ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Раздел 5. ПОЛИТИКА
Т
ФОРМОЙ ГОСУДАРСТВА называется модель его устройства, определяющая его территориальную организацию, способы управления и систему организации власти.
ема: ФОРМА ГОСУДАРСТВА
Форма правления
Форма государственного устройства
Ф
ФОРМА ГОСУДАРСТВА
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
ормой государства называется модель его устройства, определяющая его территориальную организацию, способы управления и систему организации власти. Выделяют три элемента формы государства:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
1. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
1.1. Монархия - это форма правления, подразумевающая, что власть находится в руках наследного правителя. Выделяют четыре основных типа монархии:
Абсолютная. Вся власть принадлежит монарху (Российская империя до 1917 года, современная Саудовская Аравия).
Ограниченная. Монархия играет символическую и церемониальную роль, реальная же власть принадлежит выборному парламенту и правительству (Великобритания, Нидерланды).
Дуалистическая. Монархия, в которой власть разделена между выборными органами и наследным правителем (например, в Марокко король обладает полномочиями по смене правительства).
Т
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ -
модель, определяющая систему организации власти, порядок формирования органов власти, их полномочия и сроки действия.
еократическая. Верховный правитель является также и главой Церкви, а действующее право считается проявлением божественной воли (Ватикан).
1.2. Республика - это форма правления, подразумевающая, что население государства так или иначе участвует в избрании органов власти.
Слово "республика" появилось в Древнем Риме и в переводе с латыни означает "общее дело" или "общественное дело". Отличить республику от монархии очень просто - в ней нет монарха. Все лица, управляющие страной, по закону ответственны перед народом и приходят к власти при помощи выборов на определенный срок. Две основные формы республики: президентская и парламентская. Кроме того, есть государства с неким промежуточным вариантом - "парламентско-президентская (смешанная) республика", а также ряд других республик, где вообще нет президента или парламента в классическом виде.
Выделяют три вида республик:
Президентская. Характерной особенностью данной формы является то, что как внешнюю, так и внутреннюю политику страну определяет президент (РФ, США).
Парламентская. Функции главы государства выполняет премьер-министр, которым становится лидер партии, получившей парламентское большинство (Федеральный канцлер Германии). Примеры: Германия, Италия, Австрия, Чехия, Индия, Израиль, Турция
С
мешанная. Данная форма подразумевает широкие властные полномочия как для парламента, так и для президента (Франция).
Есть республики, которые не вписываются в эту классификацию. Существовали и существуют разного рода "народные" республики (например, Китай), "исламская республика" Иран, где всем управляет исламское духовенство. Иногда в таких странах может не быть государственных органов под названием "президент" или "парламент", либо они есть, но почти не имеют власти. Все эти республики сложно классифицировать, потому что в каждой своя форма правления со своими особенностями. Некоторые из таких республик вообще больше похожи на монархии, потому что периодические выборы главы государства в них не предусмотрены, а у власти может пожизненно находиться один и тот же человек. Так было, например, в Советском Союзе, а сейчас такова ситуация на Кубе и в Северной Корее.
Сегодня из более чем 190 государств мира около 140 - республики и около 50 - монархии. Последний случай смены формы правления с монархии на республику произошёл в Непале в 2008 г., когда король был отстранён от власти, а страна стала федеративной республикой.
Если сто-двести лет назад переход от монархии к республике был чем-то прогрессивным, то сегодня наличие монархического или республиканского строя почти ничего не говорит о свободе и развитости страны. С одной стороны, в большинстве монархий власть короля формальна, он ни на что не влияет, и всем управляют парламент и правительство. С другой стороны, существуют республики, где у власти находится президент-диктатор с неограниченными полномочиями, а власть передаётся по наследству.
2. ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО
Государственное устройство определяет, на какие территории делится государство, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями. Выделяют три основных формы государства:
2
ПРИЗНАКИ УНИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА
единое гражданство;
единый государственный язык;
единый бюджет;
отсутствие территориальных образований, имеющих политическую самостоятельность;
единая Конституция;
общая система центральных органов гос. власти;
единое для всей страны правовое пространство;
административные единицы лишены признаков государственного суверенитета.
однопалатный парламент
.1
Унитарное государство - простое, единое государство. В нём единая власть, единые законы, единое гражданство и единый государственный язык. Административно-территориальные единицы в таком государстве не имеют признаков суверенитета.
Унитарную ФГУ имеют в основном страны с небольшой территорией и относительно малым населением (это большинство стран мира!). Это объясняется возможностью управления из единого центра — руководство государства может охватить своим вниманием широкий круг вопросов без предоставления самостоятельных полномочий регионам.
Унитарные государства считаются исторически первичными по отношению к другим ФГУ. Они доминировали на планете до начала XX века. В Новое время сильные централизованные державы превратились в могущественные колониальные империи, которые длительное время определяли вектор мирового развития. Примеры унитарного государства такого типа — Британская империя, Нидерланды, Франция, в более ранний период Испания.
З
ПРИЗНАКИ ФЕДЕРАЦИИ
регионы обладают некоторыми признаками государства и определённой политической самостоятельностью;
в каждом регионе есть своя конституция или иной похожий закон;
регионы могут издавать свои законы, но приоритет имеют законы, изданные центральными органами власти;
парламент имеет двухпалатную структуру.
