Лекция на тему: «Метод проектов как современная образовательная технология. Теоретические основы проектной деятельности. Современные цели и задачи их реализации в детском саду. Обучение проектированию педагога и ребенка»
Цель: вызвать интерес у педагогов к использованию метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста, познакомить с теоретическими основами проектной деятельности и технологией его использования воспитательно-образовательной деятельности ДОУ;
- помочь специалистам ДОУ определить факторы, влияющие на успешность продвижения ребенка-дошкольника в образовательном процессе;
- дать примеры практического применения проектного метода в работе педагогов ДОУ с дошкольниками.
Предполагаемый результат: овладение специалистами дошкольного образования технологией проектирования, позволяющей развивать творческие способности дошкольников, активизировать мыслительную деятельность, умение делать выводы, обобщать.
Оборудование: модель инновационной проектной деятельности; алгоритм организации работы по методу проектов, таблица разграничения деятельности педагога и детей в работе над проектом, оригинальные проекты (из опыта работы педагогов ДОУ).
План лекции:
Возникновение и актуализация идей проектного обучения в образовании:
- истоки метода проектов;
- актуализация метода проектов в современном образовании.
2. Понятийный аппарат метода проектов.
3. Целесообразность использования метода проектов в дошкольном образовательном учреждении.
4. Типы проектов.
5. Методика проведения учебных исследований со старшими дошкольниками.
6.Поэтапное развитие проектной деятельности.
- Формирование опыта трудовой деятельности дошкольника в процессе обучения элементам проектной деятельности.
- Развитие речи детей средствами проектной деятельности.
- воспитание социальной компетентности дошкольников посредством проектной деятельности.
7. Оригинальные проекты (из опыта работы педагогов ДОУ).
В начале третьего тысячелетия личность, общество, государство предъявляют к образованию принципиально новые требования. В рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» главным результатом образования должно стать «его соответствие целям опережающего развития». Это означает, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».
В поисках наиболее эффективных средств обучения и воспитания на всех уровнях системы российского образования сегодня вновь обращаются к методу проектов, родоначальником которого принято считать Е. Паркхерст («Дальтон-план, 1919, США»).
Метод учебных проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Возможность использования метода проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками обеспечивается рядом определяющих характеристик данного возраста. Это прежде всего, любознательность, наблюдательность и стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребенка вопросы.
В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач общими способами мыслительной, речевой, художественной и других видов деятельности.
К 5-6 годам формируются относительно устойчивое внимание к интересующим ребенка идеям и объектам, способность к началам анализа, синтеза, самооценке.
Все в большей степени проявляются стремление к совместной деятельности со сверстниками, взрослыми, желание быть значимым и полезным; формируется умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе.
Проектная деятельность имеет ряд позитивных качеств, отвечающих возрастным особенностям детей 5-7 лет. Среди них можно выделить непосредственную связь с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов, возможность достичь объективно и субъективно значимого результата; нерасчлененность на предметные области;
Широкий спектр видов деятельности; важность не только результата, но и процесса и способов его достижения; возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия (работать самостоятельно, в паре с определенным партнером, в группе), проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения.
Проектная культура, как часть общей культуры созидательной преобразующей деятельности, имеет широкие возможности для решения задач гуманизации дошкольного образования, поддержки и оптимизации процессов разностороннего развития и личностного становления детей. Структура учебного проекта предполагает исключительно субъект-субъектный характер взаимодействия участников, их деятельность строится на основе внутренней мотивации, решение общих задач не исключает достижения участниками проекта собственных целей; здесь предполагаются использование методов (исследовательских, поисковых, проблемных), «творческих по самой своей сути» (Е.С.Полат),
участие в работе коллектива.
Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.
Участие в проекте помогает каждому ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиции «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе. По словам Е.Хилтунен, старший дошкольный возраст – «одна из важнейших точек сенситивного периода развития социального чувства, когда для ребенка становится особенно важным собственное положение в обществе сверстников и взрослых».
