СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 1 для Школы приемных родителей (Блок "Перезагрузка. Подростки")

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ШПР-перезагрузка. Дополнительный модуль обучения для замещающих родителей "Программа подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка подросткового возраста". Лекция №1. Введение, цели, задачи

Просмотр содержимого документа
«Лекция 1 для Школы приемных родителей (Блок "Перезагрузка. Подростки")»

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН К ПРИЕМУ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА


I БЛОК. Организационно-подготовительный (4 часа: 1 лекция, 1 тренинг, 2 часа структурированное интервью «Подросток глазами родителя»)


Раздел 1. Введение в курс обучения кандидатов к приему ребенка подросткового возраста, оставшегося без попечения родителей.


Занятие 1.1

Тема: «Цели, задачи и содержание программы. Актуальность обучения кандидатов в замещающие родители к приему ребенка подросткового возраста. Знакомство лиц, выразивших желание принять в свою семью ребенка-подростка.»



Уважаемые родители!

За последнее время наша страна прошла достаточно большой путь по активизации семейного устройства. Благодаря активной государственной политике в сфере семейного устройства граждане стали активнее принимать на воспитание в свои семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако большинство людей берет в семьи маленьких детей. Те, кто попадает в детский дом в более старшем возрасте, имеют гораздо меньше шансов быть усыновленными или взятыми под опеку. Но несмотря на тот тяжелый путь, который они прошли, подростки так же, как и малыши, мечтают обрести семью, хотят ласки и заботы».

Подростки оказываются в детских домах по различным причинам:

  • дети, которых органы опеки и попечительства изъяли из семей, потому что домашняя ситуация угрожала их жизни и здоровью.

  • дети, чьи родители погибли или находятся в местах лишения свободы

  • дети, чьи родители страдают алкогольной или наркотической зависимостью и т.п.

подростки, воспитывающиеся в детских домах, чаще всего «трудные», с травматическим опытом жизни и воспитания в семье или в сиротских учреждениях. Им приходилось быстро учиться, чтобы выжить в условиях угнетающего индивидуальность режима казенного заведения, в условиях пренебрежения их чувствами и потребностями. Когда не знаешь, кто свой, а кто чужой, а доверять нельзя ни детям, ни взрослым. Ты одинок, наедине со своими переживаниями и мыслями, а за стенами учреждения – огромный опасный мир, готовый проглотить тебя. Им пришлось научиться скрывать свои чувства, чтобы никто не посчитал их слабыми, научиться врать, чтобы избежать наказания. И это важно понимать.

Так что встречается многое: воровство, агрессия, ложь, зависимости. Но нужно понимать, что трудное поведение ребенка – это всегда лишь реакция на трудные жизненные обстоятельства или вопрос привычки. Ведь ребенок ведет себя агрессивно не потому, что он рожден злым. За этим всегда скрывается что-то другое, например, неумелые попытки самому не стать жертвой насмешек.

Трудное поведение – это то, что на поверхности, то, чему научил горький опыт, а внутри прячутся искренние чувства, которые все эти годы копились и береглись, потому что их некому было доверить. И еще таланты, которые невозможно было реализовать, потому что все силы тратились на то, чтобы не сойти с ума от тоски и чувства вины.

Получается, что не дети трудные, а жизнь у них была трудная. Спустя год или два, проведенных в заботливой семье, готовой вместе с ребенком справляться с трудностями и залечивать душевные раны, дети расцветают. Конечно, это происходит не сразу. Но проверено и доказано, что в благоприятных условиях дети показывают потрясающую динамику роста и развития.

У многих подростков встречается социально-педагогическая запущенность, задержка психического развития, аутоагрессия, психосоматические заболевания. Все это очевидные последствия пренебрежения потребностями ребенка, жестокого обращения со стороны собственных родителей или травмы в результате утраты своей семьи. Опыт семейного устройства подтверждает, что через несколько лет жизни в любящей и заботливой семье у детей-сирот порой проходят даже хронические болезни.

Помимо «трудного» поведения ребенка, перед потенциальными родителями встают и другие сложности. К примеру, подростки очень осторожно относятся к тем, кто хочет их усыновить и взять под опеку. И их можно понять. Если родные мать или отец бросили ребенка в роддоме или не бросили, но регулярно пренебрегали его потребностями, как он может относиться к посторонним людям, которые хотят принять его в свою семью? Ответ очевиден - с непониманием.

Поэтому во многих учреждениях для детей-сирот в настоящее время реализуется специальная программа, направленная на обеспечение психологической готовности детей к устройству в семью и на формирование адекватных представлений о том, что такое семья. Ведь у многих детей представление о семье либо искажено, либо вовсе отсутствует. Так и идут по жизни с уверенностью, что пьяные родители, бьющие друг друга или ребенка – это нормально, такое проявление любви. Или, наоборот, живут с иллюзиями, что семья – это место, где все покупают, где получаешь все, что хочешь, полная свобода, никаких границ, каждый день проводишь в зоопарке или в кино.

Но не только детей нужно готовить к устройству в семьи, в большей степени нужно готовить потенциальных родителей. Ведь многие считают, что они примут ребенка в семью, предоставят возможность начать все с чистого листа, будут любить его как своего, а он начнет хорошо учиться, бросит курить и перестанет ругаться матом и каждое утро за завтраком будет благодарить их и судьбу за такой подарок. Но это невозможно.

