Методическое объединение учителей иностранного языка
Мценского района Орловской области
Обобщение педагогического опыта
по теме:
«ЛЭПБУК как ОДИН из СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Голубцова И.О.,
учитель английского языка,
МБОУ «Тельченская СОШ»
2022 г.
Содержание
Стр
Обоснование выбора методической темы…………………………….. 3
Цели педагогического опыта…………………………………………....4
Теоретическая основа опыта…………………………………………....5
Методологическая база ………………………………………………....6
Актуальность педагогического опыта……………………………….....6
Описание основных элементов педагогического опыта…………….. 7
Результативность представляемого педагогического опыта …………8
Практическая значимость представляемого педагогического опыта…………………………....................................................................9
Иллюстративная часть ………………………………………………….10
10. Источники………………………………………………………………15
Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в
мастерской, его руки работают на пользу его ума.
Жан-Жак Руссо
Обоснование выбора методической темы:
В последние годы в методике преподавания иностранных языков наметилась тенденция к переходу от коммуникативного подхода к его разновидности — интерактивному подходу, который был предложен западными методистами, хотя еще не выработано однозначное понимание самого термина «интерактивный подход».
Существующая сложившаяся система обучения представляется достаточно понятной, однако результаты опроса молодых людей недавно окончивших школу, порой приводят в недоумение. Оказывается, что только в среднем 10% опрошенных отвечают правильно на предлагемые вопросы. Это отмечается в разных странах. [1]. Результат этого исследования: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только одного из десяти своих учащихся. К. Роджерс (американский психолог, наряду с Абрахамом Маслоу, один из создателей и лидеров гуманистической психологии), размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно» [2].
Эффективность педагогической деятельности педагога средней школы, по данным российской науки, характеризуется все теми же 10% успешности обучения. Ученые дают следующее объяснение: оставшиеся 90% учащихся также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств».[1 с. 96]
Результаты этого исследования приводят к выводу, что обучение должно строиться не только с книгой в руке. Одним из вариантов оптимизации учебного процесса в данном направлении является использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения. Особенностью метода интерактивного учения является то, что учащийся получает знания, навыки, умения в процессе собственной познавательной активности. Учащийся в процессе взаимодействия на занятии с другими учащимися/педагогом овладевает системой апробированных способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру и одновременно усваивает различные механизмы освоения знаний. Поэтому знания и навыки в этом случае являются как целью так и инструментом. Пирамида запоминания, изображенная на рис. 1 (См. Приложение) – хорошее подтверждение этому. Она показывает, что чем больше степень активности обучаемых в процессе познания, тем больше информации ими усваивается.
Сам термин лэпбук появляется в книге Тэмми Дьюби [4] в 2006 году. Тэмми – писательница, а также мама, реализующая семейное обучение в штате Вирджиния, США, где оно достаточно распространено. Тэмми использовала лэпбук, чтобы облегчить процесс запоминания материала ее собственным ребенком. Результат был впечатляющим, и она решила поделиться этим с другими родителями, чьи дети находились на семейном обучении. Теперь лэпбук применяется и при обучении в обычных школах тоже.
Таким образом, указанная тема является актуальной для исследования и необходимой для практического применения в современной школе, в нашем случае в Тельченской общеобразовательной школе.
Цели педагогического опыта:
Сегодня приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, выбирать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику.
Основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру
учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского образования описывает системно-деятельностный подход, который позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и УУД, которыми должны владеть учащиеся.
Этот подход лежит в основе метода «лэпбук», который помогает разнообразить организационные формы и учесть индивидуальные особенности каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия в познавательной деятельности. Эта интерактивная форма и метод обучения позволяет учащемуся стать дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. И в такой увлекательной форме работы не только развивается личность и способности обучающегося, но и происходит успешная мотивация к усвоению иностранного языка.
Успешное внедрение деятельностных технологий и методов позволяет планировать достижение результатов с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Это позволяет ученикам быть успешными не только в учебной, но и во внеурочной творческой деятельности, обеспечивает их результативное участие в конкурсах различного уровня: школьных, Интернет-олимпиадах, соревнованиях, игровых конкурсах. Внедрение в практику работы современных образовательных технологий создало условия для развития творческих способностей учащихся, их самореализации. В рамках процесса освоения английского языка это позволяет каждому выпускнику общеобразовательной школы получить ощущение уверенности в собственной языковой компетентности.
Теоретическая основа опыта
Единство обязательных требований к результатам освоения программ основного образования реализуется во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для успешного обучения на следующем уровне образования так и для жизни в современном обществе.
Поэтому в основе педагогической деятельности каждого учителя лежат требования федерального компонента государственного стандарта общего образования, основными из которых являются следующие:
Направленность общего образования на
личностное развитие детей:
приобретение опыта разнообразной деятельности;
умение ставить цель и определять путь ее достижения;
самостоятельно оценивать и регулировать свою деятельность;
достижение метапредметных результатов образовательного процесса:
регулятивных:
умения управлять своей деятельностью;
контроля результата и коррекции его;
проявления инициативности и самостоятельности.
коммуникативных:
планирования учебного сотрудничества;
умения с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами
и условиями коммуникации.
познавательных:
общеучебных действий;
логических действий;
знаково-символические действий;
постановка и решения проблем;
классификация, установление аналогий;
достижение предметных результатов обучения:
основы системы предметных научных знаний;
опыта деятельности в рамках изучаемого предмета по освоению, преобразованию
и применению полученных знаний, умений, навыков;
метапредметных действий с учебным материалом.
Все вышеперечисленные результаты могут и должны быть достигнуты учащимися в ходе организации их познавательной деятельности с учетом различий традиционного и современного уроков (См. Приложение 1).
