СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекци на тему: "Строение и функции клетки"

Просмотр содержимого документа
«Лекция по биологии»

Дисциплина Биология

Занятие № 3

Тема занятия: «Строение и функции клетки.»

Цели: (какие компетенции формируются)

- образовательные- сформировать знания о строении и функциях клетки, истории открытия клетки и клеточной теории.

-развивающие- иметь представление о строении клетки, уметь различать клеточные структуры.

-воспитательные- привить к обучающим интерес к предмету, находить межпредметные связи.

Тип занятия: Занятие изучения нового материала

Вид занятия: лекция, объяснение.

Оборудование: проектор, экран, презентация, раздаточный материал, фрагмент фильма, литературное сопровождение.

Литература: Билич Г. Л., Крыжановский В. А. Биология. Полный курс: В 4 т. — издание 5-е, дополненное и переработанное. — М.: Издательство Оникс, 2009. — Т. 1. — 864 с. — ISBN 978-5-488-02311-6

Гилберт С. Биология развития

Ход занятия:

  1. Организационный момент: (сообщение темы, краткого плана, постановка целей и задач занятия).

Сегодня поговорим свами о важнейшей структуре организации всего живого о клетки, попытаемся с вами разобрать строение клетки, посмотрим видеофильм.

Наш урок будет состоять из нескольких частей, для начала мы узнаем история открытия клетки, вспомним клеточную теорию и рассмотрим общий план строения клетки, и разберем каждую органеллу клетки и узнаем функции органелл.

  1. Актуализация опорных знаний обучающихся ( может не быть).

Опрос студентов по пройденному материалу в школе.

  1. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Как вы думаете для чего нам знать строение клетки? Ведь ее строение не видно нашими глазами, для нас требуются усовершенствованные технологии.

С истории мы знаем, что изучение человеческого организма идет с древних времен, и с каждым тысячелетием мы открываем для себя все новое и новое.

  1. Изучение нового учебного материала (план занятия).

ПЛАН

-история открытия клетки;

-общий план строения клетки;

-клеточная теория;

-цитоплазма и ее компоненты.



1.История открытия клетки.

Конец 16 века

Открытию клетки предшествовало изобретение микроскопа (З. Янсен).

1665 г.

Первым, кто увидел клетки был Р. Гук с помощью увеличительного прибора он рассматривал срезы тканей живых организмов. На срезе растительной пробки он увидел ячеистую структуру и назвал отдельные ячейки клетками.

1766 г.

Чуть позже А. Левенгук, используя более совершенный микроскоп, увидел именно содержимое клеток, в том числе увидел бактерии.

1827 г.

К. Бэром была обнаружена яйцеклетка, тем самым было доказано предположение, что все живые организмы развиваются из клетки.


Т. Шванн разработал первый вариант клеточной теории, в которой доказывалось единство клеточного строения растений и животных. Однако в клеточной теории Шванна было одно ошибочное предположение, которое было заимствовано у другого исследователя клеток — М. Шлейдена. Оба ученых считали, что клетки могут образовываться из неклеточных структур и веществ.

В середине XIX века

Р. Вирхов доказал, что все клетки образуются только из других клеток путем их деления («каждая клетка из клетки»).

Во второй половине XIX века

были открыты многие компоненты клетки, отмечена роль ядра в делении клетки.

В первой половине XX века

с помощью электронного микроскопа были открыты остальные более мелкие структуры клетки. Стало очевидно, что клетки разных организмов и разных тканей имеют много общего.



2. Клеточная теория

Клеточная теория является одним из обобщений в биологии. Впервые она была сформулирована М. Шлейденом и Т. Шванном в 1838-1839 гг. С развитием биологии, появлением более мощных микроскопов и методов химического анализа положения клеточной теории дополнялась и уточнялись.

Основные положения современной клеточной теории:

  • клетка - основная единица строения, функционирования и развития всех живых организмов, наименьшая единица живого, способная к самовоспроизведению, саморегуляции и самообновлению;

  • клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов сходны (гомологиины) по своему строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности и обмену веществ;

  • размножение клеток происходит путем их деления, каждая новая клетка образуется в результате деления исходной (материнской) клетки;

  • в сложных многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемым ими функциям и образуют ткани; из тканей состоят органы, которые тесно взаимосвязаны и подчинены нервной и гуморальной регуляциям.



Клетка - самая мелкая единица организма, граница его делимости, наделенная жизнью и всеми основными признаками организма. Как элементарная живая система, она лежит в основе строения и развития всех живых организмов.



3.Общий план строения клетки.



4.Цитоплазма и ее компоненты.

Цитоплазма – это обязательная часть клетки, ее внутренняя среда. В ней происходят все основные процессы обмена веществ и энергии (метаболизм), размещаются все общие и специальные органоиды клетки и сосредоточены питательные вещества (жировые капли, крахмальные зерна, гранулы гликогена, кристаллы солей и пр.).

Важнейшая роль цитоплазмы заключается в том, что она объединяет все клеточные структуры и обеспечивает их химическое взаимодействие друг с другом.

Структурными компонентами цитоплазмы являются: гиалоплазма, или матрикс, различные органоиды и включения.

Гиалоплазма– основное вещество цитоплазмы.

Гиалоплазма представляет собой бесцветную высокоупорядоченную коллоидную среду, состоящую из воды, ионов и молекул разных органических веществ.

В ее состав входят многие растворимые вещества белковой природы (ферменты, аминокислоты, соединения белков с липидами, углеводами, нуклеиновыми кислотами и металлами). В ней растворены также соли, сахара и другие вещества. Именно здесь во взвешенном состоянии размещаются органоиды и включения клетки.

Гиалоплазма выполняет функцию:

-хранения биологических молекул, создает необходимую среду для протекания биохимических реакций,

- участвует в транспорте веществ и поддержании гомеостаза клетки (кислотно-щелочного баланса, водно-солевого режима и др.).

-идет транспорт аминокислот, жирных кислот, нуклеотидов, сахаров, неорганических веществ.

Состав гиалоплазмы определяет буферные свойства клетки.





















Цитоскелет

Гиалоплазма пронизана многочисленными микротрубочками, белковыми волокнами (филаментами, микрофиламентами и др.). Их совокупность составляет цитоскелет эукариотической клетки. С помощью цитоскелета обеспечивается пространственная организация цитоплазмы.

Цитоскелет: 1 – микротрубочка; 2 – микрофиламент; 3 – митохондрия; 4 – шероховатая эндоплазматическая сеть; 5 – рибосомы; 6 – плазмалемма

В совокупности все компоненты цитоскелета обеспечивают способность эукариотических клеток сохранять определенную форму, размещать различные вещества, включения и органоиды, а также осуществлять направленные и координированные движения как самих клеток, так и отдельных органоидов внутри нее.



Органоиды клетки

Органоидами, или органеллами, называют постоянные компоненты клетки, выполняющие в ней конкретные функции и обеспечивающие осуществление процессов, необходимых для поддержания ее жизнедеятельности. Иногда к органоидам относят и ядро, но чаще его считают особой – основной – частью клетки.

Рибосомы осуществляют сборку белковых молекул из аминокислот (биосинтез белка).

Микротрубочки образуют опорную структуру клетки — цитоскелет (клеточный скелет), участвуют в транспорте веществ внутри клетки.

Центриоли осуществляют сборку микротрубочек, участвуют в образовании ресничек, жгутиков и митотического веретена при делении клетки.

Микрофиламенты — нити белка, поддерживающие форму клетки.

Плазматическая мембрана (плазмалемма) отделяет клетку от внешней среды, полупроницаема, участвует в обмене веществ между клеткой и средой.

Шероховатая эндоплазматическая сеть несет на себе рибосомы, выполняющие синтез белков; образует вещества, из которых строятся мембраны.

Гладкая ЭПС принимает участие в синтезе липидов и углеводов. У растений образует вакуоли — полости, наполненные жидкостью (соком).

Комплекс Гольджи формирует клеточную мембрану; упаковывает, сортирует продукты обмена для удаления из клетки.

Митохондрии участвуют в процессах клеточного дыхания и преобразуют энергию (обеспечивают клетку энергией); способны размножаться путем деления. Содержат кольцевую молекулу ДНК.

Лизосомы осуществляют внутриклеточное переваривание высокомолекулярных соединений и частиц.

Пластиды содержатся только в клетках растений. Хлоропласты содержат хлорофилл и осуществляют фотосинтез; хромопласты содержат желто-оранжевые и красные пигменты; лейкопласты накапливают различные запасные вещества.



  1. Первичное закрепление нового материала ( может не быть): (пробные упражнения), (тренировочные упражнения).

Фронтальный опрос группы.

Подведение итогов урока и общий вывод о пройденном материале.

  1. Домашнее задание:

  • Изучить конспект;

  • О.1 §6-8, вопросы.