СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лев Николаевич Толстой. Детство

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку о творчестве Л.Н.Толстого

Просмотр содержимого документа
«Лев Николаевич Толстой. Детство»

Тема урока: Образ «невозвратимой поры» в повести Л.Н.Толстого «Детство».

Тема урока: Образ «невозвратимой поры» в повести Л.Н.Толстого «Детство».

Лев Николаевич Толстой.

Лев Николаевич Толстой.

Эпиграф:

Эпиграф:

"Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений".

Это не человек был, а ангел небесный. Узнай героя  У него совесть чиста и душа покойна.  Доброе немецкое лицо. Он один-одинешенек.  И никто-то его не приласкает, он сирота (Карл Иванович) «какое редкое, чудесное создание была эта старушка»,  «Вся жизнь ее была любовь и самопожертвование». (Наталья Савишна Наталья Николаевна

Это не человек был, а ангел небесный.

Узнай героя

У него совесть чиста и душа покойна.

Доброе немецкое лицо. Он один-одинешенек.

И никто-то его не приласкает, он сирота

(Карл Иванович)

«какое редкое, чудесное создание была эта старушка»,

«Вся жизнь ее была любовь и самопожертвование».

(Наталья Савишна

Наталья Николаевна

Для него главное – удобство и наслаждение в жизни,  Живет для себя, для своих удовольствий,  хотя по-своему любит жену и детей. (Петр Александрович)  5. «При ней ни о чем нельзя было говорить:  Она все находила неприличным. Сверх того, она  беспрестанно приставала: говорите же по-французски». ( Мими – Марья Ивановна)

Для него главное – удобство и наслаждение в жизни,

Живет для себя, для своих удовольствий,

хотя по-своему любит жену и детей.

(Петр Александрович)

5. «При ней ни о чем нельзя было говорить:

Она все находила неприличным. Сверх того, она

беспрестанно приставала: говорите же по-французски».

( Мими – Марья Ивановна)

6. Он никогда не улыбается. Его оригинальная красота  поразила меня с первого взгляда.  Я почувствовал к нему непреодолимое влечение. (Сережа Ивин)

6. Он никогда не улыбается. Его оригинальная красота

поразила меня с первого взгляда.

Я почувствовал к нему непреодолимое влечение.

(Сережа Ивин)

Мальчик лет 13, худой, высокий, бледный, с птичьей  рожицей и добродушно-покорным выражением. (Иленька Грап)  8. Чудесная 12-летняя девочка в коротком открытом  кисейном платьице, белых панталончиках и  крошечных черных башмачках.  На беленькой шейке была черная бархатная ленточка;  головка вся была в темно-русых кудрях. (Сонечка)

Мальчик лет 13, худой, высокий, бледный, с птичьей

рожицей и добродушно-покорным выражением.

(Иленька Грап)

8. Чудесная 12-летняя девочка в коротком открытом

кисейном платьице, белых панталончиках и

крошечных черных башмачках.

На беленькой шейке была черная бархатная ленточка;

головка вся была в темно-русых кудрях.

(Сонечка)

Знал, что нехорош собой, каждый намек  на наружность больно оскорблял,  умные глаза, приятная улыбка, воображал,  что нет счастья на земле для человека с таким  широким носом, толстыми губами и маленькими  серыми глазами, все отдал бы за красивое лицо. (Николенька)

Знал, что нехорош собой, каждый намек

на наружность больно оскорблял,

умные глаза, приятная улыбка, воображал,

что нет счастья на земле для человека с таким

широким носом, толстыми губами и маленькими

серыми глазами, все отдал бы за красивое лицо.

(Николенька)

В какой атмосфере жил Николенька, как относились к нему окружающие? Давайте «перелистаем» самые радостные, светлые эпизоды в его жизни: охота, игры с ребятами, общение с родителями, открытие радости чистых молитв, первая влюбленность, первый бал.

В какой атмосфере жил Николенька, как относились к нему окружающие?

Давайте «перелистаем» самые радостные, светлые эпизоды в его жизни: охота, игры с ребятами, общение с родителями, открытие радости чистых молитв, первая влюбленность, первый бал.

- А какие потрясения пережил Николенька?  Были ли в его жизни поступки, которых он стыдился? - Почему такой добрый и честный Николенька принимает участие в этой постыдной забаве? - Как рождается в нем сострадание, раскаяние?

- А какие потрясения пережил Николенька?

Были ли в его жизни поступки, которых он стыдился?

- Почему такой добрый и честный Николенька принимает участие в этой постыдной забаве?

- Как рождается в нем сострадание, раскаяние?

Особенностью героя является то, что он беспощаден к самому себе. Всегда ли вы критически оцениваете свои поступки? Бываете ли беспощадны к себе?

Особенностью героя является то, что он беспощаден к самому себе.

Всегда ли вы критически оцениваете свои поступки? Бываете ли беспощадны к себе?

Для Толстого важны не те события, которые происходят вне человека, а те, какие изменения по их влиянием совершаются внутри, в душе человека, то, что составляет его внутреннюю жизнь. В письме к брату Толстой писал: «Хочу узнать не только то, как ты живешь, но что занимает твои мысли». Стремление понять себя и людей – характерная черта героя, диалектика души. Это – путь к познанию себя, людей, человечества. Подумайте, может ли человек прожить жизнь, не совершая дурных поступков?

Для Толстого важны не те события, которые происходят вне человека, а те, какие изменения по их влиянием совершаются внутри, в душе человека, то, что составляет его внутреннюю жизнь.

В письме к брату Толстой писал: «Хочу узнать не только то, как ты живешь, но что занимает твои мысли».

Стремление понять себя и людей – характерная черта героя, диалектика души. Это – путь к познанию себя, людей, человечества.

Подумайте, может ли человек прожить жизнь, не совершая дурных поступков?

- В народе говорят: «Жизнь учит». А какие уроки получил главный герой «Детства»; Чему научили его близкие люди? (-жить не для себя, а для других; - любить людей, быть добрым; - видеть в каждом человеке хорошее; - защищать слабых и униженных; - не врать; - не поддаваться обаянию красивых мальчиков; - уметь сострадать людям Учили не уча, а образом собственной жизни).

- В народе говорят: «Жизнь учит».

А какие уроки получил главный герой «Детства»; Чему научили его близкие люди?

(-жить не для себя, а для других;

- любить людей, быть добрым;

- видеть в каждом человеке хорошее;

- защищать слабых и униженных;

- не врать;

- не поддаваться обаянию красивых мальчиков;

- уметь сострадать людям

Учили не уча, а образом собственной жизни).

 Какими бы вы «нарисовали» героев, прочитанных вами глав из «Детства»? Мы оставили Николеньку Иртеньева на пороге трудной жизни: нет больше любимой матери, умирает няня, Карл Иванович стар, отец занят своей жизнью. - Сумеет ли мальчик устоять во взрослой жизни, сохранить лучшее, что дали ему близкие люди?

Какими бы вы «нарисовали» героев, прочитанных вами глав из «Детства»?

Мы оставили Николеньку Иртеньева на пороге трудной жизни: нет больше любимой матери, умирает няня, Карл Иванович стар, отец занят своей жизнью.

- Сумеет ли мальчик устоять во взрослой жизни, сохранить лучшее, что дали ему близкие люди?

Глава «Наталья Савишна».

Глава «Наталья Савишна».

Домашнее задание

Домашнее задание