СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция на тему 3.1. Экономическое состояние государства, перспективы экономического развития Республики Казахстан. Понятие управления, организация управления в современных условиях

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лекция на тему 3.1. Экономическое состояние государства, перспективы экономического развития Республики Казахстан. Понятие управления, организация управления в современных условиях»

Лекция на тему 3.1. Экономическое состояние государства, перспективы экономического развития Республики Казахстан. Понятие управления, организация управления в современных условиях.

Часть 1.


План:

  1. Экономическое состояние государства, перспективы экономического развития Республики Казахстан.

  2. Понятие управления, организация управления в современных условиях.


  1. Экономическое состояние государства, перспективы экономического развития Республики Казахстан

Экономическое состояние государства, перспективы экономического развития Республики Казахстан рассмотрим в контексте «Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года», утвержденного указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636.

      При разработке Стратегического плана до 2025 года изучены более 100 глобальных мегатрендов и выработаны сценарии глобального развития.       Глобальные мегатренды, актуальные для Казахстана: социальные, технологические, экономические, экологические и политические.

  1. Социальные мегатренды

      Большинство развитых и развивающихся стран, а также крупных компаний сделало ставку на развитие человеческого капитала. Идет формирование нового экономического уклада – "экономики знаний". Все больше профессиональных преимуществ получают люди, способные работать в условиях неопределенности и выполнять сложные аналитические задачи, требующие творческого подхода. Все это означает существенный рост значимости предоставления возможностей при поиске места жительства, обучения, работы. Уровень конкуренции за право получения наиболее востребованной профессии переходит от регионального на глобальный.

  1. Технологические мегатренды

      Новые технологии меняют мировые экономики, а следовательно, и рынки труда. Активно внедряются такие технологии, как интернет вещей, робототехника, нанотехнологии, автономные транспортные средства, 3D-печать и другие.

      Вслед за технологическим бумом на мировом рынке труда уже наблюдается глобальный "разрыв в навыках". Автоматизация и цифровизация рабочих процессов устраняют потребность предприятий в среднеквалифицированных и низкоквалифицированных кадрах, в то время как спрос на высококвалифицированных сотрудников резко идет вверх. В результате в среднем 35% мировых работодателей сталкиваются с трудностями в поиске квалифицированного персонала.

      Технологический рост дал начало активному развитию удаленной занятости и самозанятости.      Цифровые услуги способствуют росту экономики совместного пользования, которая строится на удобных и низкозатратных решениях в рамках цифровых сообществ.

  1. Экономические мегатренды

      В мировой экономике наблюдаются сложные процессы регионализации торговых режимов в ущерб принципам ВТО (Трансатлантическое партнерство, региональное Всеобъемлющее экономическое партнерство), "санкционных войн" и усиления протекционизма. Происходит децентрализация экономик и власти: Brexit (выход Великобритании из Европейского союза), новый акцент политики США ("americanism, not globalism"). Углубляется принципиальное для России соперничество с США и Западом. Тем не менее, развитие технологий и мобильности, обеспечивающее доступность рынков и информации, трансграничное движение потоков капитала и международное финансирование делают процесс глобализации объективным явлением.

      Происходит переход от массового производства к массовой кастомизации. Среди крупнейших компаний ведется непрерывная "битва за потребителя", где качество продукта, дополнительно предоставляемые услуги и уровень клиентоориентированности играют решающую роль.

     Социальная поддержка уже не является зоной сугубо государственной ответственности. Особую роль в оказании социальной поддержки выполняют корпоративная социальная ответственность и деятельность неправительственных и некоммерческих организаций.

  1. Экологические мегатренды

      Продолжается переход на чистое производство и возобновляемые источники энергии. Все большее давление оказывается на бизнес и правительства в связи с вопросами утилизации отходов, соблюдения квот на выбросы углекислого газа. Это стимулирует бизнес на поиск, разработку и внедрение "зеленых" технологий.

  1. Политические мегатренды

      Исторически доминировавшие государства "большой семерки" (далее – G7) столкнулись с возникновением "многополярного" мира и растущим могуществом ряда развивающихся стран и влиятельных коалиций.

      Несмотря на предпринимаемые усилия по борьбе с экстремизмом и терроризмом, риск террористических атак и политического насилия в мире остается высоким, особенно в Африке, на Ближнем Востоке и в Афганистане. В последнее время террористические акты происходят также и в развитых странах.

      Сценарии глобального развития и их влияние на Казахстан:

      Стратегический план до 2025 года включает три сценария дальнейших мировых событий и в каждом из них разрабатывает пути развития, необходимые Казахстану для сохранения и усиления статуса успешного современного государства.

     

      Сценарий "Единый открытый мир" предполагает усиление процессов глобализации на фоне либерализации, свободной торговли и международной интеграции.

      Сценарий "Разрозненный мир" предполагает широкое распространение политики протекционизма, в результате чего общемировой рост замедлится, а экономики развивающихся стран утратят свой импульс. Ожидается значительный спад мировой торговли. В политическом плане мир станет еще более раздробленным на фоне проявлений национализма, межнациональных и межконфессиональных конфликтов, ограничения миграции.

      Из трех представленных сценариев развития наиболее вероятным представляется сценарий "Бум технологий", который выбран как приоритетный в Стратегическом плане Республик Казахстан до 2025 года.

