СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция "Трудовые ресурсы и занятость населения"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лекция "Трудовые ресурсы и занятость населения"»

Лекция

Трудовые ресурсы и занятость населения

План

  1. Трудовые ресурсы

  2. Структура занятости населения
  3. Социальная и профессиональная структура населения


1. Трудовые ресурсы

В

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ — часть населения, обладающая физическими и умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления трудовой деятельности. Иными словами, это всё население трудоспособного возраста.






международной статистике трудоспособным считается возраст от 15 до 65 лет. Но национальные законодательства стран, учитывая местные особенности (традиции, демографическую и экономическую ситуацию), устанавливают свои пределы.

Доля трудовых ресурсов в общей численности населения мира — около 60 %. Среди работающих преобладают мужчины, но в ряде стран Европы и постсоветского пространства количество работающих женщин и мужчин одинаково. Наименьшее количество работающих женщин в странах Персидского залива — всего около 15 %.’

Показатель количества работоспособного населения является определяющий для оценивания обеспеченности страны трудовыми ресурсами. Этот показатель считается высоким, если превышает 60 % (например, в Японии — 64 %, Бразилии — 64 %, низким — если составляет менше 50 % (Анголе — 48 %).

В Росси этот показатель равен 56,6 % (по данным Росстата, сегодня численность трудоспособного населения России - 82,2 млн человек. Под трудоспособным населением отечественные чиновники понимают, прежде всего, мужчин в возрасте 16-59 лет и женщин от 16 лет до 54 лет)

Часть трудовых ресурсов не имеет возможности выполнять ту или иную работу, ещё часть, прежде всего женщины, занимается домашним хозяйством. Поэтому для оценки обеспеченности трудоспособными людьми вместо понятия «трудовые ресурсы» используется понятие «экономически активное население».

Экономически активное население — население в возрасте 15— 70 лет, которое предлагает свою рабочую силу для производства товаров и услуг. К экономически активному населению относятся занятое население и безработные, ищущие работу. Часть ЭАН определяется в процентах от общего числа жителей страны. В высокоразвитых странах показатель ЭАН составляет 50-60 % от общего количества жителей, в развивающихся странах — 30-40 %.

2

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ — деятельность людей, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей путём получения дохода, основанного на личном труде.






. Структура занятости населения

Всё экономически активное население занято в промышленности, сельском хозяйстве и сфере услуг. Процент занятых в той или иной сфере зависит от уровня развития страны, специализации её хозяйства.

В высокоразвитых странах (Великобритания, Франция, Италия, Австралия, Финляндия, Япония и др.) и странах, ориентированных на туризм (Андорра, Антигуа и Барбуда и др.), основной процент занятых приходится на сферу услуг.

В бедных странах (Ангола, Мьянма, Афганистан, Бангладеш, Камбоджа и др.) преобладает население, занятое в сельском хозяйстве.

Высокий процент занятых в сфере промышленности характерен для нефтедобывающих стран (Бруней, Иран, Ирак, Саудовская Аравия и др.).


3. Проблема качества рабочей силы в различных странах мира

Основа качества рабочей силы:

  • здоровье (показатели тяжелых заболеваний, расходы на здравоохранение, средний возраст жизни)

  • образование (доля грамотных, число лет обучения, доступность образовательных систем населению)

  • профессиональный опыт (стаж и квалификация)

Основные показатели качества рабочей силы:

  • Производительность труда.

  • Трудоёмкость.

  • уровень квалификации раб. силы.

  • Доля затрат на образование и здравоохранение.

  • Уровень грамотности взрослого населения, продолжительность обучения.

  • Доля высококвалифицированных спициалистов в общем кол. раб. силы.

Эффективность использования рабочей силы:

  • продолжительность раб.времени и отпуска

  • интенсивность труда

  • тенденция оплаты труда(к росту). Рост/инфляция

  • форма оплаты труда

Проблема качества рабочей силы:

  • в развитых странах выше, чем в развивающихся (мобильность, расходы на образование и здравоохранение, квалификация)

  • в развивающихся странах дешевле и больше (экспорт). С другой стороны импорт высококвалифицированной раб. силы из развитых стран.


4. Социальная и профессиональная структура населения

Д

БЕЗРАБОТИЦА 

социально-экономическое явление, когда часть работоспособного населения не может найти работу, становится относительно избыточной, пополняя резервную армию труда.




ля оценки трудовых ресурсов страны важной характеристикой есть не только их количество, но и «качество». Ее отображает социально профессиональная структура населения, которая включает отраслевую структуру занятости, профессиональную и образовательную структуры. Также обязательно учитываются такие социальные факторы, как состояние здоровья населения, рациональное питание, ступней безопасности граждан, возможности для самореализации, соблюдения прав человека и др.

По определению Международной организации труда (МОП), безработные — это лица возрастом 15-70 лет (зарегистрированы и не зарегистрированы в государственной службе занятости), которые одновременно удовлетворяют три условия: не имели работы (прибыльного занятия); активно искали работу или пытались организовать собственное дело на протяжении последних 4-х недель, которые предшествовали опрашивали; готовы приступить к работе на протяжении двух ближайших недель.

Понятно, что любое государство заинтересовано в высокой занятости рабочей силы. Однако ни одно общество не способно обеспечить всех работоспособных работой. Да, по данным ООН, сегодня в мире каждого третий работоспособный не имеет работы вообще или имеет случайный или сезонный заработок (приблизительно 750 млн. чел.). Поэтому безработица является центральной социальной проблемой современного общества. Больше всего проблема безработицы касается молодых людей (в возрасте от 15 до 24 лет) и женщин.

Самым низким в мире считается уровень безработицы в странах Восточной Азии, а наивысшим — в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Странам СНГ характерный относительно высокий уровень безработицы, присущий переходному периоду.

Для всех стран мира занятость населения в системе экономических и социальных проблем занимает ведущее место вместе с показателями уровня жизни, выступает в качестве своеобразного индикатора социальных процессов.


Вопросы для закрепления пройденного материала

1. Какое население охватывается понятием «трудовые ресурсы»?

2. Определите показатель количества работоспособного населения в России (высокий, средний, низкий)?

3. В чем отличие понятий «трудовые ресурсы» и «экономически активное население»?

4. От чего зависит структура занятости населения?

5. Что такое безработица? От чего зависит ее уровень?


Литература

1. География. 10 класс. – Гладкий Ю.Н., Николина В.В., 2022

2. https://uchitel.pro. География. 10 класс. Структура занятости населения

3. https://infopedia.su/9x7eb0.html?ysclid=lbtdhfnn2m889691635 Проблема качества рабочей силы: