СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция. Управление ситуациями и этика делового общения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Управления ситуациями в процессе управления производством является непрерывным процессом функционирования управляющей системы. Она определяется статическими и динамическими характеристиками. Статические характеристики управления ситуациями отражают структуру системы управления, связи между ступенями и звеньями управления, организационные принципы разделения труда. Динамические характеристики отражают процесс управления ситуациями, который является совокупностью целенаправленных действий аппарата управления.

Процесс управления носит цикличный характер, который отражается в периодическом повторении управленческих воздействий на управляемую систему (ситуацию).

Просмотр содержимого документа
«Лекция. Управление ситуациями и этика делового общения»

Лекция: Управление ситуациями и этика делового общения



План

  1. Характеристики систем управления ситуациями.

  2. Цикличность процесса управления ситуациями.

  3. Понятие управленческого решения.

  4. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

  5. Признаки управленческих решений.



Управления ситуациями в процессе управления производством является непрерывным процессом функционирования управляющей системы. Она определяется статическими и динамическими характеристиками. Статические характеристики управления ситуациями отражают структуру системы управления, связи между ступенями и звеньями управления, организационные принципы разделения труда. Динамические характеристики отражают процесс управления ситуациями, который является совокупностью целенаправленных действий аппарата управления.

Процесс управления носит цикличный характер, который отражается в периодическом повторении управленческих воздействий на управляемую систему (ситуацию). В цикле выделяют следующие этапы.

  1. Выявление состояния объекта управления (состояние ситуации). Этот этап является предварительным, так как обработка информации о состоянии ситуации может показать либо соответствие либо отклонение функционирования поставленным целям. В последнем случае необходимо управляющее воздействие для ввода ситуации в нормальный режим.

  2. Формулировка проблемы и целей в возникшей ситуации. Под целью понимают желаемое и необходимое состояние управляемого объекта.

  3. Подготовка и принятие решения. Этот этап является главным. Он включает поиск наилучшего решения при существующем состоянии объекта управления и согласование его при необходимости на соответствующих уровнях управления.

  4. Реализация управленческого решения и контроль его выполнения. В результате выполнения управленческого воздействия изменяется ситуация, как объекта управления. Поэтому на следующем этапе необходимо знать, как и в каком объеме выполнено данное воздействие. Это обеспечивается контролем выполнения решения.

  5. Оценка конечных результатов выполнения решения. На данном этапе оценивается новое состояние (полученная ситуация) управляемой системы, определяется степень выполнения управленческого решения, вносятся изменения в действующее решение и переходят к последующему циклу управления.

Из содержания этапов цикла управления ситуациями видно, что главный из них, определяющий характер управленческого воздействия, - это этап выработки решения. Первые два этапа являются основанием для выработки решений. Они также имеют большое значение, так как от того, в какой степени объективности будут сформулированы цели и задачи, зависит и эффективность управляющего решения.

Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления, в результате которого определяется, какие в данной ситуации следует предпринимать действия на объекте управления, чтобы получить желаемый результат.

Управленческое решение должно удовлетворять следующим требованиям.

  1. Научный подход. Построение и анализ модели управляемого объекта (возникшей ситуации). Организационно-административные модели управления весьма сложны. Следует иметь в виду, что модель должна быть простой и обеспечивать необходимую точность. Усложнение модели вызывает трудности для её использования.

  2. Законность. Управленческое решение не должно противоречить действующим государственным законам, правилам безопасности, отраслевым инструкциям и методическим указаниям, приказам вышестоящих инстанций, стандартам и т.п.

  3. Ресурсное обеспечение. Каждое управленческое решение должно быть обеспечено соответствующими ресурсами. Например, решение, направленное на интенсификацию производства, должно предусматривать выделение дополнительных материальных, финансовых, трудовых и других ресурсов.

  4. Своевременность. Решение должно быть принято в такое время, которое позволило бы обеспечить соответствующее изменение управляемой системы к определенному сроку. Поэтому следует выделять время на выработку решения и на его реализацию. Сроки выполнения решения должны быть оптимальными. Слишком ранние сроки выполнения решений, как и слишком поздние, связаны с дополнительными материальными затратами, иногда и потерями.

  5. Оптимальность. Требование оптимальности заключается в выработке решений, обеспечивающих максимальный эффект при минимальных затратах. Это достигается в результате выбора лучшего управленческого решения из нескольких вариантов, на основании модели, опыта и интуиции.

Управленческие решения различают по следующим признакам:

по содержанию – экономические, технические, технологические, организационные, социальные;

по времени действия – временные, оперативные, регулярные, эпизодические;

по значению достижения цели – стратегические и тактические. Стратегические решения принимаются на высоких уровнях управления (министр, генеральный директор) и направлены на решение главных целей, например внедрение нового выемочного механизированного комплекса, проходческого комбайна. Тактические решения характерны для низших уровней управления (цех, участок и др.) и направлены на разработку средств достижения поставленных задач;

по способам принятия – единоличные, коллегиальные, коллективные. Единоличные решения принимаются руководителем самостоятельно. Это – оперативные решения, не затрагивающие основных проблем. Коллегиальные решения принимаются группой специалистов во главе с руководителем и относится к решению более крупных задач. Коллективные решения разрабатываются с участием трудовых коллективов;

по степени жесткости требований к его выполнению – обязательные и рекомендательные. Обязательные решения являются безусловными к выполнению, а рекомендательные не являются обязательными или выполняются с некоторыми отклонениями;

по степени активности – инициативные и во исполнение. Инициативными решения принимаются отдельными работниками по собственной инициативе. Решения во исполнение принимаются для выполнения указаний, данных вышестоящим руководством;

по масштабности проблемы – общие и частные. Общие решения затрагивают всю систему управления предприятием, а частные касаются отдельных подсистем, функций управления или проблем и принимаются в процессе оперативного управления.







Вопросы для самоконтроля



  1. Перечислите этапы цикла управления ситуациями.

  2. Изложите содержание работ по каждому из пяти этапов, составляющих управленческий цикл.

  3. Изложите основные требования, предъявляемые к принятию управленческого решения.

  4. Перечислите и охарактеризуйте факторы, определяющие личные качества руководителя, принимающего решения.

  5. Изложите классификацию управленческих решений по основным признакам.

  6. Перечислите и кратко охарактеризуйте условия, в которых может производиться выбор управленческого решения.

  7. Изложите организацию выполнения управленческого решения для управления возникшей ситуацией.

  8. Изложите принципы организации контроля за выполнением управленческого решения.



Литература



1. Адамчук В.В., Ромашов А.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. – М.: ЮНИТИ, 2000. С.107-133.

  1. Н.И.Жизлов, В.А.Кравцов. Основы управления в горной промышленности. – М.: Недра, 1987. С. 95-106.

  2. Э.П.Качан, Д.Г.Шушпанов. Управление трудовыми ресурсами. – К.: Юридическая книга, 2002. С. 317-352.

  3. Е.М.Бабосов. Конфликтология. – М.: Право и экономика, 1997. С.127-149.