Согласно Стратегического плана предусмотрены следующие реформы:

      Реформа 1. Новый человеческий капитал

      Суть реформы: развитие человеческого капитала, обладающего высококачественными и востребованными навыками XXI века, является приоритетной задачей, от которой будет зависеть дальнейший рост экономики Казахстана. Компетенции нового времени включают готовность к непрерывному обучению и освоению необходимых навыков. Технологическое обновление и цифровизация невозможны без наличия компетентного персонала, эффективно использующего свое рабочее время, способного применять технологии и знания, совершенствовать процессы и осуществлять инновации.

      Принципиальные изменения для Казахстана к 2025 году:

      от традиционных программ обучения к развитию функциональной грамотности, формированию современных навыков и компетенций, востребованных рынками труда в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе;

      от локального фокуса казахстанского образования к повышению востребованности и конкурентоспособности казахстанского образования на внешних рынках;

      от невысокой мотивации педагогов к профессии педагога как одной из наиболее престижных;

      от формализованной системы образования к постоянному совершенствованию навыков и компетенций в течение всей жизни;

      от концентрации трудовых ресурсов в отраслях и регионах независимо от их производительности к сбалансированному распределению трудовых ресурсов между отраслями и регионами.

      В данной реформе предусмотрены следующие инициативы:

  • Инициатива 1.1 "Обеспечение доступности и инклюзивности образования". 

  • Инициатива 1.2 "Обновление содержания программ всех уровней образования". 

  • Инициатива 1.3 "Повышение академической свободы и общественного участия". 

  • Инициатива 1.4 "Расширение государственно-частного партнерства и привлечение частных инвестиций в сферу образования". 

  • Инициатива 1.5 "Цифровизация образования". 

  • Инициатива 1.6 "Повышение престижа и мотивации педагогических кадров". 

  • Инициатива 1.7 "Обновление программ в педагогических учебных заведениях". 

  • Инициатива 1.8 "Повышение квалификации педагогов и распространение передовых педагогических практик". 

  • Инициатива 1.9 "Обеспечение необходимых педагогических ресурсов". 

  • Инициатива 1.10 "Создание образовательного хаба и развитие экспорта образовательных услуг и продуктов". 

  • Инициатива 1.11 "Поддержание актуальной классификации занятий". 

  • Инициатива 1.12 "Развитие инструментов прогнозирования".       

  • Инициатива 1.13 "Разработка и актуализация профессиональных стандартов". 

  • Инициатива 1.14 "Разработка образовательных программ и оценка результатов обучения на основе профессиональных стандартов". 

  • Инициатива 1.15 "Развитие программ переквалификации". 

  • Инициатива 1.16 "Повышение квалификации работников предприятий за рубежом". 
          Инициатива 1.17 "Поддержка работников, высвобождаемых в результате модернизации и цифровизации предприятий". 

  • Инициатива 1.18 "Краткосрочное профессиональное обучение для безработных и самозанятых".       

  • Инициатива 1.19 "Формализация деятельности неформально занятых работников". 

  • Инициатива 1.20 "Развитие массового предпринимательства".       

  • Инициатива 1.21 "Содействие добровольному переселению". 

  • Инициатива 1.22 "Внедрение электронной биржи труда". 

  • Инициатива 1.23 "Модернизация центров занятости населения".

  • Инициатива 1.24 "Вовлечение частных агентств занятости в трудоустройство граждан".   

  • Инициатива 1.25 "Введение стимулирующих мер для привлечения высококвалифицированных иностранных работников". 

Реформа 2. Технологическое обновление и цифровизация

      Суть реформы: реформа направлена на увеличение производительности труда в существующих отраслях и экономике в целом, а также на повышение ее сложности. Необходимо обеспечить становление цифровой экономики.

      Основным результатом станут снижение затрат, увеличение объемов производства товаров и услуг, диверсификация отраслей и рост числа высокопроизводительных рабочих мест.

      Принципиальные изменения для Казахстана к 2025 году:

      от стимулирования экономического роста за счет вовлечения большего количества ресурсов к росту за счет более высокой производительности и наукоемкости, эффективному применению цифровых технологий;

      от развития передовых технологий под защитой и контролем Правительства к созданию среды для трансфера и адаптации иностранных и развития собственных технологий.

     В данной реформе предусмотрены следующие инициативы: 

  • Инициатива 2.1 "Стандартизация технологических процессов". 

  • Инициатива 2.2 "Создание центров компетенций Индустрии 4.0".

    • Инициатива 2.3 "Создание модельных цифровых фабрик". 

  • Инициатива 2.4 "Стимулирование компаний на обновление оборудования". 

  • Инициатива 2.5 "Стимулирование трансфера технологий". 

  • Инициатива 2.6 "Привлечение технологических брокеров".       

  • Инициатива 2.7 "Проведение обязательной технологической экспертизы инвестиционных проектов".       

  • Инициатива 2.8 "Развитие зеленых технологий". 

  • Инициатива 2.9 "Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры".       

  • Инициатива 2.10 "Обеспечение законодательных условий для развития новейших технологий".       

  • Инициатива 2.11 "Создание инфраструктуры для обеспечения информационной безопасности". 

  • Инициатива 2.12 "Локализация высокопроизводительных технологических компаний". 

  • Инициатива 2.13 "Обеспечение взаимосвязей локализованных компаний".       

