Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мегетская средняя общеобразовательная школа»
Аналитическая справка
по результатам диагностики универсальных учебных действий
у учащихся 4-х классов и готовности перехода в среднее звено
2016-2017 учебный год
Обследование проведено
педагогом-психологом
Козленко А.А.
Переход учащихся из начальной школы на II ступень обучения предъявляет высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у них определённых учебных знаний и учебных действий, к уровню развития произвольности психических процессов и способности к саморегуляции.
Однако этот уровень развития учащихся 10 - 11 лет далеко не одинаков: у одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других не достигает допустимого предела. Поэтому данный переходный период может сопровождаться появлением разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у педагогов. Рассмотрим психологическую составляющую данного периода.
Для предупреждения возможных негативных явлений необходимо выявление потенциальной «группы риска», т.е. тех учащихся, чьё дальнейшее обучение будет связано с определёнными трудностями; и которые будут нуждаться в психолого-педагогической поддержке.
Выявление уровня сформированности психологических новообразований у младшего школьника позволит индивидуализировать или дифференцировать процесс обучения в средней школе и оказать учащемуся необходимую психолого-педагогическую поддержку.
Психологическая диагностика учащихся 4-х классов при переходе в среднее звено включает в себя изучение познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, а также выделение уровня готовности четвероклассников к переходу в среднее звено. Диагностика проведена во втором полугодии учебного года среди учащихся 4 А, 4 Б, 4 В, 4 Г, 4 Д классов.
Для диагностики познавательных универсальных учебных действий учащихся использовалась методика ГИТ, а также методики на исследование зрительной, слуховой и логической памяти: «10 слов», «Запомни пары слов».
В 5-м классе учебный материал чаще оформляется в виде схем, алгоритмов, что требует от учеников определенного уровня развития теоретического мышления и речи как инструмента мышления. Для изучения уровня развития словесно-логического мышления использовалась методика «ГИТ». Результаты изучения мышления у учащихся 4-х классов представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Уровни сформированности словесно-логического мышления
Уровни | Классы |
4 А | 4 Б | 4 В | 4 Г | 4 Д |
высокий | 2 | 0 | 3 | 4 | 0 |
выше среднего | 12 | 9 | 11 | 4 | 6 |
средний | 5 | 16 | 14 | 13 | 15 |
ниже среднего | 1 | 2 | 2 | 4 | 2 |
низкий | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 |
всего | 30 | 27 | 30 | 26 | 26 |
Для большей наглядности представим уровни сформированности словесно-логического мышления учащихся 4-х классов на Рис. 1
Рис. 1 Уровни сформированности словесно-логического мышления учащихся 4-х классов
Результаты выполнения методики «Групповой интеллектуальный тест» учащимися 4-х классов представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Результаты выполнения методики «Групповой интеллектуальный тест»
Уровни | Классы |
4 А | 4 Б | 4 В | 4 Г | 4 Д |
высокий | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 |
выше среднего | 9 | 6 | 7 | 4 | 7 |
средний | 20 | 19 | 19 | 20 | 16 |
ниже среднего | 0 | 2 | 3 | 1 | 0 |
низкий | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 |
всего | 30 | 27 | 30 | 26 | 26 |
Для большей наглядности представим результаты выполнения методики «Групповой интеллектуальный тест» на Рис. 2
Рис. 2 Результаты выполнения методики «Групповой интеллектуальный тест»
Из данных Таблицы 2 видно, что для 1 % и для 24 % учащихся характерны высокий и выше среднего уровни выполнения методики «ГИТ» соответственно. Средний уровень выявлен у большинства (68 %) учащихся 4-х классов.
Уровень ниже среднего и низкий уровень выполнения методики «ГИТ» выявлен у 4 % и 3% учащихся соответственно.
В пятом классе увеличивается объем учебного материала, усвоение которого требует развития логической памяти. Для диагностики развития когнитивной сферы учащихся использовался пакет диагностических методик: «10 слов», «Запомни пары слов».
