Глобальные сети.
Лекция № 1. Операторы сети.
Преимущества сетей стали очевидны и на этот раз. Во-первых, обмен
данными между компьютерами с помощью floppy - дисков –весьма увлекательное, но мало производительное занятие, особенно, если ЭВМ находятся в разных концах страны, а информацию нужно передать в течение часа. Во-вторых, обмен данными внутри одной организации значительно упрощается, если используемые всеми отделами сведения хранятся в одном общедоступном месте. В-третьих, появляются всё новые и новые виды техники, использовать которые нужно всем, а техника стоит дорого. Очевиден вариант – дать доступ всем нуждающимся через единую сеть.
Компьютерные сети можно условно разделить на три типа: локальные, корпоративные и глобальные.
Локальные вычислительные сети (ЛВС) объединяют компьютеры и другие аппаратные устройства в пределах комнаты, этажа, здания. Компьютеры, входящие в ЛВС, можно условно разделить на два класса: рабочие станции и файловые серверы. Рабочие станции – это компьютеры, потребляющие ресурсы других компьютеров сети. Файловые серверы – это компьютеры, обслуживающие рабочие станции и предоставляющие им свои ресурсы.
Основные способы соединения компьютеров в ЛВС: шина, кольцо и звезда.
Объединенные локальные сети, разбросанные территориально (город, область, регион, страна и т.д.), но принадлежащие одной корпорации или организации, называют корпоративными сетями. Например, суд в РФ.
Если сеть полностью создается какой-нибудь крупной корпорацией (такой, например, как Dow Jones или «Транснефть») для своих внутренних нужд, то сеть называется частной.
Сети, которые созданы крупными телекоммуникационными компаниями для оказания платных услуг абонентам, называют публичными или общественными. С общественными сетями связаны такие понятия, как оператор сети и поставщик услуг сети. Оператор сети (network operator) —это та компания, которая поддерживает нормальную работу сети. Поставщик услуг, часто называемый также провайдером (service provider), — та компания, которая оказывает платные услуги абонентам сети. Владелец, оператор и поставщик услуг могут объединяться в одну компанию, а могут представлять и разные компании.
Глобальными вычислительными сетями (ГВС) называют компьютерные сети, которые объединяют между собой компьютеры, расположенные в разных городах, странах, континентах. В глобальные сети могут входить локальные и корпоративные сети.
Кроме глобальных компьютерных сетей существуют и другие виды глобальных сетей передачи информации. В первую очередь - это телефонные, телеграфные, телевизионные и радиосети, работающие на протяжении многих десятков лет, а также телексная сеть.
Каналами связи в ГВС служат кабельные, оптико-волоконные, телефонные, спутниковые, телевизионные и радиолинии связи.
Услуги: телефония, веб-сервис, электронная почта, соц.сети, доступ в интернет, объединение сетей, виртуальные частные сети, каналы в аренду (покупка IP).
Услуги телефонии — это, прежде всего, всем нам знакомая телефонная связь абонентов. Однако с течением времени наряду с этой традиционной услугой операторы связи стали предлагать абонентам голосовую почту, справочную службу, переадресацию вызовов, блокирование определенных номеров, ограничение спама и другие вспомогательные сервисы.
Операторы связи применяют различные транспортные технологии, например IP, Ethernet, OTN, SDH, DWDM, — эти технологии работают на разных уровнях стека протоколов сети, обладают различными свойствами и могут работать в различных сочетаниях.
Все множество клиентов — потребителей инфотелекоммуникационных услуг — можно разделить на два больших класса: массовые индивидуальные клиенты и корпоративные клиенты. В первом случае местом потребления услуг выступает квартира или частный дом, а клиентами — жильцы, которым нужны прежде всего базовые услуги — телефонная связь, телевидение, радио, доступ в Интернет. Для массовых индивидуальных клиентов очень важна экономичность услуги — низкая месячная оплата, возможность использования стандартных терминальных устройств. Присутствующая во многих местностях традиционная телефонная проводка — это серьезное ограничение для предоставления услуг доступа в Интернет и новых услуг компьютерных сетей, так как она не была рассчитана на передачу данных, а подведение к каждому дому нового качественного кабеля, например волоконно-оптического, — дело дорогое (хотя этот вариант становится все более доступным). Поэтому для предоставления компьютерных услуг таким клиентам разработаны специфические технологии доступа через существующие в доме окончания телефонной сети. В этом случае новые скоростные цифровые технологии доступа (DSL) используют телефонную сеть, но только на отрезке между домом клиента и офисом оператора связи, а далее данные передаются в обход телефонной сети по компьютерной сети с коммутацией пакетов.
Корпоративные клиенты — это предприятия и организации различного профиля. Мелкие предприятия по набору требуемых услуг не слишком отличаются от массовых клиентов — это те же базовые телефония и телевидение, а также доступ к информационным ресурсам Интернета.
Крупные предприятия, состоящие из нескольких территориально рассредоточенных отделений и филиалов, а также имеющие сотрудников, часто работающих дома, нуждаются в расширенном наборе услуг. Прежде всего, подобной услугой является такая транспортная услуга, как виртуальная частная сеть (Virtual Private Network, VPN), когда оператор связи создает для предприятия иллюзию того, что все его отделения и филиалы соединены частной сетью, то есть сетью, полностью принадлежащей предприятию-клиенту и полностью управляемой предприятием-клиентом. На самом же деле для создания этой иллюзии используется компьютерная сеть оператора, то есть общедоступная сеть, которая одновременно передает данные многих клиентов.
По степени покрытия территории, на которой предоставляются услуги, операторы делятся на локальных, региональных, национальных и транснациональных. Локальный оператор работает на территории города или сельского района. Традиционный локальный оператор владеет всей соответствующей транспортной инфраструктурой: физическими каналами между помещениями абонентов (квартирами, домами и офисами) и узлом связи, автоматическими телефонными станциями (АТС) и каналами связи между телефонными станциями. Сегодня к традиционным локальным операторам добавились альтернативные операторы, которые часто являются поставщиками услуг нового типа, прежде всего услуг Интернета, но иногда конкурируют с традиционными операторами и в секторе телефонии. Региональные и национальные операторы оказывают услуги на большой территории, располагая соответствующей транспортной инфраструктурой. Традиционные операторы этого масштаба выполняют транзитную передачу телефонного трафика между телефонными станциями локальных операторов, имея в своем распоряжении крупные транзитные АТС, связанные высокоскоростными физическими каналами связи. Это — операторы операторов, их клиентами являются, как правило, локальные операторы или крупные предприятия, имеющие отделения и филиалы в различных городах региона или страны. Располагая развитой транспортной инфраструктурой, такие операторы обычно оказывают услуги дальней связи, передавая транзитом большие объемы информации без какой-либо обработки. Транснациональные операторы оказывают услуги в нескольких странах. Они имеют собственные магистральные сети, покрывающие иногда несколько континентов. Часто подобные операторы тесно сотрудничают с национальными операторами, используя их сети доступа для доставки информации клиентам.
Для подключения оборудования клиентов операторы связи организуют так называемые точки присутствия (Point Of Presents, POP) — здания или помещения, в которых размещается оборудование доступа, способное подключить большое количество каналов связи, идущих от клиентов.
Задание: определить какие операторы сети обслуживают наш поселок (какие услуги предоставляют). Выбрать оптимальный тарифный план.
Операторы сети ТТК, Ростелеком, ГУП ТЦТР, и т.д.