  • Инициатива 2.14 "Обеспечение отраслей экономики специализированными кадрами в области ИКТ".       

  • Инициатива 2.15 "Стимулирование использования цифровых технологий гражданами". 

  • Инициатива 2.16 "Развитие инновационной экосистемы и культивирование инновационного бизнеса". 

  • Инициатива 2.17 "Развитие системы финансирования инновационных проектов и предприятий". 

  • Инициатива 2.18 "Создание стимулов для инновационной деятельности предприятий". 

  • Инициатива 2.19 "Акцент на человеческий капитал и поддержка молодых ученых". 

  • Инициатива 2.20 "Интеграция казахстанской науки в международное научное пространство. Поэтапный переход на английский язык прикладных научных исследований". 

  • Инициатива 2.21 "Перезапуск научной репутации". 

  • Инициатива 2.22 "Комфортная среда для научного роста. Устойчивое развитие науки". 

  • Инициатива 2.23 "Востребованность научных разработок в высокотехнологичном производстве". 

  • Инициатива 2.24 "Цифровизация бизнес-процессов науки". 

Реформа 3. Конкуренция и конкурентоспособный бизнес

      Суть реформы: на новом этапе развития частный бизнес должен стать основной движущей силой экономического роста и появления новых рабочих мест, а конкуренция создаст стимулы для повышения производительности и качества производимых товаров и услуг.

      Реформа направлена на сокращение роли государства и государственных монополий, снижение барьеров для ведения бизнеса, стимулирование роста частных, в особенности средних предприятий.

      Принципиальные изменения для Казахстана к 2025 году:

      от ограниченного охвата программы по разгосударствлению к расширению охвата программы, в том числе за счет инструментов ГЧП;

      от "количественной" задачи по продаже государственных активов по списку к структурированной системе выбора компаний и оценки успешности программы приватизации;

      от повышенного административного контроля и наличия барьеров для частного бизнеса к сокращению и упрощению деятельности, снижению уровня административного контроля и количества барьеров;

      от налоговой системы с возможностью арбитражей к предсказуемости налоговой системы, стимулирующей рост предприятий и инвестиций;

      от ограниченной номенклатуры экспортируемых товаров и услуг к диверсифицированной структуре экспортируемых товаров и услуг.

      В данной реформе предусмотрены следующие инициативы:

  • Инициатива 3.1 "Определение принципов и критериев процесса приватизации". 

  • Инициатива 3.2 "Проведение открытой и прозрачной приватизации". 



  • Инициатива 3.3 "Упрощение процедур и механизмов ГЧП". 

  • Инициатива 3.4 "Расширение используемого инструментария и подхода к ГЧП". 

  • Инициатива 3.5 "Передача функций от государства в конкурентную среду". 

  • Инициатива 3.6 "Совершенствование разрешительной системы в отношении услуг, оказываемых субъектами квазигосударственного сектора и естественных монополий". 

  • Инициатива 3.7 "Сокращение государственного контроля и надзора". 

  • Инициатива 3.8 "Сокращение требований по отчетности и предоставлению информации". 

  • Инициатива 3.9 "Создание "единого окна" по обслуживанию и поддержке бизнеса". 

  • Инициатива 3.10 "Расширение охвата предпринимателей мерами нефинансовой поддержки". 

  • Инициатива 3.11 "Улучшение условий для ведения бизнеса". 

  • Инициатива 3.12 "Гармонизация налоговой системы для поощрения роста среднего бизнеса". 

  • Инициатива 3.13 "Стимулирование организации кооперативов самозанятого населения в аграрном секторе". 

  • Инициатива 3.14 "Упрощение процедур закрытия предприятий". 

  • Инициатива 3.15 "Повышение уровня корпоративного управления". 

  • Инициатива 3.16 "Обеспечение доступа к альтернативным источникам финансирования". 

  • Инициатива 3.17 "Ускоренная гармонизация национальных стандартов с международными".       

  • Инициатива 3.18 "Усиление контроля качества продуктов и услуг".

  • Инициатива 3.19 "Увеличение охвата и оптимизация стимулов повышения операционной эффективности". 

  • Инициатива 3.20 "Активное информирование бизнеса об инструментах повышения операционной эффективности". 

  • Инициатива 3.21 "Создание диалоговой платформы для разработки мер и мониторинга статуса повышения производительности". 

  • Инициатива 3.22 "Внедрение модели оптовых рынков электроэнергии и мощности". 

  • Инициатива 3.23 "Актуализация системы долгосрочного тарифного регулирования". 

  • Инициатива 3.24 "Усиление конкуренции и консолидация игроков в энергетической отрасли". 

  • Инициатива 3.25 "Совершенствование системы тарифообразования магистральной железнодорожной сети и выведение услуг оперирования из-под государственного регулирования". 

  • Инициатива 3.26 "Повышение качества автомобильных дорог и развитие придорожных услуг". 

  • Инициатива 3.27 "Повышение пропускной способности международных транспортных коридоров". 

  • Инициатива 3.28 "Развитие электронной торговли". 

  • Инициатива 3.29 "Координация институтов и создание "единого окна" для экспортеров". 

  • Инициатива 3.30 "Снятие тарифных и нетарифных барьеров на внешних рынках". 

  • Инициатива 3.31 "Развитие представительств Единого оператора по продвижению экспорта на внешних рынках". 