Результаты изучения зрительной, слуховой и логической памяти представлены в Таблице 3, Таблице 4 и Таблице 5 соответственно.
Таблица 3
Уровни развития зрительной памяти
Уровни | Классы |
4 А | 4 Б | 4 В | 4 Г | 4 Д |
высокий | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 |
выше среднего | 4 | 0 | 3 | 0 | 6 |
средний | 23 | 24 | 20 | 23 | 17 |
ниже среднего | 3 | 3 | 5 | 2 | 0 |
низкий | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 |
всего | 30 | 27 | 30 | 26 | 26 |
Для большей наглядности представим уровни развития зрительной памяти учащихся 4-х классов на Рис. 3
Рис. 3 Уровни развития зрительной памяти учащихся 4-х классов
Таблица 4
Уровни развития слуховой памяти
Уровни | Классы |
4 А | 4 Б | 4 В | 4 Г | 4 Д |
высокий | 1 | 4 | 1 | 6 | 0 |
выше среднего | 5 | 5 | 3 | 2 | 6 |
средний | 24 | 18 | 23 | 17 | 18 |
ниже среднего | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 |
низкий | 0 | 0 | 2 | 0 | 2 |
всего | 30 | 27 | 30 | 26 | 26 |
Для большей наглядности представим уровни развития слуховой памяти учащихся 4-х классов на Рис.4
Рис. 4 Уровни развития слуховой памяти учащихся 4-х классов
Таблица 5
Уровни развития логической памяти
Уровни | Классы |
4 А | 4 Б | 4 В | 4 Г | 4 Д |
высокий | 15 | 20 | 12 | 15 | 6 |
выше среднего | 4 | 7 | 9 | 2 | 6 |
средний | 11 | 0 | 7 | 7 | 10 |
ниже среднего | 0 | 0 | 2 | 2 | 3 |
низкий | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
всего | 30 | 27 | 30 | 26 | 26 |
Для большей наглядности представим уровни развития логической памяти учащихся 4-х классов на Рис. 5.
Рис. 5.Уровни развития логической памяти учащихся 4-х классов
Из данных Таблицы 3 и Таблицы 4 видно, что у большинства учащихся зрительная и слуховая память имеет средние показатели. Данные Таблицы 5 показывают, что логическая память развита на высоком и выше среднего уровнях у большинства учащихся 4-х классов.
Результаты изучения зрительной, слуховой, логической памяти, словесно-логического мышления, а также результаты выполнения методики «ГИТ» позволяют выделить уровни сформированности познавательных универсальных учебных действий. Данные представлены в Таблице 6.
Таблица 6
Уровни сформированности познавательных УУД учащихся 4-х классов
Уровни | Классы |
4 А | 4 Б | 4 В | 4 Г | 4 Д |
высокий | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 |
выше среднего | 9 | 6 | 7 | 6 | 7 |
средний | 19 | 19 | 18 | 18 | 16 |
ниже среднего | 1 | 2 | 3 | 1 | 0 |
низкий | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 |
всего | 30 | 27 | 30 | 26 | 26 |
Для большей наглядности представим уровни сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся 4-х классов на Рис. 6 и Рис. 7
Рис. 6 Уровни сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся 4-х классов
Рис. 7 Уровни сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся 4-х классов в целом
Из данных Таблицы 6 видно, что для 3 % и для 25 % учащихся характерны высокий и выше среднего уровни сформированности познавательных УУД соответственно. Ребята умеют строить логические умозаключения, делать выводы, а так же выделять лишнее, обобщать, анализировать предметы и явления.
Средний уровень сформированности познавательных УУД выявлен у большинства (65 %) учащихся 4-х классов.
