СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лента цифр по матемаиике

Нажмите, чтобы узнать подробности

лента цифр

Просмотр содержимого документа
«Лента цифр по матемаиике»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мегетская средняя общеобразовательная школа»










Аналитическая справка

по результатам диагностики универсальных учебных действий

у учащихся 4-х классов и готовности перехода в среднее звено

2016-2017 учебный год









Обследование проведено

педагогом-психологом

Козленко А.А.















Переход учащихся из начальной школы на II ступень обучения предъявляет высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у них определённых учебных знаний и учебных действий, к уровню развития произвольности психических процессов и способности к саморегуляции.

Однако этот уровень развития учащихся 10 - 11 лет далеко не одинаков: у одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других не достигает допустимого предела. Поэтому данный переходный период может сопровождаться появлением разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у педагогов. Рассмотрим психологическую составляющую данного периода.

Для предупреждения возможных негативных явлений необходимо выявление потенциальной «группы риска», т.е. тех учащихся, чьё дальнейшее обучение будет связано с определёнными трудностями; и которые будут нуждаться в психолого-педагогической поддержке.

Выявление уровня сформированности психологических новообразований у младшего школьника позволит индивидуализировать или дифференцировать процесс обучения в средней школе и оказать учащемуся необходимую психолого-педагогическую поддержку.

Психологическая диагностика учащихся 4-х классов при переходе в среднее звено включает в себя изучение познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, а также выделение уровня готовности четвероклассников к переходу в среднее звено. Диагностика проведена во втором полугодии учебного года среди учащихся 4 А, 4 Б, 4 В, 4 Г, 4 Д классов.

Для диагностики познавательных универсальных учебных действий учащихся использовалась методика ГИТ, а также методики на исследование зрительной, слуховой и логической памяти: «10 слов», «Запомни пары слов».

В 5-м классе учебный материал чаще оформляется в виде схем, алгоритмов, что требует от учеников определенного уровня развития теоретического мышления и речи как инструмента мышления. Для изучения уровня развития словесно-логического мышления использовалась методика «ГИТ». Результаты изучения мышления у учащихся 4-х классов представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Уровни сформированности словесно-логического мышления

Уровни

Классы

4 А

4 Б

4 В

4 Г

4 Д

высокий

2

0

3

4

0

выше среднего

12

9

11

4

6

средний

5

16

14

13

15

ниже среднего

1

2

2

4

2

низкий

0

0

0

1

3

всего

30

27

30

26

26

Для большей наглядности представим уровни сформированности словесно-логического мышления учащихся 4-х классов на Рис. 1


Рис. 1 Уровни сформированности словесно-логического мышления учащихся 4-х классов



Результаты выполнения методики «Групповой интеллектуальный тест» учащимися 4-х классов представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Результаты выполнения методики «Групповой интеллектуальный тест»


Уровни

Классы

4 А

4 Б

4 В

4 Г

4 Д

высокий

1

0

1

0

0

выше среднего

9

6

7

4

7

средний

20

19

19

20

16

ниже среднего

0

2

3

1

0

низкий

0

0

0

1

3

всего

30

27

30

26

26


Для большей наглядности представим результаты выполнения методики «Групповой интеллектуальный тест» на Рис. 2

Рис. 2 Результаты выполнения методики «Групповой интеллектуальный тест»



Из данных Таблицы 2 видно, что для 1 % и для 24 % учащихся характерны высокий и выше среднего уровни выполнения методики «ГИТ» соответственно. Средний уровень выявлен у большинства (68 %) учащихся 4-х классов.

Уровень ниже среднего и низкий уровень выполнения методики «ГИТ» выявлен у 4 % и 3% учащихся соответственно.


В пятом классе увеличивается объем учебного материала, усвоение которого требует развития логической памяти. Для диагностики развития когнитивной сферы учащихся использовался пакет диагностических методик: «10 слов», «Запомни пары слов».


Результаты изучения зрительной, слуховой и логической памяти представлены в Таблице 3, Таблице 4 и Таблице 5 соответственно.

