Лекция. Тесты как один из видов диагностического
контроля по ОБЖ
Среди способов проверки знаний, умений и навыков тестовый контроль занимает особое место. По сравнению с традиционными формами контроля (экзамены, контрольные и проверочные работы и т.п.) тесты часто оказываются более объективным и качественным способом контроля. Результат тестирования, к тому же, позволяет сопоставить уровень отдельного объекта (учащегося, класса) по предмету в целом (или по отдельным темам) со средним уровнем или со сходным объектом. Отмечу также равные для всех участников условия, единые критерии оценки и интерпретации результатов.
Эти достоинства и способствовали появлению в последнее время большого количества тестов.
По характеру ответов тестовые задания, применяемые мною на урока, делятся на два класса: открытые и закрытые.
Открытое – задание, имеющее (в принципе) бесконечное множество решений или допускающее свободную форму ответа.
К ним относятся задания двух видов:
- дополнения (другое название с ограничением на ответы). В этих заданиях учащиеся должны самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены. Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания.
Инструкция для заданий дополнения: вместо каждого многоточия впишите только одно слово.
Например, при изучении темы «Землетрясения» даю ученикам следующее тестовое задание:«Землетрясение – это … и … земной поверхности» (ответ: толчки, колебания), а при изучении темы «Производственные аварии и катастрофы»: «Производственные аварии и катастрофы – это ЧС … характера» (ответ: техногенного).
- свободного изложения или свободного конструирования. Они предполагают свободные ответы учащихся по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировка задания должна обеспечивать наличие только одного правильного ответа.
Инструкция для заданий свободного изложения: закончите предложения (фразу), впишите вместо многоточия правильный ответ; дополните определение, то есть вместо многоточия можно вписать словосочетания, фразу, предложение или даже несколько предложений. Ответ считает правильным, если содержит ключевые слова, которые есть в эталоне ответа или оценивается баллами за каждое ключевое слово.
При изучении темы «Наводнения» предлагаю учащимся выполнить следующее задание: «При внезапном наводнении до прибытия помощи следует…» (ответ: быстро занять ближайшее возвышенное место и оставаться там до схода воды, при этом подавать сигналы, позволяющие вас обнаружить), а при изучении темы «Чрезвычайные ситуации в природе»: «Руководитель похода обязан сообщить о маршруте туристической группы в поисково-спасательную службу (ПСС) для того, чтобы…» (ответ: ПСС могла контролировать прохождение группой маршрута и в случае экстремальной ситуации оперативно оказать ейпомощь»).
Положительными сторонами хорошо составленных заданий дополнения и свободного изложения являются:
1) краткость и однозначность ответов;
2) необходимость воспроизведения ответов по памяти;
3) отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;
4) простота формулировки вопросов;
5) простота проверки;
6) невозможность угадать ответ.
Задания данного типа можно использовать в тех случаях, когда проверяемый мыслительный навык в конкретной предметной области достаточно просто формализуется и дает больший эффект по сравнению с другими типами заданий.
Закрытые – задания, имеющие конечное множество вариантов ответа, из которых необходимо выбрать верный.
При составлении заданий данного типа наибольшую сложность представляется составление вариантов ответов: один (или несколько) из предполагаемых ответов должен быть верным, остальные должны быть правдоподобными (хорошо, если они содержат типичные ошибки).
«Наиболее безопасные места при сходе оползней, селей, обвалов, лавин:
а) склоны гор, где оползневые процессы не очень интенсивны,
ущелья и выемки между горами;
б) возвышенности, расположенные с противоположной стороны
селеопасного направления, склоны гор и возвышенностей, не
расположенные к оползневому процессу;
в) долины между гор с селе- и лавиноопасными участками,
большие деревья с толстыми стволами, большие камни, за
которыми можно укрыться.»
(Ответ: б)