Уровень ниже среднего и низкий уровень сформированности познавательных УУД выявлен у 5 % и 2 % учащихся соответственно. У таких ребят не сформированы операции логических закономерностей, затруднены операции сравнения, выделения лишнего, обобщения. Таким образом, для данной группы ребят необходимы консультации специалистов, индивидуальный подход в обучении, а также коррекционная работа по выявленным нарушениям. (ниже среднего: 4 А: Зайцев Кирилл, 4 Б: Вяткин Аркадий, 4 В: Алибаев Вадим, Говоров Иван, Мищенко Анна. 4 Г: Зарубина Виолетта, низкий: 4 Д: Воробьев Никита, Девятирикова Ксения, Куркутова Алина).
В среднем звене смена деятельности на уроках, как правило, происходит реже, чем в начальной школе, т.к. материал подается более крупными блоками (т.е. возрастают требования к устойчивости внимания). Для диагностики регулятивных универсальных учебных действий учащихся 4-х классов использовался пакет диагностических методик:
Тест «Простые поручения» (саморегуляция, организация) (1 часть методики ГИТ)
Корректурная проба (7 часть методики ГИТ)
Результаты по методике «Простые поручения» представлены в Таблице 7.
Таблица 7
Результаты исследования саморегуляции, самоорганизации у учащихся 4-х классов
Уровни | Классы |
4 А | 4 Б | 4 В | 4 Г | 4 Д |
высокий | 10 | 3 | 5 | 4 | 6 |
выше среднего | 5 | 9 | 5 | 1 | 5 |
средний | 13 | 11 | 13 | 17 | 10 |
ниже среднего | 2 | 2 | 6 | 3 | 5 |
низкий | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 |
всего | 30 | 27 | 30 | 26 | 26 |
Результаты по методике «Корректурная проба» представлены в Таблице 8.
Таблица 8
Результаты исследования устойчивости, переключаемости внимания у учащихся 4-х классов
Уровни | Классы |
4 А | 4 Б | 4 В | 4 Г | 4 Д |
высокий | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 |
выше среднего | 4 | 0 | 3 | 0 | 5 |
средний | 23 | 24 | 20 | 23 | 18 |
ниже среднего | 3 | 3 | 5 | 2 | 0 |
низкий | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 |
всего | 30 | 27 | 30 | 26 | 26 |
Данные Таблицы 7 и Таблицы 8 позволяют выделить уровни сформированности регулятивных универсальных учебных действий учащихся. Результаты представлены в Таблице 9.
Таблица 9
Уровни сформированности регулятивных УУД у учащихся 4-х классов
Уровни | Классы |
4 А | 4 Б | 4 В | 4 Г | 4 Д |
высокий | 3 | 0 | 2 | 0 | 5 |
выше среднего | 5 | 3 | 5 | 4 | 2 |
средний | 21 | 22 | 21 | 20 | 18 |
ниже среднего | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 |
низкий | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 |
всего | 30 | 27 | 30 | 26 | 26 |
Для большей наглядности представим результаты диагностики регулятивных универсальных учебных действий учащихся 4-х классов на Рис. 7 и Рис 8.
Рис. 7 Результаты диагностики регулятивных универсальных учебных действий учащихся 4-х классов
Рис. 8 Уровни сформированности регулятивных универсальных учебных действий учащихся 4-х классов
Качественный анализ результатов проведенных методик показал, что у большинства учащихся четвертых классов, что составляет 73 %, регулятивные универсальные учебные действия сформированы на среднем уровне. Такие учащиеся охотно осуществляют решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования; невозможность решить практическую задачу объясняют отсутствием адекватных способов решения.
Высокий и выше среднего уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий показали 7 % и 13 % соответственно. Ученик сам осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи, может регулировать весь процесс выполнения, а также определяет цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
Для 4 % характерен уровень ниже среднего, что свидетельствует о том, что предъявляемое требование осознается учащимися лишь частично.
