СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекционно-практическое занятие кружка психологов в школе по теме: «Внутренний мир человека и система представлений о себе»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель. Познакомить учащихся со структурой и функциями самосознания, понятием «Я-концепция», углубить самопонимание, самосознание обучаемых.

Просмотр содержимого документа
«Лекционно-практическое занятие кружка психологов в школе по теме: «Внутренний мир человека и система представлений о себе»»

Лекционно-практическое занятие кружка психологов в школе по теме:

«Внутренний мир человека и система представлений о себе»

Список литературы

Методическая литература

1. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. 1 – 4, 5 – 11 классы. М.: Просвещение, 2005.

2. Леонтьев А. В. Введение в предпринимательство. – М.: Дрофа, 1999.

3. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. – М.: Посвящение, 1996.

4. Программа общеобразовательных учреждений: Твоя профессиональная карьера: 8 – 9 кл. – М.: Просвещение, 2000.

5. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001.

6. Айсмонтас Б. Б. Общая психология: Схемы. – М.: Изд-во ВЛАДОСС_ПРЕСС, 2004.

7. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

8. Самоукина Н. В. Первые шаги школьного психолога. Психологический тренинг – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002.

9. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997.

10. Сборник нормативно-правовых материалов, регламентирующих деятельность практических психологов Российской Федерации / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2001, 2004.

11. Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха: Учебное пособие для высшего управленческого персонала / Автор-сост. Р. Р. Кашапов. – Ижевск.:? Изд-во Удм. Ун-та, 2000.

12. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. ч. 1: Основы психологии: 10 класс. – (Б-ка школьного психолога).

13. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшекласноиков: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – Ч. 2: Психология общения: 11 класс. - (Б-ка школьного психолога).

14. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – (Серия «Игровая технология»).

15. Практикум по возрастной психологии: /Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001.

16. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы. Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – (Справочник)

17. Психологический словарь/ Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1998.

18. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла: Руководство по использованию / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2001.

19 Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина. В 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003.

20. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. Сост Р. Римская, С. Римский. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. («Педагогика, психология, медицина).

21. Сергун О. Ю. Психология успеха, или как стать хозяином своей жизни. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - (Практическая психология).

22. Рычкова Н. А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

Учебные пособия для учащихся

1. Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8 – 9 кл. / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. – М.: Просвящение, 2005.

2. Технология профессионального успеха: Учеб. для 10 – 11 кл. / Под ред. С. Н. Чистяковой. – М.: Посвящение, 2001.

Сущность концепции «Я».

Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности.

Цель. Познакомить учащихся со структурой и функциями самосознания, понятием «Я-концепция», углубить самопонимание, самосознание обучаемых.

Ход работы

Сегодня мы познакомимся с некоторыми гранями личности, и темой нашего урока будет высший уровень развития человеческой психики: самосознание. Мы приблизимся к пониманию сложной структуры самосознания человека и остановимся на представлении человека о самом себе – его «Я-концепции», попробуем выяснить, что мы знаем о самих себе, какое Ваше мнение о собственном «Я».

1. Знаем ли мы самих себя? Еще древние философы и мудрецы обращали внимание на то, что понимание самого себя является одной из наиболее важных и одновременно наиболее сложных задач человека. «Познай самого себя!» - это знаменитый девиз, как вы понимаете, принадлежит древнегреческому мудрецу Сократу; а римский поэт и философ Сенека считал, что «целью жизни является самопознание и проистекающая отсюда свобода».

Казалось бы, «Я» - такой родной и близкий, конечно, я знаю себя. Но психологические исследования показывают, что объективное познание себя во всех проявлениях – чрезвычайно сложно и почти невозможно. Мы прячемся от самих себя – то, приписывая себе желательные качества, то, идентифицируя себя с каким-то посторонним человеком, то, вытесняя неприятную информацию и демонстрируя окружающим только то, что они хотели бы видеть. Сознание человека, ориентировано на познание внешнего мира, а самосознание – внутрь человеческой психики. Существует мнение, что человек по настоящему стал человеком в тот момент, когда у него сформировалось понятие «Я».

2. Процесс самосознания и «Я-образ». Самосознание можно рассмотреть как процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе, и тогда говорят о самопознании, которое протекает главным образом в виде самонаблюдения и самооценки, сопоставление себя и других. Но самосознание характеризуется также своим продуктом – представлением о себе, «Я-образом», или «Я-концепцией». (12, с. 100)

Уровень самосознания, уровень сложности, интегрированности и устойчивости образа «Я» тесно связан с развитием интеллекта. Маленький ребенок еще не вычленяет себя из окружающего мира, он не способен противопоставить себя всему другому «Не-Я».

