Просмотр содержимого документа
«Лекция № 9 (кырг)»
Основы программирования на Java
Структура программы
Основным строительным блоком программы на языке Java являются инструкции (statement). Каждая инструкция выполняет некоторое действие, например, вызовы методов, объявление переменных и присвоение им значений. После завершения инструкции в Java ставится точка с запятой (;). Данный знак указывает компилятору на конец инструкции. Например:
Данная строка представляет вызов метода System.out.println, который выводит на консоль строку "Hello Java!". В данном случае вызов метода является инструкцией и поэтому завершается точкой с запятой.
Кроме отдельных инструкций распространенной конструкцией является блок кода. Блок кода содержит набор инструкций, он заключается в фигурные скобки, а инструкции помещаются между открывающей и закрывающей фигурными скобками:
В этом блоке кода две инструкции, которые выводят на консоль определенную строку.
Выполнение программы. Метод main
Java является объектно-ориентированным языком, поэтому всю программу можно представить как набор взаимодействующих между собой классов и объектов. В первой лекции при создании первого приложения программа была определена следующим образом:
Входной точкой в программу на языке Java является метод main , который определен в классе Program. Именно с него начинается выполнение программы. Он обязательно должен присутствовать в программе. При этом его заголовок может быть только таким:
Комментарии
Код программы может содержать комментарии. Комментарии позволяют понять смысл программы, что делают те или иные ее части. При компиляции комментарии игнорируются и не оказывают никакого влияния на работу приложения и на его размер.
В Java есть два типа комментариев: однострочный и многострочный. Однострочный комментарий размещается на одной строке после двойного слеша //. А многострочный комментарий заключается между символами /* текст комментария */ . Он может размещаться на нескольких строках. Например:
Переменные и константы
Для хранения данных в программе предназначены переменные . Переменная представляет именованную область памяти, которая хранит значение определенного типа. Каждая переменная имеет тип, имя и значение. Тип определяет, какую информацию может хранить переменная или диапазон допустимых значений.
Переменные объявляются следующим образом:
Например, определим переменную, которая будет называться x и будет иметь тип int:
В этом выражении мы объявляем переменную x типа int. То есть x будет хранить некоторое число не больше 4 байт.
В качестве имени переменной может выступать любое произвольное название, которое удовлетворяет следующим требованиям:
- имя может содержать любые алфавитно-цифровые символы, а также знак подчеркивания, при этом первый символ в имени не должен быть цифрой
- в имени не должно быть знаков пунктуации и пробелов
- имя не может быть ключевым словом языка Java
Кроме того, при объявлении и последующем использовании надо учитывать, что Java - регистрозависимый язык, поэтому следующие объявления int num; и int NUM; будут представлять две разных переменных.
Объявив переменную, мы можем присвоить ей значение:
Также можно присвоить значение переменной при ее объявлении. Этот процесс называется инициализацией :
Через запятую можно объявить сразу несколько переменных одного типа: