.02, КТП ПМ.02 МДК 02.01, информационный блок, нормативно – правовые документы; презентация.
Учебная литература:
1) Учебник Э.В. Смолева, Сестринский уход в терапии с курсом первичной медицинской помощи под ред. КМН Б.В. Кабарухина. Ростов н/Д: Феникс 2018
2) Учебник Филатова С.А. Сестринский уход в гериатрии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2018.
3) Тульчинская В.Д. Сестринский уход в педиатрии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2018.
Технологическая карта занятия
№ п/п | Этап Занятия | Время (мин) | Методы Обучения | Деятельность преподавателя | Деятельность студента |
1. | Организаци-онный момент | 5 | | Заполняет журнал, контроль внешнего вида сообщает студентам знакомство с темой, целями и планом занятия | Записывают в тетрадь тему и цели занятия |
2. | Актуализация знаний | 10 | Фронтальный опрос | Задает вопрос, корректирует ответ | Отвечают на вопросы преподавателя |
3. | Изучение нового материала | 50 | Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный (объяснение с демонстрацией действия) | Мотивация студентов к изучению нового материала. Объяснение студентам нового материала, сопровождая его демонстрацией. | Записывают в тетрадь основные термины, понятия, номера и названия нормативно – правовых актов. Конспектируют сказанное преподавателем на занятии |
4. | Контроль знаний | 10 | Устный | Задает вопросы, корректирует ответ | Отвечают на вопросы преподавателя |
5. | Рефлексия | 10 | Проблемный | Предлагает студентам обобщить изученное на занятие, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей | Обобщают изученного на занятие, проанализируют допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценка степени достижения целей. |
6. | Итоги занятия | 5 | | Выставление оценок. Даёт самостоятельную внеаудиторную работу | Записывают задание |
Общее время занятия (мин) | 90 | |
Задание на дом:
1.Работа с лекционным материалом, учебной литературой.
2.Оформление глоссария.
Приложение №1
Ход занятия
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос обучающихся по опорным предметам.
Вопросы:
Какие органы входят в бронхо-легочное дерево?
Какие особенности строения органов дыхания у детей вы знаете?
Какие группы лекарственных препаратов могут быть использованы для лечения заболеваний легких?
Изучение нового материала.
Лекция № 1
СП при остром бронхите (простой и обструктивный) у детей, взрослых и лиц пожилого и старческого возраста
Содержание:
Определение и классификация заболевания
Этиология и предрасполагающие факторы
Клиническая картина, диагностика
Принципы лечения
Прогноз, профилактика заболевания
Контрольные вопросы
Бронхит - воспаление бронхов - заболевание, которое по частоте занимает первое место среди заболеваний органов дыхания. Бронхитом страдают преимущественно дети и лица пожилого возраста. Мужчины чаще, чем женщины.
Подразделяются на первичные и вторичные:
1. Первичные бронхиты те, при которых клиническая картина обусловлена первичным изолированным поражением бронхов или сочетанным поражением с патологией носоглотки, гортани и трахеи.
2. Вторичные бронхиты являются осложнением и встречаются при таких болезнях, как грипп, коклюш, корь, туберкулез, при застойных явлениях в малом круге кровообращения, уремии и пр.
По клиническому течению обычно различают острый и хронический бронхит.
Острый бронхит
Острое воспаление слизистой оболочки бронхов.
Причины:
• инфекционные агенты (вирусы, (грипп, парагрипп, аденовирусы), бактерии (пневмококки, стрептококки, пневмобацилла Фридлендера));
• раздражение слизистой бронхов химическими веществами (пары щелочей, кислот, газов)
• вдыхание холодного или горячего воздуха.
Способствующие факторы:
• охлаждение организма;
• инфекции верхних дыхательных путей и пазух носа;
• нарушение носового дыхания;
• курение;
• ослабление реактивности организма в результате перенесенных заболеваний, операций или нерационального, бедного витаминами и белками питания.
Жалобы:
• общая слабость, недомогание;
• повышение температуры тела чаще до субфебрильных цифр;
• сухой болезненный кашель, на 2-3 день появляется выделение мокроты слизисто-гнойного характера;
• чувство «саднения», боль за грудиной, возникающая при кашле
• может быть одышка при физической нагрузке;
При объективном исследовании:
При аускультации (делает врач): выслушиваются жесткое дыхание, сухие рассеянные хрипы. Лабораторные и инструментальные методы исследования:
• клинический анализ крови - может быть незначительный лейкоцитоз и увеличение СОЭ
• анализ мокроты: повышение количества лейкоцитов.
• посев мокроты на микрофлору и чувствительность к антибиотикам.
• рентгенологическое исследование: иногда усиление легочного рисунка в прикорневой зоне. Лечение: Лечение острого бронхита осуществляется в амбулаторных условиях.
В домашних условиях необходимо создать комфортные условия в помещении: частое проветривание, увлажнение воздуха, запрещение курения, исключить применение химических веществ (краски, лаки, аэрозоли и др.).
Назначение обильного теплого питья (чай из липового цвета, чай с малиновым вареньем, мёдом, щелочные, минеральные воды, тёплое молоко), полоскания с раствором бикарбоната натрия, настоями травы шалфея, цветов ромашки.
Лекарственные препараты:
• при сухом кашле - противокашлевые и успокаивающие средства: либексин, стоптуссин в каплях;
• для расширения бронхов и улучшения дыхательной проходимости - бронхолитики: эуфиллин (0,15) 3 раза в день, бронхолитин по 1 ст. л. 3 раза в день при неэффективности беродуал,сальбутамол(вентолил);
• при выделении мокроты - отхаркивающие средства (АЦЦ, амброксол, мукалтин, бромгексин, термопсис, мать- мачеха, чабрец и т. д.). Используют в ингаляциях и отвары трав (зверобой, ромашка, эвкалипт) и эфирные масла (анис, мята);
при болях за грудиной показаны горчичники, согревающие компрессы
• сульфаниламиды по схеме (бактрим, сульфадиметоксин и др.);
• антибиотики (при гнойном бронхите): ампицилин, ампиокс, эритромицин и др.;
• витамины (аскорбиновая кислота);
Ингаляции отваров трав: зверобоя, цветов ромашки, листьев эвкалипта.
Отвлекающая терапия: чередование горчичников и банок на грудную клетку, теплые горчичные ножные ванны.
Наблюдение:
• за температурой тела;
• частотой дыхательных движений;
• характером мокроты.
Прогноз:
Благоприятный. В большинстве случаев наступает выздоровление. При нарушениях проходимости бронхов острый бронхит может приобретать затяжное течение и переходить в хроническую форму.
Профилактика:
Закаливание
Предупреждение переохлаждения, ОРВИ
Лечение заболеваний верхних дыхательных путей (удаление полипов, исправление искривленной перегородки)
Борьба с запыленностью, задымленностью
Исключение курения в т.ч пассивного
Ликвидация влажности и др.
Контрольные вопросы:
Какие причины и факторы способствуют развитию острого бронхита?
Перечислите основные проявления острого бронхита?
Каковы основные принципы лечения острого бронхита?
В чем состоит профилактика острого бронхита?