СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ
Задание. Составьте библиографический список по проблеме...
Библиографический список
Библиография – это список литературы (обычно алфавитный) по исследуемому вопросу, построенный по принципам библиографического описания. Библиография обычно помещается в конце исследования. Библиографическое описание – это набор представленных по определенным правилам сведений о книге, статье, журнале и т. п. Библиографическое описание позволяет получить более или менее полное представление об издании (кто автор, какова тема, когда выпущено издание и т. д.).
Элементы библиографического описания разделяются так называемыми условными разделительными знаками (УРЗ). Наиболее важные УРЗ:
: | Двоеточие | Сведения, относящиеся к заглавию: Русский язык: Учебник |
/ / | Косая черта | Сведения об ответственности (о редакторе, составителе или о нескольких авторах) / Под ред. А.П. Тряпицыной / Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына и др. |
/// | Двойная косая черта | Начало второй части библиографического описания; например, сведения о сборнике или журнале, в котором размещена статья // Педагогика. 2007. № 2. |
- | Точка и тире | Сведения об издании – 2-е изд., СПб., 2007. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 252 с. |
Схема библиографического описания источника
Библиографическое описание книги, словаря, энциклопедии:
Например:
1. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.
2. Слуцкий В. И. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 240 с.
Переводные издания:
Древс У., Фурман Э. Организация урока (в вопросах и ответах): Пер. с нем.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 128 с.
Библиографическое описание статьи:
Например:
1. Артемов А. Некомпьютерные игры // Семья и школа. – 1990. № 5. – С. 50-53.
2. Краевский В. В. Педагогическая теория в системе связи науки и практики // Профессиональная подготовка педагога: Сб. науч. трудов. – М., 1993. – С. 18-24.
3. Пассов Е. Как научить учителя // Учительская газета. – 1991. – 10 марта.
4. Описание сборника трудов с общим названием: Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. – М.: Педагогика, 1988. – 544 с.
В описании допускаются некоторые сокращения слов. Сокращения не касаются названия работы. Например, дет. лит.; иностр. лит.; учебн. пособие; метод, пособие ср. шк.; ин-т; биб-ка; матер. /материалы/; лит. /литература/; высш. шк.; сб. науч. тр. и др.
Варианты построения библиографических списков
В качестве заглавия библиографического списка используют стандартные рубрики «Список литературы», «Библиографический список», «Список использованных источников», «Список основной использованной литературы».
Библиографические списки состоят их отдельных позиций. Каждая позиция списка представляет собой самостоятельное библиографическое описание.
Библиографические описания, включаемые в библиографические списки, располагают в определенном порядке.
Наибольшее распространение получили следующие варианты построения:
1. Алфавитное.
2. Хронологическое.
3. Нумерационное.
4. Систематическое.
Список литературы
Требования библиографического описания выполняются и при составлении списка литературы, который вам потребуется для написания реферата, курсовой работы, дипломной работы.
Пишется список литературы в алфавитном порядке фамилий авторов. Если вы используете несколько работ одного автора, то их нужно записать по алфавиту названия работы.
Существует другой вариант составления списка литературы. В этом случае последовательность записи будет следующая:
1. Сначала записываются официальные документы (постановления, указы, законы) в хронологически обратном порядке. Например, сначала указ 2000 г., затем 1999, потом 1998 г.
2. Источники: неопубликованные документы, архивные материалы, рукописные материалы, авторефераты диссертаций, статистические материалы, мемуары.
3. Литература в алфавитном порядке.
4. Справочные и библиографические пособия.
Аннотированный список литературы
Аннотированный список литературы представляет собой список литературы по определенной проблеме с аннотациями.
Параметры оценки заданий на составление аннотированных и библиографических списков по проблемам: соответствие требованиям содержания библиографического или аннотированного списка исходя из цели и задач его выполнения; соответствие требованиям оформления списков; соответствие последовательности расположения библиографических описаний в списке.