СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ШПР-перезагрузка. Дополнительный модуль обучения для замещающих родителей "Программа подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка подросткового возраста". Лекция №1. Подростковый возраст как период развития.
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН К ПРИЕМУ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
II БЛОК. УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ (27 часов)
Раздел 2. Подростковый возраст как период развития
(5 часов: 1 лекция, 4 тренинга)
Новообразования подросткового возраста: физиологические особенности развития, когнитивное развитие, развитие самосознания, социализация подростков. Психофизиологические изменения в период пубертата. Неравномерность психического и физического созревания. Влияние уровня гормонов на филологические изменения и психические состояния. Эндокринные изменения. Поведенческий уровень изменений.
Процесс развития ребенка - это не просто увеличение размеров его тела. Это еще и важнейший фактор, изменяющий жизнь ребенка, его ощущения, его восприятие окружающего мира. По мере развития возрастает активное отношение ребенка к окружающей среде, усиливается роль центральной нервной системы, регулирующей деятельность всех физиологических систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, выделительной и т.д.) и поведение ребенка.
По одной из возрастных классификаций, процесс развития детей школьного возраста условно можно разделить на два этапа:
1) младший школьный возраст (от 6-7 лет до 10-11 лет)
2) средний и старший школьный возраст (от 10-11 до 16-17 лет), который делится в свою очередь на:
- подростковый возраст (от 10-11 до 13-14 лет)
- ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет)
В целом, подростковым возрастом принято называть этап жизни ребенка между 10 и 17 годами.
Подростковый возраст – это возраст взросления, созревания, возмужания. В этом возрасте с ребенком происходят стремительные и мощные физиологические трансформации, происходит резкий скачок роста. У обоих полов происходит так называемая «гормональная буря» - половое созревание (также пубертатный период или пубертат) - процесс изменений в организме подростка, вследствие которых он становится взрослым и способным к продолжению рода. При этом девочки и мальчики по-разному проходят собственную трансформацию.
Пубертатный возраст (лат. pubertas - возмужалость, половая зрелость) - это переходное от детства время, во время которого организм достигает биологической половой зрелости, соответствует периоду полового созревания у девочек в среднем с 12 до 16 лет и у мальчиков - с 13 до 17-18 лет.
В пубертатный период совершаются резкие физиологические изменения (по скорости сопоставимые с темпами созревания в эмбриональном периоде и в период младенчества). Туловище подростка вытягивается, конечности вырастают непропорционально, движения делаются угловатыми, походка обретает неуклюжесть, появляется необычное половое напряжение.
На подростковый скачок роста влияет усиление продукции половых гормонов, эндокринные изменения в организме. Особенную роль в процессе изменений исполняют гипофиз и щитовидная железа, начинающие выделять гормоны, которые стимулируют работу большинства эндокринных желез. Во время сложного взаимодействия гормонов роста и половых гормонов возникает интенсивное физиологическое развитие. Рост и вес ребенка увеличивается; у мальчиков в среднем «скачок роста» приходится на 13 лет, и останавливается после 15 лет, а у некоторых продолжается до 17. У девочек в среднем «скачок роста» приходится на 11-12 лет, и останавливается после 15 лет. Абсолютная величина прироста длины тела во время препубертатного ростового скачка у мальчиков составляет в среднем 47-48 см , у девочек 36-38 см.
Возрасто-специфические изменения телосложения.
Имеет место резкое изменение пропорций тела, связанное с вырастанием рук и ног. На какой-то период времени подросток становится длинноруким и долговязым. Отчетливо проявляются признаки полового диморфизма. У девочек интенсивно увеличиваются размеры таза, у мальчиков происходит дальнейшее увеличение ширины плеч и нарастание мышечного рельефа. Начало полового созревания вносит во внешний облик уже и элементы вторичных половых признаков.
Подростковый возраст для мальчиков определяется соматическо-половым и психическим созреванием, возникновению способности к воспроизведению. Мальчишеские основные трансформации это – скачок роста, созревание костей, развитие вторичных половых признаков, возникновение первого семяизвержения, увеличение размера яичек. У мальчиков трансформируется голос, притом у некоторых снижается тембр голоса, который иногда срывается на высоких нотах, а это может переживаться подростками довольно болезненно. У некоторых голос меняется достаточно спокойно, и постепенные сдвиги подростками почти не ощущаются.
Пубертатный период для девочек характеризуется: половым созреванием, трансформацией эндокринной системы, развитием вторичных половых признаков и установлением менструального цикла. Процесс полового созревания контролируется гипоталамическим отделом мозга; при этом сначала в него вовлекаются гипофиз, а затем и другие отделы гормональной регуляции, перестройка которой сопровождается изменениями физического облика и психической сферы.
Стремительные физические и физиологические изменения в организме подростка, вызывают «гормональную бурю». Это состояние удачно описал американский подросток: «В 14 лет мое тело будто взбесилось». Эмоциональная нестабильность усиливается сексуальным возбуждением, которая сопровождает процесс полового формирования. Мальчики в большинстве адекватно принимают причину этого возбуждения. Девочки отличаются индивидуальными различиями: некоторые девочки испытывают такие же сильные сексуальные ощущения, но большинство девушек испытывают более неопределенные ощущения, объединенные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, любви, поддержке, самоуважении).
У обоих полов быстрое физическое развитие образует трудности в работе сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. По этой причине подросткам свойственны перепады сосудистого и мышечного тонуса. Но эти перепады порождают резкую смену физического самочувствия и настроения. Взрослеющий в стремительном темпе ребенок может часами играть в футбол или танцевать, при этом почти не чувствовать физической усталости, а в сравнительно спокойный период, чувствовать сильную усталость. Бодрость, азарт, многокрасочные планы в этот период быстро изменяются на чувство разбитости, грусти и полной пассивности. Весь пубертатный период характеризуется эмоциональным неровным, нестабильным фоном.
Время наступления психофизических изменений для каждого подростка свое, а продолжительность и интенсивность носят индивидуальный характер в зависимости от наследственности, здоровья ребенка и условий его жизни.
Преобразование гормональной системы организма вызывают мощные психические изменения личности подростка, проявляющиеся в сомнениях в правильности своего развития, боязни показаться смешным, постоянном внимании к восприятию себя другими, идет поиск подтверждений своей физической нормальности.
Исследования показывают, что влияние уровня гормонов на эмоциональное состояние человека, течение познавательных процессов, концентрацию внимания, импульсивность, депрессивность или раздражительность не столь катастрофично и всегда опосредовано социальными и психологическими факторами.
