СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 7. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Повесть «Портрет»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция № 7 по дисциплине ОДБ.02 "Литература" для студентов первого курса, обучающихся на базе 9 классов

Просмотр содержимого документа
«Лекция 7. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Повесть «Портрет»»

«Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Повесть «Портрет»

ПЛАН:

1. Особенности цикла «Петербургские повести».

2. История создания, композиция, сюжет и герои, идейный замысел повести «Портрет».

 1.  Особенности цикла «Петербургские повести»

«Петербургские повести» — общее название ряда повестей, написанных Николаем Васильевичем Гоголем, и название сборника, из них составленного, объединенных общим местом действия — Санкт-Петербургом 1830—1840-х годов. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры знати, верхушки столичного общества.

Во всех повестях рассматривается проблема »маленького человека». Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые (портной Петрович), нищие художники, «маленькие люди», выбитые из колеи жизни. Вместо дворцов и богатых домов читатель в гоголевских повестях видит городские лачуги, в которых ютится беднота.

В каждой петербургской повести главным действующим лицом является чиновник или художник, и есть кто-то один, кто ощущает себя исключённым из общей нормы, пропадает и гибнет.

Произведения были написаны в разное время.

Повесть «Невский проспект» создана в 1833—1834 годах, «Портрет» — в 1833—1834 годах. Обе впервые были опубликованы в 1835 году в сборнике «Арабески».

 «Записки сумасшедшего» написана в 1834 году, также впервые опубликована в сборнике «Арабески» под заголовком «Клочки из записок сумасшедшего».

Повесть «Нос» написана в 1832—1833 годах, впервые опубликована в журнале «Современник» A.C. Пушкина в 1836 году после того, как журнал «Московский наблюдатель» отказался печатать повесть, назвав ее «плохой, пошлой и тривиальной».

Повесть «Шинель» написана в 1836—1842 годах (первоначальное название — «Повесть о чиновнике, крадущем шинели»). В 1842 году Н. В. Гоголь впервые ее опубликовал, включив в третий том своего первого Собрания сочинений, названный им «Повести», вместе с «петербургскими» и еще двумя «не петербургскими» произведениями — повестями «Рим» и «Коляска» («Рим» представляет собой фрагмент незаконченного романа «Аннунциата», начатого в 1838—1839 годах.

Уже в XIX веке сложилась практика называть пять повестей  («Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Коляска», «Записки сумасшедшего» и «Шинель») — «петербургскими».

Ещё одно связующее звено, объединяющее повести, – это мистика: нос, который гуляет по Петербургу без хозяина, призрак Акакия Акакиевича, оживший портрет и др.

Во всех произведениях «Петербургского цикла» присутствует мысль о беспощадной и губительной власти денег.

Основная тема петербургских повестей – обманчивость внешнего блеска столичной жизни, её мнимого великолепия, за которым скрывается низменная и пошлая проза. Кроме того Гоголя волнует тема творчества и художника. Он убеждён, что талант – это Божий дар, он дан, чтобы «постигнуть высокую тайну создания». Этой теме посвящена повесть «Портрет».

 

2.  История создания, композиция, сюжет и герои, идейный замысел повести «Портрет»

История создания. Повесть «Портрет» посвящена теме, волновавшей Н.В. Гоголя – теме творчества, судьбы художника, эстетического и нравственного. Замысел повести относится 1831-1832 годам.

В 1835 году Гоголь собрал статьи по искусству («Живопись, скульптура и музыка», «Несколько слов о Пушкине», «Об архитектуре нынешнего времени»), лекции и статьи по истории и размышления об исторических лицах и напечатал их вместе с повестью «Портрет». Это свидетельствует о том, что Гоголя волнуют вопросы творчества и место художника в обществе.

В начале 40-х годов автор возвращается к работе над повестью, так как её первая редакция не была принята современниками. В.Г. Белинский отметил: «Портрет» есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь есть талант. Первой части этой повести невозможно читать без увлеченья... Но вторая её часть решительно ничего не стоит: в ней совсем не видно Гоголя...».

Уехав из России после скандала, связанного с премьерой «Ревизора» Гоголь находит пристанище в Италии. Он живёт в Риме. Но ничто не радует сердце писателя: ни тёплая погода, ни устроенный быт, ни местные красоты... Гоголь думает о России. Здесь, в Риме, он знакомится с художниками, в частности, с художником Ивановым, который работает над картиной «Явление Христа народу».

Гоголь видит, как самоотверженно трудится художник, делая множество этюдов с натуры, бесконечно меняя позы героев своей картины, и цвет, озаряющий их и природу. Ему не даёт покоя критика В.Г. Белинского. И он решает переделать повесть «Портрет».

