Занятие – конкурс «О грибах»
Цель: сформировать представления о грибах как об особом царстве живой природы; познакомить с особенностями строения и разновидностями грибов; формировать представление о роли грибов в жизни растений, животных и человека; воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
Познакомиться со строением грибов.
Узнать способы различать съедобные и ядовитые грибы.
Ход мероприятия
Информация о грибах.
Закрепление знаний используя конкурсы.
1. Сегодня мы отправляемся в лес. И познакомимся с самым удивительным организмом – грибом. Почему гриб назвали организмом?
Ответ в строении грибов.
2.Внимательно рассмотрите строение гриба. Что вы видите? Из чего он состоит? Чем строение гриба отличается от строения дерева, кустарника?
3.Посмотрите мультфильм «Гриьы»
4. Что узнали нового о грибах?
2. Учащиеся делятся на две команды. Капитанам команд выдаются корзины. В качестве призов используются шишки. Побеждает команда, которая соберет больше шишек.
1. Конкурс «Отгадай загадку»
Ведущий загадывает загадки. За каждую отгаданную загадку выдается одна шишка.
Ведущий. Ходит осень по полянам.
- Что ты, осень, принесла нам?
- С нами поделись ты!
- Вот рябины кисти,
Вот орехи спелые,
Вот грибы вам белые,
Вот вам подосиновики,
Сыроежки синенькие!
Ведущий. Наша игра сегодня посвящена грибам. Отгадайте загадки:
Отыскал я их в лесу,
А теперь домой несу.
Видишь,- полное лукошко
Будем жарить их с ... (картошкой).
Когда за грибами
Ты в рощу идешь
Ее непременно
С собою берешь, (корзина).
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту
Зовусь я под .., (осиновик).
Вдоль лесных Дорожек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных,
Собирай, не мешкай, это ... (сыроежки)
Посмотрите-ка, ребята:
Тут лисички, там – опята
Ну, а это на полянке
Ядовитые ... (поганки).
Ведущий. А теперь давайте с вами в лес поедем за грибами.
2. Конкурс «Кто больше знает загадок о грибах?»
Представители команд по очереди загадывают загадки противоположной команде. За отгаданную загадку выдается одна шишка.
Под осиной Егорка
В ярко-красной ермолке.
Принимать привычен он
Ото всех земной поклон (подосиновик).
Маленек, удаленек,
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел (красноголовик).
Мальчик с пальчик,
Бел балахончик,
Шапочка красненька (красноголовик).
На бору, на яру
Стоит мужичок -
Красный колпачок (красноголовик).
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы -
Нет под шапкой головы (гриб)
И на горке, и под горкой,
Под березкой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят (грибы).
Мал малышок,
Подземельем шел,
Против солнца встал,
Колпачишко снял (гриб).
Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой? (опята)
3. Конкурс “Составь слово”
Из предложенных букв каждая команда составляет свое слово – название гриба. Команда, которая быстрее составит свое слово, получает пять шишек.
Р О М У Н О Х (МУХОМОР)
Н П О Ь Ш М А И Н (ШАМПИНЬОН)
4. Конкурс “Грибы съедобные и ядовитые”
Одна команда называет гриб. Другая команда определяет, съедобен названный гриб или ядовит. Побеждает и получает пять шишек та команда, представители которой знают больше грибов. Ведущий записывает названия грибов на доске в две колонки: в одну колонку – съедобные грибы, в другую – ядовитые.
Съедобные грибы Белый гриб Подберезовик Сыроежка зеленая Шампиньон Опенок Валуй Рыжик Груздь Масленок Дубовик Моховик | Ядовитые грибы Желчный Бледная поганка Ложная лисичка Ложный опенок Ложный валуй Мухомор Перечный гриб Сатанинский гриб |
Ведущий. При сборе грибов обращайте особое внимание на то, что на срезе:
– ядовитый перечный гриб краснеет, а схожий с ним моховик синеет, а масленок не меняет окраски;
– ядовитый сатанинский гриб сначала краснеет, а затем синеет (схожий с ним съедобный дубовик синеет сразу); – ядовитый желчный гриб розовеет, белый гриб цвета не меняет, подберезовик темнеет со временем.