Коллективный характер всех этапов работы над проектом позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте проектной деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий людей для достижения единой созидательной цели.
Тактикой построения взаимоотношений между участниками проекта является поддержка, ценится любая инициатива, идея, усилие. Атмосфера поддержки и творчества, ответственность за результат стимулируют взрослых и маленьких участников проекта к самосовершенствованию. Изменение отношения человека к возможностям самопознания, преобразования себя и окружающего мира является одним из определяющих критериев успешности проектной деятельности.
Учебная проектная деятельность – это как бы «проект в проекте». Педагог моделирует цикл творческой, познавательной, практической деятельности детей не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста и развития воспитанников.
Таким образом, проект – это не случайная совокупность различных видов деятельности. Его фундамент должна составить личностно-ориентированная ситуация – педагогический проект поддержки организации ребенком собственного мира. Воспитателю необходимо сформулировать не только учебную, но и педагогическую цель проекта, раскрывающую вид личностного опыта, который должны приобрести дети. Это определяет выбор личностно-значимых содержания и форм работы в рамках учебного проекта путем приобретения детьми соответствующего опыта, логики организации взаимодействия участников, способов самореализации для каждого ребенка и взрослого, тактики оказания помощи в «открыти» себя в определенных видах деятельности.
Типы проектов. В основе проекта обычно лежит какая-либо проблема. В зависимости от ее характера, способов разрешения и преобладающих форм деятельности участников проекта различают несколько типов проблем:
1.Исследовательские проекты предполагают проверку некоего предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдение, эксперимент). Опыт показывает, что старшие дошкольники могут стать полноценными участниками этапов формулирования цели проекта, разработки плана мероприятий, обсуждения путей решения проблемы, практического осуществления запланированного.
2.Творческие проекты связаны с подготовкой праздников, театральных представлений, съемкой видео- и мультипликационных фильмов. Дети 5-7 лет могут участвовать в разработке отдельных фрагментов сценария, но чаще всего становятся исполнителями заданных взрослыми ролей.
3.Приключенческие, игровые проекты – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в определенных проблемных или учебных ситуациях. Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра, дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют действия, необходимые для соответствия роли и достижения поставленных целей.
4.Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте, явлении. Благодаря присущим детям любознательности, потребности выполнять общественно-значимую работу, приносить пользу, старшие дошкольники охотно включаются в информационные проекты в том случае, если им интересна проблема, лежащая в его основе, и очевиден прикладной характер предполагаемого результата. Для обеспечения самостоятельности детей при работе над проектом педагогу необходимо заранее составить вместе с детьми детальный план описания объекта, определить необходимую последовательность действий.
5.Практико-ориентированные проекты связаны с работой на достижение объективно или субъективно значимого результата. В отличие от информационных, исследовательских, творческих проектов в данном случае спектр видов деятельности, ведущих к достижению цели, может быть различным.
Проекты также подразделяют по составу и количеству участников, по степени определенности результата (предполагаемые результаты могут быть заранее известны участникам проекта, или на основе результатов проекта создается нечто заранее неизвестное участникам); по срокам реализации (краткосрочные и долговременные); по тематике.
Общая схема организации проектной деятельности.
1.Определение проблемы, актуальной и интересной для всех предполагаемых участников проекта, разрешение которой посильно детям, а также соответствует материально-техническим возможностям ДОУ и уровню подготовки специалистов.
По-настоящему жизненные проекты обычно возникают спонтанно, являются органичной частью общего контекста жизни детей и взрослых. Но существуют области знаний и деятельности, которые интересны абсолютному большинству детей. Примерами таких беспроигрышных затей могут быть проекты «Интересное рядом» (о необычных свойствах привычных вещей), «Знакомые незнакомцы» (об удивительных особенностях жизнедеятельности знакомых детям животных и свойствах растений), «Мультфильм своими руками», «Тайны ремесел», «Космический комикс» и т.д.