Низкий уровень проявления регулятивных универсальных учебных действий выявлен у 3 % учащихся. Такие учащиеся включаясь в работу, быстро отвлекается или ведут себя хаотично; нуждаются в пошаговом контроле со стороны учителя; не могут ответить на вопросы о том, что они собираются делать или что сделали. В данную группу входят: Петухова Алена (4 Г), 4 Д класс: Девятирикова Ксения, Воробьев Никита, Куркутова Алина.
В средней школе будет постепенно происходить смена ведущей деятельности: учеба уступит свое первенство общению, будет расширяться сфера социальных контактов учащихся, следовательно, дети должны к концу начальной школы освоить формы позитивного общения друг с другом и взрослыми.
Для диагностики коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 4-х классов использовались диагностические методики «Социометрия Дж. Морено», «Мой класс», а также «Карта наблюдения» Результаты представлены в Таблице 10.
Таблица 10
Результаты диагностики коммуникативных УУД учащихся 4-х классов
Уровни | Классы |
4 А | 4 Б | 4 В | 4 Г | 4 Д |
высокий | 3 | 1 | 6 | 2 | 5 |
выше среднего | 10 | 8 | 15 | 7 | 4 |
средний | 17 | 15 | 8 | 14 | 12 |
ниже среднего | 0 | 2 | 1 | 2 | 3 |
низкий | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 |
всего | 30 | 27 | 30 | 26 | 26 |
Для большей наглядности представим результаты диагностики коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на Рис. 9 и Рис 10.
Рис. 9 Результаты диагностики коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 4-х классов
Рис. 10 Уровни сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 4-х классов
Качественный анализ результатов проведенных методик показал, что у большинства учащихся 4 классов (47 %) коммуникативные универсальные учебные действия сформированы на среднем уровне. 12 % и 32 % учащихся показали высокий и выше среднего уровни сформированности коммуникативных универсальных учебных действий соответственно. Для 6 % и 3% четвероклассников характерен ниже среднего и низкий уровень проявления коммуникативных универсальных учебных действий соответственно Таким образом, продуктивность совместной деятельности, умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать, а также осуществлять взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, осуществлять взаимопомощь по ходу рисования сформированы у большинства учащихся четвертых классов.
В средней школе от учащихся требуется большая, по сравнению с начальными классами, организованность и самостоятельность, т.е. возрастают требования к волевой сфере личности.
Для диагностики личностных универсальных учебных действий четвероклассников использовался следующий пакет диагностических методик:
«Лесенка» Дембо-Рубинштейна.
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой.
Методика «Мой класс».
Карта наблюдений классного руководителя.
Результаты изучения самооценки четвероклассников представлены в Таблице 11.
Таблица 11
Результаты диагностики самооценки учащихся 4-х классов
Уровни | Классы |
4 А | 4 Б | 4 В | 4 Г | 4 Д |
адекватная | 21 | 16 | 17 | 15 | 16 |
неустойчивая | 9 | 11 | 13 | 11 | 10 |
всего | 30 | 27 | 30 | 26 | 26 |
Результаты изучения мотивации учащихся представлены в Таблице 12.
Таблица 12
Результаты изучения мотивации четвероклассников
Уровни | Классы |
4 А | 4 Б | 4 В | 4 Г | 4 Д |
учебная | 6 | 2 | 16 | 2 | 5 |
средняя | 17 | 21 | 7 | 17 | 17 |
игровая | 2 | 0 | 1 | 1 | 0 |
ниже среднего | 5 | 3 | 3 | 6 | 2 |
низкая | 0 | 1 | 3 | 0 | 2 |
всего | 30 | 27 | 30 | 26 | 26 |
Для большей наглядности представим результаты диагностики личностных универсальных учебных действий учащихся на Рис. 11 и Рис. 12
Рис. 11 Результаты диагностики самооценки учащихся 4-х классов
Рис. 12 Результаты диагностики мотивации учащихся 4-х классов
Данные Таблицы 11 и Таблицы 12 позволяют выделить уровни сформированности личностных универсальных учебных действий учащихся. Результаты представлены в Таблице 13.
