СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция на тему "Информационные процессы"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекционный материал

Просмотр содержимого документа
«Лекция на тему "Информационные процессы"»

Как передаётся информация?

Информация передаётся в форме сообщений от некоторого источника информации к её приёмнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приёмнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением.

 


  


Информационные процессы.


канал связи

 

                     ИСТОЧНИК

-----------

ПРИЁМНИК                     

Примеры:

  1. Cообщениесодержащее информацию о прогнозе погоды, передаётся приёмнику (телезрителю) от источника — специалиста-метеоролога посредством канала связи — телевизионной передающей аппаратуры и телевизора.

  2. Живое существо своими органами чувств (глаз, ухо, кожа, язык и т.д.) воспринимает информацию из внешнего мираперерабатывает её в определенную последовательность нервных импульсов, передает импульсы по нервным волокнам, хранит в памяти в виде состояния нейронных структур мозга, воспроизводит в виде звуковых сигналов, движений и т.п., использует в процессе своей жизнедеятельности.

Передача информации по каналам связи часто сопровождается воздействием помех, вызывающих искажение и потерю информации.

Человек постоянно участвует в действиях, связанных с передачей информации. Люди общаются между собой, передают друг другу просьбы, приказы, отчёты о проделанной работе, публикуют книги, научные статьи, рекламные объявления. Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач, при разговоре по телефону.

Сколько сторон участвует в процессе передачи информации?

В передаче информации всегда участвуют две стороны: тот, кто передаёт информацию (источник информации), и тот, кто её получает (приёмник информации). Информация передаётся по информационным каналам

Прочитав задачи, назовите что или кто является источником, приёмником информации и назовите информационные каналы ?

Задачи.

  • Бабушка недоглядела за пирожками которые жарились на кухне (играла за компьютером) и её внучок Коля понял, что пирожки сегодня будут “загорелые”.

Могут ли быть источниками информации животные? Явления природы?

  • птицы, зимуя в жарких странах, знают когда возвращаться домой

  • кошка прикрывает нос лапой - к холодам

  • муравьи закрывают муравейник днём – быть дождю

  • петух кукарекает по утрам – будит людей (будильник)

  • собака виляет хвостом – дружески настроена

  • кошка виляет хвостом – недружелюбна

  • гром гремит – быть дождю

  • листья растения завяли – болеет или нет воды в корнях.

Очень важно чтобы передача информации осуществлялась без искажений, без помех. Рассмотрим опыт, который нам продемонстрирует, что произойдёт с информацией если вдруг появятся помехи.

  • Опыт. В кристаллизатор налить чистой воды (соблюдать правила техники безопасности). Заранее приготовить лист бумаги формата А4, на котором написать акварельными красками “Привет!”. Вопрос: Как вы думаете, что произойдет, если лист бумаги поместить в воду? Достоверна ли будет информация, написанная на листе? Что явилось причиной этого недоразумения? (Помехи). Приведите примеры, когда информация становится недостоверной из-за помех? (игра “Поломанный телефон”, поломка на телефонной станции, слухи или сплетни).

  • Источники и приемники информации могут быть как одушевленными (животное) так и не одушевленными (персональный компьютер) предметами, явными (учитель-ученик) и косвенными (шум воды может говорить о близости водопада). Встречаются такие ситуации, когда приемник информации, является одновременно и передатчиком, и наоборот источником информации (учитель-ученик, родители-дети, пользователь-компьютер и т.д.)

Что можно делать с информацией?

Информацию можно:

  • создавать;

  • передавать;

  • воспринимать;

  • иcпользовать;

  • запоминать;

  • принимать;

  • копировать;

  • формализовать;

  • распространять;

  • преобразовывать;

  • комбинировать;

  • обрабатывать;

  • делить на части;

  • упрощать;

  • собирать;

  • хранить;

  • искать;

  • измерять;

  • разрушать;

  • и др.

Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами.

Что такое обработка информации?

Обработка информации — получение одних информационных объектов из других информационных объектов путем выполнения некоторых алгоритмов [15].

Обработка является одной из основных операций, выполняемых над информацией, и главным средством увеличения объёма и разнообразия информации.

Средства обработки информации — это всевозможные устройства и системы, созданные человечеством, и в первую очередь, компьютер — универсальная машина для обработки информации.

Компьютеры обрабатывают информацию путем выполнения некоторых алгоритмов.

Живые организмы и растения обрабатывают информацию с помощью своих органов и систем.

Хранение информации

Каждый человек хранит определённую информацию в собственной памяти – «в уме». Вы помните свой адрес, номер телефона, как зовут ваших родных и близких, друзей. Такую память можно назвать оперативной.

 

Но есть информация, которую трудно запомнить. Её человек записывает в записную книжку, ищет в справочнике, словаре, энциклопедии. Это внешняя память. Её можно назвать долговременной.

 

У компьютера также существует два вида памяти.

 

Оперативная память – предназначена для временного хранения информации, т.е. на момент когда компьютер работает (после выключения компьютера информация удаляется с оперативной памяти).

 

Долговременная память (внешняя) – для долгого хранения информации (при выключении компьютера информация не удаляется).

 

Существует память отдельного человека и память человечества. Память человечества, в отличие от памяти человека, содержит все знания, которые накопили люди за время своего существования и которыми могут воспользоваться ныне живущие люди. Эти знания представлены в книгах, запечатлены в живописных полотнах, скульптурах и архитектурах произведениях великих мастеров.

 

Изобретённая в 1839 году фотография позволила сохранить для потомков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые свидетельства прошедших времён.

 

В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый в мире кинофильм. С той поры человечество получило возможность сохранять образы, воплощенные в движении (танец, жесты, пантомимы и т.д.).

 

Человек научился хранить и звуковую информацию. Вначале её сохранение обеспечивалось передачей «из уст в уста» (например, напевами), позднее – с помощью записи нот.

 

В середине прошлого столетия в Японии было налажено производство магнитофонов. До сих пор магнитофоны применяются для записи и воспроизведение звуков информации.

Обрати внимание!

Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, числовую, звуковую и видеоинформацию.

Информация хранится в разном виде: текста,  рисунка,  схемы, фотографии, звукозаписи, кино и видеозаписи и т.д.
В  каждом случае применяются свои носители.

Носитель - это материальная среда, используемая для записи и хранения информации.

Бумажные носители

Бумага изобретена во II веке н.э. в Китае.

Информационный объём книги из 300 страниц по 2000 символов на странице составляет примерно 600 000 байтов, или 586 Кб.

Школьная библиотека из 5000 томов имеет информационный объём приблизительно 2861Мб=2,8 Гб

На первых компьютерах использовали бумажные носители – перфолента и перфокарта.

Магнитные носители

В XIX веке была изобретена магнитная запись (на стальной проволоке диаметром 1 мм).

В 1906 году был выдан  патент на магнитный диск.

Ферро магнитная лента использовалась как носитель для ЭВМ первого и второго поколения. Её объем был 500 Кб. Появилась возможность записи звуковой и видео информации.

 

В начале 1960-х годов в употребление входят магнитные диски.

Винчестер компьютера — это пакет магнитных дисков, надетых на общую ось.

Информационная емкость современных винчестеров измеряется в Гб.

 

Компакт-диск (англ. Compact Disc) — оптический носитель информации в виде пластикового диска с отверстием в центре, процесс записи и считывания информации которого осуществляется при помощи лазера





2