СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 4. Художественная культура Древнего Рима

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция 4. Художественная культура Древнего Рима.

Лекция рекомендуется для проведения занятий по предмету История изобразительного искусства в колледжах.

Просмотр содержимого документа
«Лекция 4. Художественная культура Древнего Рима»

ЛЕКЦИЯ 4.

Художественная культура Древнего Рима

Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпо­хи, но и все завоёванные им страны и народы, входившие в состав колос­сальной Римской державы — от Британских островов до Египта. Римское искусство — высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создавали не только римляне, или италики, но и древние египтяне, греки, сирийцы, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии и другие народы. В художественном мастерстве, безусловно, господствовала древнегреческая школа, зато на формы искусства в каждой провинции Рим­ского государства влияли местные традиции.

Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно распланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, ве­ликолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, посвящённых нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с доброт­ной красивой мебелью — всё то, что характерно для цивилизованного об­щества.

Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы — кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр го­рода. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.

Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произ­ведения, не имевшие себе равных в древности.

До наших дней дошло очень мало имён римских художников. Однако ос­тавленные ими памятники входят в сокровищницу мирового искусства.

ИСКУССТВО ЭПОХИ РЕСПУБЛИКИ

История Рима делится на два этапа. Первый — эпоха республики, — на­ступивший в конце VI в. до н. э., когда из Рима были изгнаны этрус­ские цари, и длившийся до середи­ны I в. до н. э. Второй этап — импе­раторский — начался правлением Октавиана Августа, перешедшего к единовластию, и длился до IV в. н. э. С художественной точки зрения это две чрезвычайно разные эпохи. Пер­вая сравнительно бедна произведе­ниями искусства, большинство кото­рых известно со II-I вв. до н. э. Вероятно, сведения древних авторов о том, что первые храмы для римлян возводили их соседи, более цивили­зованные этруски, верны. Именно эт­руски создали для Капитолия, главно­го из семи холмов, на которых расположен Рим, символ легендарной прародительницы римлян — ста­тую Капитолийской волчицы. Из заво­еванных провинций в Рим стали сте­каться талантливые мастера в поисках работы и замечательные произведе­ния искусства. Особую роль в этом сыграла Эллада. В Древнем Риме су­ществовало изречение: «Пленённая Греция пленила своих врагов».

Город Рим, основанный 19 апре­ля 735 г. до н. э., вначале был скром­ным посёлком, но со временем он набирал всё большую силу и впиты­вал лучшие творческие веяния, шед­шие со стороны. Главной святыней Рима являлся храм Юпитера, Юно­ны и Минервы на Капитолийском холме. Храм не сохранился, но учё­ные предполагают, что он был рас­планирован по этрусскому образцу: с глубоким передним портиком, высоким цоколем и лестницей, ведущей к главному входу.

Ещё одна достопримечатель­ность Рима — рыночная площадь, форум. Здесь происхо­дили все главные городские события: собрания, советы, здесь оглашали важные решения, обучали детей, тор­говали. В последние века республи­ки форум приобрёл законченный архитектурный облик. С одной сто­роны к нему примыкало внушитель­ное здание государственного архи­ва — Табуларий, который стоял на сводчатых подземных этажах. На площади высились храмы, среди них храм Весты, богини-девы, в котором горел неугасимый огонь, символизи­ровавший жизнь римского народа. Здесь же возвышались колонны, к ко­торым прикрепляли ростры — носы побеждённых вражеских кораблей (отсюда и название —ростральная колонна), и проходила «священная дорога», вдоль которой стояли таберны — лавки. Сейчас от Форума Романум, как называли его римляне, оста­лись лишь фундаменты построек; первоначальный его вид представля­ет реконструкция.

