СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекционный материал семинара -практикума по теме Конфликты

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лекционный материал семинара -практикума по теме Конфликты»

Общее понятие о конфликте.

Основные способы разрешения конфликтов


Конфликт – это столкновение (лат.) – острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии и сопровождающийся негативными эмоциями.

Конфликты — это норма жизни. В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием младших школьников, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями. При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Конфликт — враждебное, негативное противостояние людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей. В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются: -        участники конфликта (оппоненты); -   предмет конфликта.

Способы разрешения конфликтов

  1. Конкуренция (соперничество)

«Чтобы я победил, ты должен проиграть»

Соперничество является таким видом поведения, когда субъект стремится к удовлетворению своих собственных интересов, принося ущерб интересам противоположного субъекта. Следуя представленной стратегии, человек уверен, что одержать верх в конфликте возможно только для одного участника, а сама победа для одного всегда будет означать поражение для другого. Человек, предпочитающий соперничество, будет «гнуть свою линию» всеми доступными ему способами. Противоположная же позиция браться во внимание им не будет.

Основные действия человека при стратегии «Соперничество»:

  • Жёсткий контроль над действиями оппонента

  • Постоянное и преднамеренное давление на оппонента любыми способами

  • Применение обмана, хитростей для создания перевеса в свою сторону

  • Провокация оппонента на совершение ошибок и непродуманных шагов

  • Нежелание вступать в конструктивный диалог по причине самоуверенности



  1. Приспособление

«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть»

Приспособление как способ поведения в конфликте характеризуется тем, что субъект готов убрать на задний план свои потребности, желания и интересы и пойти на уступки оппоненту, чтобы не допустить конфронтации. Подобную стратегию нередко выбирают люди с заниженной самооценкой, неуверенные в себе и считающие, что их позиция и мнение не должны браться в расчёт.

Основные действия человека при стратегии «Приспособление»:

  • Постоянное соглашение с требованиями оппонента в угоду ему

  • Активная демонстрация пассивной позиции

  • Отсутствие претензии на победу и сопротивление

  • Лесть, потакание оппоненту



3.Избегание

«Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него»

Суть данной стратегии заключается в том, что человек старается сделать всё возможное, чтобы отложить конфликт и принятие важных решений на потом. При такой стратегии человек не только не отстаивает свои интересы, но и не проявляет внимания к интересам оппонента.

Основные действия человека при стратегии «Избегание»:

  • Отказ от взаимодействия с оппонентом

  • Тактика демонстративного ухода

  • Отказ от применения силовых методов

  • Игнорирование любой информации от оппонента, отказ от сбора фактов

  • Отрицание важности и серьёзности конфликта

  • Преднамеренное замедление в принятии решений

  • Страх сделать ответный ход



  1. Компромисс

«Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»

Компромисс является частичным удовлетворением интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия.

Основные действия человека при стратегии «Компромисс»:

  • Ориентированность на равенство позиций

  • Предложение своих вариантов в ответ на предложение вариантов оппонента

  • Иногда использование хитрости или лести с целью вызова у оппонента благожелательного отношения

  • Стремление к поиску взаимовыгодного решения



  1. Сотрудничество

«Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть»

Выбирая стратегию сотрудничества, субъект конфликта настроен на разрешение конфликта таким образом, чтобы это было выгодно всем участникам. Причём, здесь не просто учитывается позиция оппонента или оппонентов, но и присутствует стремление к тому, чтобы их требования были максимально удовлетворены, как и свои собственные.

Основные действия человека при стратегии «Сотрудничество»:

  • Сбор информации об оппоненте, предмете конфликта и самом конфликте

  • Подсчёт ресурсов всех участников взаимодействия с целью выработать альтернативные предложения

  • Открытое обсуждение конфликта, стремление его ликвидировать

  • Рассмотрение предложений оппонента













Задание к лекционному материалу

по теме «Общее понятие о конфликте.

Основные способы разрешения конфликтов»


Ниже приведены конфликтные ситуации. На основании способов разрешения конфликтов подберите наиболее эффективный способ. Аргументируйте свой ответ.

  1. Мальчик старшего дошкольного возраста — Валерик — принес в детский сад новую книгу. Он хотел, чтобы воспитательница почитала ее всем ребятам. Книга сбыла в красивой обложке и со множеством цветных картинок.

Ребята сразу окружили Валерика, все наперебой просили дать им посмотреть книжку. Вдруг подскочил Кирюша, стараясь выхватить книгу из рук Валерика, и порвал ее.

Владелец книги очень огорчен, чуть не плачет, ребята возмущены: еще бы, даже и почитать не успели! А виновник случившегося, нимало не смущаясь, упрямо оправдывается:

— Я не виноват! Не надо было Валерику так крепко ее держать, она и не порвалась бы.

— По-твоему, значит, виноват Валерик? А как вы, ребята, считаете? — обращается воспитательница ко всем ребятам.



  1. Ребенок качается на качелях. Тут подходит другой ребенок с явным намерением тоже покачаться. Возникает спор. Как вы поступите в данной ситуации



  1. Педагог, уставший от постоянного шума на занятиях: «Зачем вы приходите в школу? Разве не для того, чтобы чему-то научиться?» Ученики хором: «Мы приходим общаться с друзьями!» Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?

4. Ребенка толкнули (ударили, обидели, обсыпали песком). Недолго думая, он дает сдачу. Как вы поступите в данной ситуации