Американский психолог Арнольд Гезелл составил классификацию и периодизацию подросткового возраста:
10 лет – это золотой возраст, когда ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности.
11 лет – начинается перестройка организма, ребенок становится импульсивным, проявляет негативизм, для него характерна частая смена настроений, ссоры со сверстниками бунты против родителей.
12 лет – взрывчатость частично проходят, отношение к миру становится более позитивным, растёт автономия подростка от семьи и одновременно возрастает влияние сверстников. Главные черты возраста – разумность, чувство юмора, терпимость, подросток активно проявляет инициативу, начинает заботиться о внешности и интересоваться представителями противоположного пола.
13 лет – ведущим становится обращение внутрь себя, интровертность. Дети становятся самокритичными и чувствительными к критике, склонны к уходу в себя, начинают интересоваться психологией, критично относятся к родителям, становятся более избирательными в дружбе. Колебания в настроении очень часты и велики по амплитуде и являются результатом происходящих соматических сдвигов.
В 14 лет интроверсия сменяется экстраверсией, подросток становится энергичным, экспансивным, общительным, возрастает его уверенность в себе, интерес к другим людям и различиям между ними. Экспансивность часто проявляется в повышенной общительности, склонности задавать провокационные вопросы и анализировать реакции людей в общении. Подростки очарованы словом «личность», любят обсуждать себя, активно идентифицируются с референтными персонами и группами, узнавая в них собственные черты.
С 15 лет быстро возрастают индивидуальные различия. Общим новообразованием этого возраста является возрастание духа независимости, это способствует возрастанию напряженности в отношениях между подростком и школой и семьей. Позитивной стороной данного явления является сочетание жажды свободы с возрастанием самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Это повышает ранимость подростка и его восприимчивость к вредным влияниям. Возрастает потребность в принадлежности к референтной группе.
В 16 лет снова наступает равновесие, возрастает жизнерадостность, значительно увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремленность в будущее. Велик жизненный оптимизм.
Переход от детства к зрелости характеризуется отсутствием гармонии:
- различие в темпах физического развития - один подросток в 14-15 лет выглядит уже взрослым, а другой – еще ребенком.
- различие внутреннего развития подростка и степенью его социальной зрелости, самостоятельности - стремление к автономии и независимости не соответствует уровню ответственности и объему прав ребенка, ожиданиям взрослых). В этот период подросток часто совершает необъяснимые поступки. Психика подростка обладает особой ранимостью и эмоциональной неустойчивостью. Сложности могут проявляться в различных негативных психических проявлениях, в том числе в суицидальном поведении. Только при здоровом взаимодействии взрослых с взрослеющим ребёнком можно помочь преодолеть ему трудности, не усугубляя их, а направляя в позитивную сторону.
Новообразованиями подросткового возраста являются:
Чувство взрослости.
Чувство взрослости – отношение подростка к себе как ко взрослому. Подросток хочет, чтобы взрослые относились к нему не как к ребенку, а как к взрослому.
Развитие самосознания, формирование идеала личности.
Развитие самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критическим отношением подростка к своим недостаткам. Желательный образ «Я» обычно складывается из ценимых качеств и достоинств других людей. Но так как идеалом для подражания у него выступают и взрослые, и сверстники, то образ получается противоречивым. Получается, что в данном образе необходимо сочетание черт характера взрослого человека и молодого, а это не всегда совместимо в одном лице. Возможно, это является причиной несоответствия подростка своему идеалу, что является поводом для переживаний.
Склонность к рефлексии.
Склонность к рефлексии (самопознание). Стремление подростка познать себя нередко приводит к потере душевного равновесия. Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками, критическое отношение к себе, в результате чего развивается психологический кризис. Подростку приходится пройти через душевные муки, в ходе которых формируется его самооценка и происходит определение своего места в социуме. Его поведение регулируется самооценкой, сформированной во время общения с окружающими. При становлении самооценки большое внимание уделяется внутренним критериям. Как правило, она у младших подростков противоречива, поэтому их поведение отличается немотивированными поступками.
Интерес к противоположному полу, половое созревание.
Интерес к противоположному полу, половое созревание. В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Теперь они проявляют интерес друг к другу как к представителям противоположного пола. Поэтому подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре, манере держаться и др. Сначала интерес к противоположному полу проявляется необычно: мальчики начинают задирать девочек, те, в свою очередь, жалуются на мальчиков, дерутся с ними, обзываются, нелестно отзываются в их адрес. Такое поведение доставляет удовольствие и тем и другим. Со временем отношения между ними меняются: может появиться застенчивость, скованность, робость, иногда напускное равнодушие, презрительное отношение к представителю противоположного пола и т. п. Девочек раньше, чем мальчиков, начинает волновать вопрос: «Кто кому нравится?». Это связано с более быстрым физиологическим развитием девочек. В старшем подростковом возрасте между мальчиками и девочками возникают романтические отношения. Они пишут друг другу записки, письма, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. В результате у них появляется потребность стать лучше, они начинают заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием.
Дальнейшее физиологическое развитие приводит к тому, что между мальчиками и девочками может возникнуть сексуальное влечение, характеризующееся определенной недифференцированностью (неразборчивостью) и повышенной возбудимостью. Это нередко приводит к внутреннему конфликту между стремлением подростка освоить новые для себя формы поведения, в частности физический контакт, и запретами на такие отношения, как внешними – со стороны родителей, так и внутренними – собственными табу. Однако сексуальные отношения очень интересуют подростков. И чем слабее внутренние «тормоза» и меньше развито чувство ответственности за себя и другого, тем раньше возникает готовность к сексуальным контактам с представителями как своего, так и противоположного пола.
Высокая степень напряжения до и после сексуального общения – сильнейшее испытание для психики подростка. Первые сексуальные контакты могут оказать большое влияние на всю последующую интимную жизнь взрослого человека, поэтому очень важно, чтобы они были окрашены положительными воспоминаниями, были позитивными.
Повышенная возбудимость, частая смена настроения.
Повышенная возбудимость, частая смена настроения. Физиологические изменения, чувство взрослости, изменения отношений со взрослыми, стремление вырваться из-под их опеки, рефлексия – все это ведет к тому, что эмоциональное состояние подростка становиться нестабильным. Это выражается в частой смене настроения, повышенной возбудимости, «взрывоопасности», плаксивости, агрессивности, негативизмом или, наоборот, в апатии, безразличии, равнодушии.
Особое развитие волевых качеств.