Необходимо отметить, что, помимо содержания работы, определяющим фактором интереса детей и развивающего эффекта проектной деятельности является степень участия ребят в проекте. Поэтому, будучи лишь исполнителями даже самого интересного проекта, дети быстро утрачивают к нему интерес, теряется формирующий потенциал проекта.
2.Мотивирующее начало проекта, понимаемое как создание проблемной, личностно-ориентированной (личностно-развивающей) ситуации. По внешней форме это задача, учебная проблема или коллизия, вызывающая у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении. Отличительная особенность такой ситуации состоит в том, что в ее рамках ребенку предоставляется возможность совершить личностное действие – увидеть себя в отношении к другим людям, сделать вывод из собственного опыта, преодолеть незнание, непонимание.
Осознание сути проблемы, учебной задачи позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление. Важно отметить, что речь идет о цели, поставленной детьми перед собой, а не навязанной им извне. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь учащимся сделать выбор самостоятельно, осознать, сформулировать, уточнить цели, желания, проблемы.
3.Поиск форм реализации проекта. В силу недостатка опыта дети чаще всего не могут предложить конкретные пути решения проблемы, но при помощи взрослых вполне наметить определенные ориентиры и составить план действий.
4.Этап организации работы над проектом связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана. Огромное значение приобретает организация развивающей, познавательной, предметной среды. По мысли одного из родоначальников проектного метода Дж.Дьюи важнейшим в данном способе построения учебной деятельности является создание в организованном образовании условий, близких к естественным. Прежде всего это касается свойств образовательной среды, которая в таких условиях становится существенно более насыщенной и разнообразной, чем это принято при применении традиционных методов, приобретает способность побуждать к активной поисковой, творческой деятельности участников проекта. Такую среду принято называть активизирующей.
5.Реализация проекта.
5.1«Информационный запрос». Проблема, являющаяся пусковым механизмом для начала проектной деятельности, обычно представляет собой противоречие между неким фактом и уровнем представлений детей о нем, определенными задачами и возможностями их решения. Поэтому на начальной стадии реализации проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний и умений для достижения поставленной цели. В ответ на возникающий у ребят информационный запрос организуется работа по поиску необходимой информации, ее анализу, освоению необходимых навыков. Таким образом, обеспечивается мотивационная основа образовательного процесса, расширяется спектр осваиваемых дошкольниками умений, формируются образовательные потребности.
5.2.Практическая деятельность по реализации проекта,
это деятельность, в ходе которой может вновь возникать информационный запрос, а также необходимость в промежуточной оценке работы, внесение определенных корректив.
На этапе реализации проекта открываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей, создается почва для проявления и развития индивидуальности детей, осознания ими своих интересов, склонностей, способностей. Самостоятельность детей на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств, как ответственность, независимость, уверенность в себе, творческий подход к деятельности, способность актуализировать свои потенциальные возможности, умение самостоятельно добывать и использовать знания.
6. Презентация проекта имеет специфику в случае различных видов проектной деятельности. Практико-ориентированные проекты венчает выполнение намеченного дела; творческие – показ спектакля, мультипликационного или видеофильма, сочинение сказки; исследовательские – сообщение о ходе и результатах исследований; информационные – демонстрация и использование собранной информации. Приключенческие и игровые проекты изначально нацелены на «проживание» определенных ситуаций, событий, их важнейшая составляющая – процесс деятельности, результат же имеет наиболее подчиненное по сравнению с другими видами проектов значение. Таким образом, для подобного вида проектной деятельности чаще всего не предполагается особо организованного презентационного этапа.
7.Рефлексивно-оценочный этап проекта.
Как отмечалось выше, сильной стороной метода проектов является не только достижение детьми высоких практических и учебных результатов, но и осознание ими способов продвижения к успеху, отслеживание ими принципов деятельности. Д.Б.Эльконин и В.В.Давыдов отмечали, что смещение акцентов с результатов на процесс деятельности является одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста, закладывающих основы будущей учебной деятельности.
