СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция № 7.1. Тарифы на услуги, основы их построения и виды. Сущность и значение доходов, порядок их расчета.

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лекция № 7.1. Тарифы на услуги, основы их построения и виды. Сущность и значение доходов, порядок их расчета.»


Лекция № 7.1. Тарифы на услуги, основы их построения и виды. Сущность и значение доходов, порядок их расчета.

Часть1


В настоящих условиях на каждом виде транспорта установлена своя система тарифов, разрабатываемая соответствующими министерствами и ведомствами и утверждаемая Государственным органом по ценам.

Действующие на всех видах транспорта тарифы делятся на общие, исключительные, льготные и специальные.

Общими (нормальными) называются такие тарифы, которые применяются на все перевозки грузов на каждом виде транспорта, за исключением тех, на которые установлены исключительные, льготные и специальные. Общие тарифы являются основными на каждом виде транспорта.

Исключительные тарифы устанавливаются либо с понижением, либо с повышением против общих. Они обычно применяются к перевозкам определенных грузов в конкретных корреспонденциях внутри данного вида транспорта или в смешанном сообщении с участием нескольких видов транспорта.

Льготные - это по существу исключительные тарифы. Они, во-первых, всегда устанавливаются с понижением против общих тарифов, во-вторых, применяются на перевозку только отдельных грузов, следующих в адрес определенных организаций, и, в-третьих, при их установлении, исходят из общей экономической политики государства по развитию отдельных отраслей или территориально удаленных районов государства.

Специальные тарифы устанавливаются на специфические виды работ и операций, характерные только для данного вида транспорта и являющиеся по существу, технологическими. Такими видами специфических работ, например, на воздушном транспорте являются авиационно-химические, аэрофотосъемочные, работа санитарной авиации и прочие виды работы, связанные с применением авиации в народном хозяйстве.

Разновидностью общих тарифов являются местные тарифы, поскольку они, как правило, распространяются на перевозки всех грузов; действие этих тарифов ограничено рамками местного сообщения, т. е. в пределах данной железной дороги или одного пароходства. Необходимо также учитывать, что понятие местного сообщения не применимо на автомобильном, воздушном и промышленном транспорте. Поэтому понятие местных тарифов можно принять только в качестве признака классификации для отдельных конкретных видов транспорта, а именно железнодорожного и водного.

По форме построения тарифы подразделяются на дифференциальные, пропорциональные и аккордные.

Дифференциальными называются тарифы, при которых тарифные ставки за единицу транспортной продукции (обычно 10 т-км или 10 т-миль) изменяются в той или иной закономерности в зависимости от расстояния перевозки.

Между тем себестоимость или фондоемкость единицы транспортной продукции, являющаяся исходной расчетной базой построения тарифов, как правило, с увеличением расстояния перевозок постоянно снижается по закону гиперболы. В соответствии с этим, начиная с 1 января 1974 г., на всех видах транспорта введено построение тарифов на двухставочной основе (по начально-конечной и движенческой операциям), при которой совокупные тарифные ставки Т постоянно снижаются с увеличением расстояния перевозки:

Т=а/l+b,

где a - ставка за начально-конечную операцию, у.е. за 10 т;

b - ставка за движенческую операцию, у.е за 10 т-км;

l - расстояние перевозки, км.

На всех видах транспорта применяются также пропорциональные и аккордные тарифы.

Пропорциональные тарифы устанавливаются в виде единых ставок за единицу транспортной продукции (т-км, 1 осе-км, 1 вагоно-км) на всех расстояниях перевозки. В этом случае провозная плата за перевозку груза будет возрастать прямо пропорционально расстоянию перевозки. Такие тарифы установлены, например, на железнодорожном транспорте за перевозку ваго­нов, локомотивов и их тендеров, грузоподъемных передвижных кранов, электростанций (энергопоездов) на своих осях. Такие тарифы применяются также при переадресовке нефтяных грузов, перевозимых наливом в цистернах. В объединенных транспортных хозяйствах за перевозку грузов по подъездным железнодорожным путям на расстояние свыше 3 км применяется единая ставка за 1 т-км.

Аккордными называются тарифы, устанавливаемые в виде фиксированных ставок за перевозку грузов в конкретных корреспонденциях или за определенное расстояние перевозки.

Такая форма построения тарифов характерна для железнодорожных подъездных путей, на которых перевозки грузов выполняются предприятиями промышленного железнодорожного транспорта. Так, в прейскуранте № 10-01-01 за перевозку грузов по подъездным железнодорожным путям различных объединенных транспортных хозяйств стоимость перевозки установлена в виде аккордных ставок за 1 т груза на расстояние до 3 км включительно.

На речном транспорте с целью достижения благоприятных соотношений в пользу смешанного железнодорожно-водного сообщения по сравнению со стоимостью перевозок в прямом железнодорожном сообщении плата за речную часть пути в конкретных корреспонденциях устанавливается в виде аккордных ставок. Однако аккордная система построения тарифов имеет тот недостаток, что в случае изменения условий перевозки (направления или расстояния) ее применение становится невозможным. Поэтому в системе тарифов различных видов транспорта применяется сочетание аккордного и пропорционального или дифференциального и пропорционального построения тарифов.

По родам отправок тарифы на различных видах транспорта подразделяются в зависимости от размера партии предъявленного груза на тарифы за перевозки повагонные, судовые и автомобильные, контейнерные и мелкими отправками. Такое разделение тарифов объясняется различиями издержек по указанным видам отправок. В настоящих условиях формирование тарифов на различных видах транспорта ведется отдельно каждым видом транспорта с учетом специфических условий перевозок по видам транспорта, поэтому в учебном пособии в дальнейшем дается краткая характеристика действующей на каждом виде транспорта системы тарифов исходя из указанного выше деления тарифов по их видам и форме построения.

Контрольные вопросы.

1. Виды тарифов?

2. По форме тарифы делятся?

3. Какие бывают тарифы по роду отправок?