СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция по теме 5.2 "Организация экологических зон на участке учреждения дошкольного образования"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Документ содержит лекцию с вопросами для самоконтроля знаний по теме 5.2  Организация экологических зон на участке учреждения дошкольного образования" учебной дисциплины "Методика экологического образования детей". Презназначен для учащихся специальности 2-010101 Дошкольное образование  дневной и заочной формы получения образования.

Просмотр содержимого документа
«Лекция по теме 5.2 "Организация экологических зон на участке учреждения дошкольного образования"»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


Содержит материалы для теоретического изучения темы 5.2 «Организация экологических зон на участке учреждения дошкольного образования», раздел 5. «Создание условий для ознакомления детей с природой и экологического воспитания детей» в объеме, установленным учебной программой по учебной дисциплине «Методика экологического образования» профессионального компонента типового учебного плана по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование» для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием.

Результат изучения темы: раскрывает значение участка детского сада, характеризует озеленение участка; раскрывает оборудование площадка природы и мини-фермы.

Ключевые вопросы: значение участка детского сада; площадка природы, мини-ферма.

ТЕМА 5.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗОН НА УЧАСТКЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

План:

1.Значение участка детского сада.

2.Озеленение участка.

3.Площадка природы.

4. Мини-ферма.

1.Значение участка детского сада.

Правильно спланированный и хорошо озелененный участок — это одно из важнейших условий организации работы с детьми по ознакомлению их с природой.

На участке учреждения дошкольного образования педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в их памяти, способствуют формированию любви к природе, естественного интереса к окружающему миру.

Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться в цветнике, на огороде, в саду. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни животных и растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе.

Участок - это место для разнообразных игр детей с песком, водой, глиной и т. д., что необходимо предусмотреть при его организации.

2.Озеленение участка.

Участок учреждения дошкольного образования должен отвечать определенным гигиеническим и педагогическим требованиям. Следует учитывать характер рельефа, а также климатическую зону, в которой находится дошкольное учреждение.

На участке располагаются игровые площадки для каждой возрастной группы, общая физкультурная площадка, плескательный или плавательный бассейн, хозяйственная территория; выделяется место для огорода, цветника, сада и для содержания животных и птиц.

Участок огораживают забором или создают живую изгородь из высоких деревьев и кустарников, посаженных в 1-3 ряда.

Озеленение участка создает благоприятный микроклимат, снижая его запыленность, загазованность, уровень шума. На озелененном участке создаются благоприятная температура воздуха, влажность.

При планировке участка необходимо бережно относиться к имеющимся зеленым насаждениям, сохранять их, комбинируя с новыми посадками.

При подборе деревьев и кустарников для озеленения участка, следует учитывать следующие требования:

- для посадки необходимо подбирать наиболее типичные в данных географических условиях растения;

- они должны быть разнообразны по высоте, окраске листьев, срокам цветения, созревания плодов и семян.

Такой подбор деревьев и кустарников обеспечивает формирование у детей представлений о разнообразии растений, развивает эстетическое восприятие.

Деревья размещают группами, аллеями или же в одиночных посадках. Группы деревьев и кустарников лучше располагать на открытом газоне в местах пересечения дорожек. Деревья, посаженные группой, дают тень в течение всего дня, защищают детей от солнца.

Одиночные деревья сажают так, чтобы они создавали тень на дорожках, у навесов. Вместе с тем необходимо продумать удобное место для деревьев, за которыми дети будут наблюдать в течение всего года. К этим деревьям должны быть удобные подход и место, где можно расположить всех детей во время наблюдения.

Деревья, рекомендуемые для посадок в средней полосе: береза (пушистая, бородавчатая), клен (остролистный; ясенелистный, татарский), липа мелколистная, тополь душистый, дуб, ясень, рябина, ель обыкновенная, лиственница европейская. В южных районах страны — тополь (серебристый, пирамидальный), бук, лесной дуб (австрийский, скальный), граб обыкновенный, шелковица, каштан конский, платан кленолистный и т. д. В юго-восточных районах хорошо растут береза, гледичия, дерн красный, ильм и т. д. На севере - береза (пушистая, извилистая, субарктическая), ель сибирская, тополь (берлинский, чернеющий), рябина гладковатая, можжевельник, ива Кольская, лиственница даурская и т. д.