Оценить качество пластических произведений той эпохи помогает так называемый Алтарь Домиция Агенобарба (около 100 г. до н. э.), Он был украшен рельефами со всех четырёх сторон. Три стороны — две узкие и одна продольная — изобра­жали «Свадебный поезд Нептуна и Амфитриты», весёлое путешествие морских богов и нимф, плывущих по водам на фантастических живот­ных. Рельеф искусно построен явно греческим мастером. Другая длин­ная сторона оформлена совершен­но иначе. На ней изображён ценз — оценка имущества римских граждан для записи их в ту или иную кате­горию горожан. Канцелярские фор­мальности, к которым были так привержены римляне, представле­ны в левой части. А в правой пока­зано, как к алтарю, у которого сто­ят жрец и римский бог войны Марс, ведут трёх жертвенных животных — быка, овцу и свинью.

Одним из замечательных дости­жений республиканского римского искусства стал портрет. Римляне многое заимствовали у этрусков, и, вероятно, сами этрусские мастера работали по их заказам. Однако бы­ло одно существенное отличие: эт­руски творчески перерабатывали натуру и представляли хотя и дос­товерный, но поэтизированный об­раз человека. Римляне же ранней поры шли от восковых масок — «персон», которые они снимали с лиц умерших предков. Маски храни­лись в каждом доме на самом почёт­ном месте, и чем больше их было, тем знатнее считался род.

Для эпохи республики характер­ны портреты, очень близкие к нату­ре. Они передают все мельчайшие особенности человеческого лица, дополнительно наделяя его чертами старости, конца жизни. Однако это не означало, что создавали портре­ты только стариков.

Республиканская архитектура представлена рядом замечательных памятников. Среди них ордерные храмы, круглые и прямоугольные в плане. Круглый храм — моно'птер — состоял из цилиндрической основы, окружённой колоннадой. Вход к храму был по этрусскому обычаю только с одной, торцевой, стороны. Круглый храм Сивиллы, или Весты, в Тиволи, под Римом, окружён ко­ринфскими колоннами. Фриз укра­шен рельефами с изображением традиционного римского мотива — бычьих черепов, «букраниев», с которых свисают тяжёлые гирлянды. Это был символ жертвоприношения и памяти.

Рим сильно застраивался в Сред­невековье и Новое время, и поэтому его древний облик скрыт под тол­щей наслоений. Частично внешний вид римского города можно пред­ставить на примере Помпей — ита­лийского города, который вместе с городами Геркуланум и Стабии по­гиб в 79 г. н. э. в результате изверже­ния вулкана Везувий. Погребённый под пеплом город случайно обнару­жили при строительстве водопрово­да в XVII в. С 1748 г. до наших дней продолжаются его раскопки.

Город имел регулярную плани­ровку. Прямые улицы обрамлялись фасадами домов, внизу которых бы­ли устроены лавки-таверны. Об­ширный форум был обнесён пре­красной двухэтажной колоннадой. Там находились святилище Исиды, храм Аполлона, храм Юпитера, большой амфитеатр, построенный, как и у греков, в природном углуб­лении. Рассчитанный на двадцать тысяч зрителей, он значительно превосходил потребности жителей города и предназначался также для приезжих (население Помпей со­ставляло не более десяти тысяч че­ловек). В городе было два театра.

Замечательны помпейские до­ма — «домусы». Это были прямо­угольные сооружения, которые тя­нулись вдоль двора, а на улицу выходили глухими торцевыми сте­нами. Главным помещением был атриум (or лат. atrium — «закоп­чённый», «чёрный», т. е. помещение, почерневшее от копоти), который выполнял священную функцию. В целом атриум выполнял функцию «мирово­го столпа», связывавшего каждый римский дом с небесами и подзем­ным миром.

