ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МЕЛИТОПОЛЬСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
НА ТЕМУ:
«Использование современных образовательных технологий для повышения качества знаний, умений, навыков и компетенций при реализации федеральных государственных образовательных стандартов, направленных на подготовку конкурентоспособных специалистов в соответствии с требованиями работодателей».
Преподаватель: Ю.В. Божко
Мелитополь,2025
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА1. Образования в СПО………………………………………………….3
1.1. Социально-экономические условия и модернизация в СПО………..…..3
1.2. Технологии обучения…………………………………………………........4
ГЛАВА2.СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В СПО …………………………….6
2.1Компетентностный подход…………………………………………………6
2.2 Особенности использования ФГОС……………………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………15
ГЛАВА1. ОБРАЗОВАНИЯ В СПО
1.1. Социально-экономические условия и модернизация в СПО
Современные социально-экономические условия, модернизация образования в СПО отражаются на системе требований к современным специалистам. Это обуславливает необходимость постоянной работы по совершенствованию их подготовки, и вынуждают искать новые подходы к развитию образования. В процессе учебно-профессиональной деятельности формируются компетенции, определяющие в дальнейшем профессионализм и конкурентоспособность специалиста среднего профессионального звена.
Современные педагогические технологии ориентированы на такой результат образования, когда учащийся не только получает и усваивает информацию, но и способен самостоятельно действовать в различных профессиональных ситуациях. В процессе профессиональной подготовки средне- профессионального персонала, преследуется основная цель обучения - овладение общими и профессиональными компетенциями. Получить необходимые знания и сформировать компетенции помогают современные педагогические технологии. Профессиональная компетентность будущего конкурентоспособного специалиста-это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности.
В условиях современного образования, Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, новых программ подготовки специалистов среднего звена возникает необходимость поиска новых форм и методов обучения, внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий. Основная цель профессиональной подготовки персонала среднего звена -формирование квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной деятельности и конкурентного в условиях рыночной экономики. Для реализации этой цели в учебном процессе используются современные образовательные технологии, которые позволяют повысить качество обучения и реализовать познавательную и творческую активность учащихся. Педагогические технологии в современном образовании дают возможность дифференциации и индивидуализации учебной деятельности, учащимся предоставляется большая самостоятельность в выборе способов получения учебной информации.
1.2. Технологии обучения
Педагогическая технология — это система значимых умений преподавателя по организации деятельности учащегося в целях максимального развития личности. Педагогические технологии в современном образовании позволяют оптимизировать и обеспечивать не только образовательный, но и воспитательный процесс. Задача педагога на современном этапе образования заключается в том, чтобы направить учащегося, способствовать самостоятельному получению знаний, нести ответственность за свои действия. Когда преподаватель определяет способы воздействия на учащихся, он должен учитывать эмоционально-психологическое состояние, уровень культурного и возрастного развития, интеллектуальное развитие. Таким образом, формируется представление об учащихся, которое и определяет выбор педагогических технологий в образовательном процессе. При выборе педагогической технологии необходимо ориентироваться на специфику содержания изучаемого профессионального материала, возраст учащихся, техническую оснащенность учебного процесса. Преподаватель вправе выбрать технологию, которая наиболее оптимально способствует решению определенных задач на конкретном этапе обучения.
Педагогическая технология включает в себя: целевую направленность, систему действия преподавателя и учащегося, средства и методы обучения, критерии оценки результата. Видов педагогических технологий достаточно много, на занятиях по своему профессиональному модулю я считаю наиболее оптимальным использование следующих технологий обучения:
Технология объяснительно-иллюстрационного обучения.
Технология личностно-ориентированного обучения.
Технология развивающего обучения.
Игровые, деятельностные технологии.
Информационные, компьютерные технологии.
Технологии проблемного обучения.
Симуляционные технологии.
Технологии сотрудничества.
