Лекция №15
Тема: Шахтные вагонетки
План
1. Назначение и типы шахтных вагонеток
2. Основные параметры шахтных вагонеток
3. Устройство грузовых вагонеток
1. В зависимости от перевозимых грузов шахтные вагонетки подразделяют на грузовые, специальные и пассажирские. Число шахтных вагонеток, их состояние и вместимость кузова в значительной степени определяют технико-экономические показатели работы подземного транспорта.
При движении по рельсовым путям вагонетки кроме статической нагрузки от силы тяжести и движущей силы локомотива испытывают различные динамические и дополнительные кратковременные нагрузки от действия центробежной силы на закруглении рельсового пути и силы инерции при неустановившемся движении, от ударов в буфера, автосцепку, толкателя в подвагонные упоры, на стыках рельсов. Эти неизбежные в процессе эксплуатации нагрузки называются нормальными эксплуатационными и учитываются при проектировании и расчете.
Необходимая жесткость кузова вагонетки обеспечивается обвязкой его в верхней части по периметру полосовым железом или уголковым прокатом. Для этой цели применяют также поперечную приваренную полосовую планку или гофры со всех сторон кузова.
Жесткое крепление колесных пар к раме и жесткие буфера и сцепки обусловливают значительные продольные (при соударении, трогании и торможении поездов) и вертикальные динамические, особенно на стыках рельсового пути, нагрузки, что уменьшает срок службы подшипников и рельсового пути.
При движении по рельсовым путям вагонетки преодолевают как значительное основное сопротивление, действующее только на отдельных участках пути, так и дополнительные, возникающие в кривых, на подъемах, при разгоне и торможении.
К грузовым вагонеткам предъявляются следующие требования: возможно меньшие размеры при данной вместимости кузова, достаточная устойчивость, удобство загрузки, быстрота разгрузки, возможность хорошей очистки, прицепки (отцепки), простота ремонта, смазка, минимальное сопротивление движению по рельсовым путям.
Пассажирские вагонетки предназначены для доставки людей по горизонтальным и наклонным выработкам. Их оборудуют надежными тормозами, эластичными буферами, надежными сцепками. Вагонетки, работающие в наклонных выработках, снабжают надежной системой улавливания на случай обрыва тягового каната или сцепки.
Специальные вагонетки служат для доставки элементов крепи, взрывчатых материалов, конвейерной ленты, канатов, кабеля, горюче-смазочных материалов и др. В настоящее время кроме вагонеток разработаны и изготовляются различные тележки и платформы.
К основным параметрам грузовых вагонеток относятся: вместимость кузова V (м3); ширина колесной пары SK (мм); ширина жесткой базы 5Ж (мм); коэффициент тары Кт = G0/G; масса вагонетки G0 (кг); масса груза в кузове G (кг); устойчивость вагонетки Ку коэффициент сопротивления (ходовые качества) ш.
Вместимость кузова вагонетки — это количество груза, вмещаемого в нем. Вагонетки имеют вместимость от 0,8 до 3,5 м3. Для определения веса перевозимого груза в кузове следует вместимость кузова (м3) умножить на насыпную плотность груза (т/м3).
Вес конструкции вагонетки должен быть как можно меньше, но кузов при этом — прочным и жестким.
Коэффициент тары это отношение массы вагонетки к массе груза.
Устойчивость вагонетки определяется ее сопротивлением внешним силам, стремящимся вызвать ее сход с рельсов.
Во время движения на вагонетку действуют постоянная нагрузка (масса тары), временные нагрузки (масса перевозимого груза, сила тяги на сцепке), дополнительные кратковременные нагрузки (центробежная сила при движении на закруглении, сила инерции, удары на стыках рельсов и внецентренные силы, которые возникают при неравномерной загрузке кузова вагонетки и стремятся развернуть ее в пути.
Ширина колесной пары — расстояние между наружными канатами реборд колеса SK (мм). При изготовлении колесной пары разрешается допуск в пределах ± 2 мм от номинальной величины: SK = (Sp — 10) ±2.