ИСКУССТВО РАННЕЙ ИМПЕРИИ

Первым правителем, открывшим путь к единовластию, был внучатый пле­мянник Цезаря Октавиан, прозван­ный Августом (Блаженным). Основы имперского стиля начал закладывать Август. Сохранившиеся портреты представляют его энер­гичным и умным политиком. Харак­терен высокий лоб, слегка прикры­тый чёлкой, выразительны черты лица и маленький твёрдый подборо­док. Мастера теперь отбрасывают всё внешнее, малозначимое, не сле­дуют слепо натуре. Древние авторы пишут, что Август был слабого здо­ровья и часто кутался в тёплые оде­яния, но изображали его могучим и мужественным.

При Августе был создан Алтарь Мира — памят­ник воссоединения сторонников нового режима и потерпевших по­ражение республиканцев. Алтарь представлял собой самостоятель­ное здание без крыши, ограждавшее жертвенник. Украшавшие ограду рельефы были разделены на два яруса фризом с меандровым орна­ментом (ленточный орнамент, как правило, изломанная под прямым углом линия). Нижний изображал застилающие всё поле стебли, ли­стья и завитки Древа Жизни с птич­ками и разной живностью на нём; верхний представлял торжествен­ное шествие, включавшее членов императорского дома.

В эпоху Августа был популярен третий помпейский стиль (конец I в. до н. э. — 50-е гг. I в. н. э.). Его иногда называют «канделябровым». Мастера вновь вернулись к плоским декоративным орнаментам. Среди архитектурных форм преобладали лёгкие ажурные сооружения, напо­минающие высокие металлические канделябры (подсвечники), между ними помещались заключённые в рамы картинки. Их сюжеты непри­тязательны и просты, часто связаны с пастушеской жизнью, как в роспи­си из виллы в Боскотреказе «Пастух с козами». Появляются домашние сценки вроде «Наказания Амура» из Дома Наказанного Амура в Помпеях: заплаканный шалун боится свою мать Венеру, которая не выдержала его проказ. Излюбленной темой становится изображение сада, огороженного золочёными решётками, плодонося­щего, напоённого запахом трав и пением птиц. Таков «Сад с птицами» на вилле Ливии, супруги Августа, в Прима Порта и ещё более замеча­тельный «Сад» в Доме Фруктовых Де­ревьев в Помпеях.

Самой популярной и самой зага­дочной вещью в римском искусстве являются, безусловно, маски. Муж­ские и женские, трагические и коми­ческие, безобразные и прекрасные, маски как бы оживают под взглядом зрителя. Маска скрывала истинную суть происходящего. Она была зна­ком перехода от бессмертного к смертному, от небесного к земному, от мифического к обыденному.

Правление императора Нерона, одного из самых безумных и жесто­ких правителей в римской исто­рии, стало периодом расцвета порт­ретного искусства. Эволюцию его образа от одарённого ребёнка до презираемого монстра можно про­следить в целой серии портретов. Теперь они дают не только традици­онный тип могучего и отважного императора. Поздние портреты представляют Нерона сложной, про­тиворечивой натурой. Личность его, незаурядная и сильная, обременена множеством пороков. Отличитель­ными чертами внешности импера­тора на портретах являются не­брежные бакенбарды и хаотически взбитые надо лбом волосы. Лицо хмурое, недоверчивое, брови сдви­нуты, в углах губ — мстительно-сар­кастическая усмешка.

В середине I в. в изобразительном искусстве стал формироваться жанр натюрморта (от франц. nature morte — «мёртвая натура»), показы­вающий неодушевлённые предметы. Возникший в поздней классике IV в. до н. э. и блистательно развивавший­ся в эпоху эллинизма, жанр натюр­морта приобрёл теперь новый смысл. В нём тоже появились «высо­кое» и «низкое» направления.