В структуру образовательной технологии входят: концептуальная основа; содержательная часть, состоящая из целей обучения, содержания учебного материала; описания технологического процесса, состоящего из организации учебного процесса, деятельности преподавателя по управлению процессом усвоения учебного материала, методов и форм взаимодействия педагога и учащихся и определения достижения целей.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В СПО
2.1Компетентностный подход
В настоящее время одной из главных идей российской образовательной политики является модернизация системы образования на всех ее уровнях: от общеобразовательной школы до вуза. Среднее специальное образование на современном этапе находится в процессе серьезных изменений. Реформы, начатые несколько лет назад, продолжаются до настоящего момента, в том числе и в области корректировки федеральных государственных образовательных стандартов. Федеральный государственный образовательный стандарт– это комплексная обобщенная социальная норма федерального уровня по отношению к содержательным и организационным параметрам образования для отдельного направления подготовки, уровня квалификации и профиля. Введение стандарта призвано обеспечить: единство общероссийского пространства СПО и его качество; основу для оценки деятельности колледжей, туникумов, реализующих образовательные программы СПО. Причем, каждый стандарт обязательно должен включать три вида требований: а) к структуре образовательных программ; б) условия реализации (кадровые, финансовые, технические); в) результат. Необходимость актуализации федеральных государственных образовательных стандартов нового времени обусловлена введением в действие профессиональных образовательных стандартов и возникшей в связи с этим необходимостью сопряжения образовательных и профессиональных стандартов. Все федеральные государственные образовательные стандарты опираются на компетентностный подход, предполагающий принципиально новое проектирование результатов через компетенции (универсальные, общепрофессиональные, профессиональные), которые в конечном итоге должны быть сформированы у выпускника. В понятие «компетенция» входят знания, умения и навыки, личностные качества (инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность и т. д.), социальная адаптация (умение работать самостоятельно и в коллективе) и профессиональный опыт. В совокупности все вышеперечисленные компоненты позволяют выпускнику научиться ориентироваться в ситуации, грамотно ставить и квалифицированно решать стоящие перед ним задачи [1; 2]. В последние годы понятие «подход» стало значительно чаще использоваться в педагогической лексике. Но при этом можно утверждать, что частое употребление данного понятия еще не является гарантией правильного понимания его сущности и точного определения его места и роли в ряду с другими феноменами педагогической деятельности. Так, в исследованиях понятие «подход» рассматривается в широком и узком смысле. В широком значении его можно трактовать как систему основных положений и идей, которые составляют основу педагогической деятельности целого учебного заведения. В узком смысле подход к обучению можно представить, как ориентацию педагога при осуществлении образовательной деятельности, побуждающую к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности. Хотелось бы отметить, что на уровне теории исследователи рассматривают понятие «подход» в двух аспектах: как мировоззренческую категорию, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания и как глобальную и системную организацию и самоорганизацию образовательного процесса, включающую все его компоненты и, прежде всего самих субъектов педагогического взаимодействия: преподавателя и обучающегося. В практической деятельности ученые также трактуют понятие «подход» с разных позиций: это «определенный взгляд на педагогическую практику», как «совокупность приемов и практических действий, которыми пользуется преподаватель на практике», а также «определенный стиль взаимоотношений преподавателя и обучающихся, в основе которого лежат профессиональные установки самого преподавателя». Такое разнообразие трактовок объясняется тем, что в педагогической литературе не представлено однозначного определения данного понятия, и это позволяет ученым в различных трудах использовать термин «подход» в разных значениях. Проведя анализ различных определений, остановимся на понимании подхода как совокупности принципов, определяющих стратегию обучения или воспитания. При этом будем считать, что исходным содержанием понятия «подход» является определенная идея, концепция, точка зрения или позиция, совокупность принципов, обусловливающая исследование, организацию того или иного явления или процесса. В настоящее время отечественная педагогика имеет в своем арсенале различные подходы, являющиеся основными в образовательном процессе вуза. К числу традиционных и знакомых относятся личностно ориентированный, культурологический, аксиологический, деятельностный, акмеологический подходы. Так, под личностно ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности, развития ее индивидуализации [3]. Личностно ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов обучающегося, его задатков, наклонностей, способностей, дарований; предполагает перераспределение субъектных полномочий в образовательном процессе, в котором формируются субъект-субъектные отношения. С позиции культурологического подхода образование предстает как механизм воспроизводства культуры, процесс культурного развития личности. Культурологический подход предполагает анализ педагогических событий через призму культурных норм и ценностей, взращивание воспитанника как гражданина мира, способного жить в контексте мировой культуры, принимая общечеловеческие ценности и гармонично сочетая их с национальными в своей жизни. Культурологический подход провозглашает личность как ценность культуры, ориентирует систему образования на диалог обучающегося с культурой, как ее творца и субъекта, способного к культурному саморазвитию. Аксиологический подход лежит в основе изучения ценностей как смыслообразующих доминант воспитания. Закономерности функционирования и эволюции ценностных ориентиров общества, реализуясь в педагогических процессах, приводят к пониманию приоритета культурных общечеловеческих ценностей. Реализация аксиологического подхода в образовании связана с проблемой развития и саморазвития национальных и общечеловеческих ценностей в сфере материальной и духовной культуры подрастающего поколения [5]. Суть деятельностного подхода ориентирует на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, так, как только через деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества. Для реализации деятельностного подхода в образовательном процессе вуза, важно не только организовать учебную деятельность, но и придать ей профессионально направленный характер [6], иными словами, вписать все ее виды в контекст профессии с учетом ее особенностей, путей и условий функционирования. Акмеологический подход к профессиональной деятельности предполагает выделение следующих качеств личностного и профессионального развития будущего специалиста, способного к достижению вершин в деятельности: открытость для освоения нового; интегративный способ мышления при выработке оптимальных моделей профессиональной деятельности; способность к объективной самооценке своего профессионального поведения; высокая мотивация достижений в труде [7]. Наряду с вышеописанными подходами есть и новые, вошедшие в научный оборот сравнительно недавно: контекстный, ситуационный, информационный, синергетический, эргономический и другие. Любой из названных методологических подходов через совокупность общих принципов описывает цели образования, отбор содержания и организацию образовательного процесса, а также оценку образовательных результатов. Многомерность образовательной практики позволяет педагогу в своей деятельности обращаться к самым разным подходам, акцентируя тот, который является главным носителем основной идеи педагогического творчества данного преподавателя. Использование того или иного подхода в практике должно быть обусловлено уверенностью в эффективности применения именно этого подхода в каждой конкретной ситуации. Кардинальные социально-экономические преобразования, происходящие в России, в том числе в ведущих сферах общественной жизни вызвали необходимость серьёзных изменений в системе образования. Стратегическим направлением к содержанию и результатам образовательного процесса в системе СПО стал компетентностный подход. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу процессов, и необходимых для продуктивной деятельности по отношению к ним. Основное условие роста компетентности будущего профессионала – создание целостного представления об его профессиональной деятельности, осмысление практических проблем и ситуаций с научных позиций. Компетентностный подход в профессиональном образовании заключается в формировании у учащихся набора ключевых компетенций, которые они будут в дальнейшем применять для успешной деятельности в определенной профессиональной области. Целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие понятия как: «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности», «профессиональные личностные качества» и др. Формирование профессиональных компетенций начинается с момента выбора и овладения профессией, и продолжается в течение всей профессиональной деятельности, они формируются в определенных социально-психологических условиях, конкретных ситуациях, которые детерминируют поведение человека, задают ему определенный «горизонт видения», и являются важной характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающими людьми. По мнению исследователей, стремительное развитие компетентностного подхода обусловлено осознанием в обществе необходимости переключения образования в русло деятельностной направленности [9]. Ранее цели образования традиционно определялись набором знаний, умений, навыков, которые приобретал выпускник. На сегодняшний день такой подход оказывается недостаточным. Проведенные исследования показывают, что обучающиеся часто не могут: распознать реальные проблемы в повседневной жизни; трансформировать проблемы в задачи; соотнести проблему с приобретенными знаниями; оценить и проанализировать результаты принятого решения. По мнению ученых, смысл компетентностного подхода состоит в том, чтобы развить у студентов способности к самостоятельному решению проблем в разных видах и сферах деятельности; создании условий для формирования у них опыта, необходимого для самостоятельного решения коммуникативных, познавательных, нравственных, организационных вопросов. Таким образом, компетентностный подход в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимых к комбинации знаний и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем. Эти образовательные результаты, называемые компетенциями, рассматриваются, как способности решать сложные реальные задачи – в профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу процессов, и необходимых для продуктивной деятельности по отношению к ним. Ориентация на компетентностный подход призвана улучшить конечный результат обучения и обеспечить качество образования. Реализация целей и задач образовательных программ, результатом освоения которых являются компетенции выпускников, прежде всего, актуализирует проблему поэтапного формирования компетенций учащихся и оценивания их уровней сформированности на различных стадиях обучения. Компетентностный подход предполагает принципиально новое проектирование результатов через компетенции (универсальные, общепрофессиональные, профессиональные), которые в конечном итоге должны быть сформированы у выпускника. И вот здесь для педагогического сообщества возникли определенные сложности:
• провозглашение в качестве результатов обучения набора сформированных компетенций неизбежно должно повлечь за собой изменение целей, педагогических технологий и содержания образования;
• в отличие от знаний компетенции нельзя проверить и оценить без практики, их сформированность может быть выявлена только в процессе решения определенных задач;
• не все компетенции можно оценить в процессе только учебной деятельности, для оценки ряда из них необходим опыт профессиональной деятельности;
• многие преподаватели продолжают формировать и оценивать знания, умения и навыки, а вовсе не компетенции;
• не все преподаватели понимают, что компетентность – это не набор знаний, умений, навыков, а способность и готовность применять их на практике;
• не все сферы и области образования должны опираться исключительно на компетентностный подход.
Модернизация определяется как усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями, нормами и показателями качества. В области образования модернизация предполагает всестороннее обновление его содержания, повышение качества и доступности в соответствии с требованиями времени, а также внедрение инновационных образовательных технологий, способствующих усилению эффективности образовательных услуг. Модернизация высшего образования диктует необходимость совершенно нового подхода к организации образовательного процесса в учебном заведении. В каком направлении идет совершенствование стандартов нового поколения?
2.2 Особенности использования ФГОС
В процессе анализа ФГОС подчеркнём основные моменты. Установка на максимальное сближение учебных образовательных стандартов с профессиональными стандартами. Требования к результатам освоения программы определенного уровня в части профессиональных компетенций обязательно должны осуществляться с опорой на профессиональные стандарты. Профессиональный стандарт провозглашён основой для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. Он предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и аттестации, формирования должностных инструкций. Разработанные профессиональные стандарты имеют ряд существенных отличий от других способов описания требований к специалисту:
• позволяют систематически раскрыть профессиональную деятельность специалистов, соблюдая её преемственность на различных квалификационных уровнях;
• структура описания деятельности в профессиональных стандартах предусматривает использование более современной конструкции в виде сочетаний требований к знаниям, умениям и компетенциям, профессиональному опыту, что позволяет обеспечить преемственность профессиональных стандартов с образовательных стандартами и программами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, обобщая все вышесказанное новые условия и модернизация системы СПО существенно меняют подходы к обеспечению образовательного процесса. Перед СПО стоит серьезная и сложная работа по разработке ключевых идей и позиций, которые создадут условия для развития личности специалиста, способного эффективно взаимодействовать с другими людьми в различных профессиональных сферах и видах деятельности; адекватно оценивать свои реальные и потенциальные возможности, конструктивно подходить к решению профессиональных задач, а также делать свой ценностный выбор в жизни и профессии.
Реализация современных педагогических технологий в профессиональном обучении специалистов позволяет подготовить квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией, готового к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: 2006.
2. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. -Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004.
3. Рублёв В.С., Верёвкина М.П., Шабарова М.Н. Педагогические технологии: методические рекомендации. Омск, 2008.
4. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преподавателей учреждений среднего профессионального образования М.: Мастерство, 2001.
5. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
6. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. – Ростов на Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560 с.
7. Максимова, В.Н. Акмеология: новое качество образования: Книга для педагога / В.И. Максимова. – Санкт Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 99 с.
8. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя //Высшее образование сегодня. – № 5, 2003. – С. 22–27.
9. Федорова, Е.Н. Ценностно-смысловая парадигма профессиональной педагогической деятельности / Е.Н. Федорова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 8. – С. 342–345.
10. Короткова, Т.Л. Внедрение ФГОС ВПО: на пользу или во вред / Т.Л. Короткова // Электронный журнал: SCI-ARTICLE.RU. – Размещена 07.08.2014. – №12 – 2014.