В подростковом возрасте дети начинают усиленно заниматься самовоспитанием. Это особенно характерно для мальчиков – идеал мужественности становится для них одним из основных. В возрасте 11–12 лет мальчики любят смотреть приключенческие фильмы или читать соответствующие книги. Они стараются подражать героям, обладающим мужественностью, смелостью, силой воли. В старшем подростковом возрасте основное внимание направлено на саморазвитие необходимых волевых качеств. Мальчики много времени уделяют спортивным занятиям, связанным с большими физическими нагрузками и риском, такими, где требуются незаурядная сила воли и мужество.
В формировании волевых качеств имеется некоторая последовательность. Сначала развиваются основные динамические физические качества: сила, быстрота и скорость реакции, затем – качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. И только потом формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность. Вначале, в возрасте 10–11 лет, подросток просто восхищается наличием этих качеств у других, в 11–12 лет он заявляет о желании обладать такими качествами и в 12–13 лет приступает к самовоспитанию воли. Наиболее активным возрастом воспитания волевых качеств является период от 13 до 14 лет.
Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющий личностный смысл. Самоопределение.
Подростковый возраст знаменателен еще и тем, что именно в этом возрасте вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии. В этом возрасте у детей отмечаются повышенный интерес к различного рода деятельности, стремление делать что-то своими руками, повышенная любознательность, появляются первые мечты о будущей профессии. Первичные профессиональные интересы возникают в учении и труде, что создает благоприятные условия для формирования нужных деловых качеств.
У детей в этом возрасте наблюдается повышенная познавательная и творческая активность. Они стремятся узнать что-то новое, научиться чему-либо и стараются делать это хорошо, начинают совершенствовать свои знания, умения, навыки. Подобные процессы проходят и за пределами школы, причем подростки действуют как самостоятельно (сами что-то конструируют, строят, рисуют и т. д.), так и при помощи взрослых или более старших товарищей. Потребность делать «по-взрослому» стимулирует подростков к самообразованию, самосовершенствованию, самообслуживания. Работа, выполненная хорошо, получает одобрение окружающих, что ведет к самоутверждению подростков.
У подростков отмечается дифференцированное отношение к учебе. Это связано с уровнем их интеллектуального развитии, достаточно широким кругозором, объемом и прочностью знаний, профессиональными склонностями и интересами. Поэтому по отношению к школьным предметам возникает избирательность: одни становятся любимыми и нужными, к другим интерес снижается. На отношение к предмету влияет также личность учителя.
Появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой и самостоятельным творческим трудом.
Формируется система личностных ценностей. В дальнейшем они определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценку этих людей и самооценку. У старших подростков начинается процесс профессионального самоопределения.
В подростковом возрасте начинают формироваться организаторские способности, деловитость, предприимчивость, умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределении обязанностей и др. Данные качества могут развиваться в любой сфере деятельности, в которую вовлечен подросток: в учении, труде, игре.
К концу подросткового возраста процесс самоопределения практически завершается, и некоторые умения и навыки, нужные для дальнейшего профессионального становления, оказываются сформированными.
Формирование образа тела. Представление о собственном теле. Телесная идентичность. Непринятие собственного тела.
В подростковом возрасте ребенку приходится справляться с потерей привычного телесного облика и даже с потерей «предсказуемости» (по терминологии Arthur Frank (Frank A., 1995) поведения своего тела (нерегулярный менструальный цикл у девочек, непроизвольное семяизвержение у мальчиков). Изменение телесного облика этого периода происходит на фоне развития вторичных половых признаков, изменения пропорций тела, появления проблем с кожей. Подростку необходимо выстраивать новый образ физического Я, происходит формирование телесной идентичности - осознанной тождественности желаемого образа физического Я и представлений о своем теле в реальности. Подросток как будто постоянно задает себе вопрос: «Насколько я соответствую представлениям о красоте, принятым в моей среде и в современном мире?» Сравнивая себя со сверстниками, он формирует представление о себе самом, создает образ своего «телесного (физического) Я».
Неравномерность развития, временная некоординированность, несоответствие тела идеалам часто ведут к сложностям в принятии подростками своего тела. Этот процесс сопровождается тревогой, стыдом и даже агрессией по отношению к собственному телу.
Изучение образа тела через анализ рисунков подростков позволило в психологии выделить явственные различия в рисунках детей, вступающих в пубертат и уже прошедших этот период. Ярко выраженная половая дифференциация в изображении мужских и женских фигур появляется в постпубертатных рисунках, т.е. тогда, когда половое созревание заканчивается, и подросток готов принять свою телесность. Примеры постпубертатных изображений представлены на рисунке.
Рис. 1.2. Рисунок девушки 15 лет (слева) и рисунок юноши 17 лет (справа)
Говоря о телесной идентичности, необходимо учитывать, что формирование представлений о собственном теле у любого человека складывается не только из самооценки, но и из оценок окружающих, которые могут воспринимать и оценивать внешность подростка по-разному. Таким образом, физиологические изменения в организме подростка преломляются самоотношением и восприятием его окружающими. Ребенок не только крайне придирчиво оценивает собственную внешность, но и крайне чувствителен к ее оценке другими людьми.
Для подростка внешность – не просто отражение в зеркале. Это уверенность в себе, общительность, пропуск в любую компанию, статус в коллективе сверстников. Отношение к своей внешности может составлять основу самооценки в целом. У девушек самооценка своего тела в большей степени зависит от оценки привлекательности своего лица и тела, у юношей – от оценки эффективности тела, то есть от спортивных умений.
Гендерные особенности телесной идентичности
Принятие собственного тела формируется у девушек и юношей в отрочестве на основании различных внутренних ориентиров. Ценностью для девушек (и женщин) являются физическая привлекательность и построение Я вокруг привлекающего начала.
У юношей-подростков принятие тела ориентировано на активное действие и преобразование окружающего мира. Так, Э. Эриксон и Р. Бернс подчеркивают, что для мужчин на первом плане оказывается не физическая привлекательность, а эффективность, задающая различные аспекты компетентности. В экспериментальных исследованиях Р. М. Лернера, Дж. Орлоса, Дж. Кнаппа, а также в цикле исследований Р. Бернса было показано, что высокая удовлетворенность собственным телом как для юношей, так и для девушек, позволяет уверенно утверждать наличие высокой самооценки. Однако эта удовлетворенность для юношей обусловлена инструментальной эффективностью тела, а для девушек - физической привлекательностью.
В исследовании Муссы и Роуча, посвященном той же тематике, выяснилось, что среди старшеклассников 41% юношей и 43% девушек оценивали свою внешность наравне с внешностью сверстников. Более высокую оценку дали своей внешности 35% юношей и 28% девушек. Ниже сверстников оценили свою внешность почти треть девушек (29%) и около четверти юношей (24%). В целом юноши меньше переживают по поводу своей внешности, тогда как для девушек тема внешнего облика болезненна. Любопытно, что и девушки и юноши одной из важнейших характеристик внешности называли одежду и в значительном числе случаев высказывали неудовлетворенность именно одеждой.
