Лепка в детском саду во второй младшей группе
Прялухина Ирина Александровна
МБДОУ Детский сад № 11,
г. Архангельск
Лепка – вид изобразительной деятельности
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее:
«В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета.
… Правильное соотношение частей – все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки»
В работе с детьми используются три вида лепки:
- Предметная
- Сюжетная
- Декоративная
Каждая из этих видов имеет свои особенности и задачи.
Сенсорные основы лепки
Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений.
В лепке ребёнок должен отразить материальные свойства тел – их объем, форму, плотность , фактуру.
Активное обследование предмета перед лепкой,
имеет 4 этапа.
Первый – организация восприятия предмета в целом .
Второй – обследования предмета в сочетании с его анализом.
Третий – выделение более мелких частей предмета и установление их формы, величины, пространственного положения по отношению к основным частям.
Четвертый – повторное целостное восприятие предмета. Общее заключительное движение руки и взгляда .
Предложенная выше система обследования предмета перед лепкой осуществляется в ходе занятий, игр или специальных упражнений.
Большое место отводится ознакомлению детей с сенсорными эталонами – формой (шар, куб), величиной и т д.,
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
,, Чудесный мешочек,,, ,, Определи на ощупь,, ( найти предметы различающиеся по одному признаку )
,,Узнай фигуру,, ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
, Найди пару,, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
,, Найди предмет указанной формы,, ( ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
,,Из каких фигур состоит …?,, (нужно по рисунку определить , из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
,,Найди предмет такой же формы,, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
,, Какая фигура лишняя?,,( определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)
Основные движения, являющиеся элементарными операциями лепки, и точные их названия:
- Раскатывание
- Скатывание
- Расплющивание
- Вытягивание
- Оттягивание
- Сгибание
- Присоединение.
Формирование детского творчества.
На первом этапе - задание, которое требует от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности (сочини, придумай, найди, измени) по установке воспитателя.
На втором этапе- целенаправленные действия и поиски. Ребёнок, действуя вместе с воспитателем, начинает понимать , что приобретенные умения можно комбинировать и видоизменять.
На третьем этапе – самостоятельная действия по обдумыванию замысла в различных видах деятельности, к планированию своих действий, отбору выразительных средств.
- Формировать у детей целенаправленный и устойчивый интерес к пластической деятельности, к ее результату и качеству самой работы.
- Формировать наблюдательность, способность сосредотачивать внимание на предмете, замечать его форму, величину, некоторые характерные особенности(форма клюва, уши и хвостик у животных).
- Сформировывать у детей умение задумывать тему изображения и выполнить ее, подвести их к самостоятельному поиску способов изображения, к элементам творческого решения задания.
- Формировать у детей умение слушать и слышать поставленную взрослым задачу, удержать ее в памяти.
Задачи для второй младшей группы:
Первые занятия посвящены закреплению и обучению детей техническим приемам: раскатывание, скатывание, свертывание, соединение (колбаски, сосиски, столбики)
Цель: научить ребёнка согласовано работать обеими руками, соизмерять нажим ладоней на материал.
Второй этап обучения - знакомство с видоизменением уже с известной им формой (баранка, бублик, сушка, кольцо, т. д.)
Цель: закрепить прием раскатывания, упражнять в соединение концов, скрепление их путем прижимания одного к другому.
Третий этап обучения – получение шарообразной формы (яблоки, орехи, мячи и др.)
Цель: скатывать материал между ладонями кругообразным движением.
Четвертый этап обучения – расплющивание и сплющивание шара
Пятый этап обучения – создания сложных предметов, состоящих из 2 -3 частей (неваляшка, цыпленок, утенок и др.)
Шестой этап обучения - изображения предмета состоящие из 3 -4 частей разных по величине и форме(пирамидка, самолет, погремушка)
Цель: учатся действовать и ладонями и пальцами.
«Воробышки и кот»
«Снежная крепость» коллективная работа
«Кукла – неваляшка»
Методика проведения занятия
- Сюрпризный момент.
- Рассмотрение предмета.
- Показ воспитателя, воспроизведение действия, сопровождения объяснением
- Повторное объяснение.
- Продуктивная деятельность детей за столом (помощь воспитателя при необходимости).
- Итог занятия. Положительная оценка работам.
Подводя итоги, можно сказать, что для развития детского творчества на занятиях по лепке используются разнообразные приемы обучения, которые стимулируют проявление самостоятельности, которые развивают детскую фантазию и представления.
Ресурсы:
«Лепка в детском саду» Н. Б. Халезова, г. Москва «Просвещение» 1978 год.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2012/01/15/sensornoe-razvitie-i-didakticheskie-igry-po-sensornomu-vospitaniyu