УДК 379.8:373.6
ПОПРАВКО ВЕРА ПЕТРОВНА, учитель истории и обществоведения
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №66 г. Гомеля», Республика Беларусь
ЛЕТНИЙ ПРОФИЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ ТРУДА И ОТДЫХА
КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ
В работе рассматривается проблема применения технологии «Образовательное путешествие» на примере реализации инновационного проекта «Внедрение модели регионального образовательного кластера как условия профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям» педагогическим коллективом средней школы № 66 г. Гомеля
Ключевые слова: образовательное событие, профориентация, инновационный проект
The work considers the problem of using the «Educational Journey» technology using the example of the implementation of the innovative project «Implementation of the regional educational cluster model as a condition for the professional self-determination of students in professions and specialties in demand in the region» by the teaching staff of secondary school N. 66 in Gomel
Key words: educational event, career guidance, innovative project
Концептуальными подходами к развитию системы образования Республики Беларусь до 2030 года определено, что общее среднее образование призвано создать для всех учащихся равные условия для получения образования, позволяющие быть успешными в жизни, приносить пользу обществу и государству [6]. Поэтому в X-XI классах школ реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих). Предполагается, что сочетание учебных занятий по трудовому обучению, проведение воспитательных мероприятий и профориентационная работа дадут максимальный эффект в профессиональном становлении учащихся. А проекты временной трудовой занятости для учащихся X классов в период организованного летнего отдыха станут логическим завершением воспитательных программ профориентационной направленности. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью решения современных воспитательных задач, которые поставлены государством перед школой.
В основу проекта образовательного события в условиях работы летнего профильного лагеря труда и отдыха положена инновационная образовательная технология «Образовательное путешествие», в соответствии с которой в период 2019 по 2021 годы коллектив педагогов и учащихся средней школы № 66 г. Гомеля принимал участие в реализации инновационного проекта «Внедрение модели регионального образовательного кластера как условия профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям». Реализация данной технологии позволяет соотнести себя с другими, расширяет границы общения, дает учащемуся возможность проверить себя на жизненную зрелость и оценить свою готовность к различным нестандартным ситуациям [5]. Главным результатом такого путешествия становится пробуждение личности, ее самоопределение в культурном пространстве [8].
Целью проекта явилось формирование у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи проекта: способствовать формированию образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентирам учащихся и адекватному принятию решения о выборе профиля обучения через знакомство с различными предметными областями; развивать профессиональные качества в избранном виде труда посредством практического выполнения различного вида задач; корректировать профессиональные планы, оценку готовности к избранной деятельности через серию психологических тренингов; заложить основы экономической и финансовой грамотности; воспитывать культуру труда, быта и досуга, развивать навыки самообслуживания.
Участниками проекта являются учащиеся (девушки) школы в возрасте 14-17 лет. Среди них дети, требующие повышенного педагогического внимания: из многодетных семей, неполных семей, малообеспеченных, детей сирот, на опеке. Сроки осуществления проекта: 3-4 недели.
Ожидаемые результаты: ознакомительная информация о направлениях в профессиях и путях их получения; потребность в обоснованном выборе профессии; сформированное отношение к труду как к жизненной ценности; личностное развитие, изучение своих профессионально важных качеств; наличие у учащихся обоснованного профессионального плана; успешная социализация к условиям лагеря труда и отдыха в каникулярное время; удовлетворенность законных представителей временной трудовой занятостью и летним отдыхом детей.
Теоретически организация педагогического события осуществляется поэтапно: подготовительный этап, в ходе которого подбирается потенциально интересная тема или значимая для субъектов проблема, отраженная в информационных текстах и разрабатывается сценарий (сценарии) предполагаемого события; этап актуализации, в котором происходит знакомство с образовательным направлением, создается эмоциональный настрой и совершается проблематизация первичного восприятия; этап самопознания, в котором активизируется процесс эмпатийного восприятия изучаемого явления; этап самореализации, в рамках которого организуется совместная деятельность всех участников педагогического события, предоставляется свобода выбора форм самовыражения; этап осмысления опыта самоопределения посредством индивидуальной или коллективной рефлексии, который является самым ключевым в переводе внешнего события в личное.
На практике механизм реализации проекта в средней школе № 66 г. Гомеля осуществлялся следующим образом:
в летний лагерь труда и отдыха с дневным пребыванием зачислено 20 учащихся (девушек) VIII и X классов бригады вторичной занятости в возрасте 14-17 лет; для реализации проекта заключен договор о порядке организации и финансировании временной трудовой занятости молодёжи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учёбы время между управлением по труду, занятости и социальной защите Гомельского горисполкома и отдела образования, спорта и туризма администрации Центрального района г. Гомеля в соответствии с Положением о порядке организации и финансирования временной трудовой занятости молодёжи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учёбы время, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.06.2010г.; под руководством опытных педагогов учащиеся занимались пошивом столового и постельного белья (скатертей и салфеток; наматрасников). Девушки разделились на две бригады, работали в школьных швейных мастерских. Такая форма занятости учащихся воспитывала такие качества характера, как трудолюбие, терпение, аккуратность, исполнительность, взаимопомощь, ответственность.