аконодательство таких стран всегда закрепляет единство и неделимость его территорий. Закон не дает возможности инициировать сецессию (то есть выделение из состава государства), хотя сохраняет право для каждого народа на самоопределение.
2.2 Федерация – это государство, части которого сами имеют признаки государства, т.е. обладают суверенитетом. В таком государстве возможно существование двух и более государственных языков, возможно двойное гражданство. В субъектах федерации могут действовать свои законы.
Первая федерация возникла в конце XVIII в., когда жители тринадцати английских колоний в Северной Америке провозгласили свою независимость от Великобритании и отстояли её в войне 1776-1783 гг. Для совместной борьбы они создали международный союз под названием United States of America – «Соединённые Государства Америки». В итоге после войны в Северной Америке появилось тринадцать совершенно независимых государств со своими законами и орган ами власти. Через несколько лет бывшие союзники начали спорить по таможенным вопросам, а отсюда было недалеко до более серьёзных конфликтов. Видя эти проблемы, представители тринадцати государств собрались в 1787 г. на очередной съезд в Филадельфии и разработали учредительный документ нового объединённого государства – Конституцию. Согласно этому документу, бывшие колонии сливались в единое государство с общим парламентом, высшими судами и правительством. В течение нескольких лет все тринадцать колоний признали Конституцию, а название международного союза – United States of America – стало обозначать новое большое государство.
Позже появились другие федерации, созданные по примеру Соединённых Штатов. Иногда, как и в США, это были объединения изначально независимых государств (Швейцария, Объединённые Арабские Эмираты). Иногда федерации возникали после изменения общественно-политического строя в стране (Российская Федерация, Федеративная Республика Германия). Иногда бывшие колонии после обретения независимости решали, что нужно каждому региону дать больше самостоятельности (Индия, Индонезия, Бразилия, Мексика, Нигерия).
Почти все большие страны имеют федеративное устройство. Например, в первой десятке самых населённых стран мира федерациями являются все, кроме Китая и Бангладеш. Но есть и достаточно маленькие федерации, например, Бельгия или Швейцария.
Федерации строятся по территориальному и национальному признаку
Субъекты территориальных федерации (США, Мексика, Бразилия) конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях, односторонний выход из союза не предусмотрен или прямо запрещен
В национальной федерации предусмотрено право наций на самоопределение (т.е. право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей государственности). Каждый субъект национальной федерации имеет право отделиться от союза и образовать свое самостоятельное государство (так в начале 1990-х г.г. произошло с СССР)
2.3 Конфедерация - временный союз государств, который создаётся для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Не обладает самостоятельным суверенитетом, в таком государстве отсутствует единая система законодательства. Например, Европейский союз.
Нагляднее всего разницу между федерацией и конфедерацией можно увидеть в сфере законодательства. В федерации существует федеральное законодательство, которое имеет приоритет над региональным и которое регион не может поменять или отменить на своей территории. Например, власти российских регионов не могут сказать, что их не устраивает Уголовный кодекс РФ или закон РФ «О защите прав потребителей» и они не будут их применять на своей территории. А вот в конфедерациях каждое государство в любой момент может сказать: нас не устраивает международный договор, заключённый в рамках конфедерации, и мы отменяем его действие.
Из-за этого конфедерации очень недолговечны. Либо они превращаются в федерацию, либо рано или поздно государства – субъекты конфедерации не сойдутся в каком-то вопросе и решать жить по отдельности.
Средний срок жизни конфедерации – несколько лет. Это показывает почти весь исторический опыт. Например, США существовали в виде конфедерации с момента окончания Войны за независимость в 1783 г. и до принятия Конституции в 1789 г., а затем превратились в федерацию. Конфедеративные Штаты Америки, созданные рабовладельческими южными штатами США, просуществовали с 1861 г. по 1865 г. и были разгромлены северными штатами. Союз Африканских Государств (конфедерация Мали, Ганы и Гвинеи) просуществовала с 1960 г. по 1962 г., Сенегамбия (Сенегал и Гамбия) – с 1982 г. по 1989 г., конфедерация Сербии и Черногории – с 2003 г. по 2006 г.
Сегодня единственное государство, у которого в названии есть слово «конфедерация» – это Швейцария, она же Швейцарская Конфедерация. Однако, вопреки названию, Швейцария – классическая федерация. Каждый регион Швейцарии (кантон) очень самостоятельный, однако никто из них не может выйти из состава государства.
На конфедерацию сегодня похожи многие международные организации, задача которых – экономическая интеграция между странами. К таким «почти конфедерациям» можно отнести Европейский Союз, МЕРКОСУР (союз южноамериканских стран), и Евразийский Экономический Союз (союз России и несколько других стран бывшего СССР).
Практическая работа «ФОРМА ГОСУДАРСТВА»
1. Составьте схемы «Формы государственного правления», «Формы государственного устройства»
2. Запишите по 5-7 примеров: монархий, республик; унитарных государств, федераций.
3. Почему небольшие государства преимущественно являются унитарными, а крупные государства имеют федеративное устройство? Поясните на примерах
4. В чем преимущества и недостатки унитарной формы государственного правления?