Жесткая база — расстояние между центрами осей колесных пар вагонетки SЖ (мм). Она определяется из условий устойчивости вагонетки и свободного ее прохода по криволинейным участкам рельсового пути с малыми радиусами закругления: чем больше SЖ, тем устойчивей вагонетка и тем труднее она проходит по закруглению.
3. Грузовые вагонетки имеют следующие основные узлы (рис. 1): кузов 1; раму 2; полускаты 5; подвагонные упоры 4; сцепные устройства 5; буферное устройство 6; устройство для жесткости кузова 7; удерживающие и открывающие устройства днищ вагонеток ВДК, ПС.
Кузов — наиболее металлоемкий элемент вагонетки, подверженный деформации и коррозионному износу. Большая часть вагонеток выходит из строя из-за разрушения кузовов. Разрушение кузова вагонетки вызывают механические воздействия при загрузке, выгрузке, встряхивании угля во время движения, загрузке от вибраторов, очистке вращающимися щетками.
Размеры кузова должны быть увязаны с типовыми сечениями горных выработок и размерами шахтных клетей. Форму кузова выбирают исходя из максимальной вместимости в пределах заданных параметров и удобства лучшей очистки от налипающих угля и породы.
Кузова вагонеток ВГ и УВГ изготовляют из листового железа с полукруглым дном, а ВД, ВДК и ПС — трапециевидной формы с открывающимися днищами. В последнее время разработан параметрический ряд вагонеток, где за основу взят главный параметр — вместимость вагонетки в кубических метрах.
Рама вагонетки — основная несущая часть, воспринимающая нагрузку от кузова и груза, тяговое усилие, динамические удары и толчки — должна быть особенно прочной и жесткой. Для ее изготовления применяют специальный прокат, предназначенный для крепления всех ее уз лов (кузова, буферов, скатов, упоров для проталкивания под загрузку или разгрузку).
Буферно-сцепное устройство, находящееся на торцах рамы, воспринимает динамические удары при столкновении вагонеток и вагонетки с локомотивом. По конструкции буфера бывают жесткие и эластичные (устанавливают на вагонетках с кузовом большой вместимости), буферно-сцепное устройство гасит силу удара при маневровых работах, ослабляя основную причину повреждения рам вагонеток.
Сцепные устройства (рис. 1, г, д) служат для соединения вагонеток и локомотива в поезд. В грузовых вагонетках ВТ, УВТ они должны иметь шестикратный запас прочности по отношению к максимальной статической нагрузке (Sр = 6 кН). Для обеспечения прохода вагонетки по закруглению рельсового пути с малым радиусом сцепка должна допускать ’’игру” между вагонетками. Однако свободный ход вагонеток относительно друг друга не должен быть больше зазора допустимой величины во избежание дергания вагонеток при трогании с места. В последних моделях вагонеток сцепные устройства вращающиеся (рис. 1, г) и автоматические (рис. 1, д). Они допускают разгрузку без расцепления поезда в круговых опрокидывателях,или в разгрузочных кривых.
Вращающаяся сцепка (рис. 1, г), применяемая на вагонетках ВГ и УВГ, состоит из крюка 1, серьги 2, траверсы 3, вращающегося зве- на 4.

Рис.1. Грузовые вагонетки
Автоматическая сцепка (рис. 1, д) представляет собой стальной литой корпус 6, внутри которого помещен замок 1 с пружиной 2 и рычагом 4, удерживаемым валиком 5. Головная часть имеет большой А и малый Б зубья. Для присоединения каната лебедки служит крюк В. Автоматическая сцепка выполняет роль буферно-амортизирующего устройства, поэтому на стержне 7 имеется массивная спиральная пружина 3. Для расцепления сцепок надо нажать на педаль. Автоматические сцепки (прочность Sp = 7 кН) применяют на вагонетках ПС и ВДК.
