СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Летописец судеб народных. М.А. Шолохов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция к открытому уроку для студентов НПО по кубановедению.

Просмотр содержимого документа
«Летописец судеб народных. М.А. Шолохов»

Конспект открытого урока по кубановедению на тему: «Летописец судеб народных М. А. Шолохов».



Цели и задачи урока:

  1. Дать обзор жизненного и творческого пути М.А. Шолохова; показать значение его творчества и общественной деятельности.

  2. Развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений учащихся.

  3. Воспитывать интерес к творчеству М.А. Шолохова.

Тип урока: комбинированный

Методы и приёмы: использование межпредметных связей с историей (историческая обстановка 20-30-х годов); сообщение преподавателя о значении личности и произведений Шолохова в мировой культуре; сообщения учащихся по биографии и творчеству писателя, заполнение хронологической таблицы, показ слайдов.

Форма проведения: слайдовая презентация с применением новых информационных технологий.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, созданная в среде MS POWER POINT на тему: «М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность». Выставка иллюстративных и документальных материалов о жизни и творчестве М.А. Шолохова.

Подготовительный этап.

1. Учащиеся готовят индивидуальные задания:

  1. Сообщение о жизни и творчестве М.А. Шолохова.

  2. Выучить наизусть стихотворение В. Фирсова «Дом, в котором родился Шолохов».

  3. Сжатый пересказ произведения М.А. Шолохова «Нахалёнок».

  4. Сообщение о сборнике М.А. Шолохова «Донские рассказы».

  5. Сообщение о романе «Тихий Дон».

  6. Выучить наизусть стихотворение Н. Рыленкова «Есть вечные глубины в «Тихом Доне».

  7. Выучить наизусть стихотворение А. Сафронова «…Пойдёшь в станицу…».

  8. Сообщение о романе «Поднятая целина».

  9. Сообщение о рассказе «Судьба человека».

2. Оформление выставки «М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность».

3. Презентация на тему: « Летописец судеб народных М.А. Шолохов».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Вступительное слово преподаватля о целях и задачах урока.

Преподаватель показывает слайд №1 (тема урока).

Студенты в тетрадях записывают число и тему урока, чертят хронологическую таблицу.

Преподаватель показывает слайд №2 (портрет писателя и список регалий).

- Перед вами портрет Михаила Александровича Шолохова, выдающегося советского писателя и общественного деятеля. Список званий и наград Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре.

Преподаватель показывает слайд №3 и читает эпиграф к уроку.

«Чем же ещё может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, если не доверием народа, не признанием того, что ты отдаёшь народу…, Родине все свои силы и способности».

М.А. Шолохов.

Звучит классическая музыка. Сообщение студента.

- 24 мая 1905 года в хуторе Кружилинском станицы Вешенской Донского округа у Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова родился сын Михаил.

Преподаватель показывает слайд №4 (дом, в котором родился Шолохов).

Студент рассказывает стихотворение В. Фирсова « Дом, в котором родился Шолохов».

Среди шести материков 
В краю, где плещет Дон, 
Стоит на стыке двух веков
Соломой крытый дом.
Я низко кланяюсь ему,
Не постучав в окно.
Другие люди в том дому
Живут давным-давно.
Но та же в окнах синева.
И так же помнит дом того,
Кто первые слова
Здесь начинал с трудом.





Сообщение студента.

- До смерти первого мужа Анастасии Даниловны в 1913 году родители будущего писателя не состояли в браке, так как церковь не признавала разводов. После венчания Миша был «усыновлён» собственным отцом.

Мать Шолохова - из крестьянской семьи, отец- выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницей. В 1910 году Александр Михайлович с Анастасией Даниловной и сыном Мишей переехали в хутор Каргинский, сняв квартиру в центре хутора.

В 1912 году Миша был принят в мужское училище по второму году обучения. В связи с болезнью глаз Александр Михайлович повёз сына в Москву, в известную глазную больницу доктора Снегирёва, там Мишу определили в частную гимназию имени Г. Шелапутина.

Преподаватель показывает слайд №5 (фото из семейного альбома) и комментирует.

- Перед вами фото из семейного альбома. Александр Михайлович и Анастасия Даниловна с сыном Мишей, учеником 1 класса приходского училища.

Миша очень любил свою маму. Умная, энергичная женщина, она много внимания уделяла воспитанию сына.

Сообщение студента.

- В 1915 году Александр Михайлович перевёл его в Богучаровскую мужскую гимназию, Воронежской губернии. В июне 1918-го немецкие войска подошли к Богучару, занятия в гимназии прекратились. Александр Михайлович забрал сына. Осенью Мишу отдали в Вешенскую смешанную гимназию. В ней он проучился лишь несколько месяцев. В 1919 году семья Шолоховых вновь переехала в станицу Каргинскую.

Преподаватель показывает слайд №6 (биография и творчество писателя с 1920 по 1923 годы).

Сообщение студента.

- В середине 1920 года Шолохов работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Почти год работал в Каргинском станичном исполкоме. В 1921 году был зачислен помощником бухгалтера заготконторы №32.