Таблица 13
Уровни сформированности личностных УУД у учащихся 4-х классов
Уровни | Классы |
4 А | 4 Б | 4 В | 4 Г | 4 Д |
высокий | 1 | 4 | 4 | 2 | 2 |
выше среднего | 8 | 3 | 9 | 3 | 7 |
средний | 19 | 15 | 13 | 12 | 9 |
ниже среднего | 2 | 5 | 4 | 8 | 5 |
низкий | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 |
всего | 30 | 27 | 30 | 26 | 26 |
Для большей наглядности представим уровни сформированности личностных универсальных учебных действий учащихся на Рис. 13 и Рис.14.
Рис. 13 Результаты диагностики личностных универсальных учебных действий учащихся 4-х классов
Рис. 14 Уровни сформированности личностных универсальных учебных действий учащихся 4-х классов
Из данных Таблицы 13 видно, что 9 % и 22 % учащихся имеют высокий и выше среднего уровни сформированности личностных УУД соответственно. Это свидетельствует о том, что у ребят сформировано чувство необходимости учения; учащиеся отдают предпочтение урокам «школьного» типа, имеют адекватное содержательное представление о школе; отдают предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома; проявляют интерес к новому; у них сформированы учебные мотивы; а также имеется стремление к получению высоких оценок.
Для большинства учащихся (68 %) учащихся 4-х классов характерен средний уровень сформированности личностных УУД. Ребята имеют положительное отношение к школе; ориентируются на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», школа привлекает их в большей степени внеучебной деятельностью, частично сформирован интерес к новому, а также частично сформированы учебные мотивы.
Уровень ниже среднего сформированности личностных УУД выявлен у 17 % учащихся. У таких ребят сформированность учебных мотивов недостаточна. Низкий уровень сформированности личностных УУД выявлен у 3 % учащихся.
Результаты изучения познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 4-х классов позволяют выделить общий уровень готовности четвероклассников к переходу в среднее звено. Данные представлены в Таблице 14
Таблица 14
Общий уровень готовности четвероклассников к переходу в среднее звено
Уровни | Классы |
4 А | 4 Б | 4 В | 4 Г | 4 Д |
высокий | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 |
выше среднего | 6 | 4 | 7 | 3 | 3 |
средний | 22 | 20 | 19 | 19 | 18 |
ниже среднего | 1 | 3 | 3 | 2 | 1 |
низкий | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 |
всего | 30 | 27 | 30 | 26 | 26 |
Для большей наглядности представим уровни готовности четвероклассников к переходу в среднее звено на Рис. 15 и Рис.16.
Рис. 15. Общий уровень готовности четвероклассников к переходу в среднее звено
Рис. 16. Уровни готовности четвероклассников к переходу в среднее звено
Анализ результатов изучения коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий учащихся 4-х классов показал, что изученные УУД сформированы на среднем уровне у большинства учащихся, а также общий уровень готовности к переходу в среднее звено у большинства учащихся средний. (70 %) Однако, выявлена группа детей с низким уровнем и ниже среднего уровнем готовности, что составляет 3 %. и 7 % соответственно.
Таким образом, необходимо сформулировать рекомендации для дальнейшей работы.
Рекомендации
Продолжить формирование коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий учащихся:
- Л.С. Выготский писал: при изучении результативности обучения учитывать не только абсолютную успешность (соответствие достижений ученика программным требованиям), но, главным образом, успешность относительную (продвижение ученика по отношению к самому себе). Не у всех школьников относительная успешность будет совпадать с абсолютной.
- Важнейшие новообразования к 10 годам возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Этот возраст оптимален для развития устойчивых познавательных интересов и потребностей, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей. Развиваются навыки общения со сверстниками, что способствует установлению прочных дружеских контактов. Это период позитивных изменений и преобразований. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения учиться, не научится дружить, не обретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее, что потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.
- Формировать навыки позитивного взаимодействия и общения для развития коммуникативных навыков.