СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 1. Введение в историческое изучение искусства. Стили и направления в изобразительном искусстве

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЛЕКЦИЯ 1. Введение в историческое изучение искусства. Стили и направления в изобразительном искусстве.

Лекция рекомендуется для проведения занятий по предмету История изобразительного искусства в колледжах.

Просмотр содержимого документа
«Лекция 1. Введение в историческое изучение искусства. Стили и направления в изобразительном искусстве»

ЛЕКЦИЯ 1. Введение в историческое изучение искусства.

Стили и направления в изобразительном искусстве

Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. В результате этой деятельности появляются произведения искусства, причем не каждая картина, скульптура или архитектурное сооружение достойны этого высокого звания. Произведение искусства — целостная, сложноорганизованная структура, где все элементы участвуют в воплощении художественного замысла, составляя образную картину мира.

Виды искусства. В процессе исторического развития искусства сложились различные его виды. Эпохи наивысшего расцвета искусства свидетельствуют о том, что полнота отображения мира достигается одновременным расцветом всех искусств. Как известно, виды искусства можно объединить в следующие группы: временные, пластические и синтетические (пластическо-временные).

К временным искусствам относят музыку и литературу, так как для исполнения музыкального произведения и чтения книги требуется определенное время.

Пластические искусства — это искусства, произведения которых имеют предметный характер, создаются путем обработки материала и существуют в реальном пространстве. Пластические искусства с XVIII в. называют прекрасными, изящными.

К пластическим искусствам относятся изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура), архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, а также произведения народного искусства изобразительного и прикладного характера.

Произведения пластических искусств воспринимаются зрительно, а иногда и осязательно (скульптура, декоративное и прикладное искусство). Этим они отличаются от произведений временных видов искусства (музыкальные произведения воспринимаются на слух, стихи и прозу можно также воспринимать с помощью слуха).

Пластические искусства тяготеют к синтезу различных видов - (слияние и взаимодействие архитектуры с монументальной живописью, скульптурой и декоративно-прикладным искусством; живописи со скульптурой — в рельефах; живописи с декоративно-прикладным искусством — в керамических изделиях, вазах и т.д.).

В пластических искусствах пластика объемов, форм, линий имеет определяющее значение, с этим связано и их название. Окружающая действительность фиксируется художником в пластических образах. Основная их особенность заключается в том, что, материализуясь на плоской или иной поверхности, а также в объеме, они, как правило, становятся знаками реально существующих предметов. Художественность пластического изображения раскрывается в отборе тех качеств предметно-пространственного мира, которые дают возможность передать характерную выразительность и выделить эстетически ценное.

Синтетические искусства — театр, кино, цирк, телевидение — объединяют пластические и временные. Например, в театре в создании спектакля участвуют драматург (автор пьесы как литературного произведения), художник (декорации и костюмы), композитор (музыкальное оформление) и др. Балет тоже считают синтетическим видом искусства, так как в нем происходит слияние музыки и движения на основе пластики человеческого тела.

Изобразительное искусство — вид пластических искусств, включающий плоскостные живопись и графику, а также объемно-пространственную скульптуру. Как правило, в основе произведений изобразительного искусства в отличие от неизобразительных видов пластических искусств (архитектура, дизайн) лежит узнаваемый образ действительности. Однако в абстрактном искусстве изобразительность отсутствует. Произведения неизобразительных искусств, наоборот, могут быть весьма изобразительны (дом в виде башмака, гриба, корабля; стул или светильник в виде цветка, животного, человека, часы-домик, декоративный сосуд в виде зверя или птицы, гобелен-дерево, кружевная салфетка- снежинка, кованая решетка ограды из цветов и листьев и др.).

Изделия декоративно-прикладного искусства правильнее отнести к изобразительному искусству, чем к неизобразительному, так как большинство из них украшаются сюжетными или орнаментальными композициями.

Изобразительное искусство может передать духовный облик человека и целой эпохи, психологическое и эмоциональное содержание сюжета. Наглядность образа в изобразительном искусстве позволяет художнику выразить свое отношение к изображаемым событиям.

Изобразительное искусство – пространственное, не растянуто во времени. Оно требует двух- или трехмерного пространства. Хотя в наше время благодаря техническим возможностям появился вид искусства, включающий временное пространство (видеоарт).

Изобразительное искусство отражает действительность с помощью зрительных образов:

— многообразие окружающего мира;

— мысли и чувства человека.

Это способ познания окружающего и себя самого. Для этого художник использует обобщение и воображение.

Виды изобразительного искусства:

  • Живопись

  • Графика

  • Скульптура

  • Декоративно-прикладное искусство

  • Театрально-декорационное искусство

  • Дизайн

Живопись

Живопись – это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок (темпера, масляные краски, акрил, гуашь, …).

Графика

Графика – это вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные изображения. «Графо» - пишу, рисую, черчу. Рисунки выполняются карандашом, тушью, сепией, сангиной…Печатные изображения – гравюры, литография, ксилография, монотипия.

Графика делится на станковую, книжную и прикладную. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь и пастель.

Первые произведения графики – наскальные росписи первобытного искусства.

В Древней Греции графическое искусство было на высочайшем уровне – вазопись.

Скульптура

Термин произошел от латинского «sculpere» - вырезать, высекать. В отличие от живописи и графики, в скульптуре присутствует объем. Скульптура – это объемное изображение.

Материалы: кость, камень, дерево, глина, металл, воск…

Скульптура – один из самых древних видов искусства.

Первые скульптурные произведения являлись идолами, оберегами, изображали древних богов. Различаются круглая скульптура (осматриваемая с разных сторон) и рельеф (высокий, средний, низкий, контррельеф).

Скульптура делится на виды: станковую и монументальную (памятники, монументы), и монументально-декоративную (архитектурное убранство).

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ)

В каждом доме живут и служат нам различные предметы. И если их коснулась рука художника, ювелира или народного умельца, то они становятся произведением декоративно-прикладного искусства. Термин появился в 18 в. от французского слова «декор» — украшение везде. Прикладное означает то, к чему приложено умение, искусство.

Дизайн

Начиная с первобытного периода можно проследить развитие этого вида искусства. Дизайн представляет собой творчество, которое направлено на формирование целостной предметной среды. Иными словами, дизайн выступает специфической деятельностью, направленной на проектирование объектов окружающего предметного мира — от предметов бытовой обстановки до промышленного оборудования.

Театрально-декорационное искусство

Этот вид искусства включает в себя создание декорации, бутафории, костюмов, грима.

Фотоискусство

Фотоискусство — основанное на технологиях фотографии искусство создания фотографии, отражающей творческое видение фотографа как художника. Считается одним из изобразительных искусств и занимает одно из ключевых мест в современной массовой культуре.

Для фотоискусства характерно значительное разнообразие технических средств и богатство изобразительного языка. Произведения фотоискусства могут быть как художественным вымыслом, так и художественным документом и противопоставляются бытовой и коммерческой фотографии, которая используется для рекламы товаров и услуг.

ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Термин «жанр» произошел от французского – вид, род. Первые самостоятельные жанры появились в Нидерландах в 16 веке.

  1. Исторический

  2. Мифологический

  3. Религиозный

  4. Батальный

  5. Портрет

  6. Пейзаж

  7. Натюрморт

  8. Бытовой

  9. Марина

  10. Анималистический

  11. Интерьер

Исторический жанр

Исторический жанр – это произведения искусства, в которых отражены реальные исторические персонажи или события.

Мифологический жанр

Мифологический жанр – это произведения искусства, в которых отражены мифологические сюжеты.

Религиозный жанр

Религиозный жанр — раздел искусства, в котором художник с помощью образов и форм воплощает в произведении веру в существование высших сил и поклонение им.

Батальный жанр

Батальный жанр – это произведения искусства, в которых отражены военные эпизоды. Художник, который пишет на батальные темы, называется баталистом.

Портрет

Портрет – это изображение человека в скульптуре, живописи и графике. Портреты, написанные художниками, доносят до нас образы людей прошедших эпох.