Именно поэтому на этапе осмысления итогов проекта необходимо обсудить с детьми не только, чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Анализ пути познания, успехов и неудач на каждом этапе дополняется обращением к чувствам и ощущениям, испытанным детьми при работе над проектом.
Основным критерием успешности проектной деятельности, помимо достижения задуманного результата, можно признать рост степени самостоятельности детей на каждом этапе данной деятельности: при осознании проблемы, при формулировке целей и составлении плана работы, в ходе поиска информации и практической реализации проекта, при организации собственных действий и деятельности группы, в оценке своих усилий и успехов. Степень такой самостоятельности, признаваемой таким великим итальянским, как М.Монтессори, важнейшим показателем развития, возрастает по мере овладения детьми приемами самоорганизации, навыками познавательной, творческой деятельности, опытом эмоционально-ценностного отношения к действительности.
Исследовательский проект на примере работы детей подготовительной группы по теме «Растения».
Название проекта: «Тайны растений».
Проблема: Персонаж Почемучкин не может найти подтверждения высказыванию своей любимой бабушки Арины о том, что растения являются живыми организмами.
Цель проекта: найти подтверждение словам бабушки Арины.
Задачи работы:
Актуализировать знания о свойствах живых организмов, составить список основных свойств.
Подобрать способы выявления этих свойств у растений.
Составить целостное представление о свойствах растений.
Ход работы
1.Согласно выделенному списку свойств живых организмов, ребята вместе с педагогом и Почемучкиным определяют, какие свойства живых организмов им известны из повседневного опыта (размножение, рост и развитие, питание) и не нуждаются в проверке. Также выделяются свойства, которые нужно проверить (дыхание, движение).
Свойства живых организмов
2. Обсуждается опыт детей, который может послужить доказательством (опровержением) способности растений дышать и двигаться. Из предлагаемых педагогом способов проверки наличия у растений данных свойств в ходе обсуждения . выбираются наиболее наглядные и доказательные.
3. Организуется серия наблюдений за растениями, которая позволит сделать вывод о способности растений к движению:
- во время прогулки рассматриваются цветки одуванчика, обращается внимание детей на то, что они раскрыты днем в солнечную погоду и закрыты вечером и перед дождем;
- дети получают задание: приходя в детский сад, во время прогулки и уходя домой, отмечать положение цветка подсолнуха, растущего на участке, по отношению к солнцу;
- организуется наблюдение за комнатными растениями, меняющими направление роста стебля в зависимости от положения по отношению к источнику света.
4. Из книг дети узнают о растениях, способных осуществлять достаточно быстрые движения, более соответствующие привычным для дошкольников понятиям о движении.
«Листья мимозы стыдливой в ответ на прикосновенья мгновенно сворачиваются, как бы исчезают. Это приспособление спасает их от поедания насекомыми.
Лист венериной мухоловки мгновенно складывается пополам, как только на него садится насекомое. Торчащие из него длинные зубцы запирают жертву. Лист откроется вновь только через 10 суток, когда переварит обед.
Растение «недотрога» способно выстреливать семенами».
Собранные детьми сведения об особенностях движения растений можно представить в виде рисунков и схем.
Движение растений
5. Проводятся эксперименты, доказывающие, что дыхание является неотъемлемым свойством растений.
Эксперимент «Дыхание растений»
Под стеклянный колпак помещается растение, плоды или корнеплоды. До начала опыта стеклянный сосуд поддерживает горение. Через несколько часов (время зависит от выбранного растения и объема выбранного сосуда) зажженная спичка будет гаснуть.
Испытуемый объект необходимо держать в темноте.
6.Обобщаются знания детей о знакомых и вновь изученных свойствах растений, удивительных фактах из жизни представителей растительного царства. На основе собранной информации дети по опорным символам готовят рассказ о свойствах растений, делают вывод о справедливости высказывания бабушки Арины.