  • Инициатива 3.32 "Развитие финансовых мер по продвижению экспорта". 

  • Инициатива 3.33 "Создание условий для развития туристской отрасли". 

  • Инициатива 3.34 "Запуск информационно-рекламных кампаний для привлечения иностранных туристов". 

  • Инициатива 3.35 "Упрощение процедур миграционного контроля и оформления виз". 

  • Инициатива 3.36 "Развитие медицинского туризма". 

  • Инициатива 3.37 "Развитие финансовых и деловых услуг". 

  • Инициатива 3.38 "Продвижение казахстанских коридоров и транзитного сервиса". 

  • Инициатива 3.39 "Развитие космических услуг и испытательной деятельности". 

Реформа 4. Правовое государство без коррупции

      Суть реформы: реформа направлена на создание благоприятного инвестиционного и делового климата за счет неукоснительного соблюдения законов, активного применения передовых превентивных механизмов противодействия коррупции, формирования правовой культуры граждан. Реализация реформы снизит риски для ведения бизнеса, улучшит качество жизни населения, повысит уровень защищенности прав граждан.

      Принципиальные изменения для Казахстана к 2025 году:

      от законотворчества – к неукоснительному соблюдению законов и надлежащей правоприменительной практике;

      от неуверенности в гарантиях правовой защиты – к высокому уровню доверия к институтам государственной власти, независимой и справедливой судебной системе;

      от наказания – к недопущению возможности коррупционных деяний;

      от толерантности к правонарушениям – к "нулевой" терпимости, особенно к коррупционным деяниям, к повышению правовой культуры и правосознания граждан.

В данной реформе предусмотрены следующие инициативы:

  • Инициатива 4.1 "Повышение качества законодательства". 

  • Инициатива 4.2 "Улучшение правоприменения". 

  • Инициатива 4.3 "Дальнейшая гуманизация уголовного и административно-деликтного законодательств". 

  • Инициатива 4.4 "Модернизация уголовного процесса". 

  • Инициатива 4.5 "Развитие правоохранительной системы". 

  • Инициатива 4.6 "Цифровизация правоохранительных органов и судов". 

  • Инициатива 4.7 "Улучшение качества защиты интересов граждан". 

  • Инициатива 4.8 "Создание системы административной юстиции по опыту лучших практик". 

  • Инициатива 4.9 "Развитие Предпринимательского кодекса". 

  • Инициатива 4.10 "Обеспечение нормативно-правовой защиты от рейдерства". 

  • Инициатива 4.11 "Обеспечение соответствия судебной системы международным стандартам независимости". 

  • Инициатива 4.12 "Улучшение механизма и дальнейшее расширение области применения суда присяжных".       

  • Инициатива 4.13 "Повышение эффективности исполнения судебных актов". 

  • Инициатива 4.14 "Совершенствование уголовно-правовых мер". 

  • Инициатива 4.15 "Дальнейшее упрощение контактов граждан с государством". 

  • Инициатива 4.16 "Обеспечение автоматизации процессов". 

  • Инициатива 4.17 "Совершенствование системы закупок". 

  • Инициатива 4.18 "Интеграция информационных систем и баз данных государственных органов". 

  • Инициатива 4.19 "Внедрение современных методов предсказания коррупционных рисков". 

  • Инициатива 4.20 "Расширение программ правового воспитания и образования". 

  • правопорядка.

  • Инициатива 4.21 "Популяризация программ общественного контроля". 

  • Инициатива 4.22 "Внедрение ключевых показателей эффективности по уровню доверия к государственным институтам". 

Реформа 5. Сильные регионы и урбанизация

      Суть реформы: реформа направлена на увеличение ВВП страны за счет экономического роста регионов, обеспечиваемого эффективным использованием имеющегося локального потенциала (экономических резервов) при обеспечении базового качества жизни по всей стране.

      Принципиальные изменения для Казахстана к 2025 году:

      от централизованного планирования и распределения ресурсов к экономической самостоятельности и ответственности регионов за рациональное использование бюджета;

      от поддержки регионов путем выделения трансфертов и субсидий из бюджета к конкурентной борьбе за частные, особенно иностранные инвестиции через создание привлекательных условий для бизнеса в регионе;

      от "формального" исполнения национальных планов к ориентации на вклад в конечный общестрановой результат;

      от территориального планирования с учетом внутреннего развития к координации территориального развития как единого экономического рынка;

      от уравнительного подхода базового уровня жизни по всей стране к повышению качества жизни в регионах и мобильности для всех граждан.

В данной реформе предусмотрены следующие инициативы:

  • Инициатива 5.1 "Дальнейшее перераспределение полномочий между уровнями государственного управления". 

  • Инициатива 5.2 "Повышение экономической самостоятельности регионов". 

  • Инициатива 5.3 "Управление кадровыми ресурсами на местах". 

  • Инициатива 5.4 "Дальнейшее укрепление органов местного самоуправления". 

  • Инициатива 5.5 "Обеспечение подотчетности местных властей". 

  • Инициатива 5.6 "Применение системы рейтинга регионов по легкости ведения бизнеса". 

  • Инициатива 5.7 "Внедрение процесса обоснования инвестиций из республиканского бюджета".       

  • Инициатива 5.8 "Создание стимулов для развития сотрудничества между регионами". 

