Лекция
Физическая культура часть общей культуры общества. Профессионально-прикладная физическая подготовка
План
Физическая культура – часть общечеловеческой культуры.
Характеристики ФК
Компоненты физической культуры.
Средства физической культуры.
Возрастание роли физической культуры в современном обществе
Основные понятия
Физическая культура, физическая культура личности, физическое воспитание, физическая подготовка, физическая подготовленность, физическое совершенство, физические упражнения, физическая тренировка, физическая рекреация, спорт, двигательная активность, функциональная подготовленность, жизненно-необходимые умения и навыки
1. Физическая культура – часть общечеловеческой культуры.
Ф
В соответствии с ФЗ РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», физическая культура – это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
изическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область. Вместе с тем - это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности.
Сам термин «физическая культура» появился в конце XIX века в Англии в период бурного становления спорта, но не нашел широкого употребления на Западе и со временем практически исчез из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин «физическая культура» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон.
Понятие «физическая культура» является широким, собирательным и многогранным. Для правильного представления о содержании этого понятия его целесообразно сравнить с понятием культура, а понятие культура сопоставить с понятием природа. К явлениям природы, относится все то, что существует по естественным, не зависящим от человека законам и не является результатом его преобразовательной деятельности, то есть все живое и не живое в окружающем мире, не преобразованное человеком.
Физическая культура - часть общей культуры, которая воздействует непосредственно не на предметы внешней природы, а на самого человека, являющегося частью этой природы, на его качества, возможности, способности. Следовательно, физическая культура — это органическая часть общей культуры личности и общества, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых обществом для физического совершенствования людей.
Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность. Гармонизировать её духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни. Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство отражает такую степень физических возможностей личности, её пластической свободы, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для неё видах социально-трудовой деятельности, усиливают её адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно «открыто» новым качественным изменениям и создает условия для перевода личности в иное, более совершенное качество.
2. Характеристики физической культуры.
Физическая подготовка и физическая подготовленность.
Физическая подготовка представляет разновидность физической тренировки, имеющая выраженную прикладную направленность к определенному виду деятельности. Например, физическая подготовка может проводиться к соревнованиям, сдаче норм или тестов, к участию в походе или восхождению, к предстоящей воинской службе или профессиональной деятельности.
Физическая подготовленность – это результат подготовки. Уровень физической подготовленности выявляется по результатам сдачи норм, педагогических тестов, медицинского функционального обследования, а также по степени работоспособности в профессиональной и иной деятельности.
Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс всестороннего воспитания физических качеств и функциональных систем организма, направленный на гармоническое физическое развитие человека.
Специальная физическая подготовка(СФП) – процесс развития тех физических качеств, которые наиболее необходимы для конкретного вида спорта или трудовой деятельности.
Видами СФП являются:
Спортивная подготовка, которая готовит спортсменов к выступлениям на соревнованиях.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП), которая физически готовит людей к профессионыльной деятельности.
Физическое развитие – процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни. Важнейшими показателями физического развития являются антропометрические и функциональные признаки, такие как рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких. Каждому отрезку жизненного пути свойственны свои показатели физического развития. Детский и юношеский возраст характеризуется большой активностью обмена веществ, энергией роста и поступательного развития всех органов и систем. Но уже с первых дней жизни возникают и прямо противоположные процессы: процессы – старения, скорость, которых зависит от образа жизни индивидуума. Физическое развитие обусловлено множеством факторов как биологического, так и социального характера. В зависимости от совокупности этих факторов и условий, физическое развитие может быть всесторонним, гармоничным, или односторонним, ограниченным и дисгармоничным. С помощью соответствующим образом подобранных физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха, можно в широком диапазоне изменять в необходимом направлении показатели физического развития и функциональной подготовленности организма. Например, изменять вес тела, пропорции телосложения, жизненную емкость легких, силу выносливость, гибкость.
3. Компоненты физической культуры
Массовую ФК образуют деятельность людей в рамках процесса физического воспитания для своего физического развития и оздоровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки, а также физическая рекреация. Массовую ФК составляют: физическое воспитание, физическая рекреация и гигиеническая физическая культура.
Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, повышение уровня физических качеств, формирование и развитие двигательных навыков, улучшения форм тела (осанка, развитие грудной клетки, мышц). Целью физического воспитания является формирование физической культуры личности – той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал.
Физическая рекреация - это процесс использования средств физической культуры в режиме активного отдыха с целью восстановления работоспособности, сниженной в результате социальнотрудовой деятельности или после болезней. Основными средствами её являются туризм, пешие и велосипедные прогулки, физкультурнооздоровительные развлечения и игры, проводимые, как правило, на свежем воздухе.
Гигиеническая физическая культура Основными средствами её являются:
Утренняя гимнастика. С помощью упражнений невысокой интенсивности достигается более быстрый после сна переход организма от низкой к высокой работоспособности.
Физические упражнения в режиме дня. С помощью физические упражнений, применяемых в течение дня поддерживается работоспособность.