Было проведено исследование, где подросткам демонстрировали изображения юношей и девушек различного телосложения, чрезмерно высокие или полные персонажи чаще наделялись испытуемыми отрицательными личностными чертами и характеризовались как непопулярные, тогда как обладателям средних физических данных присваивался положительный личностный образ и высокий социальный статус.
Психотерапевтические работы показывают также влияние неконструктивных родительско-детских отношений и патологической семейной системы на развитие у подростков неврозов, связанных с непринятием своей телесности. Так, конфликтные супружеские отношения, проявляющиеся, например, в язвительных замечаниях мужа в отношении внешнего вида жены, могут переживаться девочкой-подростком как буквальная причина дисгармонии отношений и способствовать отвержению собственного тела или несформированности идентификации с матерью.
Подростки с негативным телесным образом больше склонны к депрессиям, тревоге, социальной замкнутости, суицидальному поведению. При этом особенно интересен тот факт, что большинство таких подростков по внешности ничем не отличаются от своих уверенных в себе сверстников, их проблема заключается именно в их самооценке.
В результате воздействия разных факторов у некоторых подростков неприятие собственного тела и стремление скорректировать его и избавиться от «лишнего» веса принимает патологическую форму неврозов: нервной анорексии или нервной булимии.
Нервная анорексия представляет собой нарушение питания, потенциально необратимое, в основе которого лежат психологические причины и отсутствуют органические предпосылки. Нервная анорексия практически не встречается у юношей, взрослых мужчин и женщин, но поражает примерно каждую двухсотую девочку-подростка или молодую женщину и служит серьезным источником смертности для девушек подросткового возраста.
Нервная булимия - синдром обжорства, чередуемого с принудительным очищением организма (провоцированной рвотой, употреблением слабительных или жестким голоданием), сопровождающийся депрессией, подавленностью. Нервная булимия, также представляющая собой тяжелое расстройство питания, связана с нарушением образа тела и конфликтами в детско-родительских отношениях. Этим синдромом чаще страдают молодые женщины, склонные к полноте и не довольные собственной внешностью. Булимия, как и анорексия, имеет множество негативных последствий для физического здоровья и всегда затрагивает психическое здоровье, нередко приводя к суицидам (самоубийствам).
Фактически всегда нарушениям пищевого поведения предшествует неудовлетворенность собственным телом.
СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ
В научной литературе имеется описание клинического случая: 16-летний подросток обратился к врачу с жалобами на постоянный кашель. В ходе обследования выяснилось, что у мальчика увеличены грудные железы. Тогда он признался, что жалобы на кашель были лишь предлогом для обращения к врачу, а на самом деле его тревожит недостаточная мужественность его тела. После этого он был направлен к психологу. Как было установлено, подростку казалось, что он постепенно превращается в женщину. Он забросил уроки, часами изучал свое тело, чтобы выяснить, происходят ли в нем какие-нибудь дальнейшие роковые изменения. В результате его успеваемость в школе катастрофически снизилась. Он отказывался участвовать в любой деятельности, в которой могли бы отчетливо обнаружиться особенности его тела, стал избегать близких контактов со сверстниками. Однако при этом он пытался по-своему доказать свою мужественность, нарушая дисциплину в школе, не подчиняясь учителям, обижая младших. Медицинское вмешательство и курс психотерапии позволили подростку восстановить прежний уровень успеваемости и нормальное поведение.
Положительное влияние на формирование образа тела оказывают занятия спортом или танцами, усиливающие чувство собственной физической состоятельности, саморегуляции и самоконтроля, формирующие напористость и целеустремленность. Фактором поддержки служит наличие устойчивых дружеских отношений и уважение в среде сверстников.
3.4. Формирование принадлежности к мужскому или женскому полу. Типология половой идентичности по И.В. Романову (адекватный тип, инвертированный, возрастно-дифференцированный, недифференцированный, инфантильный). Сексуальность подростков. Первый сексуальный опыт как способ самоутверждения. Отношение подростков к сексуальным контактам. Эмоциональная сторона сексуальных контактов. Меры профилактики преждевременной беременности, абортов, инфекционных заболеваний передающихся половым путем.
Половая (гендерная) идентичность - это процесс и результат приобретения ребенком психологических черт и особенностей поведения человека одного и того же с ним или другого пола.
Становление полоролевой идентичности - длительный процесс, который начинает разворачиваться задолго до наступления пубертата; в разные возрастные периоды отмечается повышение и снижение удельного веса половой идентичности в общей структуре самоидентичности личности.
Если в первой половине XX в. считалось, что типичное половое поведение есть результат биологического влияния пола и является врожденной характеристикой, то с активизацией движения за равноправие женщин и началом сексуальной революции стало очевидно, что половое поведение социально предписано и зависит не только от биологических факторов, но в значительной степени от культурных норм и социального научения, влияния ближайшего окружения и текущих ориентиров общества. В современном обществе ориентиры мужественности и женственности существенно трансформировались.
Традиционно, формирование гендерной идентичности происходит благодаря особенностям социализации девочек и мальчиков с младенческого возраста, поскольку родители стараются создать гендерно нормированный образ ребенка. Девочке покупают одежду ярких тонов, платья, на длинные волосы повязывают бантики. Мальчик обычно носит короткую стрижку, одежду сдержанных тонов, брючки. Родили также поощряют гендерно нормированное поведение детей: у девочек – аккуратность, скромность, у мальчиков - активность, умение постоять за себя. Дошкольник усваивает представление, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет себя в качестве мальчика или девочки, после чего старается согласовать поведение с представлениями о своей гендерной идентичности. В дальнейшем гендерная социализация происходит в различных социальных группах: в детском саду, в школе, в компании сверстников. Из различных источников ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующее тому или иному полу. По мнению специалистов, процесс полоролевой идентификации у мальчиков протекает сложнее, так как изначально они идентифицируют себя с матерью, и им необходимо изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую.
Принципиальное отличие построения полоролевой идентичности в отрочестве связано с характером общения со сверстниками. Конечно, и в детстве сверстник не является для ребенка бесполым партнером по играм, но в детстве отношения сексуально нейтральны и взаимодействует ребенок, прежде всего, со сверстниками одного с собой пола.
Для подростков проблемным становится осознанное отнесение себя к какому-либо полу, принятие соответствующего полу полоролевого поведения.
