Название произведения. Автор (ФИО). Жанр. | Персонажи (герои) произведения, краткая характеристика. | Краткое содержание (сюжет) | Тема и основная мысль произведения | Чему учит произведение |
«Как мужик камень убрал» (1875) Лев Николаевич Толстой (1828-1910) Басня | Мужик – простой и необразованный, но очень смышлёный и находчивый. Инженеры – учёные, образованные, но не умеющие думать самостоятельно. | Созвали однажды умных инженеров, чтобы те разработали план, как убрать с дороги огромный камень, который мешает движению на площади. Инженеры начали придумывать сложные планы: взорвать камень, пригнать огромный каток, которые стоили больших денег. Один простой мужик предложил убрать камень в разы дешевле и проще: выкопать яму и сбросить в нее камень, а оставшуюся землю разровнять. Тогда мужику заплатили вдвое больше, чем он запросил, за сообразительность. | Тема Как простой мужик предложил легкое и дешевое решение, до которого не могли додуматься профессионалы. Главная мысль Иногда простое решение самое верное. Важна не только сила, но и смекалка. Простой народ порой разумнее, чем богатые и образованные. | Рассказ учит не искать трудностей там, где их нет. Учит смекалке и находчивости. Учит проявлять инициативу. Учит находить необычные решения, мыслить нестандартно, творчески. Не быть жадным. Народ обладает смекалкой. |