Пейзаж

Пейзаж – картина, в которой природа стала её главным содержанием. Термин «пейзаж» (paysage) пришел из французского языка, что в переводе означает «природа». Как самостоятельный жанр пейзаж возник в Голландии. Пейзажная живопись разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, в других тонко передано состояние. Еще есть фантастические пейзажи.

Натюрморт

Термин «натюрморт» произошел от французского слова, буквально означающего «мертвая природа». Это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и так далее). Натюрморты рассказывают нам не только о вещах, но и об их владельцах, об их жизни, быте и привычках.

Бытовой жанр

Бытовой жанр – это картины, на которых отражены эпизоды из повседневной жизни людей.

Марина

Марина – это произведения искусства, на которых изображено море. Художник, который пишет море, называется маринистом.

Анималистический жанр

Анималистический жанр – это произведения искусства, на которых изображены животные.

Интерьер

Изображение внутреннего убранства архитектурного сооружения.

Стили. Направления и течения. Школы.

История изобразительного искусства — непрерывный процесс развития стилей, направлений и течений, но это не простое поступательное движение, не постепенное восхождение к вершинам мастерства. Развитие в искусстве означает определенное накопление художественного опыта и усложнение аналитических процессов художественного мышления. Это сложный путь взлетов, падений, остановок. Обретение новых ценнейших свойств одновременно может означать отказ от чего-то не менее значимого. Периоды, богатые великими именами и произведениями, сменяются годами, не оставляющими шедевров.

Содержание произведения неотделимо от его формального воплощения в картине, гравюре, скульптуре и др., которые создаются в определенном стиле. Именно по стилю легко отличить одно произведение от другого. А для этого важно знать тенденции развития искусства, принципы и закономерности стилеобразования. В искусствознании существует много определений этого понятия.

Стиль — это художественное выражение восприятия мира, свойственного людям той или иной эпохи. В нем получают свое воплощение историческое и национальное своеобразие художественной культуры. Стиль проявляется и на уровне индивидуального творчества художника.

Изучение стилей — главный вопрос искусствознания. При этом широко используется метод сравнительного анализа, позволяющий точнее установить, где, когда и кем было создано произведение.

Каждый исторический стиль возникает закономерно, развиваясь из предыдущих стилей. Четких границ между ними может и не быть, главное — чтобы осуществлялось непрерывное развитие художественного мышления в исторических категориях стиля. Важнейшие этапы истории изобразительного искусства неповторимы, и лучшее из достигнутого в каждую эпоху входит в совокупный опыт национального и мирового искусства. Хорошо известно, что в одну историческую эпоху могут сосуществовать художественные стили, идейные установки которых прямо противоположны. Например, классицизм и барокко в XVII в., романтизм и реализм — в XIX в. и др.

Наименования региональных художественных стилей складывались по именам правителей (стиль Людовика XVI), по национальным признакам (итальянский маньеризм, русский ампир, немецкое барокко), по географическим названиям (помпейский стиль росписи, московский стиль живописи, петербургский стиль графики), по месту и материалу производства художественных изделий (майссенский фарфор, лиможские эмали) и др. Кроме этого, имя каждого крупного мастера можно трактовать как название индивидуального стиля (караваджизм и др.).

Следует отличать понятие стиля как исторически возникшей художественной категории (готика, барокко, рококо, классицизм и др.) от употребления этого слова для обозначения манеры, почерка художника. Искусствоведы используют понятия «ренуаровские женщины» и «левитановские пейзажи», имея в виду стиль художника. Замысел художника, выраженный в стиле его работы, зависит от личности творца и от времени и места создания произведения. При рассмотрении индивидуальных особенностей изобразительного языка художника надо обращать внимание на то, какие средства художественной выразительности он выбирает, какими композиционными приемами пользуется, как передает характер движения, что предпочитает, моделируя форму, — линию, пятно, силуэт, свет или цвет.