Запомните: молодые бледные поганки (в отличие от съедобной зеленой сыроежки и шампиньона) покрыты общей белой пленкой, которая по мере вырастания гриба становится прикорневым чехлом и кольцом вокруг ножки. Ядовитый ложный валуй не имеет (в отличие от съедобного валуя) рубчатой шляпки. Ядовитая ложная лисичка окрашена более ярко, у нее крупные красно-оранжевые пластинки.
У ядовитого ложного опенка (в отличие от настоящего) нет кольца на ножке, а нижняя сторона шляпки зеленовато- серая, даже темно-оливковая.
5. Конкурс “Кто больше знает пословиц, поговорок, поговорок о грибах?”
За каждую пословицу, поговорку, поговорку выдается по одной шишке.
Появились опенки, отщебетали пичужки
– лето кончилось.
Назвался груздем, полезай в кузов.
В поисках грибов приговаривают:
Грибы на грибы,
а мой поверху.
Жили-были мужики,
брали грибы рыжики.
6. Конкурс чтецов
За каждое стихотворение выдается по одной шишке. Сообща можно определить лучшего чтеца и наградить его дополнительной шишкой.
ГРИБЫ Вот мы дружною семьей – за грибами в лес, Я да он, да ты со мной, старый лес воскрес. Был он тихий – темный бор, пасмурно глядел, А как наш раздался хор, весь он загудел ... Белка слушала в сосне и с размаху – прыг, Там сорока в вышине подняла свой крик ... Ну, товарищи, вперед врассыпную вдруг .. Тот, кто первый гриб найдет, он мой лучший друг. Только братцы, примечай, вот вам уговор: Чтобы этот гриб, пускай был не мухомор. К. Бальмонт | ЛЕС ОСЕНЬЮ Меж редеющих верхушек Показалась синева. Зашумела у опушек Ярко-желтая листва. Птиц не слышно. Треснет мелкий Обломившийся сучок, И, хвостом мелькая, белка Легкий делает прыжок. Стала ель в лесу заметней, Бережет густую тень. Подосиновик последний Сдвинул шапку набекрень. А. Твардовский |
Кружат листья над дорожкой,
Лес прозрачен и багрян.
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!
Мы идем и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.
А. Балонский
7. Конкурс «Шерлок Холмса» (на умение рассуждать логически)
Приз победителю этого конкурса – семь шишек.
Разыгрывается сценка “Кто утащил грибы?” Участвуют ведущий и дети в масках зверей.
Ведущий. Белка очень расстроилась: кто-то утащил грибы, которые она сушила на ветке сосны. Целый день она разыскивала пропавшие запасы, расспрашивала зверей.
Лиса сказала: – Это хорек.
Волк заявил: – Нет, не хорек.
Заяц ответил, усмехаясь: – Я!
Ласка фыркнула; – Или заяц, или сорока.
Хорек буркнул: – Волк врет.
Медведь пробормотал: – Заяц.
Дятел отчеканил: – Нет, не заяц, не заяц.
Сорока затараторила: – Не заяц и не я.
Еж подтвердил: – Сорока говорит правду, и хорек тут ни при чем.
(Ответы зверей лучше записать на доску)
Ведущий. Бедная белка совсем запуталась и рассказала обо всем премудрой жабе.
Жаба. Я знаю, из этих девяти ответов только три правдивые. Я скажу тебе сейчас, кто утащил грибы, Ну конечно, это сорока!
Ведущий. Проверьте: правильно ли рассуждала жаба? Может быть, виноват все-таки хорек?
Ответ. Грибы утащила сорока, потому что:
1. Если хорек утащил грибы, то правдивы слова лисицы, хорька, дятла и сороки.
2. Если грибы утащил заяц, то правдивы слова зайца, волка, ласки и медведя.
3. Если виноваты лиса, волк, ласка, медведь, дятел или еж, то правдивы слова волка, дятла, сороки и ежа.
4. Если сорока утащила грибы, то правдивы только три ответа – волка, ласки и дятла