Отсутствие образца, идеала в лице мамы и папы у этих детей (неблагополучные и неполные семьи) затрудняет процесс становления полоролевой идентичности, что в дальнейшем приводит к формированию инверсионного психологического пола у подростков, нарушению взаимоотношений в их будущих семьях, искажениям в процессе воспитания собственных детей и, как следствие, разрушению семей и социальному сиротству. Не сформированная идентичность, непонимание, непринятие себя как человека определенного пола, нежелание нести ответственность за свою роль как носителя определенного пола приводят к различным нарушениям поведения, пограничным нервно-психическим расстройствам, неврозам.
Утрата или несформированность половой идентичности ведет к глубоким трансформациям всей личности подростка. Несогласованность одного из аспектов развития половой идентичности может вести к гомосексуальности. Обобщая многочисленные исследования зарубежных авторов, Л. С. Клейн говорит о факторах развития гомосексуальности: биологических и социально-психологических. В первом случае гомосексуальная ориентация рассматривается как инверсия, т.е. извращение полового чувства, патология, болезнь; во втором — понимается в контексте социального взаимодействия человека и как вынужденное или произвольное уклонение от стандартов в выборе полового партнера.
Так, В. Д. Менделевич предлагает придерживаться дифференциации гомосексуальности на следующие группы в зависимости от их генеза:
псевдогомосексуализм (выбор партнера на основании несексуальных мотивов — материальных выгод, сложившейся ситуации и т.д.);
гомосексуализм периода развития (возрастной поиск и адаптация);
гомосексуализм, обусловленный различными задержками психического развития, входящий в структуру психических расстройств;
истинный гомосексуализм, обусловленный гомосексуальными наклонностями, особым вариантом развития.
Не останавливаясь на эндокринных, генных, нейронных и антропометрических факторах гомосексуальности, обратим внимание па социально-психологические причины развития гомосексуальной идентичности.
С позиции психоаналитических теорий ребенок понимается как изначально бисексуальное существо, у которого гомосексуальная ориентация формируется посредством фиксации на родителе своего пола и неспособности преодолеть эдипов комплекс или комплекс Электры.
По одной из версий, гомосексуальность - результат специфических условий формирования личности в раннем детстве, который объясняется доминирующей ролью матери и пассивностью отца. Матери, чрезмерно опекающие сыновей, тесно эмоционально привязывающие их к себе и лишающие самостоятельности, способствуют развитию у них гомосексуальной половой идентичности, препятствуя установлению психологической близости со сверстницей и не позволяя сыну принять в себя мужскую идентичность отца.
Сравнительное исследование онтогенеза гомосексуалистов и гетеросексуалистов, проведенное в США во второй половине XX в., позволило выделить среди факторов развития половой идентичности в детстве и отрочестве отверженность мальчиков отцами, взаимозависимые отношения с матерями, страх телесных наказаний, переживания одиночества и интенсивные контакты со старшими братьями. Аналогичные зеркальные данные обнаруживаются и в развитии девочек с гомосексуальной ориентацией. Эти данные подтверждают необходимость пристального изучения факторов семейного воспитания в формировании половой идентичности в детстве и подростковом возрасте.
Половая идентичность формируется в результате согласованного взаимодействия биологических (хромосомных, гормональных, морфологических) и социальных (семейных, дружеских, общественных) факторов.
Гендерная идентичность подростков формируется в процессе социализации и во многом определяется взаимодействием с главными агентами социализации — родителями, учителями, а также определенными социальными стереотипами, доминирующими в обществе. В подростковом возрасте проходит формирование гендерной идентичности в пространстве между полюсами маскулинности и фемининности. Принятие подростком маскулинной гендерной идентичности характеризуется выделением типично «мужских» качеств: решительность, ответственность, аналитический ум, самостоятельность, доминантность и готовность защищать. Стремление к полюсу фемининной идентичности ориентирует подростка на заботу, эмоциональность, нежность, слабость, скромность и подчиненность.
Комплексный анализ структуры половой идентичности подростков позволил И. В. Романову выделить варианты формирования субъективного пространства личности по признаку пола.
Рис. Типология половой идентичности по И. В. Романову
Адекватный тип идентичности. В его основе лежат дифференциация субъективного пространства по признаку пола и проекция собственного Я в ту область, которая соответствует биологическому полу индивида. Это соответствует объединению в психологическое «Мы» представителей своего пола и противопоставлению его психологическому «Они», включающему представителей противоположного пола. На уровне поведения это соответствует адекватной (иногда несколько утрированной) женственности или мужественности. Выбор того или иного варианта поведения определяется прежде всего его соответствием или несоответствием эмоциональным переживаниям или когнитивным эталонам, свойственным представителям данного пола.
Инвертированный тип идентичности. В его основе лежат дифференциация субъективного пространства по признаку пола и проекция собственного Я в область, противоположную паспортному полу индивида. Встречается этот тип в подавляющем большинстве случаев у мальчиков (часто наблюдаемое маскулинное поведение девочек обычно существует в рамках недифференцированного типа идентичности). Психологически он проявляется как повышенная мягкость, эмоциональность, тревожность, сензитивность и другие фемининные характеристики у мальчиков.
Возрастно-дифференцированный тип идентичности. Этот тип идентичности существует только в рамках когнитивного компонента идентичности. В основе лежат дифференциация субъективного пространства по признаку возраста и проекция Я индивида в область взрослости. Психологическим коррелятом такого типа идентичности являются «чувство взрослости» и высокая самооценка личности. Это отражается в близости образов Я, Я-идеальное и образов взрослых мужчин и женщин — у девочек, тогда как для мальчиков образцом взрослости становится эталон мужественности, а не универсальный эталон безотносительной к полу взрослости.
Недифференцированный тип идентичности. В его основе лежит отсутствие дифференцированности субъективного пространства индивида. Все образы-эталоны настолько близки друг другу, что сливаются в некое единое целое. Такая организация пространства приводит к тому, что Я испытуемого также оказывается интегрированным в эту структуру. В психологическом плане этот тип в какой-то степени соответствует недифференцированной половой идентичности, при котором отсутствуют как маскулинные, так и фемининные признаки. Однако он может проявляться и в маскулинном поведении девочки. Говоря об относительной бесполости такого типа, необходимо подчеркнуть, что речь идет скорее о социальном, чем о сексуальном поведении. Наблюдения показывают, что девочки с недифференцированным типом идентичности часто отличаются повышенной сексуальной активностью, которая не тормозится переживанием эмоциональной отграниченное™ от мальчиков и становится одним из многих других видов совместной с ними деятельности. Таким образом, основная характеристика недифференцированного типа идентичности заключается в отсутствии регуляторов поведения, связанных с осознанием и эмоциональным переживанием своей позиции по отношению к значимым другим.