  • Инициатива 5.9 "Развитие средних и малых городов". 

  • Инициатива 5.10 "Реализация концепции "Smart City". 

  • Инициатива 5.11 "Продолжение развития транспортной инфраструктуры по лучевому принципу". 

  • Инициатива 5.12 "Увеличение доступности транспорта". 

  • Инициатива 5.13 "Доступность качественного образования и здравоохранения в регионах". 

  • Инициатива 5.14 "Обеспечение финансирования здравоохранения и образования в регионах". 

  • Инициатива 5.15 "Обеспечение доступа к питьевой воде".       

  • Инициатива 5.16 "Обеспечение гарантий личной безопасности". 

  • Инициатива 5.17 "Пересмотр экологического законодательства".       

  • Инициатива 5.18 "Развитие отрасли переработки и утилизации твердых бытовых отходов". 

  • Инициатива 5.19 "Внедрение принципа "загрязнитель платит".       

  • Инициатива 5.20 "Внедрение комплексных экологических разрешений для компаний".       

  • Инициатива 5.21 "Изменение процесса оценки влияния предприятий на окружающую среду".       

  • Инициатива 5.22 "Активное продвижение политики охраны окружающей среды". 

Реформа 6. Модернизация общественного сознания

      Суть реформы: Программа "Модернизация общественного сознания" направлена на становление единой нации сильных и ответственных людей. Основным результатом станет повышение ответственности за собственное будущее, личной конкурентоспособности и прагматизма жителей, развитие национальной культуры, формирование у граждан культа знаний, открытости сознания – восприимчивости к лучшим идеям и практикам, а также предотвращение распространения экстремистской идеологии.

      Принципиальные изменения для Казахстана к 2025 году:

      от подхода "забочусь только о себе и близком круге" к "ответственному гражданину", заботящемуся о городе и стране;

      от выборочных примеров для подражания для молодого поколения к ролевым моделям во всех сферах жизни;

      от частичного заимствования зарубежных культур к продвижению национальной культуры как в стране, так и за ее пределами.

      от полиэтничного народа Казахстана – к сильному гражданскому обществу и единой нации на основе гражданской идентичности.

      В данной реформе предусмотрены следующие инициативы:

  • Инициатива 6.1 "Развитие культуры собственника у граждан".       

  • Инициатива 6.2 "Создание системы трехстороннего партнерства – НПО, государства и бизнеса". 

  • Инициатива 6.3 "Развитие "экологической" культуры среди населения". 

  • Инициатива 6.4 "Популяризация занятия массовым спортом". 

  • Инициатива 6.5 "Пропаганда здорового образа жизни на базе цифровых платформ".       

  • Инициатива 6.6. "Развитие образовательных программ в сфере спорта".       

  • Инициатива 6.7 "Языковая модернизация". 

  • Инициатива 6.8 "Обеспечение доступа к лучшим мировым знаниям".       

  • Инициатива 6.9. "Стимулирование и поддержка творчества".       

  • Инициатива 6.10 "Организация проекта "Сакральная география Казахстана".       

  • Инициатива 6.11 "Организация краеведческой работы и поддержка социальных инициатив". 

  • Инициатива 6.12 "Реализация проекта "Современная казахстанская культура в глобальном мире". 

  • Инициатива 6.13 "Совершенствование законодательства в сфере семейной и гендерной политики". 

  • Инициатива 6.14 "Укрепление института гендерного равенства путем государственного регулирования и внедрения оценки гендерного воздействия в систему государственного и бюджетного планирования". 

  • Инициатива 6.15 "Создание условий для обеспечения равной занятости мужчин и женщин". 

  • Инициатива 6.16 "Обеспечение равного доступа мужчин и женщин ко всем видам ресурсов, необходимых для предпринимательской деятельности". 

  • Инициатива 6.17 "Продвижение гендерного просвещения". 

  • Инициатива 6.18 "Укрепление института семьи посредством формирования семейных отношений, основанных на равном партнерстве мужчин и женщин". 

  • Инициатива 6.19 "Своевременное нормативное обеспечение работы по выявлению, предупреждению и пресечению угроз в области национальной безопасности". 

  • Инициатива 6.20 "Организация масштабной информационно-разъяснительной работы по профилактике экстремизма". 

  • Инициатива 6.21 "Точечная профилактическая работа по предотвращению распространения экстремизма". 

  • Инициатива 6.22 "Организация деятельности центров и отделов реабилитации для последователей радикальной идеологии". 

  • Инициатива 6.23 "Усиление участия представителей духовенства в работе по предотвращению экстремизма". 

      Реформа 7. Государственный сектор как лидер изменений

      Суть реформы: повышение роли государственных органов как инициаторов и проводников изменений в стране, показывающих осуществимость изменений на собственном примере. Повышение производительности деятельности, технологичности, адаптивности, клиентоориентированности и организационной культуры государственных органов обеспечит повышение качества их работы на уровне лучших примеров частных корпораций. Особую роль в осуществлении реформы будет играть реализация концепции "Слышащего государства" за счет вовлечения общественности в разработку программ и политик, в контроль за их реализацией.