К 1841 году эта работа была закончена. Появились существенные изменения: изменилась фамилия главного героя (раньше она была Чертков, что подчёркивало его связь с нечистой силой; Гоголь исключил отдельные мистические сцены, появились вполне реалистические персонажи: Никита, профессор, хозяин дома, квартальный, дамы-заказчицы. В первой редакции облик ростовщика в финале повести исчезал с полотна, а во второй редакции исчезает портрет, который пошёл по свету сеять несчастья.

Композиция. Повесть состоит из двух частей: в первой рассматривается трагическая история художника Чарткова; вторая рассказывает историю появления портрета ростовщика. Здесь Н.В. Гоголь использовал хорошо известный в мировой литературе приём «перевёрнутой композиции» (ведь события второй части хронологически предшествуют событиям первой). 

В произведении речь идёт о тайне творчества, о загадке человеческого духа, о возможных способах постижения природы искусства, о том, как важно человеку не предавать себя, не изменять своему таланту и верить в своё призвание.

Сюжет и герои. Начало повести многообещающее: перед нами молодой, талантливый художник Чартков, «пророчивший многое: вспышками и мгновениями его кисть отзывалась наблюдательностью, содержанием, шибким порывом приблизиться к природе...». Он умеет отличать подлинное искусство от подделки, за так называемым лицом увидеть «личину». Так, в картинах, выставленных на Щукинском дворе, прежде всего бросается в глаза не только бездарность их авторов, но и искажённая действительность: «Он остановился перед лавкою и сперва внутренне смеялся над этими уродливыми картинами. Здесь было видно просто тупоумие, бессильная, дряхлая бездарность, которая самоправно встала в ряды искусств... Фламандский мужик с трубкою и выломанной рукой, похожий более на индейского петуха, чем на человека». Рассматривая с героем портретную живопись, автор с грустью отмечает отсутствие света, красоты и гармонии внутренней жизни в изображаемом. Пройдёт совсем немного времени, и на полотнах Чарткова заиграют, забьют яркие, кричащие краски; хорошенькую головку Психеи заменит томное личико Лизы, на котором «можно обнаружить тяжёлые следы безучастного прилежания к разным искусствам».

Каждый новый заказчик будет иметь «притязания на разное». Они попытаются скрыть следы деформированной действительности за маской Марса, Байрона, обликом Коринны, Ундины, Аспазии, Чартков с «большой охотой согласится на всё и прибавит от себя уже всякому вдоволь благообразия... Он будет дивиться чудной быстроте и бойкости своей кисти...» А пока он стоит «уже несколько времени неподвижно», словно заворожённый, перед одним портретом, в больших, когда-то великолепных рамах...»

Рассматривая дома таинственный портрет, Чартков испытал одновременно два противоположных чувства: с одной стороны, он сильно испугался, с другой – какое-то томление охватило его. Молодой человек пытался заснуть, думая о «бедности, о жалкой судьбе художника, о тернистом пути, предстоящем ему на этом свете», но портрет не давал ему покоя: что-то притягивало, манило за ширму. Золото, блеснувшее в руках ростовщика, стало символом искушения, духовного испытания героя.

В «Петербургских повестях» сновидения наделяются особой функцией испытания души. Переходы из одного сна в другой метафорически обозначают движение героя в пучину хаоса.

У Чарткова не было внутреннего стержня, как не было его у многих людей, живущих в ломающемся мире. «Красивая жизнь», праздничные гуляния с дамами, вкусные обеды – об этом мечтал тайно бедный художник в маленькой комнатке на Васильевском острове. Схватив судорожно во сне свёрток с червонцами, Чартков смотрел, не заметит ли старик... Так произошло «подписание договора с дьяволом».

Эта тема не нова в литературе: она волновала Гёте, Байрона. Пушкина. Лермонтова. В повести Гоголя нет диалога героев. Его участники (художник и ростовщик) пребывают в «разных пространственно-временных и исторических плоскостях». Вместе с тем формула диалога сохраняется в повести. Герои общаются с помощью жестов, взглядов, а свёрток с монетами – это итог этой встречи.

Таким образом, получение денег – это первый «прекрасный миг», «преобразовавший» Чарткова. Он прекрасно устроился, составил себе карьеру, добился успеха у столичной знати. Деньги приобщили его к атмосфере, где царствует «презренный холод торговли и ничтожества».

Творческие напряжения и порывы сменились небрежностью, равнодушием к собственному творчеству: «Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник. Гений творит смело, быстро...» – так теперь рассуждает Чартков. Как здесь не вспомнить пушкинские строчки:

          Служенье муз не терпит суеты,
          Прекрасное должно быть величаво...

Гоголь лексически подчёркивает историю духовной гибели живописца.

«Уже он начал достигать поры степенности ума и лет... Уже в газетах и журналах читал прилагательные: «почтенный наш Андрей Петрович», «заслуженный наш Андрей Петрович»... Уже стали предлагать ему по службе почётные места».