В 70—80 гг. н. э. был сооружён грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей (от лат. colosseus — «громадный»). Он был выстроен на месте разрушенно­го Золотого дома Нерона и принад­лежал к новому архитектурному ти­пу зданий. В Греции прежде были только театры, которые устраивали на естественных склонах холмов и акрополей. Римский Колизей пред­ставлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, замкнутую снаружи кольцевой эл­липсовидной стеной. В амфитеатрах давали разные представления: мор­ские бои (навмахии), сражения лю­дей с экзотическими зверями, бои гладиаторов. Трагедии у римлян практически не ставили, и даже ко­медии не пользовались успехом. Как сообщает римский комедиограф Тит Марций Плавт, когда в театре да­вали его «Свекровь», неожиданно объявили о начале боёв гладиаторов. Публика вскочила с мест и хлынула на более заманчивое зрелище.

Колизей — самый большой ам­фитеатр античной эпохи. Он вме­щал около пятидесяти тысяч зри­телей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соот­ветствовали три яруса аркад: дори­ческая, ионическая и коринфская. Четвёртый ярус был глухим, с ко­ринфскими пилястрами — плоски­ми выступами на стене. В солнечные дни над Колизеем натягивали ог­ромный парусиновый навес — велум, или веларий. Внутри Колизей очень конструктивен и органичен, целесообразность сочетается в нём с искусством: он воплощает образ мира и принципы жизни, которые сформировались у римлян к I в. н. э.

Второй шедевр зодчества эпохи Флавиев — это знаменитая Триум­фальная арка Тита. Тит, считавший­ся здравомыслящим и исполнен­ным благородства императором, правил сравнительно недолго (79— 81 гг.). Арку воздвигли в честь пра­вителя в 81 г., уже после его смерти. Она увековечила поход Тита в 70 г. на Иерусалим и разграбление там храма Соломона.

Триумфальные арки — тоже рим­ское архитектурное новшество, воз­можно заимствованное у этрусков. Арки сооружали по разным пово­дам — и в честь побед, и как знак ос­вящения новых городов. Однако их первичный смысл связан с триум­фом — торжественным шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку, император возвращался в родной город уже в новом качест­ве. Арка была границей своего и чу­жого мира.

По сторонам проёма арки Тита стоят по две коринфские колонны. Украшает арку высокая надстрой­ка — аттик с посвящением Титу от «сената и народа римского». Навер­ху — статуя императора на колесни­це, запряжённой четвёркой лоша­дей. В аттике был захоронен прах Тита. Арка являлась архитектурным сооружением, постаментом для ста­туи и одновременно мемориаль­ным памятником. Так хоронили лишь людей с особой харизмой (в переводе с греческого — «милость», «божественный дар»), т. е. наделён­ных исключительными личными ка­чествами — мудростью, героизмом, святостью: Цезаря на Римском Фору­ме, Тита в его арке, Траяна в цоко­ле его колонны.

ИСКУССТВО ПОЗДНЕЙ ИМПЕРИИ

Правлением двух императоров-ис­панцев открывался II век. Они были провинциалами, но из патрицианской среды. Это Траян (98—117 гг.) и усыновлённый им Адриан (117— 138 гг.). При Траяне Римская импе­рия достигла пика своего могущест­ва. В дальнейшем она будет пытаться лишь сохранить то, что было заво­ёвано Траяном. Этот император по­читался лучшим из всех в римской истории. На портретах он выглядит человеком мужественным, суровым, но не простым воякой, а умным и смелым политиком.

Траян возвратил старый тип портрета, отказавшись от пышных причёсок, богатой светотеневой моделировки и психологизма. Ис­кусство его времени привержено идеалу простоты. Однако простота эта кажущаяся. Достаточно сравнить портреты Августа и Траяна: стано­вится очевидной большая внутрен­няя сила и глубина траяновских об­разов. В них появляются величие и мощь, которых прежде не было.

Самым знаменитым памятником Траяна в Риме считается его форум. Среди всех императорских форумов (Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы, Траяна), обраставших вокруг старо­го Форума Романум, это наиболее красивый и внушительный. Форум Траяна был вымощен полудраго­ценными камнями, образующими красивые узоры, на нём стояли ста­туи побеждённых противников, был выстроен храм в честь божества -покровителя Марса Ультора, были и две библиотеки — греческая и ла­тинская. Между ними стояла Ко­лонна Траяна, единственная со­хранившаяся до наших дней. Она увековечила покорение Дакии (стра­на на территории современной Ру­мынии).