Этот ребенок не чистый лист, у него в прошлом была огромная боль, потери, ошибки, сиротские учреждения. Чтобы выжить в этих условиях, ему пришлось обрасти защитой, броней, надеяться на себя, не верить никому – именно так формировался его характер. Он не может и не должен соответствовать ничьим ожиданиям. Этих детей мало просто любить как своих – за них нужно бороться и воевать. Иногда с ними же самими. Именно для того, чтобы потенциальные приемные родители это понимали, разработан данный курс подготовки.

Наш курс создан не только для будущих приемных родителей, решивших взять на воспитание подростка. Он также будет интересен и тем замещающим родителям, которые уже воспитывают в своей семье ребенка подросткового возраста.

Практика работы с замещающими семьями показывает, что, несмотря на искреннее желание взять ребенка на воспитание, в этих семьях первые два - три года возникает много проблем психологического, медицинского и юридического характера.

Основные причины длительных дезадаптивных состояний замещающих семей, воспитывающих подростка:

  • Принятие проявлений развития волевых качеств подростка за проявление упрямства и неуважения к приемным родителям, недооценка значения роли общения со сверстниками в жизни подростка.

  • Желание ребенка побыть одному родители часто принимают за отвержение семьи. Нежелание ребенка общаться с семьей замещающие родители принимают за отсутствие привязанности ребенка к семье

  • Многие проблемы, свойственные детям подросткового возраста, воспринимаются замещающими родителями остро в связи со страхом «генетических предрасположенностей». Страх того, что ребенок будет похож на своих биологических родителей и пойдет по их стопам, мешает взаимопониманию с подростком и поиску адекватных воспитательных подходов

  • Повышенные требования к ребенку. Создание идеального образа того, как должна сложиться жизнь ребенка, который был принят в семью.

Таким образом, для снижения риска возникновения проблем, связанных с устройством в замещающую семью ребенка-сироты подросткового возраста, необходимо не только обучить и профессионально подготовить кандидатов к приему ребенка в свою семью, но и познакомить их с особенностями физического и психического развития подростков, особенностями их поведения, предупредить о возможных сложностях и путях их преодоления с учетом специфики возраста ребенка.

Важно также познакомить кандидатов с особенностями развития и поведения подростков-сирот. Ведь и без того сложный во всех отношениях для ребенка и окружающих возраст осложняется травматическим опытом маленького человека, повышенной враждебностью по отношению к миру, педагогической запущенностью и т.п.

В процессе работы с гражданами, изъявившими желание принять на воспитание ребенка-подростка, возникает важная морально-правовая проблема - довести до каждого кандидата в приемные родители всю степень ответственности и сложность задач, которые ему предстоит решить.

От кандидатов в приемные родители требуется такая степень осознания, которая поможет превратить естественную потребность иметь ребенка в чувство привязанности и любви к приемному сыну или дочери.

В связи с этим разработана данная программа подготовки «Дети в семье: подростки». Теоретическим основанием представленной программы выступает «Программа подготовки граждан к приему на воспитание детей, оставшихся без попечения родителдей, подросткового возраста» (письмо Министерства образования Московской области от 11.10.2019 исх-16381/16-07у).

Целью программы является: повышение уровня психолого-педагогических компетенций граждан, принимающих на воспитание детей подросткового возраста, оставшихся без попечения родителей.

Задачи программы:

  • формирование необходимых компетенций кандидатов в замещающие родители по воспитанию, развитию и социализации подростков, принимаемых на воспитание в замещающую семью;

  • формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков, направленных на успешную социализацию детей подросткового возраста;

  • анализ готовности кандидатов в замещающие родители к приему на воспитание в семью ребенка подросткового возраста. Определение мотивов принятия ребенка в семью, ресурсов семьи.

Основные права и обязанности участников программы: обучение по программе осуществляется на добровольной основе.

Требования к компетенциям кандидатов в принимающие родители, успешно освоивших программу: по завершению курса подготовки кандидаты в принимающие родители

должны знать:

  • закономерности развития ребенка в подростковом периоде;

  • особенности поведения подростков, имеющих опыт институционального воспитания;

  • особенности протекания периода адаптации подростка в приемной семье;

  • о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к "трудному" поведению подростков;

  • возрастные закономерности и особенности психосексуального развития подростка, методы и приемы полового воспитания в семье.

должны уметь:

  • взаимодействовать с подростками;

  • применять знания об особенностях психического развития подростков на любой стадии их развития;

  • использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей подросткового возраста, и его воспитания;

  • рассматривать "трудное" поведение подростка в контексте окружающих условий, закономерных возрастных особенностей и его прошлого травматического опыта;

  • выбирать способы реагирования на "трудное" поведение подростка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

  • понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.



Освоение Программы завершается итоговой аттестацией, которая проводится в форме собеседования и практической работы по одной из выбранной Вами теме:

  • «Письмо в будущее: наша семья через пять лет после принятия подростка»;

  • «Каким я был подростком?» (описать свой опыт подросткового возраста);

  • «Кодекс нашей семьи».



Надеемся, что в процессе обучения вы приобретете необходимые знания, которые помогут вам в благородном деле воспитания подростка,
оставшегося без любви и заботы.