      Принципиальные изменения для Казахстана к 2025 году:

      от ограниченного использования технологий во внутренних процессах к технологиям как к движущей силе повышения производительности;

      от определения проблем и необходимых действий самостоятельно к решению проблем в партнерстве с бизнесом и населением;

      от минимизации риска и применения только точечных инноваций к поощрению и тиражированию изменений в государственных органах и по всей стране;

      от приоритета на соблюдение регламентов и выполнение сроков любой ценой к приоритету на инициативность и результативность.

      В данной реформе предусмотрены следующие инициативы:

  • Инициатива 7.1 "Цифровизация внутренних процессов государственных органов". 

  • Инициатива 7.2 "Оптимизация внутренних процессов государственных органов". 

  • Инициатива 7.3 "Реализация технических мер по обеспечению информационной безопасности". 

  • Инициатива 7.4 "Обучение государственных служащих обеспечению информационной безопасности". 

  • Инициатива 7.5 "Переход к системе стимулирования по достижению результатов". 

  • Инициатива 7.6 "Дальнейшее повышение эффективности деятельности государственных органов, реализации стратегических и программных документов". 

  • Инициатива 7.7 "Повышение качества статистических данных". 

  • Инициатива 7.8 "Распространение проектного управления". 

  • Инициатива 7.9 "Повышение доступности информации". 

  • Инициатива 7.10 "Развитие "Слышащего государства". 

  • Инициатива 7.11 "Ориентирование на уровень удовлетворенности граждан при оказании государственных услуг". 

  • Инициатива 7.12 "Обучение руководителей подходам к улучшению эффективности и мотивации подчиненных". 

  • Инициатива 7.13 "Разработка и продвижение организационной культуры среди государственных служащих". 

  • Инициатива 7.14 "Повышение престижа государственной службы"




Лекция на тему 3.1. Экономическое состояние государства, перспективы экономического развития Республики Казахстан. Понятие управления, организация управления в современных условиях.

Часть 2.


План

  1. Понятие управления, организация управления в современных условиях


Теоретические основы управления предприятием основываются на таких понятиях, как «предприятие» и «управление». Предприятие представляет собой экономически и административно самостоятельную хозяйственную единицу, границы прав и обязанностей которой определяются действующим законодательством. Все структурные звенья предприятия осуществляют свою деятельность (организационно-техническую, экономическую, социальную) для достижения общей цели: производства и реализации продукции, как основного источника получения прибыли.

Для успешной деятельности необходима организация управления предприятием.

В целом под управлением понимают процесс воздействия управляющей стороны на объект управления, целью которого выступает стремление к определенному результату.

Этот процесс предполагает организацию согласованной работы всех звеньев системы, а также корректировку этой деятельности в случае необходимости.

Структура процесса управления:

  • предвидение;

  • планирование;

  • организация;

  • контроль;

  • корректировка.

Предприятие, как объект управления, выступает основной организационной структурой, имеющей определенное количество подразделений.

Управление предприятием представляет собой систематическое воздействие на работу всех его структурных элементов, целью которого является организация согласованной работы и, как итог, получение прибыли.

Управление деятельностью предприятия проводится на основании учредительных документов.

Они определяют права и обязанности владельца, а также компетенции всех участников производственного процесса (трудового коллектива в рамках управленческой и производственной деятельности).

Цель управления предприятием – добиться согласованной работы всех подразделений для получения максимального эффекта. Сущность управления предприятием заключается в организации этой согласованности.

Концепции управления предприятием:

рационализма (эффективность управления предприятием зависит от внутренней среды, соблюдается строгая специализация, основа управления – контроль);

неформальная (успех базируется на возможности предприятия подстроиться под изменения внешней среды).

Современные подходы к управлению предприятием:

  • ситуационный;

  • системный;

  • маркетинговый;

  • программно-целевой;

  • нормативный;

  • количественный;

  • процессуальный;

  • динамический;

  • функциональный;

  • интеграционный;

  • комплексный.

Управление деятельностью предприятия включает в себя следующие составляющие:

  • задачи и принципы;

  • иерархическое разделение управленческих функций, заключающееся в структуризации предприятия;

  • методологическое обоснование деятельности (экономические и юридические методы);

  • информационное обеспечение управления деятельностью предприятия.

Принципы управления предприятием:

  • разделения труда;

  • соблюдения дисциплины;

  • наличие полномочий и ответственности;

  • мотивации;

  • справедливости;

  • уверенности в регулярном производственном процессе;

  • сохранения иерархии;

  • поощрения инициативы.

Ввиду того, что предприятие представляет собой сложную производственную систему, которая основывается на таких составляющих, как основные фонды, материальные, финансовые и трудовые ресурсы, задачей управления становится использование этих ресурсов с максимальной отдачей.

На выходе необходимо получить качественный конкурентоспособный продукт, который будет способствовать дальнейшему развитию производства.

Эффективность управления предприятием зависит от слаженности работы менеджеров высшего звена. Их задачей является координация деятельности работников, находящихся на более низких ступенях во всей управленческой иерархии.

Для достижения наивысшего результата следует разделять управленческую и неуправленческую работу.

Для осуществления своей деятельности предприятие должно иметь определённую структуру. Организационная структура – это форма руководства, определяющая состав и взаимодействие всех ее элементов.

В процессе этого взаимодействия используются следующие виды связей, или организационные формы управления предприятием:

  • линейные (взаимосвязь разных уровней руководства);

  • функциональные (взаимосвязь разных уровней управления без проявления подчинения);

  • межфункциональные (происходят на одном уровне управления).