Правивший вслед за Траяном Ад­риан был приверженцем всего гре­ческого. Адриан, в частности, сме­нил моду: с его лёгкой руки римляне стали носить усы и бороду, что ра­нее было не принято. Сохранилось много его портретов как в Риме, так и в многочисленных провинциях, по которым он путешествовал в те­чение всей своей жизни. Адриан любил элегантность, красоту и сам являл идеальный образ римского патриция. Император был высокого роста, с благородными чертами ли­ца и умным, пристальным взглядом всегда задумчивых глаз. При Адриане волосы стали изображать более пышными, чем во времена Траяна. Вместе с усами и бородой они жи­вописно обрамляли лицо. Зрачки глаз впервые стали высверливать (прежде их только раскрашивали), благодаря чему статуи смотрели жи­вым, «говорящим» взором.

При Адриане (около 125 г.) был создан один из самых духовных памятни­ков мировой архитектуры. Правда, Адриан считал, что он лишь переде­лал сооружение, которое начал строить Агриппа, зять Августа. Пан­теон — «храм всех богов» — стоит и ныне в центре Рима. Это единствен­ный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. В нём заключается нечто близкое не только римлянам, людям античной эпохи, но и вообще человечеству. «Храм всех богов» — это храм самой божественной идее.

Конная бронзовая статуя Марка Аврелия уцелела до наших дней. Ста­туя выполнена по древней античной схеме, но облик всадника не гармонирует ни с конём, ни с миссией воите­ля. Лицо у императора отрешённое и самоуглублённое. Марк Аврелий думает не о военных победах — их у него было немного, — а о проблемах мира, человеческой души.

Скульптурный портрет того вре­мени приобретает особую духов­ность. Со времён Адриана сохрани­лась традиция изображать лицо в обрамлении пышных волос. При Марке Аврелии ваятели достигли особой виртуозности. Они высвер­ливали каждую прядь, соединяя её мостиками с другими, в мостиках до­полнительно углубляли каналы. Свет дробился в волосах, создавая бога­тую игру светотени. Однако особое внимание стали уделять глазам: их изображали подчёркнуто больши­ми, с тяжёлыми, как бы припухшими веками и поднятыми вверх зрач­ками.

Септи'мий Севе'р (193—211 гг.), сменивший на римском троне недо­стойного сына Марка Аврелия — Коммода, был родом из Северной Африки. Септимий был сложной натурой. Отличавшийся практично­стью, он за годы правления сущест­венно улучшил положение в Риме.

До наших дней дошло много севе'ровских портретов. Однако масте­ра, сохраняя некоторые черты антони'новских портретов, уделяли больше внимания душевному состо­янию модели. Масса пушистых во­лос, сросшиеся на переносице бро­ви ещё никогда не передавались так тонко, как в портретах супруги Септимия Севера — Юлии Домны.

О базилике как сооружении, весь­ма распространённом у римлян, следует сказать особо. Тип базили­ки (от греч. «базилике» — «царский дом») — прямоугольного вытянутого здания для общественных собра­ний и советов — возник уже в Гре­ции в III в. до н. э. Здание разделя­лось продольными рядами опор (колонн, столбов) на несколько про­ходов — нефов. Средний неф был обычно выше и шире боковых и ос­вещался через окна над боковыми частями. Чаще всего он завершался выступом — апсидой. Впоследствии архитектурная форма базилики ис­пользовалась как образец для строи­тельства христианских храмов.

Искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, зна­чимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он до­стоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство рим­ского времени оставило множество замечательных памятников в самых раз­ных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную вре­менем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информа­цию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, кото­рому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех прин­ципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.



~ 2 ~