Примеры различных видов проектов
Тема проекта : «Обитатели живого уголка».
Название проекта: «Живой уголок»та
Вид проекта: долгосрочный групповой исследовательский проект с заданным практическим результатом для детей 6-7 лет.
Суть проекта: используя опорные символы, ребята фиксируют свои наблюдения за питомцами живого уголка. В результате совместных усилий всех детей группы получается «Книжка-малышка» для младших детей. Покидая детский сад, выпускники оставляют своего рода инструкцию по уходу за питомцами живого уголка.
Название проекта: «Мультфильм своими руками».
Вид проекта: долгосрочный творческий групповой совместный детско-родительский проект с вариативным результатом для детей 6-7 лет.
Суть проекта: осваивая и используя навыки лепки, конструирования, выполнения поделок из природных материалов, дети изготавливают персонажей и декорации для последующей постановки спектаклей или съемки мультфильма. В последнем случае фильм снимается родителями при участии детей.
Заключение. Интересной формой завершения работы над проектом может стать викторина или интерактивный праздник с участием детей и взрослых, в ходе которых ребята смогут использовать свои знания. Необходимо организовать в дальнейшем использование приобретенных дошкольниками знаний и умений, поддерживать стремление детей к самостоятельной, познавательной, творческой, продуктивной деятельности.
Определяющее значение для успеха реализации учебного проекта имеют профессионализм педагога, его понимание задач и возможностей проектной деятельности, неформальное отношение к ней, значимость возможности вместе с детьми вновь пережить минуты вдохновения, превратить образовательный процесс в созидательную творческую работу. Если проект не становится способом достижения отчужденного от детей и взрослых участников результата, а остается способом совместного проживания увлекательных, волнующих событий, где есть место игре, творчеству, взаимопомощи, сопереживанию, непрерывному поиску себя и постоянному росту, дети вырастают, не приспосабливаясь, а преобразуя себя и мир вокруг к лучшему.
Технология проектной деятельности
по ознакомлению с окружающим
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Этап проекта Деятельность педагога Деятельность детей
__________________________________________________________________
1. Постановка Формулирует проблему Входят в проблему
проблемы (цель), одновременно
определяется продукт
проблемы
__________________________________________________________________
2. Обсуждение Вводит в игровую Вживаются в игровую__
проблемы, ситуацию ситуацию. Принимают
принятие задач Уточняет проблемы, задачи. Планируют
формулирует задачи деятельность. Объедин.
в рабочие группы
Распределяют обязанности
__________________________________________________________________
3. Работа над Помогает в решении Ищут решение задачи.
проектом задачи. Помогает Совместно составляют
спланировать деятель- схему работы, по ходу
ность. Организует работы совещаются,
деят-ть по решению вносят изменения и
путем эксперимента, дополнения. Выбирают
организует работу над необходимые материалы
проектом (поэтапно: для эксперимента и
направляет на поиск продуктивной деятельн.
решений, на эксперимент,
рредметно-речевую
деятельность, продуктивн.,
исследовательскую).
оказывает практическую
помощь.
__________________________________________________________________
4. Презентация Готовится к презентации, Готовят к презентации
проводит ее продукт деятельности.
Представляют продукт
Презентации
__________________________________________________________________
5. Постановка Создает ситуацию Принимают новую
новой проблемы необходимости поиска проблему и готовятся
новой информации к поиску новой информ.
__________________________________________________________________
Использованная литература:
Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М.1996.
Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых. \\ Развитие личности. 2000 №1.
Вазина К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства. Челябинск, 1997.
Метод проектов.// Российская педагогическая психология. Т.1 М., 1993.
Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Изд-во Сфера. М., 2006.
Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность: Учеб. Пособие. М., 2001.
Тимофеева Л.Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников.\\ Дошкольная педагогика. 2010 №1.
Комратова Н.Проектный метод в социо-культурном воспитании дошкольников.\\Дошкольное воспитание.2010 №8.