Во всех этих рядах обнаруживается два противоположных плана: один – передаёт продвижение по службе, внешнее восхождение, а другой план (внутренний) раскрывает деградацию личности художника («Уже он начинал верить, что всё на свете просто, вдохновения свыше нет...»), променявшего талант на простые безделицы.

За свой быстрый успех герою пришлось расплачиваться талантом и душой.

Увидев «божественное» произведение искусства, привезённое из Италии, Чартков на миг прозрел, к нему вернулась молодость, «как будто потухшие искры таланта вспыхнули снова». Здесь герой ощутил второе «прекрасное мгновение», на некоторое время восстановившее прерванную связь художника с миром людей, с миром искусства. В этот миг он понял, что настоящий талант нельзя купить ни за какие деньги.

Фаустовский мотив «прекрасного мгновения», на некоторое время осветил жизнь героя, наметил перелом в воззрениях и характере: от ослепления к прозрению, от заблуждения к истине.

Однако восстановление его личности оказалось невозможным. Чартков истощил самого себя. Когда он взглянул на картину, «чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло перед ним произведение художника». Он хотел высказать замечания, но «речь умерла на устах его, слёзы и рыдания нестройно вырвались в ответ, и он как безумный выбежал из залы». Герой стал частью этой «нестройной» жизни, забыв о своём высоком предназначении.

Чарткорвым овладела страсть к разрушению. Последние дни жизни его были ужасны: он безжалостно уничтожал лучшие картины, шедевры мировой живописи. Чартков он оказался неспособен терпеть и надеяться. Ему не хватило душевного покоя, мудрого смирения, чтобы преодолеть душевную смуту.

 Во второй части повести рассказывается о судьбе автора этого таинственного портрета, сумевшего преодолеть в себе живописца нестройной жизни. Художник, как и молодой Чартков «искал ту степень мастерства, то творческое состояние, которое позволяет уловить и передать глубинную суть живого человеческого лица». Мастер, услышав просьбу ростовщика написать портрет, «на другой день, схвативши палитру и кисти, был у него в доме... «Чёрт побери, как теперь хорошо осветилось его лицо! – сказал он про себя и принялся жадно писать, как бы опасаясь, чтобы как-нибудь не исчезло счастливое освещение».

Героев обеих частей - Чарткова и художника-богомаза - объединяет один образ – образ ростовщика. Один увековечил его, а другой дал ему вторую жизнь, «оживил». Ещё древние люди наделяли портретное изображение магической функцией (способностью портрета «оживать» и «оживлять» изображённое на нём.)

С портретным изображением связана надежда человека на «преодоление» смерти и посмертное существование в портретном образе (ростовщик художнику: «Я, может быть, скоро умру, детей у меня нет; но я не хочу умереть совершенно, я хочу жить»).

Портрет получился «совершенный», как будто живой человек глядел с полотна. Автор портрета, как и Чартков, стремился к точному изображению, к овладению природой.

Вторая часть повести и раскрывает историю преодоления «заданности» искусства, путь познания и преодоления «порывов страдания». Только жизнь в монастыре, посты и молитвы восстановили гармонию духа художника-портретиста. Картина, созданная художником после его пострижения и отшельничества, поразила «необыкновенной святостью фигур». «Чувство божественного смирения и кротости в лице Пречистой Матери... святая, невыразимая тишина, обнимающая всю картину, – всё это предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое».

В повести «Портрет» представлен идеал художника – автор «великолепной» картины. Гоголь в нескольких фразах, но свободно и вдохновенно проговаривает свою позицию, наслаждается величия духа мастера. В этой картине, «чистой, непорочной, прекрасной, как невеста», сказалась та свобода творчества художника, о которой мечтал писатель. Жизнь художника прошла вдали от «свободного мира». «Ему не было до того дела, толковали ли о его характере, о его неумении обращаться с людьми, о несоблюдении светских приличий... Всем пренебрегал он, всё отдал искусству».

Как отмечается в исследовательской литературе, прообразом молодого талантливого художника стал друг Гоголя – А.А. Иванов. «В облике Иванова, в его творческом самоотречении Гоголь видел образ идеального художника, о чём писал в «Выбранных местах...».

Идейный замысел. Тема произведения выражена в названии – это загадочный портрет странного ростовщика. “Это уже не была копия с натуры, это была странная живопись, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы”.

Картина заставила одного художника загубить свой талант, другого – уйти в монастырь. Чтобы как можно прозрачнее показать читателю смысл повести, Гоголь заставляет портрет исчезнуть в самом конце. В первой редакции повести пропадала не картина, а образ старика с неё, но в окончательном варианте автор захотел сделать так, чтобы портрет снова был украден, чтобы нашёлся человек, который станет очередной жертвой ростовщика-азиата.

Главная мысль повести – в том, что истинное служение искусству требует от человека нравственной стойкости и мужества, понимания высокой ответственности перед обществом за талант. Ни того, ни другого недоставало Чарткову.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!