Организационные структуры включают две группы:

  • иерархические;

  • адаптивные.

Их основное различие заключается в соблюдении строгости иерархии. Первая разновидность отличается твердой иерархией и формализацией деятельности. Вторая имеет более гибкую структуру.

Управление деятельностью предприятия осуществляется руководителями высшего, среднего и низового звена.

Основные стандарты управления предприятием:

  • MRP — планирование материального обеспечения;

  • MRP II — планирование ресурсов для осуществления производственного процесса;

  • ERP — планирование ресурсов фирмы.

Теоретические основы управления предприятием используют определенную методологию.

Под методом понимается способ воздействия на коллектив в целом и работников в частности, который использует управленец с целью достижения результата.

Процесс управления предприятием осуществляется с помощью следующих методов:

  • экономические;

  • социально-психологические;

  • организационные.

Экономический механизм управления предприятием заключается в реализации материальной заинтересованности участников производственного процесса. Для этого используются различные экономические рычаги (зарплата, премии, штрафы и другие).

В реализации экономического метода управления на предприятии различают два аспекта.

Согласно первому аспекту материальная составляющая регулируется различными государственными положениями и системами (налогообложение, минимальная заработная плата, устанавливаемая на государственном уровне, амортизационная политика и др.).

Второе положение базируется на применении финансовых рычагов управления (кредиты, штрафы и так далее).

Социально-психологический метод основан на использовании мотивации трудящихся. Здесь используются такие инструменты управления предприятием, как моральное поощрение, создание условий для проявления инициативы персоналом и работниками, общественное признание и так далее.

Основой организационных методов выступает принуждение. В этом случае руководство влияет на работников, используя свою административную власть.

Эти методы бывают двух видов:

  • регламентные;

  • предписывающие.

Первая разновидность основывается на создании определенной иерархической структуры, согласно которой осуществляется деление власти, полномочий, а также обязанностей.

Вторая разновидность основана на текущей деятельности предприятия, то есть разделении труда, постановке задач перед конкретными подразделениями и др.

Уровни управления предприятием

Различают следующие уровни управления предприятием.

[1]. Технический (нижний). Этот уровень осуществляет взаимодействие с непосредственными исполнителями производственного процесса.

[2]. Управленческий (средний). Это промежуточный уровень между нижним и высшим. Менеджеры этого звена осуществляют контроль за определенными подразделениями. Они управляют и контролируют управленцев технического уровня.

[3]. Институциональный (высший). Сюда относится администрация предприятия. Менеджеры этого звена осуществляют стратегическое управление предприятием: финансовые вопросы, работу на внутреннем и внешнем рынках, совершенствование всей деятельности организации. В этой части трудятся не более 7% от всей численности сотрудников предприятия.


На высшем уровне решаются задачи:

  • долгосрочного планирования;

  • адаптация организации к меняющимся внешним условиям (налоговому законодательству, инфляции и др.);

  • управление долгосрочным развитием и др.

Руководители этого звена: президент, генеральный директор, вице-президент и другие. Они осуществляют стратегическое и оперативное управление предприятием.

Это звено ставит задачи для среднего уровня, который, в свою очередь, определяет деятельность технического звена.

Управленцы нижнего звена состоят из мастеров и бригадиров, руководителей цехов. В их ответственности находятся трудовые и материальные ресурсы, а также технологическое оборудование.

Таким образом реализуется вертикальная иерархия в системе управления предприятием.

На небольших предприятиях используются более упрощенные модели управления предприятием. Здесь может быть пропущено среднее звено управления.

Оперативное управление осуществляется непосредственно менеджерами высшего звена.

На небольших предприятиях используется горизонтальное построение управленческих взаимоотношений. В этом случае все управленцы нацелены на решение одной определенной задачи. Это позволяет осуществлять эффективное управление предприятием.

Функции управления предприятием

Теоретические основы управления предприятием рассматривают управленческую функцию как специфическую разновидность управленческого труда.

Функцию управления можно представить, как любое действие, которое производят в управленческой системе, причем оно направляется на изменение положения объекта управления согласно намеченным задачам и поставленной цели.


Различают следующие функции управления предприятием:

  • планирование;

  • прогнозирование;

  • организация;

  • координирование;

  • регуляция;

  • мотивация;

  • контроль.

[1]. В процессе планирования разрабатываются конкретные цели развития предприятия. Также определяются методы и средства по их достижению, конкретные действия и манипуляции. Все управленческие решения принимаются согласно намеченным планам.

[2]. Прогнозирование представляет собой этап, предшествующий планированию. С помощью этой функции делается прогноз на будущее, после которого возможна разработка планов.

[3]. Организация рассматривается как деятельность, направленная на формирование и совершенствование объекта управления.

Этот процесс регламентирует различные составляющие процесса управления. Эту функцию можно разделить на организацию производства, труда и управления.

[4]. Координирование заключается в обеспечении оптимального уровня согласованности между всеми звеньями предприятия согласно намеченному плану.

[5]. Регуляция осуществляется для сохранения функциональности объекта управления. С помощью этой функции обеспечивается эффективное осуществление производственных процессов без сбоев в работе.

[6]. Функция мотивации заключается в выработке стимула работников для осуществления производственного процесса. Здесь также используются экономические методы управления предприятием.