Инфантильный тип идентичности. Существует только у мальчиков и только в рамках эмоционального компонента идентичности. В основе лежит объединение образов-эталонов большинства женщин и большинства мужчин плюс интеграция Я индивида с этим образованием. Мальчики с этим типом идентичности испытывают большую потребность в эмоциональном тепле, привязанности и чувстве принадлежности, чем большинство мальчиков их возраста. Это позволяет высказать предположение, что данный тин идентичности в психологическом смысле является отражением наличия инфантильной симбиотической связи мать — ребенок [63].
Возрастная динамика развития половой идентичности у подростков характеризуется следующими изменениями.
В период с 11 до 13 лет показатели эмоционального компонента у подростков удаляются от эталона позитивной идентичности, однако направление этих изменений у девочек и мальчиков различно. У девочек наблюдается снижение дифференцированности эталонов мужественности и женственности, тогда как у мальчиков на фоне сохраняющейся дифференциации наблюдается смещение «образа Я» в «женскую» область (противоположную пространству «большинство мальчиков»). Как подчеркивает И. В. Романов, такое «неосознанное “предательство” своего пола (при известной значимости для мальчика маскулинной идентификации) не может не вызвать у него защитно-компенсаторного (в том числе агрессивного) поведения по отношению к девочкам и тщательной маскировки всех внешних признаков позитивно окрашенного интереса к женскому полу. Но в результате мальчик попадает в порочный круг, ибо о чувствах своих сверстников, составляющих для него референтную группу, он судит только по их поведению, которое, в свою очередь, не менее “феминофобно”, чем у него. Он остается “не таким, как все”, что проявляется в зафиксированном явлении удаления “образа Я” от образа большинства мальчиков, потом и большинства мужчин».
В 13—14 лет наступает кризисный момент, переламывающий развитие в сторону позитивной половой идентичности, связанной с феминизацией девочек и маскулинной идентификацией мальчиков. Показательно, что маскулинная идентификация мальчика прямо связана со степенью субъективной близости для него образов девочек и женщин. Подобная зависимость у девочек отсутствует. В результате перехода противопоставление мужественности и женственности для девочек снижается, а у мальчиков усиливается эмоциональное принятие образов-эталонов противоположного пола.
Сексуальность подростков
Одними из важнейших задач психического развития для подростков являются осознание и принятие себя как взрослого представителя пола, принятие своей новой телесности, сексуальности, осознание новых потребностей, освоение новых ролей и приобретение первого опыта романтического, интимного общения. Многие молодые люди уже в отрочестве переживают первый опыт сексуальных отношений.
Мальчики и девочки подросткового возраста тратят массу времени и сил на переживания, связанные с сексуальной тематикой, что находит отражение в чтении соответствующей литературы, поиске информации в Интернете и появлении надписей агрессивно-сексуального характера на заборах и в лифтах. Перед молодыми людьми стоит задача научиться справляться со своими влечениями социально приемлемыми способами. Если в начальной школе игры с поцелуями и преследованием носят неосознанный, импульсивный характер и готовят детей к последующим гетеросексуальным отношениям, то побуждения, возникающие в подростковом возрасте, заставляют юношей и девушек осознать собственную сексуальность. Это оказывает очень сильное влияние на представление подростка о самом себе, ставя сложную задачу управления чувствами по отношению к лицам другого пола и адекватного их выражения.
Средний возраст полового созревания за последние 20 лет существенно снизился. Начало менструаций у девочек и поллюций у мальчиков происходит примерно на полтора—два года раньше, чем у их прародителей, при сохраняющейся достаточно большой индивидуальной вариативности. Общее ускорение темпов полового созревания связано с улучшением питания и медицинского обслуживания, когда дети все реже болеют серьезными инфекциями, оказывающими тормозящее воздействие на созревание, и быстрее набирают необходимый для начала полового созревания вес.
Массовое ускорение темпов полового созревания становится фактором риска в психическом развитии подростков, так как другие стороны развития — интеллектуальная, эмоциональная, социальная — остаются в пределах традиционных темпов взросления.
Несмотря на то что уровень гормонов повышается у всех подростков, агрессивность присуща лишь некоторым из них, а появление асоциальных привычек или антиобщественного поведения связано не с гормональным статусом, а в первую очередь с особенностями семейной ситуации и взаимодействия со сверстниками.
К примеру, если девушка растет в полной семье и отец повышает ее самооценку, уровень сексуальной активности у девушки существенно снижается.
Другим социальным фактором, ограничивающим ранние сексуальные отношения для девушек, являются активные занятия спортом.
Кратковременное влияние гормонов растворяется в действии последовательных позитивных установок, формируемых семьей, в устойчивых ценностных ориентациях и моральных убеждениях, которые регулируют поведение подростка, вопреки мифу о гормональной буре.
В одном исследовании, проведенном в Великобритании, было показано, что в семьях, где приняты традиционные семейные ужины, возраст сексуального дебюта наступает на два года позже, чем в семьях, где общение и совместный досуг отсутствуют.
Рис. Факторы профилактики ранних сексуальных отношений, дифференцированные по группам
Начало сексуальной жизни
Эмоциональное отношение к началу сексуальной жизни у мальчиков и девочек разнится. Юноши чаще испытывают гордость, их самооценка повышается, тогда как у девушек самооценка может несколько снизиться, они часто испытывают сомнения и тревогу. Культурные и биологические факторы влияют на отношение девушек к началу сексуальной жизни, а ответственность за последствия сексуальных контактов без контрацептивов ложится на женщину, что по-прежнему играет ограничительную функцию.
Сексуальная информация по-прежнему остается во многом скрытой от подростков. С девочками говорят о гигиене и нежелательной беременности, не поднимая вопросов собственно сексуальных отношений и материнства. По данным наших исследований, менее 20% современных юношей и девушек имели возможность обсудить с родителями вопросы пола, сексуальной близости и интимных отношений. Беседы с родителями ограничиваются предостережениями и запретами. Подростки по-прежнему черпают друг от друга информацию сомнительного содержания.
