СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лепка и рисование в круге. «Мандала» в искусстве и психологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лепка и рисование в начальной школе – это предметы художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, помимо этого, на уроках изобразительного искусства, знакомясь с техниками лепки и рисования, младшие школьники узнают специфику работы с различными материалами, приобретают необходимые трудовые навыки, воспитывают и развивают художественный вкус. Лепка и рисование в начальной школе – это предметы художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, помимо этого, на уроках изобразительного искусства, знакомясь с техниками лепки и рисования, младшие школьники узнают специфику работы с различными материалами, приобретают необходимые трудовые навыки, воспитывают и развивают художественный вкус.

Просмотр содержимого документа
«Лепка и рисование в круге. «Мандала» в искусстве и психологии»

Косулина Ю.С.,

Учитель ИЗО, МБОУ СШ №37 г. Липецка


Лепка и рисование в круге. «Мандала» в искусстве и психологии


Лепка и рисование в начальной школе – это предметы художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, помимо этого, на уроках изобразительного искусства, знакомясь с техниками лепки и рисования, младшие школьники узнают специфику работы с различными материалами, приобретают необходимые трудовые навыки, воспитывают и развивают художественный вкус. Занятия лепкой и рисованием развивают зрительный анализ, пространственное воображение, наблюдательность младших школьников. Лепка и рисование в круге (мандала) оказывают также и терапевтический эффект [2].

Мандала – это замкнутая геометрическая система с равноудалёнными от центральной точки элементами, в переводе с санскрита означает круг или центр. Так на Тибете называются циркулярные изображения, отражающие буддистскую картину мира, отношения человека с духовной реальностью. Во многих культурах круг является символом единства и целостности
(см. Приложение). Как изобразительная техника, применяемая в ходе арт-терапевтических занятий, создание мандалы связано с созданием в круге рисунков, отражающих индивидуальные особенности автора – его психическое состояние, отношение к миру и самому себе, а также неосознаваемые потребности и тенденции развития. Одно из главных преимуществ работы с мандалами – это то, что каждый человек раскрывает себя сам с помощью созерцания, карандашей, красок и определённого количества свободного времени.

Мандала в практической психологии – это спонтанный рисунок, образ, символ или художественная композиция, создаваемые в пространстве круга.

Детей учат приемам построения узора в круге, заполнению всей формы круга узором, построенным из центра круга путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. В качестве композиционного приема применяют принцип чередования элементов различных по форме или цвету, что делает узор более декоративным.

Мандалы хороши как для детей, так и для взрослых. Мандала-терапия может быть полезна любому человеку, пребывающему в болезненном или негативном психоэмоциональном состоянии, для получения оздоровительного эффекта. Он может применяться и как вспомогательное средство в период восстановления после затяжных болезней и тяжелых операций, но более всего процесс рисования мандал способствует духовному росту, саморазвитию, самосовершенствованию и гармонизации.

Известно, что геометрические формы, цвета и эффект движения мандалы оказывают различное психическое воздействие на человека. Мандала – это своего рода код, язык духовного мира, с помощью которого можно получить доступ в бессознательное для коррекции глубинных психических процессов у взрослых и детей [2].

Виды мандала-терапии:

1. Медитация с применением мандалы – заключается во внимательном разглядывании картинки, начиная с краев и приближаясь к центру по часовой стрелке, при этом идет концентрация на внутренние ощущения. Время концентрации определяется индивидуально.

2. Рисование мандалы – доверяясь своему внутреннему голосу, младший школьник цветными карандашами рисует те формы и образы, которые просятся к выражению, тем самым давая выход своим внутренним импульсам.

3. Раскрашивание готовых мандал. При раскрашивании происходит процесс на глубинном уровне человека в котором находится возможность для разрешения внутренних конфликтов и раскрытия новых внутренних ресурсов.

Рисование психотерапевтических мандал создаёт условия для бурного проявления самоисцеляющих способностей психики. Ещё К. Юнг предположил (а затем это было доказано практикой), что циркулярная форма мандалы служит той организующей структурой, которая помогает преодолеть тревогу, неуверенность в себе, негативные эмоции [2].

Использование мандал в арт-терапевтической практике и психологических исследованиях тесно связано с работой группы американских арт-терапевтов, возглавляемых Дж. Келлог. Ее подход к работе с мандалами в арт-терапии изложен в книге «Мандала – путь красоты». Значительная часть этой книги в переводе на русский язык вошла в сборник «Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» [1].

Большое значение для создания мандал имеет атмосфера психологической безопасности, ослабление сознательного контроля и возможность более или менее продолжительной фокусировки на процессе создания рисунка и медитативного взаимодействия с образом. Это позволяет визуализировать и создавать мандалы, более достоверно отражающие особенности состояния и проявление бессознательных элементов психики рисующего, а также усилить терапевтическую, гармонизирующую функцию процесса.

Расшифровка мандалы:

1. Центр мандалы. Интерпретируя центр, можно исходить из предположения, что он является организующим элементом системы. Если система – это психика, то центр – это «Я» автора, то, что на языке аналитической психологии называется Эго (осознаваемое «Я»). Структурные и цветовые особенности центра, а также его размер будут отражать разные аспекты «Я» – степень его сформированности, силу, способность выполнять те или иные связанные с ним функции (сознательный контроль, целеполагание). Наличие двух центров может быть связано с переживанием «Я» глубоких изменений, связанных с процессом развития или иными причинами. Иногда это можно также рассматривать как признак противоречивого, амбивалентного «я». Отсутствие центра характерно для глубоких измененных состояний сознания, в том числе патологического характера.