Таблица 3

Уровни развития зрительной памяти

Уровни

Классы

4 А

4 Б

4 В

4 Г

4 Д

высокий

0

0

2

0

0

выше среднего

4

0

3

0

6

средний

23

24

20

23

17

ниже среднего

3

3

5

2

0

низкий

0

0

0

1

3

всего

30

27

30

26

26


Для большей наглядности представим уровни развития зрительной памяти учащихся 4-х классов на Рис. 3


Рис. 3 Уровни развития зрительной памяти учащихся 4-х классов

Таблица 4

Уровни развития слуховой памяти

Уровни

Классы

4 А

4 Б

4 В

4 Г

4 Д

высокий

1

4

1

6

0

выше среднего

5

5

3

2

6

средний

24

18

23

17

18

ниже среднего

0

0

1

1

0

низкий

0

0

2

0

2

всего

30

27

30

26

26


Для большей наглядности представим уровни развития слуховой памяти учащихся 4-х классов на Рис.4

Рис. 4 Уровни развития слуховой памяти учащихся 4-х классов

Таблица 5

Уровни развития логической памяти

Уровни

Классы

4 А

4 Б

4 В

4 Г

4 Д

высокий

15

20

12

15

6

выше среднего

4

7

9

2

6

средний

11

0

7

7

10

ниже среднего

0

0

2

2

3

низкий

0

0

0

0

1

всего

30

27

30

26

26


Для большей наглядности представим уровни развития логической памяти учащихся 4-х классов на Рис. 5.


Рис. 5.Уровни развития логической памяти учащихся 4-х классов



Из данных Таблицы 3 и Таблицы 4 видно, что у большинства учащихся зрительная и слуховая память имеет средние показатели. Данные Таблицы 5 показывают, что логическая память развита на высоком и выше среднего уровнях у большинства учащихся 4-х классов.


Результаты изучения зрительной, слуховой, логической памяти, словесно-логического мышления, а также результаты выполнения методики «ГИТ» позволяют выделить уровни сформированности познавательных универсальных учебных действий. Данные представлены в Таблице 6.


Таблица 6

Уровни сформированности познавательных УУД учащихся 4-х классов


Уровни

Классы

4 А

4 Б

4 В

4 Г

4 Д

высокий

1

0

2

1

0

выше среднего

9

6

7

6

7

средний

19

19

18

18

16

ниже среднего

1

2

3

1

0

низкий

0

0

0

0

3

всего

30

27

30

26

26


Для большей наглядности представим уровни сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся 4-х классов на Рис. 6 и Рис. 7

Рис. 6 Уровни сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся 4-х классов



Рис. 7 Уровни сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся 4-х классов в целом


Из данных Таблицы 6 видно, что для 3 % и для 25 % учащихся характерны высокий и выше среднего уровни сформированности познавательных УУД соответственно. Ребята умеют строить логические умозаключения, делать выводы, а так же выделять лишнее, обобщать, анализировать предметы и явления.

Средний уровень сформированности познавательных УУД выявлен у большинства (65 %) учащихся 4-х классов.

Уровень ниже среднего и низкий уровень сформированности познавательных УУД выявлен у 5 % и 2 % учащихся соответственно. У таких ребят не сформированы операции логических закономерностей, затруднены операции сравнения, выделения лишнего, обобщения. Таким образом, для данной группы ребят необходимы консультации специалистов, индивидуальный подход в обучении, а также коррекционная работа по выявленным нарушениям. (ниже среднего: 4 А: Зайцев Кирилл, 4 Б: Вяткин Аркадий, 4 В: Алибаев Вадим, Говоров Иван, Мищенко Анна. 4 Г: Зарубина Виолетта, низкий: 4 Д: Воробьев Никита, Девятирикова Ксения, Куркутова Алина).


В среднем звене смена деятельности на уроках, как правило, происходит реже, чем в начальной школе, т.к. материал подается более крупными блоками (т.е. возрастают требования к устойчивости  внимания). Для диагностики регулятивных универсальных учебных действий учащихся 4-х классов использовался пакет диагностических методик:

  1. Тест «Простые поручения» (саморегуляция, организация) (1 часть методики ГИТ)

  2. Корректурная проба (7 часть методики ГИТ)

Результаты по методике «Простые поручения» представлены в Таблице 7.

Таблица 7

Результаты исследования саморегуляции, самоорганизации у учащихся 4-х классов

Уровни

Классы

4 А

4 Б

4 В

4 Г

4 Д

высокий

10

3

5

4

6

выше среднего

5

9

5

1

5

средний

13

11

13

17

10

ниже среднего

2

2

6

3

5

низкий

0

2

1

1

0

всего

30

27

30

26

26



Результаты по методике «Корректурная проба» представлены в Таблице 8.


Таблица 8

Результаты исследования устойчивости, переключаемости внимания у учащихся 4-х классов

Уровни

Классы

4 А

4 Б

4 В

4 Г

4 Д

высокий

0

0

2

0

0

выше среднего

4

0

3

0

5

средний

23

24

20

23

18

ниже среднего

3

3

5

2

0

низкий

0

0

0

1

3

всего

30

27

30

26

26

Данные Таблицы 7 и Таблицы 8 позволяют выделить уровни сформированности регулятивных универсальных учебных действий учащихся. Результаты представлены в Таблице 9.