23 февраля 1922года распоряжением Доноблпродкома Михаил Шолохова в составе группы продработников командировали в Ростов на продкурсы. Окончив их 4 мая 1922 года, он 12 мая вернулся домой и сразу отправился на продовольственную работу в станицу Букановскую.

В конце 1922 года, в 17 лет, приезжает в Москву, собираясь учиться. Не смог поступить на рабфак, трудится чернорабочим, занимаясь самообразованием.

Встречается здесь с поэтами и писателями группы «Молодая гвардия». В 1923 году в газете «Юношеская правда» публикуется его первый фельетон «Испытание». В следующем году – рассказ «Родника».

Преподаватель показывает слайд №7 (фото М. Шолохова с женой Марией Громославской).

Сообщение студента.

В начале 1924 года М. Шолохов вернулся на Дон, в станицу Букановскую, и женился на Марии Петровне Громославской, дочери бывшего станичного атамана, букановской учительнице. Молодые венчались в Букановской церкви. В 1924 году некоторые время молодожены жили в Москве. Шолохов ходил по редакциям, предлагал написанные им рассказы.

Умение раскрыть правду действительности в острых общественных и бытовых конфликтах, проникновенное восприятие душевных движений, стремление «сопрячь» мир чувств и действительность в едином целом характеризуют рассказы «Нахалёнок», «Председатель Реввоенсовета республики» (1925), «Чужая кровь» (1926), «Червоточина (1926).

Преподаватель показывает слайд №8 (обложка книги М.А.Шолохова «Нахалёнок») и комментирует.

Сообщение студента. Звучит сжатый пересказ рассказа «Нахалёнок».

Сообщение студента.

- В 1924 году журналах появляются рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926). Темы ранних рассказов – гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в деревне. Рассказы стали знаменитым явлением в советской литературе первой половины 20-х годов.

Сообщение студента о сборнике «Донские рассказы».

Комментарии преподавателя.

- Уже в «Донских рассказах», подготовивших «Тихий Дон», гражданская война изображена «антиромантично», без прикрас. «Страницы рассказов густо окрашены кровью»,- писал Бирюков. Классовая ненависть сильнее родственных чувств. Сын казнит родного отца, отец в схватке убивает собственного сына. Шолохов показывает, как «безобразно просто» умирали люди.

Сообщение студента.

- В 1925 году состоялась встреча Шолохова с А. Серафимовичем, который сказал «слова одобрения и признания». На всю жизнь сохранил писатель благодарность Серафимовичу, считая его одним из первых своих учителей.

В этом же году умер отец писателя – Александр Михайлович Шолохов. А в феврале 1926 года родилась дочь Светлана.

Преподаватель показывает слайд №9 (обложка роман-газеты, в которой впервые был опубликован роман «Тихий Дон» и творчество писателя в период с 1926 по 1928 годы).

Сообщение студента.

- В конце 1926 года Шолохов начинает писать роман «Тихий Дон» (1928 – 1940), первая книга которого публикуется в начале 1928 года и сразу получает признание и восторженные отзывы М. Горького и А. Серафимовича. В 1929 году отдельными изданиями выходит вторая книга «Тихий Дон».

Роман принес писателю мировую известность. Это произведение изображает донское казачество в годы первой мировой и гражданской войн, с исключительной силой рисует судьбы народа и личности в революции.

Сообщение студента о романе «Тихий Дон».

Преподаватель показывает слайд №10 (кадры из фильма «Тихий Дон»).

Комментирует.

- На этом слайде вы видите кадры из фильма «Тихий Дон», который был снят в 1957 году режиссёром Герасимовым. Это был 3-х серийный цветной художественный фильм, заслуживший всенародное признание.

Григория Мелехова сыграл Пётр Глебов; Аксинью – Элина Быстрицкая.

Звучат стихи.

Николай Рыленков.

Есть вечные глубины в «Тихом Доне»,
То, что народ наш совестью зовет.
Гремит гроза, иль ясен небосвод, 
Мы вновь и вновь, забыв дорогам счет, 
Как в первый раз, придет к нему, и вот-
Все мелкое ушло. Душа бездонней.
Святая жажда дела жжет ладони, 
Святая жажда правды сердце жжет.



Анатолий Софронов.

… Пойдешь в станицу – на горе она,
Спешат в сельпо казачки в полушалках.
Все незнакомые, и это жалко …
Узнать бы мне прохожих имена.
Хотелось бы немедля угадать:
В бордовой кофте или в кофте синей
Мелькнула за левадою Аксинья,
И сколько лет ей можно нынче дать?
Светлеет небо к полудню, и ясней
Станица вся приподнята на взгорье,
А голубое в зелени подворье
Как бы взлетело голубем над ней.


Преподаватель показывает слайд №11 (обложка книги М.А. Шолохова «Поднятая целина» и кадры из экранизации этого романа).

Сообщение студента.