Большинство подростков считают, что знают о сексе гораздо больше родителей, и не хотят слушать их просто потому, что «сейчас все не так, как в стародавние времена, когда родители были молодыми и занимались сексом». При этом объективно взгляды многих подростков искажены и ошибочны, что может завести их в неприятные ситуации. Вот некоторые реальные суждения подростков, уверенных, что они знают о сексе все:
• «Я не заражусь СПИДом. Только геи могут заразиться»;
• «От тебя не забеременеют, если ты выпил, — сперма погибает от алкоголя»;
• «Оральный секс — это не секс»;
• «Нельзя забеременеть, если все время занимаешься спортом»;
• «Если принимаешь противозачаточные таблетки, презерватив не нужен — таблетки убивают микробы, и ты ничем не заразишься».
Установлено, что в среднем первый половой акт у мальчиков происходит в 16,1 года, а у девочек — в 16,9 года.
Между тем сексуальная информированность снижает количество абортов и инфекций среди подростков, служит профилактикой негативного отношения к деторождению. Предлагаемая подросткам скудная информация всегда связана с противозачаточными мероприятиями и никогда с осознанным разумным зачатием, формированием позитивного ответственного родительства.
Сексуальное взросление современных подростков происходит в ситуации снятия большинства социальных ограничений, но парадоксальным образом это ведет к примитивизации и упрощению отношений. Физические удовольствия, не связанные с чувствами, чаще приносят разочарование. Ощущения теряют остроту, прикосновения и объятия не будят чувств.
Отношения между подростками Ф. Дольто описывает как «опрощение нравов» и «потерю чувственности». Схожей точки зрения придерживается Э. Эриксон, подчеркивающий, что сексуальный акт как акт репродуктивный в любой социальной ситуации содержит элемент психобиологической неудовлетворенности, если не направлен на порождение потомства и заботу о нем. Особенно остро, но мнению Эриксона, эта неудовлетворенность проявляется у женщин, для которых деторождение глубже вплетено в сексуальную функцию через ежемесячный физиологический цикл.
Половое воспитание подростков
Утверждение, что сегодняшняя молодежь крайне испорчена и вступает в половые связи так рано и так часто, как только может, не более чем раздутый миф. Наоборот, в большинстве развитых стран намечается тенденция повышения возраста сексуального дебюта, что видно из обзорных данных ряда исследований возраста сексуального дебюта, которые приводит Р. Бернс (рис. 1.8). В мире, где все стало возможным и доступным, подростки все чаще принимают осознанное решение не вступать в случайные связи.
Вместе с тем социальное неблагополучие, школьная неуспешность, раннее созревание и участие в делинквентных поступках являются достаточно устойчивыми предпосылками раннего (до 15 лет) начала половой жизни.
Мальчики в большей степени ориентированы на сексуальные отношения, а девочки чаще испытывают внутренний конфликт в связи с запретительной нормой. Кроме того, В. С. Собкин указывает, что мальчики позитивно оценивают связь с разными партнерами, тогда как для девочек типичной является ориентация на постоянное партнерство.
Одновременно существенно растет число подростков, согласных с допустимостью сексуальных контактов в их возрасте, хотя сами они и не ведут половую жизнь. Также возрастает количество подростков, ведущих половую жизнь, не испытывая при этом негативных переживаний.
В наши дни половая зрелость наступает раньше, чем когда-либо, при этом возраст вступления в супружеские отношения все чаще откладывается на четвертый десяток жизни, в результате чего вопросы сексуальных отношений становятся все более сложными и неизбежными. Практика совместной жизни до брака распространяется все шире. Каждый подросток должен спланировать собственную жизнь и принять решения в связи с построением отношений с другим иолом, а эти решения даются не просто.
Помощь подросткам в развитии ценностей сексуальной сферы должна быть дружеской, взрослым следует реализовывать позитивную, а не оценочную позицию. Этот процесс весьма нелегок, так как подростки учатся не только в разговорах со взрослыми, но и на примерах. Они внимательно наблюдают за родителями и другими взрослыми.
Важность родительского вклада трудно переоценить. Многие родители знают, что должны подготовиться к руководству своими детьми подросткового возраста, но как только дело доходит до сексуальных вопросов, они отступают.
В разговорах с подростками о сексе важно быть прямыми, использовать простые слова и позволять себе смущение. Подростки лучше откликаются на предложения, чем на указания. Подросткам не нравятся шутки о сексе со стороны взрослых и не нравятся примеры из жизни родителей. Подростки положительно откликаются на внимание к их позиции и их мнению, уважительное отношение к их персональному опыту.
(По материалам книги Ларисы Сурковой «Ребенок от 8 до 13 лет. Самый трудный возраст»)
Разговор с ребенком о половой жизни
Девочка к 10 годам должна знать, что такое менструация, почему она случается, что это нормально и не опасно, какие есть средства гигиены и как ухаживать за собой в эти дни.
С мальчиком тоже следует поговорить о поллюциях и их природе, о вторичных половых признаках, гигиене, потливости и необходимости принимать душ. Желательно, чтобы эту беседу провел папа.
Необходимо помнить, что дети старше 8-9 лет сильно стесняются, поэтому не нужно смущать ребенка неудобными фразами и вопросами, а также обсуждать подобные темы в присутствии родственников или друзей. Уважайте взросление и личное пространство своих детей!
Характера отношений между мужчиной и женщиной дети часто перенимают из семьи. Обратите внимание на взаимоотношения с супругой (супругом), уважаете ли вы друг друга. Это очень важно для принятия нормальной и уважительной системы ценностей в отношении чувств.
Если совсем не знаете как начать, начните со сказки: «Я тут услышала историю о том, как девочка родила в 11 лет. Что ты об этом думаешь? Я бы хотела с тобой это обсудить».
Учитывайте возраст ребенка, чтобы не быть слишком откровенным.
Не провоцируйте, т.е. не делайте излишней рекламы половой жизни.
Говорите о своем опыте, о том, что рады, что первый сексуальный опыт был у вас не слишком рано.
Не пугайте ребенка. Говорите спокойно.
Если не знаете, что говорить, предложите задавать вам вопросы.
Говорите о своих чувствах, о том, что вас беспокоит его безопасность, поэтому вы хотите, например, рассказать о ранней беременности или заболеваниях.
Если не уверены, что сможете нормально вести разговор, лучше дайте книгу. Но помните, что книга должна быть аккуратно подобрана, а вы должны сказать, для чего вы ее даете, обсудить вместе почитанный материал.
РАЗГОВОР С РЕБЕНКОМ О СЕКСЕ
С ребенком 8-12 лет можно выстроить разговор следующим образом.
Отвечайте на вопросы ребенка о сексе, не отмахивайтесь от них, но самому заводить об этом разговор не стоит.
Обращайте внимание на скрытые сигналы – ребенок смущается, когда в фильме люди целуются или родители обнимаются. Это значит, что его эмоциональная сфера уже созревает. Спрашивайте, что его смущает, объясняйте, что проявления любви – это нормально.