Таблица 9

Уровни сформированности регулятивных УУД у учащихся 4-х классов

Уровни

Классы

4 А

4 Б

4 В

4 Г

4 Д

высокий

3

0

2

0

5

выше среднего

5

3

5

4

2

средний

21

22

21

20

18

ниже среднего

1

2

2

1

0

низкий

0

0

0

1

3

всего

30

27

30

26

26

Для большей наглядности представим результаты диагностики регулятивных универсальных учебных действий учащихся 4-х классов на Рис. 7 и Рис 8.

Рис. 7 Результаты диагностики регулятивных универсальных учебных действий учащихся 4-х классов



Рис. 8 Уровни сформированности регулятивных универсальных учебных действий учащихся 4-х классов


Качественный анализ результатов проведенных методик показал, что у большинства учащихся четвертых классов, что составляет 73 %, регулятивные универсальные учебные действия сформированы на среднем уровне. Такие учащиеся охотно осуществляют решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования; невозможность решить практическую задачу объясняют отсутствием адекватных способов решения.

Высокий и выше среднего уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий показали 7 % и 13 % соответственно. Ученик сам осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи, может регулировать весь процесс выполнения, а также определяет цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Для 4 % характерен уровень ниже среднего, что свидетельствует о том, что предъявляемое требование осознается учащимися лишь частично.

Низкий уровень проявления регулятивных универсальных учебных действий выявлен у 3 % учащихся. Такие учащиеся включаясь в работу, быстро отвлекается или ведут себя хаотично; нуждаются в пошаговом контроле со стороны учителя; не могут ответить на вопросы  о том, что они собираются делать или  что сделали. В данную группу входят: Петухова Алена (4 Г), 4 Д класс: Девятирикова Ксения, Воробьев Никита, Куркутова Алина.

В  средней  школе  будет постепенно  происходить  смена ведущей деятельности: учеба уступит свое первенство общению, будет   расширяться   сфера социальных контактов учащихся, следовательно, дети должны к концу начальной школы освоить формы позитивного общения друг с другом и взрослыми.

Для диагностики коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 4-х классов использовались диагностические методики «Социометрия Дж. Морено», «Мой класс», а также «Карта наблюдения» Результаты представлены в Таблице 10.

Таблица 10

Результаты диагностики коммуникативных УУД учащихся 4-х классов

Уровни

Классы

4 А

4 Б

4 В

4 Г

4 Д

высокий

3

1

6

2

5

выше среднего

10

8

15

7

4

средний

17

15

8

14

12

ниже среднего

0

2

1

2

3

низкий

0

1

0

1

2

всего

30

27

30

26

26



Для большей наглядности представим результаты диагностики коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на Рис. 9 и Рис 10.



Рис. 9 Результаты диагностики коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 4-х классов


Рис. 10 Уровни сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 4-х классов


Качественный анализ результатов проведенных методик показал, что у большинства учащихся 4 классов (47 %) коммуникативные универсальные учебные действия сформированы на среднем уровне. 12 % и 32 % учащихся показали высокий и выше среднего уровни сформированности коммуникативных универсальных учебных действий соответственно. Для 6 % и 3% четвероклассников характерен ниже среднего и низкий уровень проявления коммуникативных универсальных учебных действий соответственно Таким образом, продуктивность совместной деятельности, умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать, а также осуществлять взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, осуществлять  взаимопомощь по ходу рисования сформированы у большинства учащихся четвертых классов.


В средней школе от учащихся требуется большая, по сравнению с начальными классами, организованность и самостоятельность, т.е. возрастают требования к волевой сфере личности.

Для диагностики личностных универсальных учебных действий четвероклассников использовался следующий пакет диагностических методик:

  1. «Лесенка» Дембо-Рубинштейна.

  2. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой.

  3. Методика «Мой класс».

  4. Карта наблюдений классного руководителя.


Результаты изучения самооценки четвероклассников представлены в Таблице 11.

Таблица 11

Результаты диагностики самооценки учащихся 4-х классов

Уровни

Классы

4 А

4 Б

4 В

4 Г

4 Д

адекватная

21

16

17

15

16

неустойчивая

9

11

13

11

10

всего

30

27

30

26

26


Результаты изучения мотивации учащихся представлены в Таблице 12.


