СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция "Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в локальных компьютерных сетях"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция для студентов

Просмотр содержимого документа
«Лекция "Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в локальных компьютерных сетях"»

Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в локальных компьютерных сетях


Под организацией коллективной сетевой деятельности понимают совместные действия нескольких пользователей в сети электронных коммуникаций, направленные на получение информации. Участники совместной сетевой деятельности могут быть объединены общими целями, интересами, что позволяет им обмениваться мнениями, суждениями, а также совершать действия с различными объектами, такими как фотографии, программы, записи, статьи, представленными в цифровом виде.

Подобное взаимодействие может заключаться в различных его видах, таких как:

- общение;

- обмен данными;

- организация трудовой деятельности;

- совместное времяпрепровождение за сетевыми развлечениями.

Рассмотрим каждый из них. Одним из примеров организации общения в сети Интернет могут служить популярные на сегодняшний день сообщества Livejournal (www.livejoumal.ru), Facebook (www.facebook.com), Twitter (http://twitter.com) и др.

По своей сути это социальные сети, которые работают в режиме реального времени, позволяя участникам взаимодействовать друг с другом. Так, социальная сеть Livejournal (Живой журнал) предоставляет возможность публиковать свои и комментировать чужие записи, вести коллективные блоги («сообщества»), получать оперативную информацию, хранить фотографии и видеоролики, добавлять в друзья других пользователей и следить за их записями в «ленте друзей» и др.

Facebook позволяет создать профиль с фотографией и информацией о себе, приглашать друзей, обмениваться с ними сообщениями, изменять свой статус, оставлять сообщения на своей и чужой «стенах», загружать фотографии и видеозаписи, создавать группы (сообщества по интересам).

Система Twitter позволяет пользователям отправлять короткие текстовые заметки, используя web-интерфейс, sms-сообщения, средства мгновенного обмена сообщениями (например, Windows Live Messenger), сторонние программы-клиенты. Отличительной особенностью Твиттера является публичная доступность размещенных сообщений, что роднит его с блогами (онлайн-дневник, содержимое которого, представляет собой регулярно обновляемые записи — посты).

Другим способом общения, безусловно, является электронная почта. 

Именно поэтому возникла необходимость в самостоятельном классе программ, которые выполняли бы две основные задачи:

1. Показать, находится ли собеседник в данный момент в сети Интернет, готов ли он общаться.

2. Отправить собеседнику короткое сообщение и тут же получить от него ответ.

Такие программы получили название IMS (англ. Instant Messengers Service —

служба мгновенных сообщений). Часто такие программы называют интернет- пейджерами. В качестве примера подобных программ можно привести Windows Live Messenger, Yahoo!Messenger, ICQ.

Средства обмена информацией в INTERNET:

1. Электронная почта

2. Списки рассылки

3. Группы новостей (телеконференции)

4. IRC (Internet Relay Chat, беседа через Internet) или Chat

5. Средства общения в реальном режиме времени (передача текста, звука, изображения) и совместная работа с приложениями

6. Internet-пейджинг

7. Internet-телефония

8. Аудио- и видеоконференции


Электронная почта - средство обмена электронными письмами между людьми, имеющими доступ к компьютерной сети.

Основные области применения:

· Ведение личной переписки

· Работа с информационными ресурсами Internet:

- Списки рассылки

- Группы новостей

- Системы пересылки файлов по электронной почте


Технология «клиент/сервер»


Почтовый сервер - программа, пересылающая сообщения из почтовых ящиков на другие серверы или на компьютер пользователя по запросу его почтового клиента.

Почтовый клиент (мейлер) - программа, помогающая составлять и посылать электронные сообщения, получать и отображать письма на компьютере пользователя.

Адрес электронной почты:

имя_пользователя@имя_компьютера

Пример адреса:

[email protected]

Уязвимые места электронной почты:

· Флэйм (flame) - грубость в сети

· Спам (spam) - массовая рассылка сообщений рекламного характера

· Бомбы электронной почты

· Рассылка вирусов в файловых вложениях

Список рассылки - специальный e-mail адрес, почтовый ящик которого обрабатывает специальная программа - сервер(диспетчер) рассылки.

Сервер рассылки - тематический сервер, собирающий информацию по определенным темам и переправляющие ее подписчикам в виде электронных писем.

· Контролируемые списки

· Неконтролируемые списки

Группа новостей (телеконференция) - сетевой форум, организованный для ведения дискуссии и обмена новостями по определенной тематике.

Usenet - глобальная распределенная система для дискуссий, включающая множество групп новостей, хранящихся на серверах по всему миру.

Виды групп новостей:

· Немодерируемые (неуправляемые) группы новостей – любой человек может отправить туда сообщение или ответить на сообщение в этой группе

· Модерируемые (управляемые) группы новостей – все сообщения и ответы контролируются модератором (управляющим) данной группы, который имеет право осуществлять отбор статей

IRC (Internet Relay Chat, беседа через Internet) - беседа в реальном времени посредством ввода текста с клавиатуры.

Канал - организация дискуссии на определенную тему через выбранную систему IRC.


Общение и совместная работа в Internet


MS NetMeeting – программа, реализующая возможности прямой связи через Internet.

Возможности MS NetMeeting:

1. Подключение к серверу каталогов (ILS-сервер), просмотр списка пользователей, зарегистрированных на сервере

2. Вызов конкретного пользователя через сервер каталогов или локальную сеть по IP-адресу или присоединение к текущему вызову. Участники имеют равные права

3. Организация встречи в запланированное время (встречу контролирует ведущий, наделенный особыми полномочиями)

4. Разговор (Chat) с участниками встречи посредством ввода текста с клавиатуры

5. Совместная работа с графикой на общей Доске

6. Передача любого файла участнику встречи

7. Совместная работа с документом (приложением), запущенным на выполнение на локальном компьютере организатором встречи

8. Звуковая связь и видеосвязь во время бесед

Internet-пейджинг - система, позволяющая зарегистрироваться в своей системе серверов и получить уникальный пейджинговый номер.

С помощью данной системы вы можете найти и вызвать человека, имеющего пейджинговый номер и подключенного в данный момент к Internet.

Самый популярный Internet-пейджер ICQ. Игра слов I Seek You (я ищу вас) www.icq.com или www.mirabilis.com. Регистрация в системе серверов ICQ и получение UIN (Universal Internet Number, универсальный номер Internet).

При каждом подключении к Internet программа ICQ определяет текущий IP-адрес вашего компьютера и отправляет его на центральный сервер.

Основные возможности ICQ:

1. Автоматический поиск указанных людей в сети ICQ и создание своего списка обонентов для постоянного общения

2. Вызов собеседника по его UIN и отправка сообщения с предложением установить контакт

3. Беседа (Chat) в реальном времени

4. Обмен сообщениями, письмами и файлами

Internet-телефония - система, позволяющая вести разговор в реальном времени, одним из звеньев которой является сеть Интернет.

IP-телефония - услуга телефонной связи, в которой для передачи звукового сигнала используются сети, использующие протокол IP.

Примеры программ, реализующих INTERNET-телефонию:

· MS NetMeeting

· Специальная программа для вввода, пересылки и воспроизведения звуковой информации Speak Freely

· Программа Internet Phone

INTERNET-телефония, основные возможности:

1. Передача звука для одного абонента

2. Кодирование (шифрование) сигнала для обеспечения конфиденциальности переговоров

3. Передачи звука для группы абонентов и проведение аудиоконференции

4. Работа в режиме автоответчика

5. Выход на телефонную сеть через специальные телефонные шлюзы