IV Открытие новых знаний | 1. Подготовительная работа. Биография писателя - Вы уже достаточно много знаете об этом писателе. Но некоторые факты о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова не описываются в учебнике. - Например, Лермонтов был не только поэтом, но и талантливым живописцем. Его наследие составляют акварели и рисунки с изображением пейзажей, жанровых сцен, портретов, Михаил Юрьевич является автором 400 стихотворений и примерно 30 поэм. - С одним из его стихотворений мы с вами сегодня и познакомимся. Это стихотворение «Осень». Данное стихотворение поэт написал, когда ему было 14 лет. - Как вы думаете, о чем это стихотворение? - Интересные предположения. А сейчас мы узнаем, были ли ваши предположения верными. 2. Прослушивание произведения - Откройте учебник на странице 147. Я сейчас включу аудиозапись этого стихотворения, а вы слушайте внимательно и следите по тексту, подчеркивая те слова, которые вам непонятны. Включает аудиозапись. Словарная работа - Ребята, какие слова вы подчеркнули? - Предлагаю вам воспользоваться словарями и найти их определение. Спрашивает обучающихся по цепочке. Демонстрирует иллюстрации. - Молодцы! Все верно! 3. Проверка первичного восприятия - Скажите, какие чувства вызвало у вас стихотворение? - Что вы представляли, когда слушали стихотворение? - Понравилось ли вам стихотворение? Почему? - Спасибо! Умницы! Физкультминутка Раз – на цыпочки подняться. Надо всем, друзья, размяться. Два – нагнулись до земли. И не раз, а раза три. Три – руками помахали. Наши рученьки устали. На четыре – руки в бок. Дружно делаем подскоки. Пять – присели раза два. Шесть – за парты вам пора. - Молодцы! Садитесь. 4. Чтение произведения обучающимися - Теперь я предлагаю вам прочитать стихотворение. Попытайтесь при чтении стихотворения представить картину описываемого. Может быть, вас что-то заставит задуматься, что-то удивит или заставит переживать. Постарайтесь прочитать так, как бы прочитал стихотворение сам Лермонтов. - Закончили? - Картины чего рисует Лермонтов в стихотворении «Осень»? - Процитируйте. - Почему «Мрачная зелень «месяц тускл», «поникши ели». - Люди какой профессии могут помочь нам легче представить картину описываемого при чтении стихотворения? - Что на ваш взгляд можно изобразить на иллюстрации к данному произведению? - Какие краски будут преобладать в вашей картине и почему? - С каким лирическим героем мы встречаемся здесь? 5. Анализ произведения - Давайте теперь проанализируем стихотворение. Найдите первую строфу. Прочитай ее, (имя ученика). - Какие признаки осени здесь показаны? - Что чему противопоставляется? - Для чего на ваш взгляд Лермонтов это делает? - Что произошло с елями? Прочитайте. - Что это значит? - Почему они поникли? - Как вы думаете, почему зелень показана «мрачной»? - Найдите и прочитайте вторую строфу. Спрашивает ученика. - Объясните смысл слов: «порою» (иногда); «полуденные труды». - О ком идет речь в данных строках стихотворения? - Подумайте и выскажите свои предположения, почему пахарь не любит отдыхать там, где любил отдыхать летом? - Молодцы! - Найдите и прочитайте третью строфу. - О ком упоминает Лермонтов в этом четверостишье? - Как вы думаете, почему он вспоминает и о животных? - Умницы! Отлично! - Возможно, кто-то заметил, что Лермонтов показывает нам смену суток в данном стихотворении, а каких? - Что наблюдается вокруг: веселая, энергичная жизнь или покой? - А каким вы видите покой? - Что происходит с листьями? - А какие буквы этот момент подчеркивают? - Конечно. - Ли-истья в поле пожелте-ели, И кружа-атся и летя-ат. - Какая гласная создает тревогу? - Конечно. Умницы! И только последняя рифма спешИт – серебрИт создает впечатление законченности, хотя мы знаем, что конец этого произведения не сохранился. | Слушают рассказ учителя. Предполагают. Слушают запись. Следят по тексту и подчеркивают неизвестные слова. - Бор – хвойный лес. - Поникши – от слова «никнуть», т.е. опускаться, пригибаться, становиться вялым, бессильным. - Пахарь – человек, который пашет землю, взрыхляет почву. - Поневоле – вопреки желанию, не зависимо от него. - Тусклый – малопрозрачный, мутный, матовый, не блестящий, слабый, не яркий, безжизненный, невыразительный. - Полуденный – длящийся полдня. - Грусть, печаль, тоска… - Картины осени, наступление осени. Отвечают. «Жужжащее» чтение. - Восприятие осени лирическим героем. - Так через чувства лирического героя передаются картины тихо увядающей природы. - Все это восприятие осени лирическим героем, который видит в ней тоску и увядание. - Иллюстраторы, художники, мультипликаторы. Отвечают. Читают первую строфу. - Пожелтели листья, летят, кружатся. - Желтый цвет - зеленому, радость листьев – унынию елей. - Сопоставляются краски времен года и настроение природы. - Осень наступила. - Ибо нет той листвы, которая давала прохладу, тень, укрытие, красоту, спокойствие летом. - Им тоже приходится нелегко: и полакомиться сложнее и спрятаться негде, т.к. все становится голым. - Они медленно кружатся. - Гласные буквы. - Тревожно звучит О в рифмующихся словах: скалОю, порОю, цветОв, трудОв, поневОле, пОле. | Фронтальная |
V Включение в систему знаний и повторение | - Теперь прочитаем стихотворение выразительно, с чувствами. Просит прочитать стихотворение Стихотворение Лермонтова «Осень» поначалу кажется печальным. - Что мы ощущаем при чтении? - А в каких словах мы это ощущаем? - Конечно. Молодцы! Но, вчитываясь в стихотворение, вскоре понимаешь, что не грустное чувство удрученности хотел выразить автор, а совсем иное. Да, лето закончилось. Но пришла пора отдыха, а не уныния. - Кто нуждается в отдыхе? В отдыхе нуждаются все: и звери, и люди, и деревья – вся природа. Пусть листья облетают с деревьев, но само кружение их в воздухе – прекрасно, а весной будут другие листья. Неуютно зверю. Но автор называет его отважным. - Что значит «отважный зверь», по вашему мнению? - Он не пропадёт, поскольку обо всём позаботился летом и найдёт, куда скрыться. - Кто кроме природы и зверей отдыхает? - Пахарь отдыхает от трудов в своём доме. И это не минутный летний отдых под скалой. Нет в стихотворении безысходности. Поэт рассказывает о естественных изменениях в природе. Осень не будет длиться вечно. Все пойдёт своим чередом. Да и осень не так ужасна. Ночной осенний туман рассеивается днём, и что мы видим? - Мы видим яркие краски осени: желтизну листьев, подобных кусочкам летнего солнышка, зелень елей. Осень названа поэтом мрачной. Кажется, что ели недовольны тем, что не преобразились, как другие деревья, и завидуют их ярким краскам. Стихотворение вызывает удивление. Юный поэт пишет обычную картину осенней природы, не погружаясь в безнадёжную тоску. - Попытайтесь определить, чем восхищался Лермонтов, наблюдая за осенью? | - Поникши, мрачная зелень, месяц тускл, скрывается поневоле зверь. Отвечают. Отвечают. Читаю стихотворение и отвечают. | Фронтальная |