Разговор о сексе должен проходить в спокойной обстановке, а не подчёркнуто стыдливо или нервозно.
Не перегружайте ребенка анатомическими особенностями
Разговор не должен быть слишком длинным, не более 15 минут.
Называйте половые органы нормальными названиями.
Если вы не можете ответить на вопрос, не бойтесь в этом признаться. Вполне нормально обратиться к специалисту или специальной литературе.
Ответив на вопрос, убедитесь, что ваши слова восприняты верно.
Хороший знак, если после вашего разговора у ребенка возникнут новые вопросы, это значит, что он услышал вас, переработал, воспринял полученную информацию.
Не надо рассказывать про капусту, магазин и аиста. Ребенок уже достаточной взрослый, это может подорвать его доверие к вам.
Если ребенку больше 12 лет, то разговор строится немного иначе
Родителям следует сразу признаться, что сексуальное влечение – это нормальное состояние здорового организма.
Поговорите с подростком о происходящих с ним изменениях – менструациях, поллюциях. Расскажите о средствах гигиены. Идеально, чтобы с девочкой говорила мама, а с мальчиком – папа.
Будьте готовы, что ваш подросток уже многое знает о сексе из фильм, книг, рассказов ровесников и т.п. Причем его знание могут быть неправильными, необъективными, ложными.
Во время разговора попытайтесь стать ребенку другом, используйте чувство юмора. Признайтесь, что этот разговор для вас обоих не простой, но очень важный.
Заранее подготовьтесь к беседе, почитайте книги.
Поговорите с подростком об ответственности, которую он на себя берет, начиная половую жизнь. Нельзя надеяться, что «пронесет» и не предохраняться. Сделайте акцент на том, что если человек повзрослел и готов к сексуальным отношениям, он должен быть готов и к ответственности не только за себя, но и за своего партнера. Это в равной степени относится как к девочкам, так и к мальчикам!
Лучше, чтобы разговор проходил в форме диалога. Если ребенок стесняется, посоветуйте ему книги или сайты, где он может получить ответы на свои вопросы.
Первые беседы лучше начать с биологической информации, с объяснения тех слов, которые ребенок может услышать вне дома, и сведений о сексуальности, преподносимых СМИ. Предпочтительно не раскрывать специфические личные детали, когда родители рассказывают о чувствах и уроках, полученных в процессе приобретения опыта. Л вот обсуждение реальных или вымышленных историй других подростков позволяет затронуть сложные темы. Родителям важно стремиться самим больше узнать о сексуальном поведении молодежи. Опасным может быть навязывание жестких половых ролей или сексуальной ориентации. Мудрые родители осознают, что молодежь склонна к рискованным поступкам в сфере секса, и хотят, чтобы их взрослеющие дети сделали безопасный и здравый выбор, даже если тот противоречит родительским ценностям.
Очевидно, что у всех подростков есть сексуальная жизнь реальная или в фантазиях, и важной частью взросления являются размышления о сексе и разнообразный опыт. Это помогает молодежи открывать и развивать собственную сексуальную идентификацию, жизненно важную часть своего Я. Родители должны знать о сексуальной идентификации, которая является более широким понятием по сравнению с сексуальной ориентацией. Важно также поощрять подростков на разговоры о сексуальности с другими взрослыми, которым можно доверять.
Сексуальная активность означает для подростков серьезные изменения в личности и появление экзистенциальных вопросов о смысле жизни, сущности природы, своем предназначении. Внутриличностными факторами, влияющими на сексуальное взросление, являются самооценка, отношение к родителям, стиль поведения, включая его рискованные аспекты, полоролевая ориентация и типичные конинг-стратегии, позволяющие принимать решения в трудных ситуациях. Сексуальная активность, по мнению Л. Понтон, содержит для подростков множество смыслов:
• что он или она любимы;
• что он или она уже взрослые;
• физическое наслаждение;
• близость с другим человеком;
• желание забеременеть или иметь ребенка;
• статус в группе ровесников;
• подчинение желанию или другому человеку;
• способ избавиться от скуки или бегство от жизненных обстоятельств;
• желание проверить «биологическое оборудование» или способность к деторождению;
• повторная попытка сексуального действия, которое травмировало ранее;
• «торговля» сексом, т.е. способ получения денег или материальных ценностей;
• ожидаемая часть его или ее отношений;
• представление об «истинной любви»;
• личное выражение взросления;
• духовность;
• оружие или покорение.
Разговор с подростком не должен превращаться в допрос о личной жизни. Не должен он быть и монологом о приключениях самого родителя. Разговор должен строиться так, как будет комфортно подростку. Этот разговор должен быть очень личностным и происходить наедине. Нельзя родителям обрушиваться на подростка вдвоем, численный перевес означает давление и контроль, тогда как необходимы доверие и искренность. Тщательный подбор слов, которые не отталкивают, тактичность и позитивный настрой помогут найти общий язык. Не стоит задавать вопросы, лучше использовать утверждения.
Подросток должен знать, что, если что-то случится, он не останется без помощи и трудное решение будет принимать с поддержкой родителя. Важны комментарии родителей по поводу других подростков, событий из СМИ, которые определяют вектор поддержки или вектор осуждения. Вот как комментирует позицию своей матери одна 17-летняя девушка: «Когда по телевизору рассказывали какую-нибудь ужасную историю о незаконнорожденных детях или беременных малолетках, моя мама никогда не говорила “Какая дрянь, какой позор для родителей”. Она всегда жалела этих девочек и говорила “Бедняжка, никто не пришел ей на помощь”. Я знаю, я могу довериться маме в случае чего — она поймет меня и пожалеет».
Сексуальное развитие подростков, переживших сексуальное насилие
Сексуальное развитие подростков, особенно девушек, проходит в непростых условиях. По статистике свыше 30% женщин стали жертвами сексуальных домогательств в возрасте до 18 лет, а 20% подвергались сексуальному насилию в возрасте до 14 лет. Очевидно, что последствия сексуального насилия в детстве дают о себе знать многие годы после события. Насильственный сексуальный опыт негативно сказывается на установлении сексуальных отношений, самоуважении и идентичности в целом. Исследователи сообщают о длительном переживании чувства вины и стыда, изоляции от сверстников, аутоагрессии и депрессивности. Для подростков, переживших насилие, характерно искаженное представление об интимных отношениях, сохраняющееся иногда и в зрелом возрасте. Жертвы могут испытывать сложности в установлении супружеских и даже родительско- детских отношений, часто выбирают партнера, склонного к насилию или проявляют насилие в отношении собственных детей.