Лекция: «Содержание, структура и пути формирования педагогического мастерства педагога-музыканта».
Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, позволяющий обеспечить высокий уровень педагогической деятельности. Предполагает единство управления объективными и субъективными факторами.
К объективным относятся: технология отношения, личность воспитанника.
К субъективным: педагогическая техника, культура чувств, влияние личности и авторитета педагога. Основные компоненты педагогического мастерства:
1.гумманистическая направленность личности педагога будет проявляться в идеалах, интересах, ценностных ориентациях, которые будут обеспечивать гуманистическую направленность всей деятельности педагога. Гуманизм проявляется в следующих положениях: - опора на все доброе, что есть в воспитаннике; - недопустимость оскорбления или унижения личности; - отсутствие унижающей критики, иронии, грубых оценочных суждений.
2.Профессиональные знания выступают как фундамент пед. мастерства и должны переплетаться со знаниями в смежных областях. Выступают в виде осн. звеньев: - спец. знания; - знания педагогики и психологии; - знание методики изложения материала.
3.Педагогические способности указывают на особенности протекания психологических процессов, которые содействуют успешности педагогической деятельности, умение чувствовать ученика, интуиция и т.д.
4.Педагогическая техника – учение управлять своим поведением, мимика, пантомимика, настроение, культура речи, постановка голоса, красота языка, умение воздействовать на личность и коллектив. Педагогический такт позволяет регулировать взаимоотношения людей, мера целесообразности воздействия педагога на своих воспитанников. Стиль общения: демократический, авторитарный, либеральный.
Содержание педагогического мастерства:
1) идеалы, потребности, убеждения, эстетический вкус, знание предмета, методики, педагогики, психологии.
2) коммуникативные, соц.- перцептивные, организаторские, исследовательские, конструкторские, прогностические и творческие.
3) умение управлять собой и деятельностью ученика.
Пути формирования:
1. самообразование, развитие, воспитание.
2. регулярное повышение квалификации.
Успешность процесса обучения зависит от педагогических способностей педагога. В отличие от любой деятельности, где человек имеет дело с неживыми объектами, каждый педагог находятся в большой зависимости от объекта своего труда, т.е. обучающихся. Преподавание - сложный психический акт творческого характера. Поэтому во всякой педагогической деятельности всегда можно выделить прямые, непосредственные результаты - то, что усвоил ученик, и отдаленные результаты - то, как процесс обучения и воспитания сказался на формировании личности, ее убеждениях, выборе профессии, самом профессиональном уровне, личной жизни.
Виды музыкально – педагогической деятельности:
1.Педагогическая.
2.Исполнительская.
3.Исследовательская.
4.Музыковедческая.
5.Методическая.
6.Просветительская.
Все эти виды деятельности должны ориентироваться на творческий характер осуществления, что связано с педагогической одаренностью. Структура педагогической одаренности:
1.Дидактические способности – способность, выражающаяся в потребности передать знания другим лицам и нахождения способов их усвоения. Педагогическая одаренность не всегда сочетается с большим исполнительским дарованием и мастерством. Вместе с тем, осмысление своих умений – причина и залог совершенствования собственного исполнительского мастерства. Дидактические способности в муз. педагогике выступают: - в последовательном обобщении теории и практики; - в сложном комплексе педагогических качеств педагога, в который входит умение сочетать в своей речи, показе и объяснении доступность с занимательностью, убедительность с увлеченностью музыкой.
2.Перцептивные способности – способность педагога воспринимать и понимать психологию уч-ка, которая помогает определить познавательные, эмоциональные, технические и эстрадные его качества. Основой перцептивной способности является: педагогическая наблюдательность – необходимый компонент пед. одаренности.
3.Конструктивные способности – это способность предвидеть и проектировать развитие ученика. Они позволяют планировать и направлять музыкально-исполнительское развитие ученика. Конструктивные способности сочетаются с такими чертами личности, как самостоятельность и независимость мышления. как и во всех видах творчества в педагогическом процессе исключительную роль играет интуиция.
4.Экспресс?????????????? способности – это способность убеждать и вести за собой учеников. С накоплением педагогического опыта возникает уверенность в своих действиях, вкус к поискам новых методов обучения и смелость в их осуществлениях. Личные качества педагога, его авторитет – это основа психологического воздействия на ученика. почвой, необходимым условием функционирования суттестивных способностей педагога является восприимчивость и внушаемость тех, на кого они направлены.
5.коммуникативные способности – это способность к общению. Педагогический процесс – это процесс двусторонний. Его продуктивность тем выше, чем лучший контакт образуется у педагога с уч-ся. В структуру личности педагога входят и такие противоположные качества как педагогическая воля и конформизм (уступчивость). При отсутствии педагогической воли самые талантливые замыслы остаются нереализованными. Важным компонентом коммуникативный способностей является педагогический такт (прикосновения). К педагогическим способностям относятся и организаторские способности, и артистизм педагога. Для успехов в педагогической деятельности необходимо кроме одаренности владеть определенными умениями и навыками. Пассивный путь их приобретения – это накопление педагогического опыта.