[7]. Функция контроля заключается в осуществлении проверки за выполнением поставленных задач. С помощью этой функции можно проводить последующий анализ организации управления предприятием.

Если показатели растут или идут в соответствии с определенным планом, то это говорит о высокой эффективности организационной системы.

Контроль включает следующую деятельность:

сравнение полученных результатов с планом;

анализ управления предприятием на основании выявления отклонений;

проверка гипотез и прогнозов.

Контроллинг, как инструмент управления предприятием, используется всеми управленческими подразделениями.

Процесс управления предприятием

Процесс управления предприятием заключается в осуществлении следующих операций:

  • прогнозирование,

  • планирование,

    • контроль,

    • оценка эффективности управления предприятием,

    • коррекция деятельности.

Процессный подход в управлении предприятием предполагает наличие иерархической структуры.

Сюда входят несколько подуровней, отражающих определенную деятельность: снабжение, производство, финансы, сбыт и так далее. В свою очередь, данные составляющие разделяются на отдельные структурные элементы.

Цели и задачи управления предприятием должны иметь конкретную формулировку и количественную оценку. Например, можно поставить цель снизить издержки на конкретный процент.

Особенности управления предприятием заключаются во всей системе управления, которая предполагает наличие объекта и субъекта управления.

В управленческой системе объект — это процесс производства, субъект — служба управления предприятием.

Деятельность управленческой системы регулируется соответствующими документами (должностные инструкции, устав и прочие).

Распространенной практикой является доверительное управление предприятием, при котором учредитель или директор передает другой стороне право распоряжения имуществом фирмы для получения максимальной прибыли.

Рыночная экономика создает такие условия для деятельности предприятия, при которых возникает необходимость прилагать все усилия для максимального увеличения прибыли, чтобы иметь возможность дальнейшего развития.

Анализ результатов финансовой деятельности позволит оценить эффективность управления.

Повышение эффективности управления предприятием может быть достигнуто за счет внедрения усовершенствованных форм менеджмента.

Согласно такому подходу производство должно быть ориентировано на общество и удовлетворение его потребностей. Одно из первых мест среди приоритетов должно занимать взаимодействие с внешней средой.

Менеджер должен приложить усилия для того, чтобы повысить мотивацию персонала. Таким образом можно будет добиться выпуска качественной продукции.


За счет использования средств научно-технического прогресса можно сократить издержки и увеличить прибыль.

Усилиями управленческого персонала должны создаваться условия, при которых работники будут иметь возможность проявлять инициативу, предлагать возможные пути решения сложных задач. Активность работников должна занимать одно из первых мест в системе менеджмента.

Совершенствование управления предприятием может быть осуществлено двумя основными способами:

  • организационно-экономический;

  • автоматизация управления предприятием.

Согласно первому пути создается четкое распределение обязанностей работников и функций подразделений. Помимо этого, ставится задача повышения мотивации сотрудников в создании качественного товара.

Автоматизация управлением предприятия основана на применении математических методов и ЭВМ в реализации процесса управления.

Проанализировать эффективность управления можно с помощью следующих параметров:

  • оперативность;

  • оптимальность;

  • эффективность.

Понятие оперативности отражает время, которое было затрачено на получение информации и его анализ. Помимо этого, сюда входит своевременность принятых решений.

Оптимальность отражает качество управленческих решений. Они должны давать эффект для реализации задач в конкретных условиях.

Эффективность показывает, какой эффект получен от принятия того или иного решения. Этот показатель можно отразить в числовом выражении.

Автоматизация управления предприятием

Автоматизация управления предприятием предполагает использование достижения научно-технического прогресса в области компьютерной техники, а также методов математического моделирования.

Автоматизация управления предприятием может быть введена в тех подразделениях, где процесс и результаты деятельности можно выразить количественно. Для этого используются информационные технологии в управлении предприятием.

Автоматизация управления предприятием решает следующие задачи (цели и задачи управления предприятием с помощью инновационных методов управления предприятием):

На уровне руководящего состава:

  • управление коммерческой деятельностью предприятие, контроль финансовых потоков;

  • управление экономической безопасностью предприятия;

  • используется контроллинг, как инструмент управления предприятием;

  • ресурсное обеспечение;

  • наличие оперативной информации о явлениях, отрицательно сказывающихся на деятельности фирмы;

  • наглядное определение себестоимости продукции;

  • соблюдение налогового законодательства.

Бухгалтерия и финансовая служба:

  • контролируется движение финансовых средств;

  • претворение учетной политики;

  • наличие оперативных данных по дебиторской и кредиторской задолженности;

  • планирование расходов;

  • контроль за поступлением средств и др.

Таким образом, можно выделить задачи для каждого подразделения, которые решаются с помощью автоматизации управления.

Стратегическое управление предприятием

Совершенствование управлением предприятия на основе стратегического плана базируется на следующих аспектах:

  • определение положения фирмы в настоящий момент;

  • определение желаемых результатов в долгосрочной перспективе;

  • средства и методы, которые помогут добиться намеченной цели.


Стратегии управления предприятием разрабатываются на основании определенного прогноза.

Составители прогнозов пользуются аналитическими данными, поступающими от низовых управленческих звеньев.

Задача руководителя предприятия в том, чтобы увидеть закономерности, присущие конкретному производственному процессу, и на основе этих закономерностей спланировать последовательное наращивание производственных показателей.