В процессе работы и занятий психологического профориентационного тренинга учащиеся получили информацию о профессии швеи и смежных с ней профессиях. Познакомились с учреждениями образования города Гомеля, в которых можно получить соответствующее образование. Девочки смогли увидеть, как работают швеи на большом производстве в коллективе (экскурсия на ОАО «Коминтерн») и индивидуально (занятия по ознакомлению с таким видом предпринимательской деятельности как ремесленничество). Свои знания и умения девочки продемонстрировали, участвуя в квест-игре «Путешествие в город Профессий».
Организаторы проекта включили в программу лагеря следующие направления работы.
Трудовая деятельность: мастерская «Рукодельница» по пошиву столового и постельного белья; занятия по обеспечению техники безопасности при работе в швейных мастерских; обучение вопросам трудового законодательства и охраны труда; воспитание культуры труда, быта и досуга.
Экономическое воспитание: цикл бесед с индивидуальным предпринимателем «Идем в бизнес! Основы финансирования ремесленничества как индивидуального предпринимательства».
Профориентационные тренинги, игры: тренинг «Сегодня выбираем – завтра поступаем!»; профориентационная квест-игра «Путешествие в город Профессий».
Профориентационные экскурсии на предприятия и учебные заведения города: ОАО «Коминтерн», УО «Гомельский колледж художественных промыслов».
Спортивные мероприятия, мероприятия ЗОЖ: работа спортплощадки «Волейбол», первенство в игре Дартс, встреча с представителем ОСВОД, встреча с врачом гигиенистом.
Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание: экскурсия по Аллее Героев, беседа «Их имена мы в памяти храним…»; беседа о проявлении лучших нравственных качеств человека во время войны; творческие встречи с гомельской поэтессой Чижик Зоей Брониславовной «Поговорим о любви», а также с выпускником нашей школы членом союза писателей молодым поэтом Ильей Смирновым и участие в областном литературном конкурсе с его стихами.
Трудовая деятельность в лагере труда и отдыха способствовала приобретению детьми практических трудовых навыков, осознанию профессионального выбора [1,7]. Новые знания, умения и навыки позволили учащимся сделать шаг вперед на пути профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда [1].
Подводя анализ деятельности можно с уверенностью сказать, что опыт данного проекта позволил определить маршруты профориентации участников проекта на предстоящий учебный год. В условиях обновленной системы образования организация работы в летнем профильном лагере труда и отдыха стала основой для подготовки учащихся X классов по освоению рабочей профессии, и в дальнейшем выпускники смогут пойти работать по выбранной специальности, либо продолжат обучение в системе профтехобразования, среднего специального или высшего образования после XI класса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Александрова, Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников / Е.А. Александрова. – Москва: НИИ школьных технологий, 2010. – 335 с.
Гобова, Е.С. Цель. Дело. Мечта: психологический портрет поколения: [ориентиры самоопределения старшеклассников] / Е.С. Гобова, О.Н. Игнатова. – Москва: Флагман, 2009. – 230 с.
Григорьева, Е.Е.Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. / О.А. Махаева, Е.Е. Григорьева. – М.: УЦ «Перспектива», 2006. – 52 с.
Коган, М.С. Метод проектов и условия его эффективного применения в воспитательной работе [Текст]: пособие для педагогов / М.С. Коган.- В.: Воспитание и дополнительное образование. – 2005. - №5. - 105 с.
Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс] /
Национальный правовой интернет-портал – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243– Дата доступа: 22.09.2022.
Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года// Приказ Министра образования Республики Беларусь от 29.11.2017 № 742 [Электронный ресурс] /- Режимдоступа:https://docviewer.yandex.by/view/1130000014599505/?page=1&*=dyFMfv80c%2FtqwtwDKD77QLTWq397InVybCI6Imh0dHA6Ly9lZHUuZ292LmJ5L3Npc3RlbWEtb2JyY- Дата доступа 22.09.2022.
Леванова, Е.Л. Родители и подростки: навстречу друг другу / Е.Л. Леванова, С.И. Шевченко, М.В. Ковалевская / Под общ.ред. Е.А. Левановой. – М.: «Педагогическая литература», 2010. – 240 с.
Петушкова, Е. В. Коммуникативно-деятельностный подход к управлению индивидуальной учебной деятельностью учащихся / Е. В. Петушкова, С. Д. Шакура // Народная асвета. – 2011. – № 2. – с.7 – 12.
Образовательный стандарт учебного предмета «Трудовое обучение» //Постановление Министерства образования республики Беларусь[Электронный ресурс] /Национальный правовой интернет-портал – Режим доступа:http://minsk.edu.by/main.aspx?guid=28461– Дата доступа: 22.09.2022.
Положение об учреждении общего среднего образования [Электронный ресурс]/http://www.pravo.by/document/?guid=2012&oldDoc=2012-42/2012-42(017-062).pdf&oldDocPage=1– Дата доступа: 22.09.2022.