Скаты вагонеток 3 (см. рис. 1, а) состоят из двух колес и сплошной оси. Колеса вагонеток насажены на шейки оси. Ступицы колес имеют шарико- или роликоподшипники. Колесо снабжено ребордой, не допускающей схода вагонеток с рельсового пути, и ободом качения. Обод имеет подуклонку, обратную подуклонке подкладки, благодаря чему обеспечивается хорошая устойчивость вагонетки на рельсовых путях. Колеса изготавливаются литыми диаметром от 300 до 450 мм в зависимости от вместимости кузова.
Подвагонные упоры 4, применяемые в вагонетках ВГ и УВГ, привариваются к раме вагонетки между колесными парами. Их назначение — захват кулака толкателей во время проталкивания.
Замковые устройства и ролики предусматривают в вагонетках ВД, ВДК и ПС для удержания днищ и открытия их при проходе в разгрузочных кривых.
К конструкции вагонеток предъявляются требования: максимальной вместимости и жесткости кузова; минимального времени разгрузки; возможно более низкого коэффициента тары; выдерживания допустимых динамических нагрузок; разгрузки составов без расцепления; транспортирования любых грузов.
По конструкции и способу разгрузки вагонетки можно разделить на две группы: 1) с глухим кузовом и вращающимися сцепками типов ВГ и УВГ; 2) с кузовом, имеющим откидные днища, и автоматическими сцепками типов ВД, ВДК, ПС (см. рис. 1, б).
Разгрузка вагонеток типов ВГ, УВГ осуществляется в круговых опрокидывателях при нерасцепленных вращающихся сцепках с перерывами через каждые 45—60 с. Недостаток этих вагонеток — большая масса, потребность в перекрытии межвагонного пространства во время смены груженой вагонетки на порожнюю, необходимость усиления узлов от воздействия динамических нагрузок.
Вагонетки типа ВДК (рис. 1, в) рекомендуется применять на реконструируемых и вновь строящихся шахтах. Эти вагонетки разгружаются через откидные днища в разгрузочных кривых, имеют автоматическую сцепку. Разгрузка вагонеток происходит непрерывно, без расцепления состава. Вагонетка ВДК 2,5 (рис. 1, в) имеет сварной кузов 1, в нижней части которого расположены продольные балки 2, служащие рамой вагонетки, буферные балки 3 для размещения автоматических сцепок 4 типа Н7, поперечные колесные блоки 5 для размещения амортизаторов подвески и крепления колесных пар 6, кронштейнов 7 подвески дниц и затворов 8. Для повышения жесткости кузова в верхней его части выполнена внутренняя обвязка из угольника, а в нижней — по всему периметру пояс из листа. По торцам имеются упоры 9 для проталкивания вагонеток толкателем. Вагонетка имеет ролики затворов 10, с помощью которых происходит раскрытие днищ на разгрузочных кривых. Вагонетка ВДК 2,5 предназначена для перевозки угля и породы по подземным горным выработкам и на поверхности шахт.
Секционные поезда (см. рис. 1, б) представляют собой постоянно нерасцепленный состав, наилучшим образом приспособленный к оснащению равномерно распределенной по составу тормозной пневматической системой, обеспечивающей повышение безопасности при движении и производительности труда на подземном транспорте; сцепки автоматические (см. рис. 1, г).
Специальные вагонетки предназначены для транспортирования взрывчатых, большегрузных и длинномерных материалов и оборудования, массовых стандартных грузов (затяжки, бетониты, арочное крепление и др.).
Вопросы для самоконтроля
1. Какие существуют типы вагонеток?
2. Какие существуют типы грузовых вагонеток?
3. Какие существуют типы пассажирских вагонеток?
4. Какое назначение имеют специальные вагонетки?
5. Из каких элементов состоит грузовая вагонетка?
Литература
Татаренко А.М. Рудничный транспорт / А.М.Татаренко, И.П.Максецкий. – М.: Недра, 1990. – 318с., с. 112-120