Прогулки. Прогулки являются хорошим средством снижение излишнего возбуждения нервной системы, закаливания и оздоровления организма
Спорт – специализированный процесс подготовки и участие в соревнованиях Физическая культура включает в себя спорт, но некоторые виды спорта выходят за ее рамки. К ним относятся:
- Спорт высших достижений и профессиональный спорт, целями и задачами, которых не является укрепление здоровья, а тренировочные и соревновательные нагрузки не всегда адекватны возможностям спортсменов.
- Виды спорта, в которых двигательная активность и тренировочная нагрузка настолько незначительны, что не приводят к физическому развитию спортсмена (стрельба, шахматы, шашки, бридж, бильярд, ряд технических видов спорта и др.).
Оздоровительно – реабилитационная ФК – компонент ФК, использующий средства физической культуры с целью восстановления функций организма после заболеваний, перенесенных травм, а также при утомлении. Основными средствами ее являются:
- Лечебная гимнастика.
- Циклические упражнения с дозированной нагрузкой (ходьба, бег, плавание и др.).
4. Средства физической культуры
В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена – распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.
Физические упражнения. Возникновение физической культуры связываются с осознанием людей эффекта упражняемости. В определенный период времени, люди заметили, что повторяемые двигательные действия, схожие с трудовыми движениями способствует повышению результативности процесса труда. Одновременно был выявлен эффект влияния регулярного применения двигательных действий не только на результаты трудовой деятельности, но и на физическое развитие самого человека, улучшения его физических качеств, расширения арсенала его двигательных умений и навыков, приобретения атлетических форм телосложения. Следствием этого осознания явилось широкое использование людьми различных движений и мышечных напряжений для своего физического развития, а не только для эффективной трудовой или военной деятельности. Такие движения (двигательные действия), используемые для физического совершенствования человека и были названы физическими упражнениями.
Физическая тренировка. Регулярно и систематично выполняемые физические упражнения оказывают мощное влияние на организм занимающихся. Под воздействием физических нагрузок в организме происходят деструктивные изменения, такие как, разрушение структурного белка мышц, расход энергетических источников, утомление нервной системы и другие процессы. Эти процессы стимулируют процессы их восстановления и даже сверхвосстановления после определенного интервала отдыха между тренировочными занятиями. В результате этих процессов в организме происходят физиологические сдвиги, которые обуславливают повышение уровня физических качеств, расширение функциональных возможностей.
Величины нагрузок определяются в зависимости от реакции на них организма. В разных видах спорта они могут быть разными. Так, например, в силовых видах параметрами объема являются количество повторений (подходов, подъемов штанги), тоннаж; а параметрами интенсивности – средний вес штанги, величина отягощения, выраженная в процентах от максимального результата. В беговых видах объем нагрузки может планироваться в километраже, времени, количестве пробегаемых отрезков.
4. Возрастание роли физической культуры в современном обществе
Физическая культура играла важную роль на всех этапах развития человеческого общества. Ёе роль значительно возросла в современном обществе. В связи с урбанизацией, ухудшением экологической ситуации, автоматизацией труда, способствующей гипокинезии.
В наши дни существенно снизилась доля тяжелого физического труда. Если сто лет назад 98% энергии, необходимой для материального производства, создавалось за счет мускульных движений человека и домашних животных, то в наши дни этот показатель составляет2-3%.
В быту и на производстве на смену ручного труда пришли механизмы и автоматы. Современная цивилизация с её многочисленными благами в основном исключила физический труд и двигательную активность – главное условие жизни и развития каждого индивидуума в многовековой человеческой истории.
Недостаток двигательной активности (гипокинезия и гиподинамия) привели к появлению новых, ранее неизвестных болезней (эндокринные и онкологические) и более острому проявлению таких болезней, как заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной и пищеварительных систем. Отмечается резкий рост нервно-психических заболеваний. Специалисты связывают это прежде всего с тем, что при значительном сокращении двигательной активности, существенно возросла нервно-эмоциональная составляющая жизни.
Вышеперечисленное позволяет считать, что роль систематических занятий физическими упражнениями в современном обществе возрастает как компенсатора негативных явлений современной цивилизации.
Забота о развитии физической культуры - важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.
Здоровый образ жизни в целом, физическая культура в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества.
На современном этапе в силу своей специфики физическая культура как важный социальный феномен пронизывает все уровни социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества.
Вопросы для закрепления пройденного материала
Дайте определения терминам «Физические упражнения» и «Физическая тренировка».
Расскажите о физической тренировке, как управляемом процессе.
Назовите и охарактеризуйте виды физической поготовки.
Назовите компоненты физической культуры. Какое понятие является более широким: «Физическая культура» или «Физическое воспитание» и почему?
Дайте определение физического развития человека и расскажите о влияние физической тренировки на это развитие.
Литература
ФЗ РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007. - №329-ФЗ.
Ильинич В.И. Физическая культура студента. – М.; Гардарики, 2005. – 448 с.
Гончаров В.Д. Физическая культура в системе социальной деятельности: Автореф дис. …д-ра социол. наук / В.Д.Гончаров // СПб.: С.-Петербург. ун-т, 1995. - 36 с.