В «Я-образе» выделяются 2 аспекта: знание о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе – его «Я-концепцию». Однако знания о себе, естественно, ему небезразличны: то, что он узнает, он оценивает, испытывая определенные чувства, - т. е. формируется более или менее устойчивое самоотношение. Не все в собственном самоотношение ясно осознано, некоторые аспекты «Я-образа» ускользают от сознания, неосознанны.

Стремление видеть и отмечать в себе социально одобряемые качества – одно из реальных стремлений человека, которое, конечно же, отражает его «Я-концепцию». Психологи выделяют такой феномен, как «эффект фасада», - т. е. часто человек хочет произвести хорошее впечатление, выглядеть лучше, чем он есть на самом деле. Иногда он сам искренне в это верит.

Мини тест «20 Я» (для выделение особенностей «Я-концепции».

Сейчас мы проведем с вами маленький эксперимент. Все вы уникальные и сложные создания и можете по-разному ответить на вопрос «Кто Я?». Вам нужно в течение 5 минут записать 10 ответов (а лучше – 20) на этот вопрос.

Учащиеся пишут на своих листочках, на все их вопросы «Что писать?» преподаватель отвечает: «Как считаете нужным… это же о вас, только вы знаете, кто вы!» Затем желающие зачитывают свои варианты.

Итак, вы получили перечень определений. Все эти ответы, вместе взятые, и определяют вашу «Я-концепцию» - ваше сегодняшнее представление о себе. В конце урока мы еще раз вернемся к анализу выполненной вами работы.

3. «Я-концепция» и ее составляющие. Итак, «Я-концепция» - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Она не просто продукт самосознания, но важный фактор, влияющий на поведение человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление деятельности индивида, его поведение в ситуациях выбора, контакта с людьми. (1, с. 101)

Как уже было сказано, «Я-концепция» определяется не просто совокупностью знаний человека о себе, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Выделяют 3 составляющие «Я-концепции»: когнитивная (т. е. мысленный, осознанный образ), оценочная и поведенческая.

4. Когнитивная составляющая «Я-концепции» (самопонимание). Первую когнитивную составляющую «Я-концепции» называют еще самопониманием. Это- знание о себе.

Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными – независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, в результате которого формируется образ «Я», могут быть самыми разнообразными.

Когда мы описываем самих себя, мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним относятся любые ролевые (я – ученик, сын, пассажир и т. п.), статусные (я – староста класса), психологические характеристики индивида, описание его имущества, жизненных целей и т. п.

Все они входят в образ «Я» с различным удельным весом – одни представляются более значимыми, другие – менее.

Описательную составляющую «Я-концепции» часто называют «образом Я» или картиной «Я». Каждый из нас имеет довольно устойчивое представление о себе.

? Бывает, что какие-то компоненты нас совершенно не трогают Почему?

Вероятно, здесь играет роль тот факт, что компоненты могут не совпадать с нашим «образом Я» и поэтому кажутся фальшивыми.

5. Оценочная составляющая «Я-концепции» - самооценка. Вторая составляющая «Я-концепции» называется самооценкой и является оценочным отношением к себе. Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. В основном в попытках охарактеризовать себя присутствует сильный личностный, эмоциональный и оценочный момент. Даже такие объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их «Я-концепции». (1, с. 102)

Свой рост, составляющий 170 см, одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Взависимости от взгляда на те или иные характеристики «Я» выстраивается определенное поведение человека.

Термин «самооценка» подчеркивает оценочный характер представлений о себе, в котором присутствуют элементы сравнения себя с неким эталоном, другими людьми или нравственным идеалом.

Есть 3 момента существенных для понимания самооценки.

Прежде всего важную роль в ее формировании играет сопоставление образа «Реального Я» с образом «идеального Я», т. е. представлением о том, каким человек хотел бы быть.

Для того чтобы выяснить, какова ваша самооценка, предлагаем провести небольшой эксперимент.

Тест «Самооценка»

Анализ и обсуждение результатов.

Итак, анализируя результаты вашего теста самооценка может быть завышенной, адекватной, или занижкенной.

? Как Вы думаете, что дает каждый из этих типов самооценки ее обладателю? Как та или иная самооценка будет проявляться в поведении?