Кроме деревьев, на участке детского сада выращивают различные кустарники: сирень (обыкновенная и венгерская), садовый жасмин, бересклет бородавчатый, облепиха, калина обыкновенная, жимолость (обыкновенная, кавказская, татарская, каприфоль), спирея, форзиция и т. д.

Групповые участки отделяют друг от друга также зеленой изгородью.

3. Площадка природы.

Площадка природы по своему функциональному назначению противоположна физкультурной площадке учреждения дошкольного образования: дети могут приходить небольшими группами, по одному, по двое, чтобы в тишине и покое пообщаться с подопечными животными, понаблюдать за насекомыми, насладиться красотой природы.

На территории учреждения дошкольного образования выбирается спокойное место, вдали от групповых участков. В центре площадки можно установить птичий столб, который круглый год будет привлекать пернатых: зимой в его кормушки дети положат корм, летом в водопойный желобок нальют воды. В любое время года птицы могут воспользоваться домиками, установленными на его верхушке. Вокруг столба следует утрамбовать площадку, а в солнечные дни по тени столба дети смогут фиксировать перемещение солнца, его высоту.

На площадке природы в разных ее углах могут быть устроены ручеек, цветник, озелененная беседка для отдыха, песочный дворик. На площадке во всех местах должны быть привлекательного вида лавочки, бревна, пеньки, на которых приходящие сюда дети могут спокойно посидеть, понаблюдать за цветами, животными, водой. Здесь они могут учиться созерцать природу, сосредоточиваться на ее красоте, самостоятельно всматриваться в ее жизнь. Площадка также может служить местом для приобщения детей дошкольного возраста к труду по уходу за растениями и животными.

На площадке природы может быть что-то особенно красивое – сад непрерывного цветения. Красота, новизна, необычность не оставят детей равнодушными к природе.

4.Мини-ферма.

Мини-ферма – еще один возможный объект на участке учреждения дошкольного образования. Мини-ферма может быть устроена не только в сельском дошкольном учреждении, городскому она еще больше нужна, так как помогает познакомить и приобщить детей к сельскохозяйственному труду.

Чаще всего мини-фермы – это небольшой сарай, в котором круглый год или в теплое время содержат кого-нибудь из домашних животных. Куры, кролики, утки подходят для этой цели, но может быть и молодняк более крупных животных: козленок, ягненок, которых дети помогают растить в летний период. Они могут участвовать в разных трудовых операциях: давать корм, чистую воду и др.

Вариантом мини-фермы может быть теплица, в которой дети вместе со взрослыми могут выращивать зелень, лук, огурцы, томаты, делать выгонку луковичных цветущих растений, выращивать цветочную рассаду.

В настоящее время многие дошкольные учреждения реализуют новые идеи и создают оригинальные элементы среды:

  • комната космоса, в которой проводят и экологические занятия,

  • аквацентры с фонтанами, аквариумами, коллекциями раковин морских,

  • туристско-краеведческая комната,

  • уголки нетронутой природы,

  • маршруты в природу и т.д.

Все эти элементы развивающей среды оказывают большое эмоциональное воздействие на ребенка своей необычностью, оригинальностью оформления и способствуют развитию познавательного интереса, эстетическому воспитанию. Занятия в таких помещениях вызывают положительные эмоции, их эффективность возрастает.



ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Раскройте значение участка учреждения дошкольного образования в экологическом образовании детей.

2. Раскройте требования к озеленению участка учреждения дошкольного образования.

3. Раскройте требования к организации площадки природы.

4. Раскройте требования к организации мини-фермы.



Литература:

  1. Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с

  2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. - 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 272 с.

  3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 184 с.