2. Внешние границы мандалы. Внешние границы мандалы, как и центр, тесно связаны с осознаваемым «Я» и его функциями, в особенности, такой важной функцией, как способность осознавать свои психологические границы и защищать свое личное пространство в процессе взаимодействия с другими. В определенной мере границы мандалы также характеризуют степень открытости автора к контактам с внешним миром. Так, слишком плотные границы мандалы могут говорить об избегании контактов и потребности в самозащите.

3. Связь центра с внешними границами и разными зонами внутреннего пространства мандалы. Хорошая связь, как правило, может говорить о высокой психологической интеграции, способности «Я» ставить цели и достигать их, хорошем развитии воли и сознания. Однако значение может иметь и способ связи центра с внешними границами и разными зонами мандалы. В одних случаях интеграция изображения достигается за счет изображения идущих от центра лучей, лепестков цветка, напоминающих кристалл форм, а также геометрического характера рисунка. Такой способ связи более характерен для взрослых, хорошо функционирующих в социуме. В других случаях связь элементов рисунка и границ с центром достигается за счет изображения спирали. Этот способ является более регрессивным, отражающим ранние формы самосознания (связанные с фазой сепарации).

4. Общий характер рисунка – степень хаотичности или упорядоченности. Упорядоченный характер мандал связан с наличием изображений геометрических фигур или хорошо оформленных образов, включая изображения людей, животных, растений. При этом элементы рисунка связаны друг с другом как пространственно, так и по содержанию (это можно выяснить благодаря обсуждению рисунка, уточнению ассоциаций). Такие изображения свойственны онтогенетически более зрелым состояниям. Хаотичные изображения характеризуются плохой связью между элементами рисунка. Наблюдение за процессом рисования часто позволяет подтвердить хаотичный характер мандалы. Автор рисует импульсивно, контроль над изобразительной деятельностью низкий. Нередко изобразительные элементы пересекают внешние границы мандалы. Такие рисунки говорят о регрессивных состояниях, а также характерны для органического поражения мозга со слабоумием. В некоторых случаях определенная степень хаотичности может быть связана со спонтанностью либо переживанием сильного аффекта.

5. Симметрия или асимметрия. Симметричные мандалы, то есть такие, в которых правая и левая половины или верхняя и нижняя часть «отзеркаливают» друг друга, могут свидетельствовать о покое, равновесии, пассивности, отсутствии психологических изменений. Асимметричные же более свойственны клиентам, переживающим процесс психологических изменений, а также тем, кто испытывает внутренний конфликт. Такие мандалы говорят об активной внутренней динамике, которая может быть связана как с процессом развития, так и с рядом эмоциональных и психических нарушений. Так, мандалы с выраженной асимметрией могут быть свойственны подросткам, говоря об амбивалентности их чувств, внутренней противоречивости и психологических изменениях. Асимметрия также может быть признаком невротического внутриличностного конфликта. Более «здоровый» характер имеют те асимметричные мандалы, в которых виден хорошо оформленный центр – он говорит о сохранении «Я», несмотря на изменения и внутренние противоречия.

6. Движение в мандале. Движение в мандале часто отражает восприятие движения различных элементов образа еще на стадии его визуализации (представления). Иногда восприятие движения подтверждается лишь благодаря обсуждению рисунка и того, что клиент представлял перед рисованием или в процессе создания рисунка. Движение может иметь разный характер и направленность. Вращательное движение по часовой стрелке (которое может быть связано с изображением спирали, вихря или свастики) нередко говорит о процессе осознавания (переживании инсайта), энергетической мобилизации. Противоположное движение отражает усиление регрессивных тенденций, вытеснение определенного материала из сознания. Движение, направленное от центра к периферии мандалы, свидетельствует об усилении связей с внешним миром, потребности в действии. Движение, направленное от периферии к центру, говорит о потребности в сохранении энергии и уходе от контактов. Восходящее движение может быть одним из признаков трансперсональных, «мистических» переживаний. Нисходящее же движение говорит о фокусировке на телесных ощущениях, которая может иметь как патологический, так и здоровый характер.

7. Цвет и числовые элементы в мандале. Дополнительно следует проанализировать особенности цветового оформления мандалы и числовые проявления. Числа связаны с повторяющимися элементами изображения (например, лепестки у цветка), а также с геометрическими фигурами. При этом можно использовать разные системы психологического анализа цвета и чисел, однако предпочтительнее те из них, которые рассматривают цвет и числа как одну из форм символической экспрессии и допускают содержательную поливалентность цветов.

Итак, лепка и рисование в круге на уроках по изобразительному искусству в начальной школе – это увлекательное путешествие не только в творческий мир младшего школьника, но и в самого себя. Оно кроме терапевтических свойств, хорошо развивает чувство колорита, ритма и приносит эстетическое удовольствие, позитивные эмоции.



Список литературы


  1. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». / Под редакцией А.И. Копытина. – СПб.: Речь, 2005. – 146с.

  2. Для чего нужно рисовать мандалу? // Психологический портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.live-and-learn.ru/catalog/article/dlya-chego-nuzhno-risovat-mandalu/ (дата обращения: 28.04.2020)



ПРИЛОЖЕНИЕ

«Мандала» в народном творчестве, архитектуре и искусстве

Буддийская мандала

Песчаная Мандала Навахо

Ацтекский камень солнца

Окно-роза на центральном фасаде церкви Александра Невского, Петергоф




Андрей Рублев «Спас в Силах»