- Работа над завершением третьей книги прерывается, так как Шолохов начинает работу над романом «Поднятая целина» (первоначальное название «С потом и кровью»), вышедшим в 1932 году и ставшим событием в литературной жизни страны.

«Поднятая целина» (1932 – 1960) повествует о 1930 годе, о революционном переломе в жизни деревни: раскулачивание и коллективизация нашли отражение в романе.

Комментарии преподавателя.

- Роман «Поднятая целина» экранизировался дважды: в 1940 году режиссёром Ю. Райзманом, в 1960 году режиссёром Ивановым.

Сообщение студента о романе «Поднятая целина».

Преподаватель показывает слайд №12 (фото Шолохова на фронте и биография писателя с 1941 по 1944 годы).

Сообщение ученика.

- В марте 1941 года роман «Тихий Дон» отмечен Государственной

(Сталинской) премией 1 степени.

Во время Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом «Правды», «Красной звезды», часто выезжал на фронт. Его очерки «На Дону», «На Смоленском направлении», рассказ «Наука ненависти» публиковались в разных изданиях и имели большую популярность, вдохновляли солдат на ратные подвиги.

Во время войны начал публикацию глав из нового романа «Они сражались за Родину» (доработанный вариант опубликован в 1969 году).

Подвиг народа в Отечественной войне определил и сюжетно-композиционный и эмоционально-стилевой строй незаконченного романа «Они сражались за Родину».

Контрастные чередования картин мирной, хотя уже и потревоженной трудовой жизни с изображением коротких солдатских передышек и внезапно вспыхивающих боёв позволяют писателю воссоздать единый облик воюющего народа.

Преподаватель показывает слайд №13 (обложка книги «Судьба человека» и годы публикации этого рассказа).

Сообщение студента.

- Рассказ «Судьба человека» (1956 – 1957) стал знаменитым явлением в литературе. Трагическая история жизни взята в её связи с событиями войны – историческими испытаниями в жизни народа, государства и отдельного человека. Из жизни Андрея Соколова автор отбирает только то, что даёт возможность осмыслить человеческую судьбу в связи с трагическими событиями. Это позволяет писателю показать Человека и Войну, несовместимость мира и фашизма.

Преподаватель показывает слайд №14 (кадры из фильма «Судьба человека»). Комментирует.

- Перед вами кадры из фильма «Судьба человека», который был снят режиссёром Сергеем Бондарчуком в 1959 году. Главную роль Андрея Соколова сыграл сам Сергей Бондарчук. Ванюшу – Леонид Борискин.

Создатели фильма были удостоены Ленинской премии.

Сообщение студента о рассказе «Судьба человека».

Преподаватель показывает слайд №15 (вручение М.А. Шолохову Нобелевской премии).

Сообщение студента.

- В 1960 году выходит вторая книга «Поднятой целины». Шолохову присуждена Ленинская премия, которую он передаёт на строительство школы в станице Каргинской.

В 1965 году М.А. Шолохову присуждается Нобелевская премия за роман «Тихий Дон».

Комментарии преподавателя.

- Шведский Король Густав VI Адольф вручает М.А. Шолохову Нобелевскую премию.

Преподаватель показывает слайд №16 (диплом Нобелевской премии). Комментирует.

Преподаватель показывает слайд №17 (могила писателя).

Сообщение студента.

- 21 февраля 1984 года Михаил Александрович Шолохов умер в станице Вешенской и похоронен в саду у своего дома, на высоком берегу воспетого им Дона. В год смерти писателя на его родине образован Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова.

Заключительное слово учителя, показ слайда №18 (слова Константина Федина).

- Урок о жизни и творчестве Михаила Александровича Шолохова хотелось бы закончить словами Константина Федина, произнесёнными в честь 60-летия Михаила Александровича.

«Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий… Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего…» (К. Федин).

Эти слова во многом определяют характер творчества нашего великого современника.

3. Беседа. Просмотр выставки « Летописец судеб народных М.А. Шолохов».

4. Домашнее задание.

a. Определить жанр романа «Тихий Дон».
b. Какие семьи находятся в центре повествования?
c. Как описывает Шолохов донскую природу, казачий хутор?
d. Сообщение по истории казачества (индивидуальное задание).


5. Подведение итогов. Выставление оценок.

Список литературы:

  • Приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 2, выпуск 3. «Михаил Александрович Шолохов (1905 – 1984). К 100-летию со дня рождения». Выставка в школьной библиотеке. Москва «Школьная библиотека», 2005. Автор-составитель: Московская М.В.. При участии Монаховой О.П.. Использованы материалы Вешенского музея-заповедника. Текстовая часть папки стр.1-5. Портреты.

  • Методические рекомендации к альбому «Михаил Александрович Шолохов».

  • С.Н. Громцева, Т.Ф. Курдюмова. Под редакцией В.В. Гуры. Пособие для учителя. Москва. Просвещение, 1982.

  •  Поурочные разработки по русской литературе 20 века, 11 класс, 2 полугодие. Н.В. Егорова, И.В. Золотарёва. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Москва «ВАКО», 2003. Стр. 85-86, 89-90.