Симпатии художника скажутся в выборе сюжета, в трактовке изображаемых явлений и лиц. Часто все это упрощенно называют почерком художника, хотя было бы правильнее именовать эти особенности индивидуальным стилем его творчества. Правда, этот стиль подвержен изменениям во времени в той же мере, в какой изменяются сама жизнь и характер человека.

Для художника стиль эпохи не только достоверное изображение архитектуры, предметов быта, одежды, вооружения, присущих данному времени, но и само понимание основных изобразительных закономерностей, свойственных этому времени.

Стиль — единство содержательных и изобразительных элементов, с помощью которых непосредственно создается художественное произведение.

Итак, в изобразительном искусстве под стилем может пониматься способ, который определяет выбор и сочетание сюжетов и образные характеристики персонажей, структуру композиции, приемы передачи пространства, использование светотени и колорита в каждом конкретном произведении.

В пределах стиля могут существовать художественные явления, в чем-то родственные, объединенные духом своего времени, но в каких-то позициях значительно отличающиеся одно от другого. Их называют течениями и направлениями. Как было давно остроумно замечено, направления «направляют», а течения «текут». Направления в истории искусства возникают сознательно, течения — стихийно. Художественное направление — это идейно, программно, теоретически оформленное течение.

Художественное направление связывает близких по духу, одинаково понимающих цели и методы своего искусства художников. Художественное течение — более узкое понятие. В отличие от направления оно так и не оформляется программно. Внутри художественных направлений часто существуют различные течения. От стиля направление отличается именно тем, что не становится общей нормой для художественной культуры своего времени и страны, а развивается рядом с другими, порой враждебными ему направлениями.

Многие великие мастера, как, например, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт, олицетворяют собой целые художественные направления. П. Пикассо создавал направления и сам от них уходил.

В истории развития искусства направления стали формироваться на рубеже XVIII —XIX вв., когда шел процесс переосмысления эстетических категорий просвещения (предромантизм).

В 30 —40-е годы XIX в. в немецком искусстве сложился бидермайер (нем. Biedermeier, Bieder-maier; название произошло от вымышленного имени автора народных песен, отличающихся наивностью и добросердечием) — течение, обращающееся во всех видах искусства к изображению бюргерского быта и традиционного городского уклада с характерными национальными чертами.

Многие направления и течения появились в конце XIX—начале XX в. С усилением в искусстве аналитических и дифференционных процессов: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм и др. В период 1960—1970-х годов все большее распространение получают акционизм, поп-арт, концептуальное искусство и др. Искусствоведы используют термин «авангардизм» или «модернизм» для обозначения всех новейших направлений, течений, школ и деятельности отдельных выдающихся мастеров искусства конца XIX—первой половины XX в., порывающих с реалистической традицией и считающих эксперимент основой творческого метода. В искусстве авангарда течения и направления тесно переплетены.

Художественные школы представляют собой организационное или условное объединение мастеров на основе общей теоретической, творческой или учебной программы. Школы формируются в рамках определенных художественных направлений. Часто они складываются на основе каких-либо учреждений. Например, «русская академическая школа» — под этим названием обычно имеют в виду круг художников, связанных с Академией художеств, основанной в 1757 г. в Петербурге.

Школы бывают национальные (итальянская школа), региональные (венецианская или флорентийская школа).

В XVI11 в. творчество большинства итальянских художников не выходило за рамки барокко, при этом особое место занимала венецианская школа живописи, в которой нашло художественное выражение осознание чувственной полноты и красочности земного бытия. Родоначальником флорентийской школы живописи был Джотто, стремившийся придать религиозным образам и многофигурным композициям пластическую убедительность и жизненную достоверность. Последователи Джотто (Таддео Гадди, Мазо ди Банко и др.) восприняли лишь внешние приемы его творчества.

Школы могут возникать вокруг выдающихся мастеров и состоять из их учеников и последователей. В голландской живописи XVII в. Существовало несколько живописных школ: Ф. Хальса — в Гарлеме, Рембрандта ван Рейна — в Амстердаме, К. Фабрициуса и Я. Вермера — в Дельфте.

~ 6 ~