Методологическая база
Для этих целей была сформирована методологическая база на основе документов: информационно- методическое письмо «О преподавании иностранных языков», ОИУУ, 2021 гг.; Федеральный закон об образовании Российской Федерации; Федеральные государственные образовательные стандарты НОО, ООО, СОО; Примерная основная образовательная программа ООО в части обучения иностранному языку; Требования ФГОС ООО к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Составлению также послужили материалы (см. Источники).
Актуальность педагогического опыта:
Государственные образовательные стандарты вводятся в систему нормативно-правового обеспечения развития образования на основе закона Российской Федерации «Об образовании». В основе ФГОС лежит общественный договор – новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством. Теперь не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата, но и ученик вправе требовать о т школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств.
На современном этапе развития общества растет инновационная активность человека во всех областях его деятельности. От школы требуется научить ребенка учиться, решать нестандартные проблемы, гибко реагировать на запросы времени, быть готовым осуществить лозунг: «Образование на протяжении всей жизни».
В новых условиях учитель должен владеть современными технологиями обучения, развивать компетенции учащихся, снизить до минимума объем репродуктивной деятельности, научить учащихся работать в команде, вызвать интерес к обучению и сформировать мотивацию к изучению конкретного предмета.
Изучение иностранного языка в основной школе направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих (речевая, языковая, межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная) и на развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка.
Лэпбук – признан разновидностью метода проектов, поскольку в итоге ученик получает определенный продукт. Если выполняется тематический лэпбук, то он содержит все этапы проекта:
1) целеполагание (поиск темы);
2) разработка лэпбука (планирование выполнения);
3) выполнение (практическая часть);
4) презентация продукта.
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети сопоставляют и анализируют информацию, самостоятельно формулируют правило в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности.
Описание основных элементов
педагогического опыта:
Формирование теоретической базы педагогического опыта на основе информационно - методических писем « О преподавании иностранных языков».
Изучение теоретических основ методической темы (издаваемых на федеральном и региональном уровнях приказов и иных документов, методической и учебной литературы, материалов сети Интернет).
Определение тем для выполнения элеменов лэпбука, наиболее эффективно отвечающим актуальным методическим задачам в соответствии с потребностями обучающихся.
Тиражирование наглядных материалов, помощь в их использовании на уроках.
Обучение учащихся алгоритмам использования лэпбука, практика на основе советов по эффективному выполнению заданий.
Изготовление и практическое применение полученных элементов в практике урочной деятельности.
Составление библиотеки тематических электронных наглядных пособий для использования в учебном процессе (См. Приложение).
Использование возможностей кабинета иностранного языка для внедрения в практику урочной деятельности интерактивных элементов системно-деятельностного подхода, направленного на успешное развитие у учащихся требуемых умений и навыков, предъявляемых новыми стандартами образования.
Обобщение теоретических и практических основ по изучаемой теме.
Подготовка материалов для выступления на школьном объединении
учителей гуманитарного цикла, районном методическом объединении
учителей иностранного языка.
Результативность представляемого
педагогического опыта:
Реализация описанной деятельности на уроках английского языка проводится с 2020 года по настоящее время.
Основные предполагаемые параметры результативности педагогической деятельности в рамках предлагаемого опыта:
повышение познавательного интереса обучающихся к английскому языку;
отсутствие неуспевающих по предмету;
рост количества учащихся, принимающих активное участие в выполнении
творческих работ, Интернет - конкурсах, дистанционных олимпиадах;
В рамках социализации личности:
развитие информационной, речевой, языковой, учебно-познавательной
компетентностей учащихся;
осознание, как собственная активность влияет на успешность учебной деятельности;
повышение уровня удовлетворенности учащихся процессом обучения и их родителей качеством образования школьников.
В развитии коммуникативных универсальных учебных действий:
большая заинтересованность учащихся в освоении предмета английский язык;
большая инициативность и вариативность при осуществлении акта познания;
снятие языкового барьера при овладении иноязычной речью.
Заключение
Практическая значимость педагогического опыта определяется посредством возможности его тиражирования или воспроизведения отдельных элементов на уроках. Система подготовки может быть использована на любом подходящем уроке или во внеурочной деятельности.
В рамках этой работы частично разработаны, частично заимствованы тематические модели/шаблоны для работы в классе и развития таких видов речевой деятельности как говорение, письменная речь, в меньшей степени – чтение; формирования, развития и совершенствования главным образом грамматических и в некоторой степени лексических навыков. Учащиеся в большей или меньшей степени в соответствии со своими способностями овладевают основными этапами каждого вида коммуникации.
Источники
1. Зверев А. 10 и 90 - новая статистика интеллекта. «Знание – сила» - 1997г./ №4.
2. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем /
Хрестоматия по педагогической психологии сост. Красило А. И. и др. - 1995г..
3. Информационно- методическое письмо «О преподавании иностранных
языков», ОИУУ, 2021 гг.
4. The Ultimate Lap Book Handbook, by Tammy Duby and Cyndy Regling. 2006.
5. Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС// Проблемы и
перспективы развития образования: материалы VI Междунар.науч.конф. (г.
Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 162-164.
6. Ресурсы сети Интернет: https://anastasiarykova.com/ljepbuki/stati/ljepbuki-v-ssha/
Технология «лэпбук» (lapbook. лэпбук) и ее применение. / Режим
доступа: https://nitforyou.com/lepbuk/
НАШИ ЛЭПБУКИ
П.Титова, 2 класс
А.Бубулич, 4 класс
Р.Покатилов, 5 класс
А.Бубулич, 6 класс
Е.Покатилова, 9 класс
11