Таблица 12

Результаты изучения мотивации четвероклассников

Уровни

Классы

4 А

4 Б

4 В

4 Г

4 Д

учебная

6

2

16

2

5

средняя

17

21

7

17

17

игровая

2

0

1

1

0

ниже среднего

5

3

3

6

2

низкая

0

1

3

0

2

всего

30

27

30

26

26


Для большей наглядности представим результаты диагностики личностных универсальных учебных действий учащихся на Рис. 11 и Рис. 12


Рис. 11 Результаты диагностики самооценки учащихся 4-х классов



Рис. 12 Результаты диагностики мотивации учащихся 4-х классов


Данные Таблицы 11 и Таблицы 12 позволяют выделить уровни сформированности личностных универсальных учебных действий учащихся. Результаты представлены в Таблице 13.

Таблица 13

Уровни сформированности личностных УУД у учащихся 4-х классов

Уровни

Классы

4 А

4 Б

4 В

4 Г

4 Д

высокий

1

4

4

2

2

выше среднего

8

3

9

3

7

средний

19

15

13

12

9

ниже среднего

2

5

4

8

5

низкий

0

0

0

1

3

всего

30

27

30

26

26

Для большей наглядности представим уровни сформированности личностных универсальных учебных действий учащихся на Рис. 13 и Рис.14.

Рис. 13 Результаты диагностики личностных универсальных учебных действий учащихся 4-х классов

Рис. 14 Уровни сформированности личностных универсальных учебных действий учащихся 4-х классов



Из данных Таблицы 13 видно, что 9 % и 22 % учащихся имеют высокий и выше среднего уровни сформированности личностных УУД соответственно. Это свидетельствует о том, что у ребят сформировано чувство необходимости учения; учащиеся отдают предпочтение урокам «школьного» типа, имеют адекватное  содержательное представление о школе; отдают предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома; проявляют интерес к новому; у них сформированы учебные мотивы; а также имеется стремление к  получению высоких оценок.


Для большинства учащихся (68 %) учащихся 4-х классов характерен средний уровень сформированности личностных УУД. Ребята имеют положительное отношение к школе; ориентируются на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», школа привлекает их в большей степени внеучебной деятельностью, частично сформирован интерес к новому, а также частично сформированы учебные  мотивы.


Уровень ниже среднего сформированности личностных УУД выявлен у 17 % учащихся. У таких ребят сформированность учебных мотивов недостаточна. Низкий уровень сформированности личностных УУД выявлен у 3 % учащихся.


Результаты изучения познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 4-х классов позволяют выделить общий уровень готовности четвероклассников к переходу в среднее звено. Данные представлены в Таблице 14

Таблица 14

Общий уровень готовности четвероклассников к переходу в среднее звено

Уровни

Классы

4 А

4 Б

4 В

4 Г

4 Д

высокий

1

0

1

1

1

выше среднего

6

4

7

3

3

средний

22

20

19

19

18

ниже среднего

1

3

3

2

1

низкий

0

0

0

1

3

всего

30

27

30

26

26


Для большей наглядности представим уровни готовности четвероклассников к переходу в среднее звено на Рис. 15 и Рис.16.


Рис. 15. Общий уровень готовности четвероклассников к переходу в среднее звено


Рис. 16. Уровни готовности четвероклассников к переходу в среднее звено


Анализ результатов изучения коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий учащихся 4-х классов показал, что изученные УУД сформированы на среднем уровне у большинства учащихся, а также общий уровень готовности к переходу в среднее звено у большинства учащихся средний. (70 %) Однако, выявлена группа детей с низким уровнем и ниже среднего уровнем готовности, что составляет 3 %. и 7 % соответственно.

Таким образом, необходимо сформулировать рекомендации для дальнейшей работы.


Рекомендации

  1. Продолжить формирование коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий учащихся:

- Л.С. Выготский писал: при изучении результативности обучения учитывать не только абсолютную успешность (соответствие достижений ученика программным требованиям), но, главным образом, успешность относительную (продвижение ученика по отношению к самому себе). Не у всех школьников относительная успешность будет совпадать с абсолютной.

- Важнейшие новообразования к 10 годам возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Этот возраст оптимален для развития устойчивых познавательных интересов и потребностей, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей. Развиваются навыки общения со сверстниками, что способствует установлению прочных дружеских контактов.   Это период позитивных изменений и преобразований. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения учиться, не научится дружить, не обретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее, что потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.


- Формировать навыки позитивного взаимодействия и общения для развития коммуникативных навыков.